Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

ilovs.ru Мир женщины. Любовь. Отношения. Семья. Мужчины.

«Преступление и наказание». В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Проблема совершения человеком преступления давно волновала Достоевского. Как же она решается в романе?

Сюжет романа таков: молодой студент Родион Раскольников, сам бедствующий и страдающий от сознания бедствий матери и сестры, решается на убийство старухи-процентщицы. Во время расследования его вина остается недоказанной, но под влиянием жизненных обстоятельств он признается в совершении убийства и попадает на каторгу.

Из-за чего же Раскольников решился на преступление? Не из-за бедности и голода. Его умом владела идея «разрешения крови по совести». Весь роман есть движение этой идеи.

Теория Раскольникова возникла как протест против несправедливости действительности, против царящего порядка ЖИЗНИ в Петербурге. Несчастные судьбы матери, сестры, Сонечки Мармеладовой толкнули его на преступление. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя служению всему человечеству и общему делу», — размышлял Раскольников. Человек необыкновенный, по мысли Раскольникова, имеет право переступить «через иные препятствия» для блага человечества.

После убийства старухи и Лизаветы, которая случайно оказалась в квартире, Раскольникова охватило «мрачное ощущение мучительного бесконечного уединения и отчуждения». Нравственные страдания Раскольникова нельзя назвать раскаянием. Он не признает свой поступок преступлением; третья часть романа повествует о борьбе Раскольникова и Порфирия Петровича, пристава следственных дел, который догадался, что именно Раскольников совершил убийство. Но, как мысленно восклицает Раскольников: «нет улик!».

Что же привело Родиона Раскольникова к признанию своей вины? Конечно, это мировоззрение Сонечки Мар-меладовой, которая относилась ко всем с состраданием и которая смогла открыть Раскольникову путь к новой, другой жизни, к возрождению.

Достоевский — певец «униженных и оскорбленных» -получил всемирное признание как великий писатель-гуманист. Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного «человеколюбия».

Уже первый идеолог русской литературы В. Г. Белинский отстаивал: крестьянин — тоже человек. Совокупность социально-исторических и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении) делает народ центральным понятием русского национального самосознания и, естественно, самосознания русской литературы XIX века. Значимость самой личности определяется теперь ее отношением к народу. Гуманизм включается в более широкую систему общественно-исторических и духовно-нравственных ценностей,

8 стр., 3618 слов

Признание Раскольникова в преступлении

... Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию. Рекомендуем прочесть: в каком случае не могут приставы забрать транспортное средство Сочинение на тему Признание Раскольникова в преступлении ... догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не ... России. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник. Отсюда начинает движение и его ...

Достоевский как великий гуманист думает не только о народе вообще, но и о человеке, об отдельной личности. Он поднимает образ человека в литературе до философии человека. Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоевского будет уважать себя, лелеять свою чистоту и добропорядочность до тех пор, пока случай не поставит перед его совестью зеркало. С этого момента считавший себя гуманистом будет ускорять шаги, чтобы не откликнуться на крик о помощи, проклинать себя за это, исповедоваться в недобрых мыслях, бичевать душевные слабости, проводить «пробу».

Мучительные духовные поединки, страстные монологи, обнажающие изнанку души, — все это было непривычным для «традиционного» гуманизма.

Целью Достоевского было вывести сферу подсознания, где правят смутные эмоции и инстинкты, в мир жизненного действия. Его автор «Преступления и наказания» называл «фантастическим». Фантастический реализм Достоевского предстает в двух слагаемых. «Реализм» оттого, что это верно соответствует психологии бытия человека. «Фантастический» — оттого, что скользящие тени в текущей жизни Достоевский представил как явь.

В жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем говорят и поступают в романах Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И будто не люди разговаривают, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоевским: идеи, мысли, инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века — в образе жизни, социальных конфликтах.

В сущности, вся гениальная серия романов Достоевского, от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых», относится к эпохе 60-70-х годов, эпохе отмены крепостного права в России. И все вопросы, связанные с владением людьми, «живыми душами», как и ответственность за выбор страной новых путей, — все это больные «русские» вопросы. Достоевский недобро отзывался о революции 1789 года, но лозунг «свободы, равенства, братства», по-особому читавшийся в русских условиях, всегда был для него главным средоточием горячо разделяемых или яростно отвергаемых им идей.

Достоевский был величайшим защитником идеала свободы, понимаемого им как беспрепятственная свобода личности. В пору реформ 1861 года это не было отвлеченной теорией. Но он подверг этот идеал свободы мучительному экзамену, угадав в нем противоборство добра и зла. Будет ли счастлив человек, если получит свободу? Как распорядится ею? Чем обернется для него эта свобода? Вот лишь часть ядовитых вопросов, адресованных

Достоевским человеку, который желал бы, хотя бы и вопреки всему свету, пожить «по своей волюшке». Раскольников хочет быть свободным и доказать, что он «не тварь дрожащая» и «власть имеет». Но эта власть — свобода для себя при несвободе для других. Она и есть путь к преступлению.

Такой же проверке подвергает Достоевский идеал равенства. В социальном равенстве его отпугивает покушение на индивидуальность, погибель для яркого цветения жизни. Если в будущем все сильные умы будут «погашены в зародыше», а таланты приведены к общему знаменателю, то нужно ли людям такое равенство? А что если равенство вообще не совместимо со свободой, поскольку все неравно в природе?

16 стр., 7767 слов

Роль родительского наставления в жизни человека (2)

... в жизни человека, что писать в итоговом сочинении? Именно в семье человек получает старт в успешную жизнь или ... старшим. Большую роль сыграло родительское наставление и в жизни героя повести А. С. Пушкина ... Мономах считает лень, поэтому надо творить добро, не ленясь ни на что ... жизни человека. Семья в жизни человека играет настолько огромную роль, что переоценить ее влияние вряд ли возможно. Человек, ...

Но что влечет Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия свободы и равенства — это братство. Люди все разные по своей природе, но они изменяются больше, переступив порог совести, заглушив в себе голос справедливости и добра. Палачами не рождаются. Несмотря на незавидную судьбу добра в мире, велика ответственность всякого человека за себя. Обуздать в себе силы природы, а они дремлют в каждом, — немалый душевный труд и духовная задача.

