Познание и жизнь неотделимы познание начинается с удивления

Основной идеей данного высказывания является то ,что чтобы иметь целостное представление человеку о природе, он руководствуется подсказками чувств и разума одновременно.

Автор данного высказывание Франческо Патрици (1527-1529) – знаменитый итальянский и хорватский философ утверждает то, что процесс познания всегда предполагает взаимодействие разума и чувств.

Я согласна с автором данного высказывания, и поддерживаю его точку зрения. Обратимся к теоретическим аргументам.

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Разделяют несколько видов познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, социальное, художественное и самопознание. Однако вне зависимости от того, какой вид познания главнее в той или иной ситуации, мы используем как наши чувства, так и наш разум.

К середине XIX века было уже открыто 63 химических элемента. И разными учеными делались попытки найти закономерности этого набора. Д.И.Менделеев знал об этих исследованиях. Но в отличие от Ю.Л.Мейера он учел атомные веса элементов, о чем сначала сообщил ведущим химикам мира, а затем опубликовал свое открытие в статье “Соотношение свойств с атомных весомы элементов”. Гениальность прозрения Д.И.Менделеева заключалась в том, что он в своей “периодической системе” оставил несколько клеток пустыми! О чём до него никому в голову не приходило. И таким образом известные элементы “вписались” в закон Менделеева. Более того, он имел большую внутреннюю уверенность, что существуют ещё неоткрытые элементы, для которых он оставил пустые клетки. Как показала жизнь, он оказался прав.

Познание имеет два уровня – чувственное познание и рациональное познание. Различия между ними не временное, а качественное: первая ступень- низшая, вторая- высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

В 1519 г. испанская флотилия из пяти кораблей под командованием Магеллана отправилась на поиски западного пути из Европы к Пряным островам (Молуккские острова), так как восточный путь контролировался португальцами. После длительного плавания через Атлантический океан и вдоль берегов Южной Америки экспедиции удалось отыскать пролив (названный позже Магеллановым), соединяющий Атлантический океан с неведомым тогда огромным океаном. Магеллан назвал его Тихим. Только через 14 месяцев после начала плавания путешественники вышли через пролив в Тихий океан. Во время этой экспедиции Магеллан получил большое количество знаний о мире и тем самым познал его.

13 стр., 6275 слов

Элементы теории множеств

... которое может выражаться словами, математическими уравнениями, неравенствами. Если для данного элемента условие выполнено, то он принадлежит определяемому множеству, в противном случае не принадлежит. Характеристическое условие может состоять ...

Из выше перечисленного могу сделать вывод о том, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Познание невозможно без использования органов чувств, ровно как и невозможно без размышлений над объектом познания.

Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2018

Критерий Балл Комментарий
К 1. 1 Смысл высказывания раскрыт: верно выделены несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, сформулированы несколько тезисов в контексте высказывания.
К 2. 2 В контексте выделенных идей и тезисов приведены связанные между собой объяснения ключевого понятия, теоретические положения, рассуждения, выводы.
К 3. 1 Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения
К 4. 2 Приведено из различных источников не менее двух корректных, развернуто сформулированных фактов / примеров ,явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

Общий балл: 6 (из 6-ти возможных)

Положительные стороны работы:

  1. Автор эссе, несмотря на сложность избранной темы, дает развернутую теоретическую аргументацию, упоминает о различных философских позициях в области теории познания. Изложено определение понятия “познание”, указаны два уровня – “чувственный” и “рациональный”, рассмотрено соотношение этих уровней, и в этом ключе высказана собственная позиция.
  2. В мини сочинении есть промежуточные выводы и рассуждения, направленные на раскрытие сути высказывания Ф. Патрици.
  3. Пример, почерпнутый из области истории химии, не только обосновывает занимаемую автором мини-сочинения позицию, но и является содержательным и интересным.
  4. Заключительный вывод представляет собой краткое выражение того сущностного понимания высказывания Ф.Патрицы, которое было последовательно изложено по ходу предшествующего рассуждения.

Рекомендации:

  1. Второй пример, почерпнутый из истории географических открытий, не достаточно явно иллюстрирует высказываемый тезис о том, что знание является единством чувственного и рационального. Необходимо было пояснить данный пример дополнительным рассуждением. Например: “Бывает и так, что гипотеза, выстроенная разумом, не подтверждается опытом”. При этом, лучше переставить этот пример на абзац выше. Тогда сохраняется логика рассуждения, а два примера звучат как тезис в пользу примата разума и антитезис в пользу примата опыта. Вместе – обосновываемое единство.

Эссе 38(2)/ Пользователь: Марина Яремчук/ г. не указан/ дата загрузки 25.02.2018

«Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств»

(Ф. Патрици)

Данное высказывание говорит о том, что любое познание имеют сложную структуру. То есть, благодаря чувствам у нас возникает потребность, которая зарождает мысленную деятельность в разуме. Каждый элемент структуры познания синтезируется с друг другом и не может существовать отдельно. Этот процесс не теряет своей актуальности, так как ученые до сих пор изучают его и с каждым днем узнаю что-то новое.

Автор считает, что процесс познания невозможен без взаимодействия рационального и чувственного уровня.Ведь чтобы получить представление и знания об окружающем мире могут дать лишь оба уровня.

Я не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, ведь познание невозможно без использования органов чувств, как и невозможно без мыслительной деятельности.

Что же такое познание? Познание – это процесс деятельности, главным содержанием которого является отражение объективной реальности в сознании человека, а продуктом (результатом) деятельности выступают приобретённые знания. Существуют два уровня познания

  • чувственное (осуществляется органами чувств)
  • рациональное (осуществляется по средствам мышления).

Начало этому процессу дают наши органы чувств, которые вызывают мыслительную деятельность в разуме человека, то есть создается переход в рациональный уровень познания. Следовательно, на первом месте стоят чувственные процессы.

Например: В первобытном мире человек жил без огня. Вскоре при случайной добычи его, люди не сразу нашли ему применение. Уже в процессе познания, благодаря чувственному уровню, индивид понял, что огонь излучает тепло и свет. И в процессе рационального познания придумали применение данному «чуду».

Существуют 2 метода получения научного познания

  • теоретический (К нему относится анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, теоретический эксперимент и абстрагирование)
  • эмпирический ( К нему относиться наблюдение, сравнение, описание и эксперимент.)

