Проблема ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ГУМАНИЗМА

Сочинение

Современная жизнь протекает в мире больших скорос­тей и технократии. Человеку кажется, что жизнь слиш­ком коротка для того, чтобы отвлекаться по мелочам. Следу­ет поставить перед Собой главную цель и изо всех сил стремиться к ее осуществлению.

Поэтому в понятие отвлекающих “мелочей” нередко попадают отзывчивость, взаимопомощь, сострадание, милосердие – все то, что составляет главную суть человеческой природы. И все это можно определить одним названием – гуманизм.

Мне кажется, что нынешнее время как никогда нужда­ется в

истинных гуманистах и гуманности. Особенно если учесть ту атмосферу мнимой духовности, которая окружа­ет нас сегодня. Но достижима ли идея установления цар­ства истинной гуманности в настоящее время?

В романе братьев Вайнеров “Эра милосердия” капитан Жеглов категорично заявляет: “Милосердие – это попов­ское слово”. Тем самым он подчеркивает, что путь мило­сердия не годится не только для карательных органов – милиции, но и для всех и каждого, кто живет с ним в одной стране. Вот откуда наше сегодняшнее стеснение со­вершить добрый поступок, сказать приятные слова роди­телям или друзьям. В детстве

каждому из нас приходи­лось сталкиваться с ситуациями, когда взрослые говорят одно, а делают совершенно по-другому.

И если именно в детском возрасте закладывается будущий характер чело­века, то я думаю, что все мы получали и получаем не лучший пример для подражания.

Не знаю, как для кого, а в моем представлении гума­низм связывается с понятием интеллигента и интеллигент­ности. Интеллигент, как говорил профессор А. Лосев, это не тот человек, который обладает многими знаниями, ху­дожественными способностями или имеет определенную профессию. Интеллигентен “тот, кто блюдет интересы об­щечеловеческого благоденствия”.

Но если существует тесная связь между интеллигент­ностью и гуманностью, зависимость между первым и вто­рым, то следует признать, что от гуманизма мы отказа­лись еще в 1917 году. Художественная литература дает много примеров того, что интеллигент после октября 1917 года воспринимался как существо неизмеримо хуже и гаже любого простого человека.

Яркий пример тому мы видим в романе А. Фадеева “Раз­гром”.

Интеллигентность Мечика, по мнению Морозки, таит в себе угрозу делу пролетариата. Для него, как и для остальных представителей его социальной среды, нет на земле ничего более мерзкого и опасного, чем интелли­гентность. Роман завершается “неслыханным гнусным предательством” Мечика – неизбежным следствием ин­теллигентской неполноценности.

10 стр., 4601 слов

Проявление милосердия в жизни. что такое милосердие? (Пример ...

... мыслей, чтобы другому человеку стало лучше, чтобы он почувствовал поддержку. Завершить свое сочинение на тему милосердия в нашем мире хочу призывом. Давайте будем милосерднее, ведь чем больше в ... милосердие по своему. Как по мне, то это гуманность, доброта, умение почувствовать чужую боль, но не только почувствовать, но и попробовать облегчить ее. Если говорить о примерах, ...

В чем она заключается?

Прежде всего Мечик недостаточно грязен (!): “Ска­зать правду, спасенный не понравился Морозке с пер­вого взгляда.

Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчемные люди, ко­торым нельзя верить”.

Еще одним важным признаком человеческой неполно­ценности Мечика является моральность. Он, например, хра­нит под подушкой выцветший снимок любимой девушки. Даже ощутив едкую горечь стыда за свою интеллигент­скую слабость и в решительную минуту порвав снимок на мелкие клочки, Мечик не может до конца преодолеть свое­го отвращения к простоте нравов своих новых товарищей.

Но третий признак неполноценности героя оказывается самым опасным для дела революции. Он заключается в том, что Мечик не может примириться с жестокостью и сочув­ствует чужому горю. Вспомним эпизод с экспроприацией свиньи у корейца или эпизод, когда нужно умертвить ра­неного бойца Фролова, чтобы оторваться от преследования японцев.

Считая жалость, сочувствие, доброту и человечность признаками интеллигентности, а интеллигентность – мел­кобуржуазностью, новая власть с детсадовского возраста насаждала новую идеологию – идеологию отрицания гу­манности.

Именно этому посвящено стихотворение поэта П. Ко­гана, написанное в 1939 году. В нем рассказывается о пре­подавании в детском саду классовой бдительности и вос­питании классовой ненависти. В роли врагов выступают куклы.

Воспитатель предлагает детям взять палки и пока­зать куклам-“буржуям” свою классовую ненависть.

Но среди детей находится мальчик Володя, у которого расправа с куклами вызывает “неправильное” чувство со­страдания, и воспитательница называет его “буржуазным гуманистом”.

Невозможно себе представить, что кличка “буржуаз­ный гуманист” дана шестилетнему ребенку. А между тем в стихотворении Е. Винокурова, которое написано в 1964 году, с легкой иронией утверждается, что лет двадцать пять назад справку о политической развитости ему выдал дет­ский сад. Неправда, что для гуманизма еще не пришла пора. Наоборот, мне кажется, что как раз сейчас для него самое время.

Как мы убедились, корни нынешнего лицемерия и лживого гуманизма лежат довольно глубоко. Но если каждый из нас будет контролировать свою речь и свое поведение в общественных местах, особенно при детях, то можно не сомневаться, что уже в ближайшем будущем мы обязательно получим реальные плоды на­стоящего, а не лживого гуманизма.