Мое первое впечатление о герое романа М. Ю. Лермонтова » Герой нашего времени»

Сочинение

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Мое впечатление о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во многом можно назвать автобиографичным. В образе Мастера можно проследить черты самого Булгакова. Автор «подарил» герою фрагменты своей биографии.

Мастер появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы уже успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей. Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа, на Мастера начались настоящие гонения в печати. Его незаслуженно ругали, унижали, оскорбляли. В конце концов, герой был доведен до сумасшествия. Мастер сжег свое детище и сам направился в «дом скорби». Именно там с ним впервые и знакомится читатель.

Описание Мастера дается глазами Ивана, и сначала мы видим, что это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». И сразу мы обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол.

Бездомный рассказывает гостю историю своего попадания в психиатрическую лечебницу, и читатель неожиданно узнает, что перед ним предстал автор романа о пятом прокураторе Иудеи. Далее нам наконец-то рассказывается история самого Мастера и его возлюбленной. Он был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала его к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.

А затем появляется Маргарита! Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! Встреча героев предназначалась свыше. Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»

3 стр., 1017 слов

Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Бедные люди»

... Пристальное внимание теме «маленьких людей» уделял Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»). Своеобразный итог подвел А. П. Чехов. Образ «маленького человека» часто появляется в его рассказах ... пойти на жертву и выйти замуж за богатого негодяя Лужина. Родион Романович — особый тип «маленького человека». Забросив учебу, он совершенно опустился. Бывший студент живет в комнате, ...

С появлением Маргариты в роман входит излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Каморка Мастера оживает, становится много уютней благодаря заботливости его возлюбленной. Эти персонажи живут в обособленном мирке, где существуют лишь Он, Она и Роман. Так входит в произведение важнейшая для писателя тема творчества. «Тот, кто называл себя Мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное… Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита становится вдохновительницей Мастера, живущей исключительно для него и его творчества. Кстати, стоит заметить, что она единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования.

К сожалению, вечное пребывание в уютной каморке было невозможно, Мастер закончил свой роман и вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..» В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения. Здесь Булгаков поднимает проблему истинного и ложного творчества. Он убежден, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума обеспечивают произведению настоящее бессмертие. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума.

Я думаю, Булгаков назвал свой роман «Мастер и Маргарита», потому что это важнейшие герои произведения. Именно через них писатель вводит в роман тему истинного и ложного творчества. Именно Мастер написал роман, который проходит через все произведение и поднимает еще целый ряд философских вопросов и проблем. А Маргарита – та, которая всегда сопровождала своего возлюбленного. Только благодаря Маргарите Мастера вызволили из психиатрической лечебницы и вернули к жизни его роман.

Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

Особенности личности изучаемого человека

Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется, прежде всего, особенностями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной степени направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта. В результате экспериментов было установлено, что на содержание складывающегося у людей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определенного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.

5 стр., 2305 слов

Мое впечатление от романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

... смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним. Мое впечатление о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во ... определить, какие же именно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях. Эталоны У каждого человека под влиянием общества, членом которого он ...

Особенности личности воспринимающего человека

Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет – более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным – зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует закономерность: «Внешние причины действуют через посредство внутренних условий… Всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается»[1] Интересно определить, какие же именно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях.

  • Эталоны

У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны. При познании одним человеком другого эти эталоны играют роль «мерок», которые, образно говоря, прикладываются к познаваемой личности и дают возможность отнести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов», которая сформировалась у познающего субъекта.

  • Стереотипы

У человека – субъекта познания других людей — всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Действительно, довольно часто, оценивая человека как агрессивного, люди проявляют тенденцию оценивать его и как высоко энергичного, а оценивая его как доброго, приписывать ему при этом честность. Это явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней качествам к какому-то «классу» лиц получило название «стереотипизация», а «наборы качеств, которые человек «придает» познаваемой им личности, — «оценочными стереотипами». В переводе с греческого «стереотип» означает «твердый отпечаток». Это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.