Но и эти методы получения научного познания не существуют в чистом виде. Каждых процесс познания пересекается и синтезируется вместе.

Например: Возьмем “Собаку Павлова”. Ученый Павлов сначала изучил все материалы о рефлексах, а после сформулировал теорию. В процессе познания были задействованы 2 метода. И без их участия в процессе изучения невозможно было выявить результат.

Таким образом, можно сделать вывод, что все уровни и методы синтезируются между собой. А так же процесс познания был бы не полон или вовсе был невозможен.

Имя: Марина Яремчук

Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2018

Критерий Балл Комментарий
К 1. 1 Смысл высказывания раскрыт: верно выделены несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса.
К 2. 2 В контексте выделенных тезисов приведены связанные между собой объяснения ключевых понятий, теоретические положения, рассуждения, выводы.
К 3. 1 Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
К 4. 2 Приведено из различных источников не менее двух корректных, развернуто сформулированных фактов / примеров ,явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

Общий балл: 6 (из 6-ти возможных)

Положительные стороны работы:

  1. В эссе представлено достаточно глубокое понимание соотношения чувственного и рационального познания. Дано определение понятия “познание”, указаны его уровни. Кроме того, перечислены уровни научного познания. Теоретическая часть основана на научном понимании эпистемологической проблематики.
  2. Высказана и обоснована собственная точка зрения.
  3. Практическая аргументация представлена двумя развернутыми примерами из различных источников – истории и биологии.
  4. В выводе резюмируются предшествующие рассуждения.

Рекомендации:

  1. Рекомендуется более внимательно относиться к используемым речевым оборотам. Принято говорить не “мысленная деятельность”, а “мыслительная деятельность”. Исправляйте несогласованные предложения: “Ведь чтобы получить представление и знания об окружающем мире могут дать лишь оба уровня”.
  2. Избегайте повторов. 1-й абзац: “. которая зарождает мысленную деятельность в разуме”. 6-й абзац: “. которые вызывают мыслительную деятельность в разуме человека”.

Эссе «От удивления к познанию»

Скажите, найдется ли среди вас тот, кто будет отрицать, что мир вокруг наполнен удивительными вещами? Уверен, что подобных людей совсем мало. Но говорить они будут о чем-то из ряда вон выходящем. А ведь нередко нас окружают такие вещи, которые видит каждый, но не осознает, насколько они удивительные. Вот и получается, что проходят люди мимо чудес расчудесных да красот распрекрасных. А могли бы остановиться и начать удивляться, и становилось бы у них на душе намного радостнее, и были бы они счастливыми!

Сколько я себя помню, мы с моей семьёй всё время кого-то ловили, сажали в банки-коробки, кормили, изучали, а потом записывали свои наблюдения в толстые тетради, составляли научные работы и, что хлопотнее всего, защищали их.

А началось всё с отдыха в маленьком посёлке Краснодарского края, где мы со старшей сестрой Никой провели почти целое лето. На пороге нашего домика мы сразу заприметили пятнистых лягушат. Ну как не взять в руки и не рассмотреть поближе? Я был готов сделать это сразу же, не задумываясь, но сестра-шестиклассница, к тому времени уже начавшая изучать биологию, предупредила меня, что амфибии бывают разные и иногда даже ядовитые, а потому надо их исследовать в перчатках. Хорошо помню, как мы сажали лягушек в старый ржавый таз, наполненный пресной водой, и пытались кормить их собственноручно пойманными мухами и комарами. И что удивительно… прихлопнутые мухи целый день лежали на камнях в тазу, а лягушки не проявляли к ним никакого интереса! Напрасно пытались мы с сестрой накормить амфибий с руки, положив убитого комара им на нос. Комар оставался на морде у лягушки, а та таращила на нас глаза да недовольно гортанно потрескивала. А ведь совсем недавно я наблюдал, как в ветреную погоду другие пучеглазые гонялись за листиками, пытаясь проглотить их. Так где же кроется разгадка? Не пропустили мы тогда эту удивительную историю, стали читать умные книги и … нашли! Оказывается, амфибии не замечают неподвижные объекты. Будут сидеть в коробке на горе аппетитных толстых мух, но останутся голодными, так как просто не заметят предложенное лакомство.

Прошло время, и жизнь снова организовала нам встречу с удивительным созданием. В Болгарии нашли мы в Черном море у самого берега странное существо: по виду – мокрица-мокрицей, но зеленого цвета и живёт в воде. Поймали мы парочку этих существ, посадили в банку с морской водой, положили в неё бурые водоросли и отнесли домой для изучения. Долго мы не могли выяснить, что это за «мокрая» мокрица такая? Недели две прошло. И вдруг мы стали замечать, что наши питомцы цвет свой меняют: были зелёными, стали бурыми, как те самые водоросли, которые мы положили им в банку. Удивительно? Да! Оказалось, что наши существа являются морскими ракообразными со странным названием Идотея, чей цвет зависит от пищи, которую они едят. Поймал-то я рачков, которые питалась зелеными водорослями, а в банку положил им бурые листья. Вот они и поменяли свой цвет!

Постепенно я стал понимать, что удивительное рядом, только распахни глаза. С ним можно встретиться, например, в огороде у бабушки в Подмосковье. Никогда не догадаетесь, что пишу я сейчас о самом обыкновенном зеленом кузнечике! Правда, поначалу мы с сестрой приняли его за саранчу. Посадили в банку, накидали травы, капустных листьев, моркови и ягод – угощайся, наша гостья, ни в чем себе не отказывай! Прошло три дня, а зелени в банке не убавилось. «Странная какая-то саранча!» – подумали мы. И опять выручили книги. Прочитали мы о том, что люди часто путают саранчу с кузнечиком по внешнему виду и что главное их отличие заключается во вкусах: саранча травоядная, а кузнечик – хищник! Мол, дайте насекомому палец: если укусит, то точно кузнечик! Конечно, никто из нас рисковать своим пальцем не стал. Поймали муху и положили в банку. Надо было видеть, как оживилась наша «саранча», как накинулась на муху! Остались от неё только крылышки… Как я удивлялся тогда: ведь с детства помнил песенку про кузнечика, который «с мухами дружил»… Вот тебе и дружба! Да, прав был Козьма Прутков, заявивший, что “глядя на мир, нельзя не удивляться”

