Развитие речи. Обучающее «Осень»

«Развитие речи. Обучающее сочинение по теме «Осень».»

Тема урока. Развитие речи. Обучающее сочинение по теме «Осень».

Цели и задачи работы:

1.Закрепить знания учащихся о признаках осени.

2.Прививать интерес к происходящим вокруг явлениям природы.

3.Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса.

4.Стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления.

Ход урока.

  1. ОРГНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять —

Буду грамотно писать.

  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Ребята, чтобы узнать тему нашего урока посмотрите внимательно на доску и попробуйте из предложенных букв отыскать нужное слово.

ЕКРОСЕНЬТЛА

  • Молодцы, ребята. У каждой поры года есть свои краски, какие краски у осени вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

1)Время года, следующее за осенью. (Зима.)

2)Явление природы, чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, осенью-холодным, моросящим. (Дождь)

3)Явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в красивые уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад)

4)Если ночь холоднее, чем днём, на траве образуются капельки воды. Что это? (Роса.)

5)Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Что это? (Туман)

6)Осенью, когда чаще становятся холодными дни, вдоль берегов рек на мелких местах появляется ледок. О начале какого периода в жизни рек говорит это явление? (Ледостав).

7)Осенью птицы улетают в тёплые края. Они собираются в большие группы. Как называется такая группа? (Стая).

Какое же слово получилось по вертикали?

Прочитаем хором. (Слово «Золотая» в кроссворде пишется красным цветом)

А теперь послушайте загадки:

  1. Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года — …(осень)

  • Назовите месяцы осени.

— О каком месяце говорится в загадках?

5 стр., 2424 слов

Конспект занятия по развитию речи в ст. гр. «У природы нет плохой погоды…»

... слов. Главное не погода на улице, а положительные эмоции и вера в лучшее. ТЕМА: Сочинение на тему “У природы нет плохой погоды” ... весну, готово жить полной, бурной жизнью. Осень… Для кого-то хмурое, а для кого-то – таинственное время года. Скольких знаменитых поэтов России вдохновляло это время года на ... ответить на этот вопрос. Ведь у природы нет плохой погоды – каждое время года, каждое явление по- ...

Вслед за августом приходит,, С листопадом хороводит, И богат он урожаем,, Мы его, конечно, знаем!(Сентябрь), Листопад, зазимник, грязник,, Ветер рвёт златой наряд,, Землю грязную тем златом, Покрывает всю подряд. (Октябрь), Кто тепло к нам не пускает,, Первым снегом нас пугает?, Кто зовёт к нам холода,, Знаешь ты? Конечно, да!(Ноябрь)

Краткая беседа об изменениях природы осенью.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

  • Ребята, вы уже наверное догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно! Сегодня мы с вами поговорим об осени. Мы с вами так же будем любоваться красотами природы;
  • учиться наблюдать, сравнивать, переживать, передавать своё отношение к происходящим изменениям в природе;
  • последовательно, грамотно излагать устную и письменную речь.
  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

— Обратите внимание на экран (слайд 2).

Это чудесная картина называется «Золотая осень», нарисовал её художник Исаак Левитан. А сейчас послушайте немного об этом художнике.

1. Краткий р, Кибарты. В начале 1870-х переехал с семьёй в Москву.

2. Беседа по картине . Лексическая работа

  • На календаре уже осень.

— Что вы видите на картине?(Деревья, покрытые жёлтыми листьями, луг с увядающей травой, тёмную реку)

— Какой период осени изобразил художник? Почему вы так думаете?(Это золотая осень: листья на деревьях пожелтели и опадают, трава увядает)

  • Что можно сказать о листьях? (Жёлтые, коричневые, жёлтая трава)
  • Какой стоит день? (ясный, солнечный)
  • Какое небо?(голубое с белыми и розоватыми облаками)

— Что мы чувствуем, когда смотрим на картину? (Грустно смотреть на, пожелтевшие деревья. Природа прощается с летом)

2.Составим ассоциативный ряд

Одновременно проводится и орфографическая работа (обратить внимание на безударные гласные, парные звонкие/глухие согласные, словарные слова, незнакомые орфограммы) уделяется внимание красоте русского языка

-Составьте 2-3 предложения, используя данные слова

Осень – золотая, красивая, тёплая, солнечная, ясная, жёлтая, красная, ранняя, поздняя.

ФИЗМИНУТКА

3.Работа над планом сочинения . (Слайд 4)

— Перед вами план. Что вы будете описывать в своём сочинении, глядя на картину?(день, небо, реку, лес, берега, луг…)

1.Какой стоит день?

2.Описание неба.

3.Описание леса.

4.Описание реки, берегов.

5.Какое настроение вызывает картина?

4. Работа над составлением предложений.

— К каждому пункту плана даны слова – помощники. А теперь прочитайте первый пункт плана, посмотрите на слова – помощники (слайд 5), на картину и, выбрав подходящие словосочетания, составите предложения. Аналогичная работа по 2-4 пунктам плана.

5 стр., 2073 слов

Поленов «золотая осень» описание картины, анализ,

... -osen Сочинение-описание картины Поленова «Золотая осень» На картине художника В.Д. Поленова «Золотая осень» изображён кусочек мира, где жил и творил художник: река Ока с её берегами в самой середине осени, вид ... Полюбившийся образ сентябрьской природы, могучей Оки, Очковых гор предстает перед нами в наилучшем исполнении. Вся работа отражает мысли автора, его настроение по отношению к родным местам. ...

— Подберите прилагательные к слову «картина» (прекрасная, необыкновенная, новая, чудесная, весёлая)

  • Составьте 1-2 предложения, выразив собственное настроение, отношение к картине

Ребята, сочинение должно быть написано не только содержательно и связно, но еще и грамотно. Посмотрите на слова – помощники. Вы их можете использовать в своем сочинении.

Вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, просмотрите ваши записи, отредактируйте ваши сочинения, придумайте заглавие.

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

  • Какой теме посвящено наше сочинение? (осени)
  • Кому понравилось работать на уроке?
  • Что было интересного на уроке?

Домашнее задание.

Отредактировать сочинение.