Виктор Михайлович Васнецов (15.05.1848–23.07.1926), русский живописец, прославленный мастер в жанре исторической и фольклорной живописи, в 1880 году написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Материал картины холст, размер которого довольно внушителен — 205 × 390 см. Техника выполнения работы — масло.
Жанр произведения — историческая живопись, батальная сцена. Сюжет картины художник взял из «Слова о полку Игореве». Эта картина была откликом Васнецова на русско-турецкую войну 1877–1878 годов, пробудившую патриотические настроения русских людей. Художник изобразил павших воинов на поле битвы, русских и половцев, в наступающих сумерках.
Композиция полотна многофигурная, статичная (линейная).
Мёртвые тела недвижимы, кругом тишина, только два орла схватились между собой.
На переднем плане слева в густой зелени травы виден чистящий перья орёл-стервятник, справа три воина, погибшие в схватке. Их тела переплелись, битва, очевидно, была совсем недавно. Немного выше, с левой стороны, — могучий русский витязь в красных сапогах. Он лежит, широко раскинув руки, лицо его спокойно. Под ним плащ, будто нарочно расстелен.
В центре композиции молоденький княжич в светлой одежде. В грудь его сквозь кольчугу вошла половецкая стрела. Прекрасно его бледное лицо в свете заката, с шеи юноши свисает нагрудный крест. Потерпели поражение православные люди, но их лица светлы и спокойны, они будто спят. Мёртвые половцы, напротив, страшны. Их лица выражают страдание, тела мучительно изогнуты.
На втором плане ритмично изображены убитые, щиты, луки, стрелы. Два орла дерутся в воздухе над мёртвыми за добычу. На заднем плане в дымных тучах восходит розовая луна, словно отражает пролитую кровь на поле.
Цветовая палитра картины основана на преобладании холодных тонов: зелёных, серо-голубых. В тёмную зелень полевой травы вносят напряжение красные щиты. В сизых тучах на заднем плане багровеет луна, композиционно перекликаясь с красными сапогами русского витязя на первом плане.
Бизнес-план Танцевальная студия
... танец Бальные танцы Клубный танец Бальные танцы Клубный танец Бальные танцы Бальные танцы 16.00 17.00 Латина Восточные танцы Латина Восточные танцы Латина Восточные танцы Восточные танцы 17.00 18.00 Восточные танцы Современные танцы Восточные танцы Современные танцы Восточные танцы Клубный танец Клубный танец ... отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана огромное внимание будет уделено этому ...
Коричневые пятна полотна — стервятники и мёртвые половцы. Они расположены так, что уравновешивают композицию. Разнообразят колорит голубые и жёлтые одежды погибших. Мелкие орнаменты кафтанов придают картине декоративность.
Высветленная одежда юного княжича в противовес общему тону цветовой гаммы придаёт образу особый смысл, вносит лиричность в торжественный эпический строй полотна.
В целом колорит картины построен на конфликте холодного и тёплого цветов. Васнецов видел в этом звучании красок симфонию, схожую с произведениями Бородина и Глинки.
Свет на поле брани угасает. Невидимый зрителю закат особо озаряет отрока со стрелой в груди, придавая лучезарность его образу. Всё остальное тихо погружается в сумрак. Восходит луна, окружённая тучами. Свет её бледен. Ещё немного, и над степью воцарится ночь.
Идея произведения — преклонение перед героизмом павших за родную землю воинов.
Картина В.М. Васнецова «После побоища…» стала новаторской в историческом и батальном жанре. Она не отражала документально ужасы сражения, как в картинах Верещагина. Историческое прошлое Васнецов передал в эпическом звучании, которому чужд натурализм. Под его кистью реалистическое изображение старины получило поэтическую интерпретацию.