Ф. М. Достоевский открыл новый этап истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реальности — «личность» и «народ».

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойствен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Центральной проблемой романа Достоевского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы и ее сестрицы Лизаветы. Причем даже на каторге не испытывает раскаяния в содеянном, хотя и явился с повинной. Литературоведы-марксисты давали много длинных и замысловатых объяснений этому. Однако ответ, даваемый и этим романом, и всей личностью, и всеми духовными исканиями Достоевского, очень прост.

Причину раскольниковского поступка автор видит в том, что бывший студент не верует в Бога. Поэтому и убил. Конечно, столь лаконичной формулировки этого ответа нет в тексте романа, но весь художественный строй этого произведения, считающегося самым совершенным творением Достоевского, многочисленные намеки и раскавыченные цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы все это утверждает именно эту неожиданно простую и незамысловатую истину. Ведь Бог это не только мифический владыка небесный. Бог обозначает наличие в голове, а главное, в сердце человека непреложного закона любви, добра и красоты. Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии героя: он от бога и божьего мира откололся. Есть и еще один смысл.

22 стр., 10865 слов

Психологизм в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского

... романа – «Преступление и наказание» - и на особенностях структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять - влиянию этого преступления на сущность Раскольникова и постепенному изживанию им своего преступления. Главы нового романа Достоевский отправил в ... не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд примет над собой Раскольников - высший ...

Его раскрывает раскольниковскос орудие убийства топор, к которому звали Русь в своих прокламациях революционные демократы во главе с Чернышевским, т. е. к кровавому и беспощадному бунту. Его Раскольников не стал дожидаться и совершил свой бунт, орудие для него он выбрал в соответствии с духом времени, с призывами самых передовых тогда политических сил. Раскольников студентшестидесятник, из передовых кругов, близких к нигилистам, к «новым людям». Таков и его друг Разумихин, но обоих не во всем устраивают идеи и методы «учебника жизни», оставленного репрессированным Чернышевским романа «Что делать» Каждый из друзей ищет свой путь.

Итак, роковое имя вождя революционеров и его нового революционного завета произнесено. Чернышевский с его романом вот против кого, вернее, против каких идей направлена полемическая сторона «Преступления и наказания». И топор в руках Раскольникова не есть орудие уголовного деяния. Раскольников не уголовный преступник. Кстати, совершенно безосновательно усматривать в ‘«Преступлении и наказании» черты детективного жанра. Раскольниковский топор орудие социального протеста, идейного и политического бунта. Раскольников герой идеологический, его кровавое деяние имеет идейно-политический смысл.

В таковом качестве убийца и грабитель Раскольников, прежде всего, бескорыстен. Мотивы его преступления непростые, это сразу понимает, впервые его увидев, проницательный Порфирий Петрович. Берясь за топор, Раскольников хотел разрешить множество проблем и мучивших его вопросов. Поэтому ниточкой для его разоблачения Порфирием Петровичем стала написанная Раскольниковым некоторое время назад статья, в которой он изложил часть своей очень стройной и внутренне логичной теории.

В основании теории лежит резкое неприятие окружающего Родиона Романовича социального бытия. Развитие капиталистических отношений четко делило мир на хозяев, сильных и властных, и зависящих от них несчастных жертв эксплуатации и насилия. Картины всего этого Раскольников видит повсеместно и ежеминутно. Как помочь людям, «униженным и оскорбленным» существующим порядком вещейРазбить этот порядок. Но трудно начать: нет денег, нет средств, чтобы продолжить обучение на юрфаке, сам голодный и дурно одет, родственники в последней крайности, готовы на страшные жертвы. Прежде чем спасать всех бедствующих, нужно спасти себя и самых близких. Нужен первоначальный капитал. И вот Раскольников идет к старухе-процентщице с топором под мышкой.

Но капитал потребен лишь первоначальный. Впереди великие дела по спасению всего страждущего человечества. Поэтому у похода к старухе есть и другая цель: проверить, способен ли ради великой социальной миссии переступить через кровь, сделать черное дело. И тут начинается нравственная арифметика. С одной стороны, старушка Алена Дмитриевна гадкое и жалкое существо, сама кровопийца еще та. Раздавить же ее, как вошь, и смыть с себя злодейство будущими благими делами! Тем более, с другой стороны, перед глазами великие примеры людей, которые, подобно Наполеону, свободно распоряжались судьбами и жизнями миллионов ради реализации своих всемирноисторических планов, переступая через кровь и страдания других.

17 стр., 8059 слов

Сочинение преступление и наказание о чем меня заставил задуматься роман

... только мешающими настоящему деловому человеку. Развенчание теории Раскольникова происходит и в сознании самого героя. Он сам осознает свою вину и тяжесть своего преступления. Роман «Преступление и наказание» заставил задуматься меня о реальных возможностях человека, о том, на что каждый ...

Но проба не удалась, несостоявшегося спасителя человечества замучила совесть после первой же пролитой крови, и он не выдерживает отчужденности от людей, к которой привело его убийство. Почему же не сработала такая стройная и логичная теорияДа потому, что путь к спасению всех несчастных был составлен по законам тех, кто делает их несчастными. Все эти соображения Достоевский облекает в образы людей, окружающих Раскольникова. С одной стороны, около него несчастные: Мармеладов, его жена, их малолетние дети, Соня, мать и сестра Раскольникова. Его душа разрывается от сочувствия и желания помочь им, но ум не может примириться с их покорностью, слабостью, забитостью и раздавленностью обстоятельствами. С другого бока, около Раскольникова хозяева положения и всей жизни: преуспевающий и ничем не стесняющий себя Лужин, агрессивно-напористый в удовлетворении своих порочных желаний Свидригайлов. Два «лагеря» упорно борются за душу и сердце Раскольникова, при этом разрывая сознание героя на две половины.

Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Свидригайлов сложнее и глубже прямолинейно-примитивного Лужина, он способен на доброту и самопожертвование, но он явный убийца, и совесть, понимая как внутреннее ощущение различия добра и зла, он давно заменил принципом удовольствия для себя. То есть oбa они идейные двойники Раскольникова, но Лужин сниженный, почти комический двойник (эту комичность усиливает его приятель Лебезятников, профанирующий идеи «новых людей» Чернышевского), тогда как глубина натуры Свидригайлова ведет во мрак преисподней, чревата беспредельностью последнего распада.

