Разработка развитие речи в классе подготовка к сочинению по картине в м васнецова аленушка

1)Познакомить учащихся с творчеством художника В. М. Васнецова.

2)Подготовить к написанию сочинения по картине «Алёнушка»; развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

3)Дать понятия некоторых искусствоведческих терминов, учить понимать и любить живопись.

4)Через изучение творчества В.М.Васнецова прививать любовь к Родине.

ТСО и оборудование.

Компьютер, мультимедиапроектор, репродукции картин, раздаточный материал, словари.

Эпиграфы к уроку:

Я всегда был убеждён, что…в сказке, песне, былине…сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим..

В.М.Васнецов.

Я только Русью и жил.

В.М.Васнецов.

Вступление. Учитель объявляет тему урока, ставит цели и задачи на урок.

  • Ребята, мы сегодня познакомимся с творчеством великого художника В.М.Васнецова, должны подготовиться к написанию сочинения по его картине «Алёнушка», узнать некоторые искусствоведческие термины. На уроке встретятся такие термины:
  • Живопись-1)изобразительное искусство, создание художественных образов с помощью красок; 2)произведения этого искусства.

Жанр- исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения.

Тональность- оттенок цвета, светотень.

Колорит- общий характер сочетания цветов в картине.

Портрет- изображение лица ,человека.

Пейзаж- изображение природы.

Иллюстрация- рисунок, поясняющий какой- либо текст.

Репродукция- печатное воспроизведение произведения живописи.

— Находчивого и смелого Иванушку, грустную царевну Несмеяну, мужественных богатырей каждый из нас знает и любит с детства не только по сказкам и былинам, но и по замечательным картинам художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова. Давайте послушаем ребят. Которые расскажут нам немного о нём и его картинах.

Выступления учеников:

(портрет на компьютере)

1ученик: В.М.Васнецов родился 15 мая 1848г. в Вятской губернии, в селе Лопьял в семье священника. Когда ему исполнилось 10 лет, его отдали в Вятское духовное училище, откуда он перешёл в семинарию. Но в училище и семинарии ему было скучно. С ранних лет Васнецов пытался зарисовывать то, что видел вокруг. С годами страсть к рисованию крепла, и в 1867г.Васнецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург. Он был принят в Академию художеств.( ОБЪЯСНИТЬ : ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ, СВЯЩЕННИК,СЕМИНАРИЯ, САНА СВЯЩЕННИКА)

14 стр., 6556 слов

Кончаловский петр «а.н. толстой в гостях у художника» описание картины, анализ,

... как узор ковра…». Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», ... в Строгановском художественном училище и одновременно в Московском университете. К тому времени вернулся из ссылки отец и занялся издательской деятельностью. Он издавал сочинения Пушкина, Лермонтова с иллюстрациями лучших художников. ... как описывает картину Всеволод ...

2 ученик: В 1880г. художник показал первую большую картину в новом для него жанре исторической живописи. Она была навеяна знаменитым «Словом о полку Игореве»и называлась «После побоища Игоря Святославовича с половцами».(демонстрация картины на компьютере)

3ученик:В 1898г.Васнецов показал на выставке картину «Богатыри»(демонстрация картины на компьютере).

Над ней он работал25 лет. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович зорко всматриваются. Не грозит ли родной земле опасность, не нужна ли кому помощь. За плечами богатырей – вся родная земля, которую они охраняют,с её холмами. Лесами, равнинами.

4ученик: Художник с детства любил народные сказки и не расставался с ними на протяжении всей жизни. Написав на сказочные мотивы много картин. В 1889г.заончена картина « Иван-царевич на сером волке». Огромный волк мчится через заповедный лес, спасая от погони Ивана-царевича и Елену Прекрасную.(картина на компьютере)

5ученик: В.М Васнецов умер в Москве23 июля1926г. « Я только Русью и жил,»-говорил художник. Эти слова полностью определяют смысл и значение его творчества.

Учитель:

  • А сегодня мы поговорим о картине « Алёнушка»(1881г.) Картина написана по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (картина на компьютере)
  • Кто прочитал эту сказку и помнит содержание сказки? (кратко вспомнить содержание сказки).

Словарная работа(слова демонстрируются на экране и разбираются учениками).

Слова записаны

на листки для раздаточного материала.

Алёнушка- сиротка, грустно. Одиноко. Пришла поделиться, поговорить о своём горе. Согнулась, обвила олени, каштановые волосы распущены, ноги босы, платье разорвано;

  • Река- тихая, задумчивая, спокойная, отражается в воде как в зеркале, тёмная вода, опавшие жёлтые сухие листья, осока, ряска;
  • Деревья- молодые берёзки, осинки, пожелтевшая листва, нет ярких красок, осенний наряд;

Ели- тёмные неприступной стеной, будто стражи, охраняют, сторожат, выделяются,

верхушки, плохо видны, отгораживают;

  • Природа- нет ярких красок, заброшенный уголок, грустит, отвечает одиночеству, соответствует грустному настроению.

Работа группами: найти синонимы к словам:

злой( о мачехе )- злобный, недобрый, свирепый, гневный, сердитый

укромный( уголок)-уединённый, укрытый

горевать- грустить, печалиться, сокрушаться, тужить, горюниться, убиваться, кручиниться

горько- печально

чудесный(волосы)- изумительный, восхитительный, роскошный, замечательный, великолепный

ветхий(одежда)- старый, обветшалый, потрёпанный, дряхлый, истёртый

плотный(стеной)- густой, сплошной

сочувствовать- сострадать, делить горе

Учитель:

  • А теперь давайте внимательно рассмотрим картину(картина демонстрируется на экране)

Работа по картине с использованием слов и словосочетаний в раздаточных материалах.

