МОУ ООШ с. Ухтинка, Бессоновского района, Шеяновой Татьяны Юрьевны.
5 класс, страница229, упражнение 606.
Русский язык : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений
/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 29 – е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 303 с., 4 л. ил.
Тема: Сочинение – описание животного.
Цели.
Образовательные.
-
Углубить и обобщить знания учащихся об описании как типе речи.
-
Повторить приёмы различения описания и повествования.
-
Формировать навыки построения текста – описания в художественном стиле, отрабатывать умение использовать в тексте художественно – изобразительные средства языка для описания животных.
Воспитательные.
Воспитывать внимание к слову, интерес к языку, доброту и отзывчивость по отношению к животным.
Развивающие.
Развивать познавательную активность и речь учащихся.
Ход урока.
I.Речевая разминка.
Что за прелесть мой Мурлыка,
Мой любимый серый кот!
Как он весело играет,
Как он песенки поёт!
Шерсть его мягка, как бархат,
Глазки, точно угольки,
И как все его движенья
Грациозны и легки!
(Л. Чарская).
- Видели ли вы сами это животное? Каким оно вам запомнилось?
- Этого зверя часто содержат дома, животное любимо народом.
В художественных произведениях, в народной поэзии встречаются образы котика, кошки, кота или котят. Докажите это.
- Какие слова вам показались непонятными?
(Бархат, грациозны).
(Бархат – ткань с мягким, низко стриженным густым ворсом на лицевой стороне.
Грациозный – изящный, красивый в движениях, в позах.)
(Шерсть у кошки приятная на ощупь, мягкая).
- Почему слово Мурлыка написано с большой буквы?
к а к о й?
(Если всё содержание текста можно изобразить на одной картинке, то перед нами – описание. Если же для изображения содержания потребуется как минимум две картинки, то текст — повествование).
II.Целеполагание.
к заочной выставке «Моё любимое животное».
У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.
Описание внешности животного: У меня есть кошка
... лиловыми пятнами; красный – красные пятна на розоватой шерсти; тигровый. Характер сиамской кошки Сиамских кошек не назовешь добродушными питомцами. Это злопамятные животные, которые умеют мстить и с удовольствием делают ... большом количестве общения. Сиамские кошки – полноценные члены семейства, поэтому если намечается застолье в гостиной, питомец уже тут как тут. Если не уделять животному времени и ...
Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить своё животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение – описание животного.
III.Работа по теме.
1. — Прежде чем самостоятельно начать работу над описанием животного, мы должны выполнить ряд заданий.
отношение автора к животному.
Большой чёрный очень красивый кот с прелестной зеленоглазой мордочкой подошёл к молодой липке у тротуара, поднялся на задние лапки и стал точить когти о её тонкий ствол.
Я знаю этого кота. Это очень умный, храбрый, с большим чувством собствен-
ного достоинства зверь. Его побаиваются собаки и уважают люди. Собачьи наскоки он легко отражает меткими ударами острых когтей, никогда не унижаясь до бегства. К людям относится снисходительно – позволяет себя гладить и даже оказывать мелкие услуги. Хозяева выпускают его погулять во дворе. После про-
гулки он самостоятельно возвращается к себе на третий этаж и сидит перед квартирной дверью, терпеливо ожидая, когда она откроется. Если на лестничной площадке кто – нибудь появится, кот, глядя на человека своими мудрыми, таин-
ственными глазами, просительно вякнет, будто скажет: «Нажмите, пожалуй-
ста, кнопку звонка, вы же видите, что я сам не могу это сделать».
(По Л. Ленчу).
(Тема: в тексте говорится о красивом умном коте.
Основная мысль: автор подчёркивает уважительное отношение людей к мудрому коту за его ум, храбрость (зверь никогда не унижается до бегства перед собаками), за самостоятельность (кот возвращается самостоятельно после прогулки домой и просит, чтобы ему открыли дверь).).
(Повествование с элементами описания).
( В первом абзаце –« прелестная зеленоглазая мордочка», во втором- «глядя на человека своими мудрыми, таинственными глазами»).
(Умный кот. Мудрый кот. Кот, которого уважают люди).
-
— Перед вами тексты. Прочитайте их, определите стиль текстов и тип речи.
Текст№1.
Кот Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку, чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло два часа. Мама пришла посмотреть – хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.
(Г. Скребицкий).
(Повествование в художественном стиле).
Текст№2.
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Сложносочиненное предложение и его роль в текстах художественного стиля
... на их стороне. 3. РОЛЬ ССП В ТЕКСТАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ Употребление сложных предложений - отличительная черта книжных стилей. В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной связи. Обращение к сложносочиненным предложениям оправдано при описании ... То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. Оставшиеся ...
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
(К. Г. Паустовский. «Кот – ворюга»).
(Повествование с элементами описания в художественном стиле).
Текст№3.
Фёдор же Тимофеевич был иного рода господин. Этот, проснувшись, не издавал никакого звука, не шевелился и даже не открывал глаз. Он охотно бы не просыпался, потому что, как видно, он недолюбливал жизнь. Ничто его не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, всё прези-
рал и, даже поедая вкусный обед, брезгливо фыркал.
(А. Чехов. «Каштанка»).
(Описание в художественном стиле).
Текст№4.
Средняя длина наиболее крупных представителей семейства кошачьих около 380 см, минимальная – 50 см, масса от 1,5 до 275 кг, длина хвоста от 10 до 114 см. Тело кошачьих гибкое, вытянутое, подвижное, с округлой головой. Передние и задние ноги длинные, острые когти втяжные, хвост у большинства длинный, покрыт шерстью. Окраска тела пятнистая, полоса-
тая, скрадывающая. Способны преследовать добычу. Охотятся одиночно. Живут до 15, реже до 30 лет.
(В. В. Латюшин «Отряды млекопитающих»).
(Описание в научном стиле).
(Своё сочинение должны написать в художественном стиле, так как этот стиль позволяет образно, наглядно предста-
вить определённый предмет, используя тип речи – описание).
-
–Чтобы точно описать животное, необходимо быть очень наблюда-
тельным, научиться видеть признаки предметов, выделять главные среди них, самые важные.
Вот описание кота, сделанное педагогом – писателем К. Д. Ушин-