  • Собственное поведение оценивающего субъекта

В очень интересном по использованным методическим приемам исследовании Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерыва, то работу другого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда во второй части эксперимента испытуемым было предложено сказать, какой из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они почто все ответили, что первый.

6 стр., 2755 слов

Мое впечатление о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности. Особенности личности воспринимающего человека Хотя первое впечатление о человеке в первую ... человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности ...

  • Проецирование

Дальнейшие исследования показали, что в процессе формирования первого впечатления участвует процесс «проецирования», заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывая ему черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать. В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу. Сеарс в своих опытах выявил несколько другой тип «проекции». По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть и на самом деле видит черты, которые могут быть отрицательными и характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали развитие этих черт у человека, предложенного им для оценки, значительно выше. Чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами. Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа.

  • Уверенность в себе

Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе. Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Первое впечатление – самое ли верное: почему оно бывает обманчивым

Заблуждения случаются нередко, особенно если новый знакомый всеми силами готовился к встрече. Можно выделить 3 основные группы неточностей:

  • Отношение. Оно может оказаться неправильным по довольно простой причине. Каждый из нас считает самого себя значимым, уважаемым, в некоторых моментах восхитительным, и подсознательно также мы относимся ко всем вокруг при первом знакомстве. Естественно, что при этом очень легко переоценить личностные качества собеседника. Разочарование будет очень неприятным.
  • Привлекательная внешность. Симпатичные люди воспринимаются как доброжелательные, дружелюбные, отзывчивые и умные. По-другому подсознание работать не умеет. Чтобы избежать ошибок, достаточно продолжить общение, и довольно скоро станет ясно истинное положение вещей.
  • Преобладание над собеседником. Оценивая одежду, аксессуары и другие внешние атрибуты мы можем отнести его к своему социальному классу или поставить выше/ниже себя. В действительности многие успешные люди избегают траты денег на дорогие бренды, в то время как не слишком богатые влезают в кредиты, чтобы обзавестись телефоном, одеждой, машиной, которые им не по карману.

Никто из нас не застрахован от ошибок. То, какое может быть первое впечатление о человеке – правильное или неправильное, выяснить удастся позднее, иногда для этого нужно много времени. Поэтому не старайтесь сразу оборвать связи, если незнакомец оказался категорически несимпатичен вам – дайте ему второй шанс.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях ... колеблются впечатления дня и желание от них отрешиться, и обычно первое побеждает... Дневное психическое состояние человека ... выступает Надземное… На границе сна уже вторгаются тонкие впечатления… Можно отметить, какую яркую и убедительную реальность ...

Верно ли первое впечатление

Вы можете всего за 4 секунды произвести на человека впечатление, а потом 4 года бороться с ним, если это впечатление оказалось негативным. В течение нескольких первых секунд наше подсознание делает выводы о его или ее общественном положении и индивидуальности. Тот факт, что большинство из этих выводов окажутся неверными, нас мало тревожит. Нам нравится думать, что мы можем мгновенно оценить человека. Еще более опасным первое впечатление становится в случаях, когда оно определяет наше будущее отношение к человеку. Если нам кто-то не нравится с первого взгляда. Велико искушение вести себя по отношению к нему или к ней негативно. В таком случае собеседники, вероятно, ответят нам тем же. И это нас порадует, поскольку наше первое впечатление подтвердится, и мы будем довольны своей способностью сразу распознать дурного человека. Насколько же верное представление о человеке дает нам первое впечатление? Первые восприятия, как правило, дают индивиду знание об основных особенностях внешнего облика ранее незнакомого человека – о его поле, росте, телосложении, примерном возрасте, характере оформления внешности. В первом впечатлении почти всегда находят отражение какие-то проявления экспрессии и какие-то действия человека, являющегося объектом восприятия и оценки.