Но больше всего меня поразило существо с лесной опушки близ городка, названного в честь эстонского революционера Виктора Кингисеппа. Да, именно там я и встретился с сеголеткой живородящей ящерицы! Сеголеткой, потому что маленькая она была, совсем юная – родилась-то всего месяц назад этого (сего) лета. А живородящей её назвали потому, что детки у неё появляются на свет в прозрачных оболочках, а не в яйцах. Помню, схватил я маленькую ящерку за хвост, а она дернулась и побежала прочь от меня, оставив свой хвостик в моей руке. Я испугался, бросил его на стол и вдруг обнаружил, что хвост продолжает извиваться в разные стороны! Моему удивлению не было конца. Неужели хвост может жить отдельно от ящерицы? Конечно, я вновь зарылся в энциклопедии и узнал, что ящерицы являются пищей для многих птиц и животных. Вот и приходится им иногда рапрощаться с хвостом, только бы жизнь свою спасти. Это очень сложный способ защиты, который полностью контролирует мозг пресмыкающегося, то есть ящерица способна выбирать, пришло ли время расстаться со своим хвостом или нет. Я так хорошо изучил этот процесс, что даже придумал и смастерил целую электромеханическую модель отбрасывания хвоста ящерицей! Именно с этого и началось моё увлечение конструированием.

Что я могу сказать на прощание? Подобные встречи, наверное, случались в жизни многих людей. Сумели ли они поразить или оставили равнодушными? Не знаю. Мне кажется, что у каждого человека свой ответ на этот вопрос. Мою сестру соприкосновение с удивительным окружающим миром привело сначала в класс с биолого-химическим профилем, а потом и на биофак МГУ. А я благодаря этим встречам узнал много нового об окружающем мире, защитил не одну научную работу, познакомившись со многими интересными и удивительными людьми. Среди них есть учёный и ведущий программы «В мире животных» Николай Николаевич Дроздов, которому я даже немножко завидую.

Давным-давно великий философ Аристотель сказал, что познание начинается с удивления. Утекло много времени, и я, Коля, убедился в этом на собственном, пусть ещё небольшом опыте. Пройдут годы, я вырасту, многое узнаю, но я обещаю, что никогда не перестану удивляться тому, что дает нам жизнь!

Познание и жизнь неотделимы эссе: познание начинается с удивления

Хорошо помню тот момент, когда я впервые удивилась тому, что вообще живу. Мне было шесть, и я отчетливо помню место, где это случилось (наверное, потому, что это было важно для меня).

С тех пор меня, конечно, многое удивляло. Например, необычные жизненные повороты — неожиданные на первый взгляд, которые приводили к важным встречам, изменившим мою жизнь. Люди — те, которых я встречаю в своей реальной жизни или о которых читала. Конечно, книги, фильмы, музыка, которые открывают мне что-то новое о самой себе. Но, например, еще и первое цветущее дерево, которое встречается мне весной. Или вот буквально сегодня: яркое-яркое солнце после бури — огромный солнечный диск, внезапно заливший светом всю улицу.

Конечно, факт удивления сам по себе — это еще не философия. Но, как говорит Аристотель, удивление заставляет нас размышлять, познавать мир, а это единственное занятие, которое не приносит нам никакой видимой пользы и поэтому является единственно свободным.

Попробуем разобраться. Пифагор, впервые употребивший понятие «философия», говорил о «любви к мудрости». Любовь или, другими словами, стремление к «мудрости», к пониманию мира очень естественно для человека. Вспомните любого ребенка — ему важно знать, почему снег белый, а вода мокрая, чем слышат муравьи и почему, когда закрываешь глаза, видятся разные узоры. Но чем старше мы становимся, тем меньше у нас таких вопросов (хотя, признаться честно, на большинство из них у нас так и нет ответов).

Мы привыкаем к обстоятельствам своей жизни, мы все больше беспокоимся о заработке, о своем статусе в обществе, о хорошем отдыхе, о семье, о детях, об их благополучии. И когда ребенок спрашивает у нас: «Почему небо голубое?», мы отлично понимаем, что этот вопрос исчез когда-то у нас, исчезнет и у него, надо просто немного подождать.

Не могу не вспомнить Антуана де Сент-Экзюпери, который посвящает своего «Маленького принца» «тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг». И добавляет: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Почему же это так важно — задавать себе эти вопросы, не связанные с нашей практической жизнью, и искать на них ответы? Я думаю, все величайшие произведения — музыкальные, литературные, живописные — создавались именно тогда, когда их автор был чем-то удивлен — или вдохновлен, другими словами. Можно назвать это еще влюбленностью, будь то влюбленность в даму сердца, которая вдохновляет поэта, или в античную культуру, которая направляла художников эпохи Возрождения. Их произведения — это и есть тот самый поиск, свободный абсолютно от всех обстоятельств. Когда человек вдохновлен — его мечте не мешает ни отсутствие средств, ни нехватка времени, ни мнение окружающих. Когда, наоборот, нас ничто не удивляет, когда мы «уже все знаем», жизнь становится скучной и рутинной.

Но удивления как эмоции мало. Нас могут удивлять необычные пейзажи или милые видеоролики о животных. Однако, если за этой эмоцией не следует поиск, внутренняя работа, открытие, более глубокое понимание — тогда это не то удивление, о котором у нас идет речь.

Хорошим примером философского удивления может быть известное многим высказывание Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звездное небо над головой и моральный закон внутри меня».

Другой замечательный мыслитель, Мераб Мамардашвили, говорит, что философ — это тот, кто считает чудом то, что в этом мире вообще что-то есть. Потому что распад и хаос намного естественней, чем красота, или мысль, или чувство чести, достоинства. Действительно, когда встречаешься с проявлением доброты или честности — того, что Кант называет моральным законом, — это всегда удивительно. Но дело еще в том, что мы можем заметить только то, что нам созвучно. Только то, над чем размышляли сами. Мы можем оценить выбор человека, если сами сталкивались с подобными выборами (пусть не равнозначными, но требовавшими от нас похожих усилий).

Поэтому здесь возникает круг: наши размышления дают пищу новым удивлениям, и наоборот: то, что поражает нас, побуждает к новым осмыслениям.