Окружающие Раскольникова «несчастные», как уже сказано, бесят Раскольникова своей жертвенностью, которую он отвергает. Жертвуют собой Соня и Катерина Иванова ради мармеладовских детей, хотят принести себя в жертву ради благополучия «бесценного Родиньки» мать и сестра героя. И здесь Раскольников проявляет себя не только как добрый и честный человек, но и просто как любящий мужчина, который должен быть сильным. Но вопрос, почему они так слабы и бессильно-покорны, не дает ему покоя. И тогда на первый план среди этих персонажей выходит Соня Мармеладова. Она покорилась судьбе, рада детей пошла на панель, но внутренне она противостоит этому миру, внутренне, как выясняет Раскольников, она не покорилась. Оказывается, сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога, Евангелие. Раскольников понял это не сразу. Он пытается помочь и ей, защитить и ее, но ему постепенно становится ясно, что не он Соне, а Соня поможет ему в ситуации, в которую поставило его совершенное и пока скрываемое убийство. Кстати, именно Соне первой он и сознается в совершенном. Соня же помогает ему сохранить и спасти душу, помогает ему не перейти в лагерь бездушных самодовольных насильников, а остаться среди «погибающих за великое дело любви», как это сделал сын Божий Иисус Христос.

Не очень заметное, но важное обстоятельство: Соня была подругой убитой Раскольниковым Лизаветы. Ее-то за что настиг раскольниковский топорСестрицу ее, процентщицу, понятно за что. Это исчерпывающе объяснили безымянные студент и офицер, бильярдный разговор которых случайно подслушал Раскольников. Они все доказали, как дважды два четыре. Кстати, именно молодые офицеры и студенты позднее войдут в многочисленные революционные организации экстремистско-террористического толка. И их жертвами станут такие, как Лизавета.

7 стр., 3061 слов

Честь и бесчестие преступление наказание

... сочинение в единственном экземпляре. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи. 5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» ... бессовестных и бесчестных людей. Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души. Человек бесчестный ... у Раскольникова, нашедшая конкретное воплощение в отношениях Лужина и Дуни Раскольниковой. Привлекательный, ...

Страница: [ 1 ]

Ф.М Достоевского называют великим писателем — гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти.

Сын своего век, он не был огражден ни от ошибок, ни от заблуждений. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за » униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя — гуманиста.

Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861г не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин?

Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становятся частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает мучаетсяЕВ такой процент попадают семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница.

Достоевский писатель — гуманист показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройства общество для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.

У главного героя Раскольникова так же складывается жизнь, как и у других. Убить никчемную вредную старушонку, которая наживается на разорении других, представляется делом, чуть ли неполезным. Убери одну тварь, и другим станет дышать легче. Убийство старухи — процентщицы — это вызов Раскольникова «сильным мира сего», желание доказать, что «не тварь он дрожащая», а «право имеет изменить этим порядок одним решительным действием»: » Сломать что надо раз и навсегда, да и только». Справедливо и понятно мне желание Раскольникова наказать зло, восстать против насилия.

А разве может быть основано счастье многих людей на крови одного? Пусть даже самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог таков, что любое насилие рождает только насилие. Решаясь на убийство, Раскольников утверждает право «сильной личности» «на кровь по совести». Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его.

23 стр., 11495 слов

Психологизм романа Достоевского «Преступление и наказание»

... психологизма романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В раскрытии этой темы, я буду опираться на художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, «духовный путь» героев романа. Проанализирую психическое состояние Раскольникова ... люди… должны ощущать на свете великую грусть». Цветопись в романе Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ...

Но что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Противоречия между мыслями и поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. Разум и сердце не находят согласие. Боль и глубину душевных страданий Раскольникова суждено разделить другой героине — Сонечке Мармеладовой. Именно она откроет, возродит к жизни в нем того человека, который в нем жил инстинктивно и которого он всячески пытался в себе подавить разумом и гордыней. В Соне Раскольников найдет человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению. В сострадании и любви, в самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни Сони. Ради спасения детей, отца, Катерины Ивановны пожертвовала она собой.

Раскольников пытается найти в Соне союзницу. Истерзанный духовным одиночеством, он идет к Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он от нее. Не в наказании спасение души человека. Разделяя муки вместе с ним, проходит она его «крестный ход». Только до конца жертвуя собой, можно спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

Протест против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством.

В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма».

Проблема гуманизма в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема гуманизма является вечной в литературе. Художники слова всех времён и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни, а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или иной поступ…

Роман Ф.М. Достоевского, по существу, является социально-психологическим и философским произведением. Достоевский показал дно капиталистического города, мир униженных и оскорбленных. Автор разоблачает общество, где властвуют деньги.

«Человек есть тайна»,- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе «Преступление и наказание» глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.

«Теория» и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писатель воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и человеческих…

Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

13 стр., 6117 слов

Анализ эпизода «Сон Раскольникова» по роману Ф. Достоевского ...

... выносит его из толпы. Проснувшись в ужасе, Раскольников сознает, что неспособен на убийство. Достоевский этим сном характеризует Раскольникова как человека, по природе гуманного, и одновременно вводит ... “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И.А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания” Ф.М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер ...

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном.

Самообман и самооправдание героя романа Достоевского и крушение его теории вседозволенности «великих людей».

Кумиры, идолы Раскольникова. Мечты Раскольникова о наполеоновской власти над людьми. Преступление Раскольникова.

Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Появление романа «Преступление и наказание» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов.

Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными личностями» , ставящими себя выше нравственных законов общества.

Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления».

Каким быть человеку? Обречен ли он на мучительное раздвоение, на духовное и житейское прозябание, или в силах преодолеть все и стать победителем? Герои Достоевского пытаются решить эту проблему, стремясь вырваться из противоречивого круговорота жизни.

Право на жизнь теории Родиона Раскольникова.

Размышляя об особенностях творчества Федора Михайловича Достоевского, критики отмечали необычайную веру писателя в человека, самого падшего, «забитого и опозоренного», и глубокую убежденность, что любовь может возвысить человека.