Тем не менее, образ человека, складывающийся у индивида на основе первого впечатления, всегда содержит неточности, а оценка им черт личности этого человека сплошь да рядом может оказаться поспешным обобщением. Говоря о трудностях правильного суждения о человеке по первому впечатлению, уместно вспомнить слова Ф.М. Достоевского, который, говоря о недостатках простой фотографии фактов, тем самым предостерегал против опасных безапелляционных суждений о людях только на основании первых впечатлений. «Фотографические снимки, — писал Ф.М. Достоевский, — чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редки только мгновенья человеческое лицо выражает главную свою черту свою, свою самую характерную мысль… Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным»[2]

Мои впечатления от романа Льва Толстого «Анна Каренина»

5

3 стр., 1375 слов

Разработка по русскому языку «Создание текстов разных жанров ...

... повторили типы и стили речи. К какому стилю речи можно отнести сочинения, написанные в этом учебном году? (публицистическому) Вспомните и перечислите жанры публицистики. Жанры публицистического стиля Рецензия Отзыв Очерк Статья ...

(1)

Роман Льва Толстого «Анна Каренина» — очень интересное произведение о сложностях в жизни людей, которые существовали в непростое время, одновременно с тем принадлежали к высшему обществу. В центре всего романа находится история Анны Карениной, влюбленной, но вместе с тем несчастной женщины, которая находится в сложной жизненной ситуации. Достаточно интересна также история Константина Левина в связи с тем, что образ Левина во многом повторяет характер самого автора произведения — Льва Толстого.

Меня очень поразила и жизненная ситуация, в которой оказалась Анна Каренина. Сегодня нередко от людей можно услышать, что в любой, даже самой сложной ситуации, есть какой-то выход. Образ Анны Карениной и ее проблемы хорошо показывают всем, что иногда бывает так, что никакого выхода для человека нет.

Именно поэтому главная героиня так сильно страдала. Она понимала, что должна нести ответственность за свои решения. Когда она любила своего мужа, родила от него сына, которого обожала, но из-из-за черствости мужа ее любовь к нему развеялась. Место в ее сердце занял другой человек, но она не могла быть с ним, поскольку любила сына, которого забирает с собой нынешний ее муж.

В современном мире, быть может, в такой ситуации выход и нашелся бы, но во времена Анны Карениной изменить мужу означало страшно опорочить себя. Отчаяние несчастной женщины привело ее к жестокому самоосуждению, она начала обвинять себя в собственных чувствах, но эти чувства человеку иногда и вовсе неподвластны. В итоге она оказалась в тупике и покончила с собой, мне очень ее жалко.

Не столь сильно, но тоже впечатляюще выглядит история Константина Левина. На его примере можно увидеть, как сложно живется человеку, находящемуся в вечном поиске.

С одной стороны, человек стремится ко всему новому и тем самым развивается, с другой стороны, никакого потолка для развития просто не существует, а это заставляет человека страдать.

Чем больше ты знаешь, тем меньше ты понимаешь в мире. Мне жаль Константина Левина, ведь через эту свою особенность он был обречен быть несчастным.

Человек этот был очень правильным, имел хорошие манеры, относился к окружающим довольно терпимо и уважительно. Хорошее его качество — это желание познания, которое оборачивалось для него наказанием.

Лев Николаевич Толстой — настоящий мастер пера, ему удалось показать редкие, но очень драматические жизненные ситуации и обычных людей, которые пытаются найти выход из сложного положения. Я действительно впечатлен романом в целом и историями Анны Карениной и Константина Левина в частности. Эти люди уникальные, вряд ли можно познакомиться с подобными жизненными примерами в реальности.

5 / 5. 1

Как произвести первое впечатление

присоединения

Что влияет на первое впечатление

Психологи и социологи давно изучают механизмы формирования убеждений о чем-либо в этом мире. Их исследования позволили выявить психологические эффекты, способных в корне изменить наше восприятие объективной реальности.