Я иногда вспоминаю тот первый свой опыт размышлений о смысле жизни — конечно, у шестилетнего ребенка не нашлось тогда ответа, но сам вопрос актуален для меня и сегодня. Он расширяется, наполняется оттенками, дополнительными вопросами, промежуточными ответами. Но тяжелее всего, когда этот вопрос исчезает из поля зрения, тогда для меня очень важно вернуть его, найти то, что позволило бы снова удивляться жизни, радоваться каждому утру, то, чем хотелось бы делиться с друзьями. Это одновременно и просто, и сложно — потому что не происходит само по себе, а требует усилий. Это и есть философская работа — непростая, но очень интересная, полная открытий и — как говорил Платон — окрыляющая душу.

А чтобы это небольшое размышление было полезно вам, дорогие читатели, напоследок спрошу: «А что удивило вас вчера / за прошлую неделю / за месяц?» Не поленитесь ответить себе на этот вопрос. За такими ответами обычно скрывается много приятных сюрпризов.

SPARGANON

Школа дает знания только тем, кто согласен их взять

Страницы

пятница, 22 февраля 2013 г.

Учимся писать эссе- 2

Начинаем новый проект ЭССЕ – 2

25.02.2013

Первый этап:

  • “Познание и жизнь неотделимы” (Л. Фейхтвангер).

  • “Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли” (Демокрит).

  • “Приобретать познания еще недостаточно для человека,. надо уметь отдавать их в рост”(И.Гете).

  • “Видеть и чувствовать – это быть, размышлять-это жить” (У.Шекспир).

  • “Познай самого себя и через это познаешь мир” (Н.А. Бердяев).

Практически все кто заполнил анкету справился с выбором ключевых слов, но при определении темы и подбора понятий допущены ошибки. Ещё раз напоминаю, что тема эссе- это раздел(подраздел) курса обществознания, определяете по списку ключевых слов. Затем, определив тему, создаём набор основных понятия по этой теме.

Второй этап:

Выберите одну из предложенных тем и заполните анкету

“При выборе темы руководствуйтесь тем, что:

  • смысл темы должен быть ясен для вас;
  • тема должна быть для вас интересной;
  • вам есть, что сказать по данной теме (вы владеете понятиями и теорией, можете сопроводить их примерами, имеете личный опыт)

Помните, нет “лёгких” или “трудных” тем “вообще”. Есть темы, по которым есть что сказать именно вам, а есть темы, по которым именно у вас может не хватить убедительных аргументов”.

(Битюков К.О., Мордасов В.Г. как писать эссе по обществознанию в 2013 году: новые критерии, новые подходы. Учебное пособие.-СПб.: ООО “ЭлекСис”, 2013-60с.)

Третий этап:

В ветке комментариев “Примеры” разместить :

Выбранное высказывание

Тему эссе

Основные понятия и термины

Причины выбора темы эссе

Три примера(по одному ):

  • из истории
  • из СМИ
  • из других предметов

Обращаю внимание на то, что использовать примеры опубликованные другими учащимися не допускается.

Четвёртый этап

Заполните анкету

5 этап :

В рабочей тетради, напишите эссе на выбранную тему, предварительно выполнив задания предыдущих этапов. Ссылку на готовое эссе разместите в комментариях к данной теме. 4.04.2013

Просмотрите не менее трёх эссе своих одноклассников и напишите отзыв, по слеждующим вопросам: (7.04.2013)

  • Правильно ли автор эссе раскрыл смысл высказывания
  • Является ли основной тезис дискуссионным
  • Правильно ли подобраны аргументы
  • Оцените качество примеров

22 комментария:

ПРИМЕРЫ

В ветке комментариев “Примеры” разместить :

Выбранное высказывание

Тему эссе

Основные понятия и термины

Причины выбора темы эссе

Три примера(по одному ):

  • из истории
  • из СМИ
  • из других предметов

Обращаю внимание на то, что использовать примеры опубликованные другими учащимися не допускается.

“Приобретать познания еще недостаточно для человека,. надо уметь отдавать их в рост”(И.Гете).

Примеры:

  • из СМИ

Как писали газеты, что не всё люди используют свои познания полностью. Познание есть, но человек не знает как ими пользоваться, не знают как дать рост знаниям.

  • из других предметов

Например, математика, не достаточно просто знать теорему, что бы переменить её для решения задач нужно понимать её.

Аня. прочитай внимательно задание.

Выбранная вами тема

“Познание и жизнь неотделимы” (Л. Фейхтвангер)

Почему вы выбрали данную тему:

Я писал в 1 этапе по этой теме. Поэтому писать будет легче.

Основные понятия и термины

Понятия: 1)Знание; 2)познавательная деятельность; 3)онтология; 4)гносеология; 5)чувственное познание; 6)ощущение; 7)восприятие; 8)представление; 9)понятие; 10)суждение.

Термины: Агностицизм, априорные идеи, мыслительные операции, абстрагирование

1.Три примера:

1.1Исторический

Пётр I поехал в Англию для расширений своих морских познаний. Благодаря своему стремлению к познании, Пётр I Изучил строение Галлер ( Просмотреть ).

Там же Пётр I увидел, сделал вывод по поводу “чистых” лиц у европейцев (за бороду и волосы враг может схватить) и приказал рубить бороды в России.

1.2 Увы, не нашел. Если найду, допишу.

1.3 Увы. Нету. Если додумаюсь, допишу…

“Приобретать познания еще недостаточно для человека,. надо уметь отдавать их в рост”(И.Гете).

_______

Тема эссе:

  • Проблема познаваемости мира; научное познание.

_______

Основные понятия и термины:

Онтология, гносеология, агносиология, рациональное познание, умозаключение, понятие, суждение, эмпирическое познание, интеграция, самопознание.

________

Причины выбора темы эссе:

Это высказывание легко воспринимается.

________

Примеры :

  • из истории:

США выиграло гонку в лунной программе, оставив СССР позади себя. После того, как Америка пережила шок, что русские вывели свой первый в мире спутник, первыми облетели и сфотографировали обратную сторону луны, запустили первого человека в космос, у американцев оставался один только шанс – высадка на Луну.

Вот здесь, и началась проблема. Самое удивительное состоит в том, что американцы пошли по пути, который более всего был привычен СССР.

Эта гонка была проиграна СССР, потому что от довольно рядовой операции, из-за индивидуальной непереносимости наркоза, умирает Сергей Павлович Королев. В скорее погибает Юрий Алексеевич Гагарин.