Достоевский написал роман «Преступление и наказание» в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены.

Революция в России началась восстанием 1917 г., затем развернулась в гражданской войне, индустриализации, коллективизации и в полном переустройстве общества. Народ за это время понес действительно крупные потери, особенно в начальный период революции и в период диктатуры Сталина. Cчитает: в принципе душу человека переделать можно. Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, — так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция — взгляд прежде всего реалиста.

3 стр., 1017 слов

Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Бедные люди»

... теме «маленьких людей» уделял Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»). Своеобразный итог подвел А. П. Чехов. Образ «маленького человека» часто появляется в ... Раскольниковых. Вдова Пульхерия Александровна получает скромную пенсию, на которую должна содержать дочь и сына. Женщина отказывает себе в самом необходимом, надеясь на успешное окончание учебы Родиона. Авдотья Романовна ...

По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.

Достоевский ставит еще одну проблему — проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос. Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

Достоевский вошел в литературу как гениальный художник-гуманист, исследователь человеческой души. Все романы Достоевского — социально-философские романы, в которых он ищет ответы на мучающие его вопросы. В своих произведениях писатель затрагивал очень значимые проблемы, и, когда читаешь его романы, невольно задумываешься над ними, пытаешься сам найти на них ответ.

Петербург Достоевского — это город, несущий только смерть. И что могут сделать те, кто живет в этом ужасном Петербурге, что они могут сделать против владельцев “роскошных палат”? И Достоевский, как писатель-психолог, пытается найти ответ на этот вопрос и на другие проблемы, волнующие его. Пытается понять жизнь столичного “дна”, мир “униженных и оскорбленных”, мир “бедных людей”. Он осуждает и выступает против порядков общества, ведущих и толкающих этих людей на смерть, на разврат и убийства. И поэтому Петербург Достоевского не может быть иным, как жестоким и безжалостным.

Преступление — сама жизнь общества, где царит зловещая власть денег, где все продается и покупается и принимает приличную форму законного беззакония, — общества, где почти каждый стоит перед необходимостью “переступить” нормы морали, по-своему “переступили” их Раскольников, Лужин, Свидригайлов.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. “Живой процесс жизни” всегда опровергает идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута “живым процессом жизни” и идея Раскольникова: “Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое”. Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.

Достоевский пишет роман «Преступление и Наказание». Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения.

Действие романа происходит жарким летом 1865 года. Петербург Достоевского — мрачный, сырой город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной любовью.

Достоевский с клинической точностью психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления, беспробудное пьянство, которое обесчеловечивает мужчину, и проституцию, которая обесчеловечивает женщину.

Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей. ..

Размышляя об особенностях творчества Федора Михайловича Достоевского, критики отмечали необычайную веру писателя в человека, самого падшего, «забитого и опозоренного», и глубокую убежденность, что любовь может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни. Перейдя от теоретических размышлений к конкретному разбору романа «Преступление и наказание», можно сказать, что именно эти идеи воплощены автором в произведении.

Гуманистом. Изучая творчество Достоевского , все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти. Сын своего век, он не был огражден ни от ошибок, ни от заблуждений. И сегодня, читая Достоевского , мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку . В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ . Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке . Болью и состраданием за » униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя — гуманиста. Роман «Преступление и наказание » был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса . Крестьянская реформа 1861г не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис . Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек , неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становятся частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает мучаетсяЕВ такой процент попадают семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница. Достоевский писатель — гуманист показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройства общество для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества ./ У главного героя Раскольникова так же складывается жизнь , как и у других. Убить никчемную вредную старушонку, которая наживается на разорении других, представляется делом, чуть ли неполезным. Убери одну тварь, и другим станет дышать легче. Убийство старухи — процентщицы — это вызов Раскольникова «сильным мира сего», желание доказать, что «не тварь он дрожащая», а «право имеет изменить этим порядок одним решительным действием»: » Сломать что надо раз и навсегда, да и только». Справедливо и понятно мне желание Раскольникова наказать зло, восстать против насилия. А разве может быть основано счастье многих людей на крови одного? Пусть даже самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху. Итог таков, что любое насилие рождает только насилие. Решаясь на убийство , Раскольников утверждает право «сильной личности» «на кровь по совести». Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его. Но что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Противоречия между мыслями и поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. , он идет к Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он от нее. Не в наказании спасение души человека. Разделяя муки вместе с ним, проходит она его «крестный ход». Только до конца жертвуя собой, можно спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

Гуманизм романа Федора Достоевского “Преступление и наказание”

Федор Михаилович Достоевский является одним из величайших писателей-гуманистов. В каждом своем произведении он неизменно поднимает не один пласт социальных и нравственно-философских проблем. Роман “Преступление и наказание” – не исключение.

Пороки времени, новые порочные веяния писатель рассматривает с точки зрения сложных процессов, происходящих в душе человека, именно там ищет он ответы на мучающие его вопросы.

Среди, казалось бы, нагромождения сюжетных ответвлений и череды вопросов центральной проблемой является объяснение

причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы и ее сестрицы Лизаветы? Причем даже на каторге он не испытывает раскаяния в содеянном, хотя и явился с повинной.

Литературоведы-марксисты давали много длинных и замысловатых объяснений этому. Однако ответ, даваемый и этим романом, и всей личностью, и всеми духовными исканиями Достоевского, очень прост. Причину раскольниковского поступка автор видит в том, что бывший студент не верует в Бога. Поэтому и убил.

Конечно, столь лаконичной

формулировки этого ответа нет в тексте романа, но весь художественный строй этого произведения, считающегося самым совершенным творением Достоевского, многочисленные намеки и раскавыченные цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы – все утверждает именно эту неожиданно простую и незамысловатую истину. Ведь Бог – это не только мифический владыка небесный. Бог обозначает наличие в голове, а главное, в сердце человека непреложного закона любви, добра и красоты.

Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии героя: он от бога и божьего мира откололся. Есть и еще один смысл. Его раскрывает раскольниковское орудие убийства – топор, к которому звали Русь в своих прокламациях революционные демократы во главе с Чернышевским, т. е. к кровавому и беспощадному бунту. Его Раскольников не стал дожидаться и совершил свой бунт, орудие для него он выбрал в соответствии с духом времени, с призывами самых передовых тогда политических сил.