Вопросы по картине:

  • Кого вы видите в центре картины?
  • Где сидит девочка?
  • Подумайте, почему Алёнушка пришла в этот тихий уголок?
  • Опишите девочку(расскажите, какое у неё лицо, как она склонила голову, как смотрит на воду, о чём говорит её согнувшаяся фигурка).

    29 стр., 14403 слов

    Описание картин великих художников

    ... верящим в чудо. Сочинение: описание картины Г.Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы." Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. О том, что ... бежит собачка, но и она не добавляет радостных чувств в картину. Все написано серо-тусклыми красками, даже снег. Все подчеркивает безысходность ситуации. У этих детей явно ...

  • Какой изобразил художник природу?
  • Какого цвета вода?
  • Что плавает в воде?
  • Каким изображён лес?
  • А что мы видим на заднем плане картины?
  • Почему ели стоят тёмной стеной?
  • Какова тональность картины? Какие краски преобладают?
  • Как думаете, почему нет ярких красок?
  • Можно ли сказать, что природа соответствует настроению Алёнушки?

Физкультминутка.

Дружно встали, раз, два, три

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к лицу приставим,

Ноги широко расставим.

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже, поглядеть из-под ладони.

И направо, и ещё через левое плечо,

Буквой л расставим ноги, точно в танце руки в боки.

Наклонились влево, вправо, получается на славу.

Обобщение учителя по картине:

  • На большом сером камне сидит Алёнушка. Она горько оплакивает своего братца Иванушку, которого по приказу злой мачехи утопили в этой реке. После смерти брата её ещё труднее, она осталась совсем одна, не с кем вспомнить добрую матушку. Вот и пришла она сюда, в этот укромный лесной уголок. Только здесь она может погоревать, поплакать. Алёнушка обхватила руками колени, печально склонила голову, по плечам рассыпались её чудесные каштановые волосы;
  • грустное и бледное лицо, в глазах- глубокая печаль. Кажется, что они наполнены слезами. Платье старое, разорвано, ноги босы. Всё это говорит об одиночестве, о глубоком горе, о её тяжёлой безрадостной жизни в доме мачехи.

Вместе с девочкой как бы грустит и природа. Художник изобразил её без ярких красок. Тихая река, в которой, как в зеркале, отразились и камень и девочка, и стволы деревьев. В речке растёт осока, по воде плавают пожелтевшие жёлтые листья. Печальны молодые берёзки и осины, уже одевающие осенний наряд.

На заднем плане плотной стеной встали тёмные ели. Чётко видны только верхушки высоких из них. Создаётся впечатление, что этот уголок, куда пришла Алёнушка, отгорожен от всего мира, заброшен. Ели, будто стражи, охраняют девочку от чужих недобрых глаз. Печальная неяркая природа соответствует грустному настроению Алёнушки. И зритель картины сочувствует девочке, жалеет её. Хочется помочь ей.

  • Знаете, эта картина помогла художникам других видов искусства создать свои произведения. Н-р,у поэта Александра Прокофьева есть стих-е «Алёнушка». Послушайте его( один из учеников читает стих-е).

Пруд заглохший весь в зелёной ряске

В ней тростник качается, шумит,

А на берегу, совсем как в сказке,

Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел,

Тополиный пух на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

Но кукушка на сосне кукует.

И тропинка к берегу ведёт.

Солнце щедро на воду такую

Золотые обручи кладёт.

Учитель:

— Но вы можете сказать, что стихотворение Прокофьева не пересказывает картину живописца. Верно! Но подумайте, только ли героиней сказки может быть Алёнушка? Не может ли она быть ещё кем-то? Вспомните, как жилось русским крестьянкам в 19 веке?(простая русская крестьянка, которая горько задумалась над своей трудной жизнью).

  • И ещё вопрос. К какому жанру можно отнести эту картину- портрет, пейзаж или иллюстрация к сказке?

-Все перечисленные жанровые определения узки для этой картины. Это- одна из попыток выразить понимание родины средствами искусства. Ведь родина- это не только родной дом, близкие люди, природа той местности, где родился, это и родной язык, родной национальный поэтический мир, мир песен, сказок, история страны. Поэтому эта картина является одной из вершин русского патриотического искусства.

  • Давайте прочитаем слова художника, которые помогают понять его творчество( обращение к эпиграфу).

  • Чему учат нас картины В.М Васнецова7( любить народ, его творчество, родную страну)

_А нет ли у чувашского народа сказки о злой мачехе и доброй падчерице?(Ама сури)

  • Что наказывается, а что побеждает в этой сказке?

Учитель:

— Мы разобрались в том, что нам хотел сказать художник своей картиной. Но чтобы понять произведение хорошо, давайте, обратим внимание на то. Как художник осуществляет свой замысел. В данном случае картина как бы развёртывается в глубину, поэтому мы с вами становимся свидетелями этой сцены. Не только колорит, но и рисунок картины, все линии и формы предметов согласованы между собой, что придаёт картине особую цельность. Техника исполнения тоже помогает понять замысел художника. В данном случае Васнецов использует неторопливое. Подробное письмо, а не широкий, энергичный мазок.

Перед нами репродукция- печатное воспроизведение. Оно лишь более или менее точно передаёт подлинник- картину. Поэтому надо чаще стараться посещать м4узеи, выставки.

Подведение итогов урока.

  • О ком мы узнали сегодня на уроке?
  • Какие его картины можете назвать?
  • Чему учит В.М.Васнецов своим творчеством?

Объявление оценок.

Дом. задание: написать сочинение по картине В.М Васнецова « Алёнушка».