21 февраля 1969 года, за полгода до старта АпПолон-11, Н1 стартовала без экипажа. Но на 69 минуте полета ракета взорвалась. Вторая Н1 взорвалась 3 июля 1969 года на стартовом столе. Стартовый комплекс был почти полностью разрушен.

  • из СМИ:

Как пишет ТАСС-Телеком, что “Россия отстаёт в суперкомпьютерной гонке”. Потому что в России нет такого центра, который структурно входил бы в министерство энергетики России, как например в США.

При этом закономерно не хватает сил на производство одной, по-настоящему, супер-супер ЭВМ, Ибо проблем при наборе каждой следующей высоты в этом деле не уменьшается, а парадоксальным образом прибавляется.

  • из других предметов:

Что бы понять теорему Пифогора, не достаточно знать, что “Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на го катетах “, но и нужно знать, что квадрат, построенный на гипотенузе, содержит 4 исходных треугольника, а квадраты, построенные на катетах, – по два.

«Познание и жизнь неотделимы» по тексту Фейхтвангер

Меня заинтересовало высказывание немецкого писателя еврейского происхождения Л. Фейхвангера.

Данное высказывание актуально в условиях постоянного получения людьми новых знаний.

Смысл данного высказывания состоит в том, что познание является неотъемлемой частью жизни любого человека.

Из курса обществознания нам известно, что познание — это процесс получения новых, ранее не известных знаний. Наука изучающая познание-гносеология. Существует два вида познания: чувственное — познание по средствам органов чувств и рациональное

Ученные выделяют следующие формы познания : художественная, иррациональная, социальная, научная.

Я полностью разделяю мнение автора.

Во-первых, человеческое познание начинается с момента рождения. Ведущим видом познания в первые годы жизни является чувственное. Дети все пытаются потрогать, попробовать на вкус.

Во-вторых, познание и жизнь слились воедино. То есть не существует человеческой жизни без познания чего — либо нового. Без познания невозможно развитие человека.

Только благодаря пытливости ума мы узнаем новые факты и получаем новые навыки.

В-третьих, если не будет познания, то жизнь человека превратится в существование. Основное отличие человека от всех других объектов природы заключается в его способности познавать и осознавать познанное.

Свои теоретические рассуждения хочу подтвердить примером из литературы. Евгений Базаров из произведения «Отцы и дети» И. С Тургенева всю жизнь увлекался медициной и естественными науками, проводил опыты с лягушками, собирал различных жуков и насекомых. Постоянный процесс познания помог ему сформироваться как личность.

Для многих людей действительно познание и жизнь слились воедино. Всю свою жизнь они положили на алтарь науки, занимаясь научными изысканиями и поисками истины. Одним из таких является русский ученный-энциклопедист Дмитрий Иванович Менделеев.

Среди наиболее известных его открытий является периодический закон химических элементов, более распространенное название — таблица Менделеева.

Подводя итоги своих размышлений хотелось бы подчеркнуть, что познание это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Каждый день мы узнаем что-то новое, ранее не известное нам.

Дайджест:

Можно ли согласиться с тем, что жизнь — это познание мира? Человек Приходит в этот мир для любви и добра. В жизни же доводиться встречаться нам с красотой и подлостью, радостью и горем, в ее духовной жизни бывают часы торжества и. .

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств Познание подразумевает осуществление процесса, связанного с постижением действительности и приобретением знаний. Еще древние люди предпочитали заниматься наблюдением за чем-то новым, таким образом, приобретая полезные сведения, касающиеся окружающего их мира, и. .

Человек познает мир разумом и чувствами Человек познает мир разными способами, но основную роль играют чувственное и рациональное познание. Сначала мы ориентируемся на органы чувств, а затем подключаем мышление. Чувственное познание ориентируется на данные природой основные. .

Лион Фейхтвангер Фейхтвангер родился в Баварии, с приходом к власти фашистов вынужден был эмигрировать во Францию, где активно занимается антифашистской деятельностью, в 1939 г. Попадает в концлагерь, бежит в США. В период. .

Влияние писателя на формирование личности. По тексту В. Быкова Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад Наша жизнь немыслима без книг. С авторами мы знакомимся постепенно: одних знаем с детских лет, другие открываются в юношеском возрасте, постигать третьих порой приходится всю жизнь. Именно к таким мастерам. .

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 9.1 Открытого банка заданий. Вариант 3 Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, настоящее искусство — это отражение действительности в живописи, кинематографе, литературе, архитектуре и во многом другом; еще это источник познания. .

Почему философия изучает социальную реальность общество Философия, по сути, является наукой, которая пытается объяснить какие-то предположения, дать им оценку и вывести на должный уровень. Почему же именно философия взялась за изучение соц. реальности? Я думаю, что. .

Цыбулько 2017 вариант 16 по тексту Васильева Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком Борис Львович Васильев пытается ответить на вопрос, касающийся истинной любви к человечеству, следующим образом: это готовность принести себя в жертву без раздумий только бы оказать помощь другому человеку. Автор решил. .

Проблема взаимопонимания в семье по тексту Б. П. Екимова. Два случая. Между ними — срок долгий, почти жизнь В предложенном для анализа тексте Б. П. Екимов размышляет над проблемой взаимопонимания в семье. Размышляя над данной проблемой, автор вспоминает два случая из своей жизни. Б. П. Екимов рассказывает о. .

По тексту Лосева Оставляя пока в стороне все материальные выго­ды Автор текста поднимает проблему роли образования в жизни человека. По мнению Л. Ф. Лосева, непрерывное познание действительности является одним из главных факторов в становлении личности. Именно процесс получения новых знаний. .

Проблема миропонимания в искусстве. По тексту Ф. А. Искандера Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше полуграмотности Писатель Фазиль Искандер своим текстом заставляет задуматься над вопросами природы таланта и отражении личности творца в его произведении. Что движет художником в период творческого подъема? Искандер говорит, что «для всякого. .

Проблема влияния судьбы на жизнь человека пьесы Кальдерона «Жизнь это сон» Проблема судьбы и ее влияния на жизнь человека была воплощена еще в мифах и издавна интересовала писателей. Так, сам Зевс боялся судьбы. Не убежал от своей судьбы и киевский князь. .

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 9.1 Открытого банка заданий. Вариант 5 Что такое настоящее искусство? В своей жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием, как искусство и, наверное, редко задумываемся над тем, что оно означает. А ведь настоящее искусство — это. .