Раскольников – студент-шестидесятник, из передовых кругов, близких к нигилистам, к “новым людям”.

Таков и его друг Разумихин, но обоих не во всем устраивают идеи и методы “учебника жизни”, оставленного репрессированным Чернышевским – романа “Что делать?” Каждый из друзей ищет свой путь. Итак, роковое имя вождя революционеров и его нового революционного завета произнесено. Чернышевский с его романом – вот против кого, вернее, против каких идей направлена полемическая сторона “Преступления и наказания”.

И топор в руках Раскольникова не есть орудие уголовного деяния.

Раскольников – не уголовный преступник. Кстати, совершенно безосновательно усматривать в ‘”Преступлении и наказании” черты детективного жанра. Раскольниковский топор – орудие социального протеста, идейного и политического бунта.

Раскольников – герой идеологический, его кровавое деяние имеет идейнополитический смысл. В таковом качестве убийца и грабитель Раскольников, прежде всего, бескорыстен. Мотивы его преступления непростые, это сразу понимает, впервые его увидев, проницательный Порфирий Петрович.

Берясь за топор, Раскольников хотел разрешить множество проблем и мучивших его вопросов. Поэтому ниточкой для его разоблачения Порфирием Петровичем стала написанная Раскольниковым некоторое время назад статья, в которой он изложил часть своей очень стройной и внутренне логичной теории.

В основании теории лежит резкое неприятие окружающего Родиона Романовича социального бытия. Развитие капиталистических отношений четко делило мир на хозяев, сильных и властных, и зависящих от них несчастных жертв эксплуатации и насилия. Картины всего этого Раскольников видит повсеместно и ежеминутно.

Надо помочь людям, “униженным и оскорбленным” существующим порядком вещей. Разбить этот порядок. Но трудно начать: нет денег, нет средств, чтобы продолжить обучение на юрфаке, сам Раскольников голодный и дурно одет, родственники в последней крайности, готовы на страшные жертвы. Прежде чем спасать всех бедствующих, нужно спасти себя и самых близких.

Нужен первоначальный капитал.

И вот Раскольников идет к старухе-процентщице с топором под мышкой. Но капитал потребен лишь первоначальный. Впереди великие дела по спасению всего страждущего человечества. Поэтому у похода к старухе есть и другая цель: проверить, способен ли ради великой социальной миссии переступить через кровь, сделать черное дело.

И тут начинается нравственная арифметика. С одной стороны, старушка Алена Дмитриевна – гадкое и жалкое существо, сама кровопийца еще та. Раздавить же ее, как вошь, и смыть с себя злодейство будущими благими делами!

Тем более, с другой стороны, перед глазами великие примеры людей, которые, подобно Наполеону, свободно распоряжались судьбами и жизнями миллионов ради реализации своих всемирно-исторических планов, переступая через кровь и страдания других.

Но проба не удалась, несостоявшегося спасителя человечества замучила совесть после первой же пролитой крови, и он не выдерживает отчужденности от людей, к которой привело его убийство. Почему же не сработала такая стройная и логичная теория? Да потому, что путь к спасению всех несчастных был составлен по законам тех, кто делает их несчастными.

Все эти соображения Достоевский облекает в образы людей, окружающих Раскольникова. С одной стороны, около него несчастные: Мармеладов, его жена, их малолетние дети, Соня, мать и сестра Раскольникова. Его душа разрывается от сочувствия и желания помочь им, но ум не может примириться с их покорностью, слабостью, забитостью и раздавленностью обстоятельствами. С другого бока, около Раскольникова хозяева положения и всей жизни: преуспевающий и ничем не стесняющий себя Лужин, агрессивно-напористый в удовлетворении своих порочных желаний Свидригайлов.

Два “лагеря” упорно борются за душу и сердце Раскольникова, при этом разрывая сознание героя на две половины.

Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Свидригайлов сложнее и глубже прямолинейно-примитивного Лужина, он способен на доброту и самопожертвование, но он явный убийца, и совесть, понимая как внутреннее ощущение различия добра и зла, он давно заменил принципом удовольствия для себя. То есть oбa они – идейные двойники Раскольникова, но Лужин – сниженный, почти комический двойник, тогда как глубина натуры Свидригайлова ведет во мрак преисподней, чревата беспредельностью последнего распада.

Окружающие Раскольникова “несчастные”, как уже сказано, бесят Раскольникова своей жертвенностью, которую он отвергает. Жертвуют собой Соня и Катерина Ивановна ради мармеладовских детей, хотят принести себя в жертву ради благополучия “бесценного Родиньки” мать и сестра героя. И здесь Раскольников проявляет себя не только как добрый и честный человек, но и просто как любящий мужчина, который должен быть сильным. Но вопрос, почему они так слабы и бессильно-покорны, не дает ему покоя.

И тогда на первый план среди этих персонажей выходит Соня Мармеладова.

Она подчинилась судьбе, ради детей пошла на панель, но внутренне она противостоит этому миру, внутренне, как выясняет Раскольников, она не покорилась. Оказывается, сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога, Евангелие. Раскольников понял это не сразу. Он пытается помочь и ей, защитить и ее, но ему постепенно становится ясно, что не он Соне, а Соня ему поможет в ситуации, в которую поставило его совершенное и пока скрываемое убийство. Кстати, именно Соне первой он и сознается в совершенном.

Соня же помогает ему сохранить и спасти душу, помогает ему не перейти в лагерь бездушных самодовольных насильников, а остаться среди “погибающих за великое дело любви”, как это сделал сын Божий – Иисус Христос.

Не очень заметное, но важное обстоятельство: Соня была подругой убитой Раскольниковым Лизаветы. Ее-то за что настиг раскольниковский топор? Сестрицу ее, процентщицу, понятно за что. Это исчерпывающе объяснили безымянные студент и офицер, бильярдный разговор которых случайно подслушал Раскольников.

Они все доказали, как дважды два – четыре. Кстати, именно молодые офицеры и студенты позднее войдут в многочисленные революционные организации экстремистско-террористического толка. И их жертвами станут такие, как Лизавета.