16 стр., 7968 слов

Критики о романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

... “Анна Каренину”, - подытоживал свои впечатления историк и общественный деятель А. С. Пругавин. Важнейшая отличительная черта подлинного искусства, любил повторять Лев Толстой, его способность “заражать чувствами” других людей, ... то и дело вспоминали Анну и Кити, Стиву и Левина, как своих давних знакомых, обращались к героям Толстого, чтобы ярче обрисовать реальных людей, объяснить и передать ...

стереотипов

  • эффект первичности утверждает, что наибольшую ценность представляет именно первая информация, полученная от восприятия другого;
  • эффект бумеранга – действие равно противодействию, то есть попытка навязать впечатление произведет обратный эффект;
  • эффект ореола : имея положительные ожидания от человека, первое впечатление будут искажено преувеличением всех его приятных качеств и игнорированием отрицательных. Это по сути идеализация.

Эффекты имеют место при любом знакомстве. Они могут быть выражены больше или меньше. Воспринимая другого человека, мы прежде всего воспринимаем то, что выгодно нам. Таким образом, мы подтверждаем наши ожидания.

Из чего состоит первое впечатление о человеке?

Действительно тема интересная. Ведь первое впечатление о новом знакомом закладывает первоочередное и долгосрочное отношение к каждому человеку. И очень часто, чтобы изменить мнение о человеке после первого знакомства, должно пройти длительное время. Достаточно интересным является то, что на первый взгляд тема простая, но о первом впечатлении человека ведутся целые научные исследования.

Как ни крути, а встречают нас по одежке

И неудивительно, что эта тема рассматривается наукой со всех сторон. Ведь очень часто бывает, что именно это первое впечатление не является достоверным, или просто есть обманчивым. В общем, проанализировав мнения о первом впечатлении, можно выделить следующие составляющие процесса:

  • внешний вид и его оформление . Это самый первый компонент первого впечатления. Ведь, в основном, при знакомстве с человеком обращается внимание именно на одежду, прическу, обувь, чистоту тела, рук и т.п. Это психологическая особенность каждого считать, что чистота, аккуратность, вкус в одежде обязательно указывают только на положительные качества нового знакомого человека;
  • поведение человека . Уверенность всегда указывает о сильном духе и значимости человека. Поэтому на это также обращается особое внимание;
  • манера общения . Всегда ценили и ценят воспитанных людей. Ведь, быть воспитанным и сдержанным – это также большой труд над самостоятельной работой;
  • эмоциональное состояние . Положительный и улыбчивый человек привлекает к себе внимание, и хорошо воспринимается окружающими;
  • осанка . Именно красивую осанку принято считать показателем уверенности и достоинства человека. Поскольку сутулость сигнализирует о противоположных качествах человека.

11 стр., 5474 слов

Психология педагогического общения

... других более широких планов взаимодействия людей [4,с.327]. Процесс педагогического общения подчиняется ряду закономерностей, которые обычно называют «эффектами». Эффект имиджа. В восьми из десяти случаев основное впечатление на класс первоначально оказывает ...

Видите, как осанка меняет человека?

Также рассматривая эффект первого впечатления, были выделены следующие закономерности:

  • обаятельный человек по внешним критериям оценивается лучше по сравнению с менее привлекательной личностью;
  • внимательность и уважение к собеседнику оценивается больше, чем невнимательность. Кстати, это касается не только процесса общения;
  • если человек преобладает в разговоре или в психологическом восприятии, значит, его также оценят выше всех других;
  • умение хорошей самоподачи себя людям всегда привлекает позитивное внимание со стороны окружающих;
  • поддержка и восхищение новым знакомым вашими собеседниками заложит в вас только хорошие особенности этого нового человека;
  • радостный человек, независимо от присутствия улыбки на лице, всегда кажется таким, которому можно доверять;
  • эффект первого впечатления работает уже с первых минут общения или наблюдения за человеком;
  • приятный запах от человека также влияет на хорошее первое впечатление.

Искренне улыбка задает многое