Нужно ли стремиться к познанию самого себя? Все люди склонны к познанию. Особенно на примере детей это прекрасно видно. Они занимаются изучением себя, собственных возможностей, и собственного тела настолько внимательно, насколько и познают окружающий мир. Дело тут. .

Василий Стус. Судьба, жизнь, поэзия Ранний период творчества поэта отмечался оптимистичным, бодрым расположением духа, но со временем голос В. Стуса возмужал, стал суровее, и критичнее. Именно этим он стал выделяться среди своих единомышленников. В его. .

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» по тексту Белинского Меня заинтересовало высказывание русского литературного критика В. Г Белинского. Данное высказывание актуально в условиях постоянной социализации индивидов. В своем высказывании автор хотел подчеркнуть, что именно общество формирует человека как личность. .

«Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Н. А. Бердяев «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад»;. Н. А. Бердяев Я согласна с данным высказыванием Николая. .

Наука это истина, помноженная на сомнения Валери В своем высказывании Валери затрагивает проблему неоднозначности научных открытий. По мнению автора, прогресс в научной деятельности человека достигается через сомнения в собственных гипотезах и действиях. Я разделяю данную точку зрения. .

Рассуждение по тексту Бардышева Нужно ли учитывать нравственные качества людей при анализе исторических событий? Над этим вопросом задумывается И. Бардышев. В данном тексте он оценивает роль личных качеств солдат на «поле боя». Автор обращает. .

Рассуждение по тексту Паустовского о писательской работе с примерами и аргументами Тысячи людей стремись стать писателями. Они фантазировали, искали вдохновение, делали первые попытки печататься. Но лишь единицы становились известными. Почему? Константин Паустовский на примере молодого человека дает нам возможность найти ответ. .

Возможно ли представить нашу жизнь без книг? Думаю, нет, ведь с самого рождения книга является нашим верным спутником и другом по жизни. Благодаря сказкам и другим художественным произведениям, развивается воображение человека, умение читать, пополняется его словарный запас. .

Жизнь и творчество Н. С. Лескова 1. Краткая биографическая справка. 2. Антинигилистические романы Лескова. 3. Расцвет творчества писателя. Жанр сказа. 4. Лесков и христианство. Н. С. Лесков родился в 1831 году в имении своего отца Горохове. .

«Будущая жизнь» в представлениях Раскольникова В замысле Раскольникова существует непримиримое противоречие: собирался в отдаленном будущем стать «благодетелем» человечества, общим счастьем заняться, а «дело» задумал — убив старуху-процентщицу, «положил взять у ней ровно столько, сколько мне. .

На тему: Жизнь Стародума в комедии Недоросль, Фонвизин ­Жизнь Стародума Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» по праву считается одним из лучших произведений русской классики конца 18 — начала 19 века. Это была переходная эпоха, в которой было распространено. .

Эссе на тему Моя Учебная жизнь в ИРСО Наступает время, когда каждый выпускник задается вопросом «Куда и на кого поступать?» Поэтому я хотела бы рассказать как проходит моя учебная жизни в ИРСО. После поступления в институт, честно, я. .

Проблема оптимизма. По тексту М. Белята Отбряцал доспехами День защитника Отечества Изначально, кажется, что М. Белят, свои рассуждения посвящает праздникам, так как из его уст звучат хвалебные фразы в адрес красных дней календаря, женского дня — 8 Марта и Дня защитника. .

Жизнь пореформенного дворянства: «Лес» и «Волки и овцы» Хотя социальная критика есть во всех пьесах Островского, собственно сатирических комедий у него немного: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» , «Лес» , «Волки и овцы» . Здесь в. .

По тексту Ермакова По дороге в детский дом наш куратор Вероника Дети — это цветы жизни, а цветы нуждаются в уходе, заботе и внимании. Но почему же многие дети оказываются брошенными, и кто в этом виноват. В данном тексте автором поднимается. .

На ГИА 2013 по тексту С. Сергеевой Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д. С. Лихачева : «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Известный лингвист Д. .

Проблема сквернословия по тексту С. Виноградова Все чаще в интернете, на телевидении и радио можно увидеть и услышать нецензурные, бранные слова, которые постепенно переходят уже даже в печатные издания. Именно проблему сквернословия поднимает С. Виноградов в. .

На тему: Взгляды Толстого на жизнь по роману «Война и мир» Взгляды Толстого на жизнь по роману «Война и мир» В романе «Война и мир» мы видим Льва Николаевича Толстого не только самобытным гениальным писателем, но и выступающим в роли стилиста. .

По тексту Солоухина Посадить в землю зернышко и вырастить из него что-нибудь Научные Опыты… что безопаснее: опыт теоретический или практический? Можно ли без проведения опытов узнать или объяснить ту или иную концепцию? важны ли в современном обществе опыты, которые ставятся над животными. .

По тексту Платонова Шел я однажды из госпиталя в свою часть А. П. Платонов — один из замечательных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к войне. Автор поднимает актуальную во все времена, волнующую современников проблему проявления заботы. .

Человек — герой пьесы Андреева «Жизнь человека» «Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни» — так определяет историк театра и литературы С. А. Венгеров сущность творчества Андреева. «Искание бесконечного в конечных его проявлениях» настолько сильно у писателя. .

По тексту Гранина Эти трое были живые, смешливые, острые на язык Автора текста, который я прочитала, как и многих из нас волнует проблема истинного и показного в человеке. В небольшом, но очень содержательном тексте Д. Гранин, чтобы привлечь внимание читателя, приводит. .

Сюжет пьесы Кальдерона «Жизнь это сон» Если выводить происхождение термина «бароко» от слова «жемчужина», то пьеса «Жизнь — это сон» есть разве что самой ценной жемчужиной как по месту в творческом наследии П. Кальдерона, так и. .

По тексту Айматова Предание начиналось с того, что кочевые племена жуаньжуанов Важность помнить и признавать свое прошлое, бесспорна. Наша память, наши воспоминания — это часть нас. Забыть свои воспоминания о прошлом — значит потерять свою сущность. Именно над проблемой память предлагает. .

Проблема определения понятия мудрость. По тексту Б. М. Бим-Бада Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость Тема размышлений Бориса Бим-Бада — кандидата педагогических наук посвящена проблеме, связанной с определением понятия мудрость. Автор также выступает в качестве старшего научного сотрудника научно-исследовательского института, занимающегося исследование проблем общей педагогики. .