Забитая жестоким обращением сестры, почти юродивая, кроткая и покорная Лизавета яснее всего объясняет если не ожесточившемуся Раскольникову, то нам, читателям, что человек не вошь, как трактует Раскольников убитую им процентщицу-кровопивицу. И Раскольников делает вывод, что он не старуху убил, а себя убил, свою душу, человека в себе, т. е. существо, нравственно ответственное перед собой, своей совестью. Поэтому, совершив злодейство, он бежит от людей, понимая, что стал другим, чуждым им существом.

Теория Раскольникова, что ради счастья всего человечества можно допустить “маленькую” бесчеловечность, грешит или страдает большой бесчеловечностью. Арифметические расчеты не могут превратить зло в добро. Раскольников полагал, что цель оправдывает средства, но уже в начале его деятельности в соответствии с этим принципом средства сразу же грубо перечеркнули все его прекраснодушные цели.

Каков же вывод? Как же быть? Что делать?

Ответ Достоевского, повторим, прост: уверовать в Бога. Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех – помоги самому себе, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.

С христианской точки зрения у Раскольникова один, но главный грех – гордыня. Своей теорией и ее неудавшейся пробой он поставил себя над людьми, возомнил о себе, что ему закон не писан – закон человеческий и божеский. Но человеческое и божеское в его душе и сердце оказалось сильнее самых логичных выкладок ума.

И это привело Раскольникова к краху как гордого сверхчеловека, супермена, претендующего осчастливить всех.

Как ни парадоксально, в этой же “слабости” Раскольникова, его неспособности перешагнуть через кровь – даже уже пролитую – кроется залог его будущего нравственного возрождения. Характерно, что социальные проблемы Достоевский всегда подает с нравственных позиций – никакую социальную несправедливость нельзя исправить, если в душе нет Бога. И вместе с тем писатель не питает несбыточных надежд и иллюзий.

Его мир жесток и реалистичен, но в нем всегда есть шанс на исцеление больной души – если ей достанет на это сил и воли. Все это делает роман Достоевского одним из величайших произведений мировой литературы.

Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского

Ф. М. Достоевский великий писатель 60-х годов XIX века. В своих произведениях он отражал страдания людей от социальной действительности. Именно в то время развивался капитализм, и люди, которые не могли существовать в условиях тяжелой современности, оказывались в полной нищете. Конечно же, самым ярким произведением за всю его творческую работу является Преступление и наказание, в котором показан как гуманизм самого автора, так и героев романа. Действие происходит в Петербурге, но в произведении не говорится о парадной части города, писатель показывает нам другую его сторону, где много домов, в которых живут несчастные, одинокие люди. Главный герой романа Родион Раскольников, бедный студент, который не может заплатить за свое обучение в Университете. Он живет в ужасных условиях: комнатка его шагов в десять в длину, с желтыми, отклеившимися от стен обоями. И несмотря на эту ужасную обстановку, которая вынудила его на преступление, Раскольников человек гуманный. Об этом свидетельствуют его поступки: рискуя жизнью, Родион спасает ребенка из огня, сам нищий дает деньги на похороны Мармеладова и отца своего друга. Все эти факты свидетельствуют о доброте к людям. Именно в таких же убогих жизненных условиях живет и семья Мармеладовых. Дочь Мармеладова Сонечка вынуждена торговать собою из гуманных побуждений, чтобы прокормить свою больную мачеху и ее детей. Еще одна жертва жестокой действительности Катерина Ивановна, жена Мармеладова, в прошлом офицерская дочь, привыкшая к богатству. Она пытается сделать все возможное, чтобы ее дети не были голодными, старается содержать их в чистоте и одевать их в чистую одежду. Но как бы она ни старалась, ее дети постоянно голодны. От своей безысходности Катерина Ивановна повышает голос, но все напрасно. Pа этим успокоительным словом процент стоит живой человек, и мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет, не может. И вот здесь автор и его герой оказываются рядом, но только в этом. Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы и это ясно отражено в романе. Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в Преступлении и наказании, имея в виду только детей Катерины Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, своих поступках искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и в сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная, недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников вопреки собственной теории, неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным запасом, который сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по-детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в Преступлении и наказании Свидригайлов. Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту души, способной поверить и устыдиться. Раскольников двойственен в романе: природная, данная Богом, доброта героя романа затемнена гордыней и озлоблением взрослого человека. Весь роман ребенок в Раскольни-кове борется со взрослым, доброта с жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом, произошедший в душе Раскольникова в эпилоге Преступления и наказания, означает окончательную победу доброты, возвращение героя к себе самому ребенку, возвращение к Богу. И здесь автор романа, пройдя рядом со своим героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые наконец встречается с ним лицом к лиц}, как встречаются люди одной веры, одного понимания жизни…

Большой Бейсуг

В 1866 году Достоевский пишет роман «Преступление и наказание». В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать ав­тор. Проблема совершения человеком преступления давно волновала Достоевского. Как же она решается в романе?

Сюжет романа таков: молодой студент Родион Расколь­ников, сам бедствующий и страдающий от сознания бед­ствий матери и сестры, решается на убийство старухи-про­центщицы. Во время расследования его вина остается недо­казанной, но под влиянием жизненных обстоятельств он признается в совершении убийства и попадает на каторгу.

Из-за чего же Раскольников решился на преступле­ние? Не из-за бедности и голода. Его умом владела идея «разрешения крови по совести». Весь роман есть движе­ние этой идеи.

Теория Раскольникова возникла как протест против несправедливости действительности, против царящего порядка ЖИЗНИ в Петербурге. Несчастные судьбы мате­ри, сестры, Сонечки Мармеладовой толкнули его на пре­ступление. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя служению всему челове­честву и общему делу», — размышлял Раскольников. Человек необыкновенный, по мысли Раскольникова, имеет право переступить «через иные препятствия» для блага человечества.

После убийства старухи и Лизаветы, которая случай­но оказалась в квартире, Раскольникова охватило «мрач­ное ощущение мучительного бесконечного уединения и отчуждения». Нравственные страдания Раскольникова нельзя назвать раскаянием. Он не признает свой посту­пок преступлением; третья часть романа повествует о борьбе Раскольникова и Порфирия Петровича, пристава следственных дел, который догадался, что именно Раскольников совершил убийство. Но, как мысленно вос­клицает Раскольников: «нет улик!».