По тексту Гусмана Сегодня я увидела ребенка Каждый человек знает, что самая прекрасная пора в его жизни — это детство. Как быстро оно проходит? И какие же качества присущи ребенку? Именно проблема раннего взросления детей находится в. .

Проблема культуры и литературы по тексту Непомнящего Современное общество стоит на краю пропасти, которое захвачено нравственной деградацией. Люди усовершенствовали новый век телевидением, компьютерами, заменив этим книги, классику и всю культуру в целом. Волнующую всех нас проблему культуры. .

Творческая работа (эссе) Моя педагогическая философия

учебно-методический материал по теме

Эти мудрые изречения двух великих людей прошлого, живших в разное время и в разные эпохи, тем не менее нашли живой отклик в моем сердце. Исходя из этого, моя педагогическая философия основана на двух основополагающих, как мне кажется, принципах:

  1. системе развивающего обучения;
  2. педагогике сотрудничества.

Философия, отраженная в этих направлениях моей деятельности как педагога может быть раскрыта с помощью трех взаимозаменяющих и неразрывно связанных между собой звеньев: Школа-Учитель-Ученик.

Поэтому для рассмотрения самой сути моей педагогической философии требуется, чтобы эти три звена прошли через призму моего осознания учебного процесса, как такового, с его главными участниками – субъектами (учитель-ученик) и объектом, где происходит таинство обучения -школа.

Скачать:

Вложение Размер
moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа (эссе) Моя педагогическая философия

Если хочешь жить для себя,

живи для других.

Учатся у того, кого любят.

Эти мудрые изречения двух великих людей прошлого, живших в разное время и в разные эпохи, тем не менее нашли живой отклик в моем сердце. Исходя из этого, моя педагогическая философия основана на двух основополагающих, как мне кажется, принципах:

  1. системе развивающего обучения;
  2. педагогике сотрудничества.

Философия, отраженная в этих направлениях моей деятельности как педагога может быть раскрыта с помощью трех взаимозаменяющих и неразрывно связанных между собой звеньев: Школа-Учитель-Ученик.

Поэтому для рассмотрения самой сути моей педагогической философии требуется, чтобы эти три звена прошли через призму моего осознания учебного процесса, как такового, с его главными участниками – субъектами (учитель-ученик) и объектом, где происходит таинство обучения -школа.

Начнем со школы, т.к. без нее суть современного обучения сводится к нулю, поскольку это не просто место, где вкладывают знания в головы учащихся, а нечто большее.

«Познание начинается с удивления», – говорил мудрый Аристотель. Можно ли сегодня в современной школе удивить современного ребенка, для которого главной игрушкой является компьютер? Детские, добрые, наивные мультики, так любимые когда-то нами, отошли на задний план. Их место заняли «Бэтманы», монстры, люди-пауки, черепашки-ниндзя. Те книги, которыми зачитывались мы, пылятся на полках, давно забытые всеми. Сегодня они не интересны и не актуальны. Все реже современный ученик вспоминает о художественной литературе, если и читает, то, в основном, программный материал, который требует прочесть учитель. Неужели все так грустно и ничего нельзя изменить? Неужели нет ничего, что заставило бы ребенка удивиться? Наверное, подобные вопросы задает себе каждый учитель, желая влюбить детей в свой предмет, в процесс познания.

В любой познавательной технологии развитие речи детей является составной частью всех уроков, но особая и основная роль отводится чтению и русскому языку. И главная задача для меня, как для учителя, влюбить детей в чтение, открыть мир литературы, красоту слова, его емкость и незаменимость, приобщить детей к художественной литературе так, чтобы соприкосновение с искусством было для них радостью и удивлением. Считаю, что через любовь к чтению, через любовь к живому слову писателя идет развитие речи учащихся. Иначе говоря, развивая речь детей, надо учить их воспринимать мысли, делиться впечатлениями, чувствами, помогающими в передаче разнообразной информации в устной и письменной форме. В связи с тем, что информация в своем законченном виде передается оформленной в виде текста, задачу эту можно сформулировать таким образом: обучение детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Было в древнегреческом языке слово «схоле», по-русски – «досуг», «отдых». От «схоле» произошло наше родное, привычное слово -школа.

Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу – учится. Вот так школой стали называть то, что способствует познанию, сам процесс обучения, а затем и место, где все это происходит.

По своей природе школа устремлена в будущее. В каком мире будут жить дети, и к чему их готовить? Каково будущее отдельной личности и человечества в целом?

Школа – это чудесный мир, имя которому «детство», здесь свои представления о добре и зле, о чести и бесчестии, о дружбе и предательстве. Здесь каждый ребенок – тайна за семью печатями; чтобы понять его тревоги, его радости и огорчения, нужно в какой-то мере сохранить в себе частицу детства. Я думаю, что мне это удалось в какой-то мере, т.к. я убеждена, что школа – это мир, где каждый день – целая эпоха, наполненная важнейшими событиями и потрясениями, великими тайнами и удивительными открытиями.

Школа – это не подготовка к жизни, а сама жизнь. В хорошей школе – хорошая жизнь, построенная на основах доброты, культуры, уважения и личности, жизнь, пристроенная к ребенку, его потребностям, интересам, особенностям. Прожив 10 лет в такой школе, ребенок привыкает любить ее. Он становится патриотом школы и благодаря этому – патриотом своей малой и большой Родины.

Школа – это атмосфера, уклад, это шумный праздник.

Школа – мир открытий и откровений, мир гармонии и сотрудничества.

Школа – это и есть наше будущее. И каким оно будет, зависит от тебя, Учитель!

Глава II. Учитель

Учитель – профессия творческая, ищущая, учитель не боится нового. Учитель, как никто другой, заинтересован в развитии индивидуальности детей. Мучительные поиски и эксперименты по модернизации образования, развития его (образования) вариативности, выражались, прежде всего, в появлении новых программ и учебных пособий, предметов и дисциплин.

Знаменитый писатель Герман Гессе писал: «Учиться – значит меняться». Меняться – значит менять себя. Ясно, что это глубоко осознанный процесс, который начинается с рефлексии, анализа своего бытия (личного и профессионального), обнаружение проблем, противоречий, что неизбежно ведет к осознанию собственного несовершенства и рождению на этой основе желания изменить себя, свою работу и свою жизнь. Для меня эти слова Г.Гессе звучат так: «Меняться значит учиться». Возможно, с потребности новых знаний и началась моя работа по системе развивающего обучения Занкова Л.В.

Появился интерес к новой системе обучения, желание узнать ее подробнее, научиться делать что-то иное, изменить прежде устраивающее, перестроить смысловые связи, изменить профессиональные самооценки.

Система РО Занкова Л.В. помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные, природосообразные условия для их созревания и развития. Формирование детей в данной системе понимается не в узком смысле, как развитие отдельных сторон внимания, памяти, воображения и т.д., а как общее развитие личности. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображения. Развитие ума связано с развитием воли – умением мобилизовать себя на достижение поставленной цели. Развитие чувств -эстетических, нравственных, интеллектуальных – составляет духовное богатство человека.

Система Занкова отличается верой в каждого ребенка, в его силы. Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом будущего человека со своими особенностями, склада ума и характера. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу.

Развитие складывается из сотрудничества, из организации совместного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности с учителем или одноклассниками. Даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, раз от разу накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Именно такая опора на «зону ближайшего развития» помогает раскрыться имеющимся у него потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы. Именно этим (верой в силы каждого ребенка) отличается система Занкова. В связи со всем сказанным выше, для более успешного обучения детей в сотрудничестве, я определила для себя умения, которые должны сформироваться у детей к окончанию начальной школы:

  • делиться своими идеями и мнениями;
  • задавать вопросы по существу и просить объяснить ответы;
  • подбадривать своих товарищей и вовлекать в общую работу;
  • обращаться за помощью и разъяснением к одноклассникам и взрослым (учителям);
  • помогать одноклассникам и поддерживать их;
  • предложить помощь и объяснить то, что другим непонятно;
  • выражать свое мнение о ходе работы;
  • четко формулировать свои мысли;
  • научить одноклассников тому, что знаешь сам;
  • критиковать идеи, а не людей;
  • задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть проблемы;
  • помнить объяснения учителя и следовать ему в процессе работы.

Это и есть социальные умения школьников, которые представляют собой и условия и результат успешного обучения в атмосфере сотрудничества.

И в чем же тогда твоя философия? – спросите Вы. А в том, что все, о чем говорилось в предыдущих главах: и школа, и учитель – направлено на развитие личности ученика. Ибо все, что происходит в школе, что создает в процессе своего поиска, труда, творчества учитель, для ученика и во имя ученика.

Глава III Ученик

Каждый учитель мечтает о том, чтобы уроки находили живой отклик в детях, нравились им. Как сделать так, чтобы урок был интересен ученикам?

Польский педагог Януш Корчак сказал: «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера». Он увидел в детях потребность к подражанию, превращению, преображению как наиболее яркому проявлению творческой природы ребенка. Любить детей, по Я. Корчаку, значит непременно играть с ними. Не поучать, а вместе фантазировать, сочинять – давать стимулы к подражанию, превращению. Без игры интерес к школе быстро угасает. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Игра – это сфера, определяющая «зону ближайшего развития». В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью, его моралью, предопределять его художественную восприимчивость.

Уже много лет я использую игру как один из способов мотивации обучения. Но кроме игры, есть и другие способы, не менее важные и интересные. Приведу пример. Изучаем биографический очерк об И.А. Крылове. Все ученики знают Крылова как великого баснописца, известно, сколько басен написал, в какое время жил, как творил. Но никому и в голову не пришло, что он тоже был когда-то маленьким. А что же его увлекало в то время? Какое у него было детство? И вот тут в процессе чтения появляются открытия. Оказывается, Крылов с благоговением и любовью относился к книгам, они развили в нем интерес к окружающему миру. К Крылову не ходили учителя, его не воспитывали гувернеры, не учили иностранным языкам, танцам, музыке, рисованию, за ним не ходили по пятам няньки и дядьки. Он всему научился САМ. Каждый новый человек казался Крылову новой книгой, которую следует прочесть и извлечь из нее урок. Мальчик был впечатлителен и переимчив. Он разыгрывал веселые сценки, декламировал стихи, рассказы, пел, пародировал базарных торговок, будочников, прачек,

купцов. Был чрезвычайно наблюдателен. Перед детьми возник образ совершенно другого Крылова, которого до сих пор они не знали. Не образец ли для подражания? Ведь этот Крылов им понятнее, интереснее и ближе. Как хочется хоть чуть-чуть быть похожим на него.

После такого удивления (а главная задача для меня, как учителя, влюбить детей в мир литературы, открыть красоту слова, его емкость и незаменимость) басни И.А. Крылова читаются с огромным интересом. И, конечно же, не обходится без инсценирования произведений.

Любимая басня «Ворона и лисица». Дети получают наслаждение уже от самой роли, от того, что нужно передать образ героя, придумать свои изобразительные средства. Вот здесь ребенок создает что-то новое, личностное, дотоле никем не созданное.

Увлекательной стала и игра в «превращения». Каждый может превратиться в одного из героев рассказа, сказки, басни, а остальным предстоит узнать его по элементам костюма, пластики, жестам, мимике.

Не менее интересно проходят в «занковских» классах литературные вечера, посвященные творчеству писателей и поэтов. Это тоже вовлечение детей в стихию театральной игры. Игра в театр и игра словом и в слово. Это возможно лишь при условии насыщения беседы элементами театрального, словесного, изобразительного творчества детей.

Итак, учение с увлечением тоже опирается на способности, развитые в игре и очень похожи на игру в театр. Я предлагаю ребятам, читая учебник, представлять все то, о чем там говорится. По ходу чтения в воображении должен идти «нескончаемый спектакль». Не «будет пустой сцены» -не будет пустоты в голове. Наибольшего успеха в учебе достигает тот, кто научился «превращаться в разных людей».

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова – человек. Он бывает вполне человеком только тогда, когда играет», – писал Ф.Шиллер.

Все выше изложенное, как мне видится, и является сутью моей педагогической философии, которая, конечно же, не является догмой, чем-то застывшим, костным. Мое осознание и видение данного вопроса предполагает дальнейшее развитие и обогащение моего педагогического мировоззрения новыми идеями и фактами. «Дум спиро сперос» – Пока живу, надеюсь. Все в ваших руках, учитель и ученик.