Что же привело Родиона Раскольникова к признанию своей вины? Конечно, это мировоззрение Сонечки Мар-меладовой, которая относилась ко всем с состраданием и которая смогла открыть Раскольникову путь к новой, другой жизни, к возрождению.

Достоевский — певец «униженных и оскорбленных» -получил всемирное признание как великий писатель-гу­манист. Однако гуманизм Достоевского отличен от тра­диционного «человеколюбия».

Уже первый идеолог русской литературы В. Г. Белин­ский отстаивал: крестьянин — тоже человек. Совокуп­ность социально-исторических и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение де­кабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении) делает народ централь­ным понятием русского национального самосознания и, естественно, самосознания русской литературы XIX века. Значимость самой личности определяется теперь ее отно­шением к народу. Гуманизм включается в более широ­кую систему общественно-исторических и духовно-нрав­ственных ценностей,

Достоевский как великий гуманист думает не только о народе вообще, но и о человеке, об отдельной личности. Он поднимает образ человека в литературе до философии человека. Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоев­ского будет уважать себя, лелеять свою чистоту и добро­порядочность до тех пор, пока случай не поставит перед его совестью зеркало. С этого момента считавший себя гуманистом будет ускорять шаги, чтобы не откликнуться на крик о помощи, проклинать себя за это, исповедо­ваться в недобрых мыслях, бичевать душевные слабости, проводить «пробу».

Мучительные духовные поединки, страстные моноло­ги, обнажающие изнанку души, — все это было непри­вычным для «традиционного» гуманизма.

Целью Достоевского было вывести сферу подсознания, где правят смутные эмоции и инстинкты, в мир жизнен­ного действия. Его автор «Преступления и наказания» называл «фантастическим». Фантастический реализм Достоевского предстает в двух слагаемых. «Реализм» от­того, что это верно соответствует психологии бытия че­ловека. «Фантастический» — оттого, что скользящие тени в текущей жизни Достоевский представил как явь.

В жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем гово­рят и поступают в романах Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И будто не люди разговарива­ют, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоев­ским: идеи, мысли, инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века — в образе жизни, социальных конфликтах.

В сущности, вся гениальная серия романов Достоев­ского, от «Преступления и наказания» до «Братьев Ка­рамазовых», относится к эпохе 60—70-х годов, эпохе от­мены крепостного права в России. И все вопросы, свя­занные с владением людьми, «живыми душами», как и ответственность за выбор страной новых путей, — все это больные «русские» вопросы. Достоевский недобро отзывался о революции 1789 года, но лозунг «свободы, равенства, братства», по-особому читавшийся в русских условиях, всегда был для него главным средоточием го­рячо разделяемых или яростно отвергаемых им идей.

Достоевский был величайшим защитником идеала сво­боды, понимаемого им как беспрепятственная свобода личности. В пору реформ 1861 года это не было отвле­ченной теорией. Но он подверг этот идеал свободы мучи­тельному экзамену, угадав в нем противоборство добра и зла. Будет ли счастлив человек, если получит свободу? Как распорядится ею? Чем обернется для него эта сво­бода? Вот лишь часть ядовитых вопросов, адресованных Достоевским человеку, который желал бы, хотя бы и вопреки всему свету, пожить «по своей волюшке». Рас­кольников хочет быть свободным и доказать, что он «не тварь дрожащая» и «власть имеет». Но эта власть — свобода для себя при несвободе для других. Она и есть путь к преступлению.

Такой же проверке подвергает Достоевский идеал ра­венства. В социальном равенстве его отпугивает покуше­ние на индивидуальность, погибель для яркого цветения жизни. Если в будущем все сильные умы будут «погаше­ны в зародыше», а таланты приведены к общему знаме­нателю, то нужно ли людям такое равенство? А что если равенство вообще не совместимо со свободой, поскольку все неравно в природе?

Но что влечет Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия свободы и равенства — это братство. Люди все разные по своей природе, но они изменяются больше, переступив порог совести, заглушив в себе голос справедливости и добра. Палачами не рож­даются. Несмотря на незавидную судьбу добра в мире, велика ответственность всякого человека за себя. Обуз­дать в себе силы природы, а они дремлют в каждом, — немалый душевный труд и духовная задача.

Ф. М. Достоевский открыл новый этап истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто вели­кий писатель, но и огромной важности событие в исто­рии духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его твор­честве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском сво­его гениального преобразователя, открывшего собой но­вый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Произведения Достоевского и сегодня остаются остро­современными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово вос­принимается как звено в практическом и духовном дви­жении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература ос­ваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реаль­ности — «личность» и «народ».

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свой­ственны его произведениям, созвучны внутренней напря­женности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свой­ствен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегод­няшний день самым ценным в писателе.

Художественный мир Достоевского — это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятель­ства, которые разъединяют людей и порождают в их ду­шах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, про­буждают у них стремление всесторонне осмыслить не толь­ко противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть, их гуманизм.

Произведения писателя насыщены философской мыс­лью, столь близкой людям нашего времени, и родствен­ны лучшим образцам литературы XX века.

Достоевский необычайно чутко, во многом пророчес­ки выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучивших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены — и во взаимоотношени­ях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, при­обрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нрав­ственных отношений и о воспитании полноценного, здо­рового духовно человека-гуманиста.

< Предыдущая Следующая >

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Гуманизм Достоевского

Жизнь При изучении творчества Достоевского возникает чувство гордости за русскую культуру XIX века. Достоевский — гигант мысли. Все его творчество — это острое ощущение противоречивой действительности России. Проблемы, которые поднял Достоевский, получили международный резонанс. Федор Михайлович Достоевский, второй сын в семье, родился 30 октября 1821 в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаблекарем. Семеро детей воспитывались по традициям старины: в страхе и повиновении. Летом семья проводила в небольшом имении Тульской губернии. Дети пользовались почти полной свободой. Учиться Федор начал довольно рано. В шестнадцать лет он лишился матери и был определен в инженерное училище, где приобрел —репутацию нелюдимого чудака”. В 1843 г. по окончании училища, работал в чертежном инженерном департаменте. Осенью 1844 г. подает в отставку, решив жить только литературным трудом и “адски работать”. Свою первую повесть “Бедные люди” (1845 г.) он отдает Некрасову в —Петербургский Сборник”. Достоевский был принят в кружок Белинского, который горячо приветствовал новоявленного писателя как одного из будущих великих художников гоголевской школы, но хорошие отношения с кружком скоро испортились. В 1847 г. Достоевский стал посещать собрания революционного общества Петрашевского. В ночь на 23 апреля 1849 г. Достоевский был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость, где пробыл 8 месяцев. 22 декабря он был привезен на Семеновский плац, где над ними проделали церемонию объявления приговора о смертной казни через расстрел, и лишь в последнее мгновение объявили, как особую милость, настоящий приговор: сослать на каторгу. В ночь с 24 на 25 декабря он был закован в кандалы и отправлен в Сибирь. 15 февраля 1854 г., по окончании срока каторжных работ, был определен рядовым в сибирский линейный батальон в Семипалатинске, где пробыл до 1859 и где под свое покровительство его взял барон А.Е. Врангель. 6 февраля 1857 г., в Кузнецке, женится на Марии Дмитриевне Исаевой, вдове надзирателя, которую полюбил еще при жизни ее первого мужа. 18 апреля 1857 г. Достоевский был восстановлен в прежних правах и 15 августа получил чин прапорщика. Вскоре подал прошение об отставке и 18 марта 1859 г. был уволен, с разрешением жительства в Твери. Вскоре получает разрешение жить в столице. Жизнь на каторге, страдания народа Достоевский изобразил в «Записках из Мертвого дома» (1861-1862).

С 1861 г. вместе с братом начинает издавать журнал «Время» и «Эпоха». Летом 1862 г. посещает Париж, Лондон, Женеву. Зимой 1862-1863 года в Петербурге Достоевский страстно влюбился в молодую писательницу А.П. Суслову. Она ответила взаимностью. Летом 1863 года они вдвоем совершили заграничную поездку. Образ Сусловой воплотился в героине романа «Игрок». 16 апреля 1864 г. умерла жена, болевшая чахоткой более 4 лет, а 10 июня неожиданно скончался родной брат — Михаил. Удар за ударом, масса долгов (15000 рублей), нравственная обязанность содержать семью покойного брата и сына жены от первого мужа поставили Достоевского в тяжелейшее положение. 15 февраля 1867 г. его женой стала Анна Григорьевна Сниткина, приглашенная Достоевским осенью 1866 г. для стенографирования “Игрока”. Она была женщиной красивой, умной, деловой, волевой и понимала хорошо творческие замыслы Достоевского. Через два месяца, сбежав от кредиторов, они уехали за границу, где пробыли более 4 лет (до июля 1871 г.).

Достоевский в Баден-Бадене проиграл все: и деньги, и свой костюм и даже платья жены. Раздражительность, вызванная нищетой, доходит до крайней степени, чем и объясняется тон и характер его произведений за этот период (—Бесы”, отчасти и —Идиот”).

Самый светлый период в жизни начинается по возвращении в Петербург, когда денежные дела взяла в свои руки умная и энергичная Анна Григорьевна. У Достоевского новый творческий подъем. Он завершает романы «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазова» (1879-1880) и публикует свой знаменитый «Дневник писателя». В мае 1880 года Достоевский выступил с очень яркой и содержательной речью на «Пушкинском празднике», провозгласив свою «общечеловеческую идею объединения народов». В расцвете своего таланта Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года от эпилепсии. В похоронной процессии участвовали 72 депутации. Похоронен 31 января 1881 в Александро-Невской лавре Санкт- Петербурга. Учение В творчестве Достоевского доминирует проблематика, связанная с духовно-нравственными исканиями личности: смысл жизни, свобода и ответственность, человек и Бог, добро и зло, влечение и долг, рассудок и мораль. Видя в человеке не объект манипуляций, а личность, обладающую свободной волей и ответственностью за свершённые деяния, Достоевский требует в любой жизненной ситуации руководствоваться высоким и суровым этическим принципом: “Быть человеком между людьми и оставаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть”. Достоевский был противником той философской доктрины, которая утверждала, что все поступки человека детерминированы обстоятельствами и что каждый индивид руководствуется рассудком в соответствии с необходимостью. Почему при одних и тех же обстоятельствах один человек творит людям добро, а другой — зло? Это зависит от степени нравственной ответственности личности, от характера функционирования совести, как внутреннего цензора наших действий. В каждом человеке, в его свободной воле заложены источники добра и зла. И только от его позиции, от понимания идеала, от его самоконтроля зависит характер поступка. Но Душа человеческая — фокус взаимодействий и взаимного борения веления ума, устремлений сердца, императивов людской мысли, догматов веры — переживает так же и давление внешних обстоятельств. Беспредельная свобода, принцип вседозволенности, аморальный эгоизм, отсутствие совести и заботы о другом человеке — всё это, считал Достоевский, неизбежно ведёт общество к деспотизму, к разъединению людей, к моральному краху личности. Как же ограничить свободу? Какое общество должен создать человек, чтобы свобода личности не вышла из берегов? Только такое общество, в котором господствуют нравственные принципы христианства, которые с молоком матери впитывались бы личностью. Достоевский во всех своих произведениях пропагандировал идею, что путь к гармоничному, совершенному обществу лежит через смирение и страдание, помогающие человеку изучить нравственный кризис и свободно выбрать идеал единения во Христе, идеал богочеловечества. Жизнь без Бога — безнравственная жизнь, жизнь, когда всё дозволено, а это ведёт к произволу, хаосу, насилию, убийству, к уничтожению человеческого в человеке. В творчестве Достоевского удивительным образом сочетаются элементы реального и мистического, придавая создаваемым произведениям неповторимый художественный, эстетическо-философский колорит. Великий мыслитель задумывался не только над проблемой человека. Его в равной степени волновала судьба России и всего человечества. Все нации равны. Все народы должны жить мире. Люди должны любить друг друга. Каждый должен нести ответственность за каждого. В современном мире человеку живётся неуютно. И только нравственная красота, пронизанная верой, спасёт человечество. Достоевский оказал влияние на различные направления философской мысли — экзистенционализм, персонализм, ницшеанство, христианский социализм и ряда других. Его произведения являются современными и в наши дни.

Вперед