Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения. план-конспект по литературе (10 класс)

Сочинение

Обломов и Манилов сравнительная характеристика

Манилов и Обломов — герои произведений разных авторов, но во многом схожи. Они оба – помещики, которые не занимаются хозяйственными делами, не ведут книгу приходов. Оба довели свои имения до запустения.

При этом Манилов прекрасно себя чувствует, бесславно убивая время. Это поверхностная личность. Его речь полна слащавых любезностей, излишнего почтения к чинам. Манилов пребывает в мире грез, отрешившись от реальности. Его фантазии бесполезны и никак не соотносятся с действительностью. Поначалу Манилов кажется милым и обаятельным человеком, но постепенно собеседник в нем разочаровывается. Этот персонаж пуст, не имеет своего мнения, в беседе прикрывается банальными выражениями. Целыми днями придумывает Манилов фантастические проекты навесных мостов или подземных ходов, но подумать о реальности не способен. Он имеет семью, сыновей, из которых мечтает вырастить дипломатов. Манилов всегда стремится выглядеть умным и начитанным, но читатель воспринимает его с иронией.

Обломов, напротив, не пытается демонстрировать активность. Он погружен в себя и несчастен. Прячась от реальности, он целые дни проводит в кровати. В мечтах он строит планы преобразования дел в имении, а на деле ему порой лень умыться. Это милый и добрый человек, уважающий дружбу. В романе имеется антипод Обломова – энергичный и общительный Штольц. Но и он не в силах повлиять на друга. Обломов остается верен себе, не переставая при этом размышлять о цели своего существования. В мыслях он то и дело готов начать жить по-новому, но не получается, опять не хватает воли.

Несмотря на кажущуюся схожесть Манилова и Обломова, они отличаются принципиально. Манилова не беспокоит собственная пассивность, он обиделся бы на того, кто упрекнул бы его в бездеятельности. Он удовлетворен собой и гордится тем, что имеет. Менять жизнь он и не помышляет.

Чувствительный и ранимый Обломов – совсем другой человек. Он глубоко несчастен от своей неспособности к борьбе. Казалось, что он сможет преобразиться, полюбив Ольгу Ильинскую. Но и тут победила его неуверенность в себе. Он сомневается в глубине чувств Ольги, опасается не оправдать ее надежд, боится ответственности. Обломов искренний, глубоко чувствующий человек: самокритичный, но совершенно безвольный. Этому герою сочувствуешь, к нему проникаешься симпатией.

Манилов же – персонаж глупый и комичный. За его сладкими речами прячется равнодушие, а возможно и жестокость. Манилов лишь кажется добродушным, а Обломов на самом деле добр и сердечен. Поэтому искренность данного героя так нравится окружающим.

1 стр., 486 слов

Читать по литературе: "Обломов как человек и "обломовщина" как явление" Страница

... Прекрасный человек!.. Отличный человек!” Умевший любить других полнотой своего беззлобного сердца, Обломов оставил в сердцах соприкасавшихся с ним людей след ... начало. Илья Ильич более всего похож на Манилова: грезы, мечты, элементарность желаний. Но есть одно ... и труд”. Однако это желание, как, впрочем, и многие другие, “непостижимым образом погасло”: Обломов погрузился в “болото”, опустился ...

Сочинение на тему Обломов и Манилов

В русской литературе существует много разнообразных и интересных персонажей. Многие персонажи могут быть подобны между собой. У них схож характер, поведение, а так же деяния.

Вот и сейчас под сравнение у нас подходят главный персонаж романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Илья Ильич Обломов и один помещик из поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» Манилов. Эти герои между собой очень близки. Они одинаково живут иллюзиями. Для этих героев, сон и грёзы — главное, а для Обломова, вообще, сон является образом жизни. Эти действующие лица живут в своем воображении целыми днями. Обломов и Манилов богаты, но оба ленивы. Они не любят заниматься хозяйством. Из-за этого их родовые имения находятся в заброшенном состоянии.

Оба помещики бесхарактерны. Можно привести примеры, что авторы пишут о своих главных героях. Об Обломове: « …всё понимаю, но силы воли нет…», а вот как, пишет, Н.В. Гоголь о Манилове: « …Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се…». И Манилов, и Илья Обломов оба доверчивы, щедры, скромны и образованны. Эти два главных героя действительно очень похожи. Их интересно сравнивать и анализировать. Но, между Ильей Ильичем Обломовым и Маниловым также существуют различия. Обломов не умеет говорить комплименты, а Манилов — любит и умеет льстить, заискивать. Манилову нравится так жить, и кажется, что он счастлив. Обломову не нравится его жизнь, и он полностью несчастен. Единственным шансом на новую жизнь у Ильи Ильича, была девушка Ольга. Но счастье его недолго длилось. Как пришло, так и ушло. Это привело его к депрессии и к скорой кончине.

Н.В. Гоголь характеризует Манилова как отрицательного персонажа с мертвой душой, который может лестно говорить комплименты, делая это для собственной выгоды. Гончаров же, напротив, характеризует своего персонажа с положительной стороны. Он его характеризует как человека приятного, мягкого, доброго и сердечного человека который вызывает совсем другие чувства у человека.

Исходя из характеристик персонажей, можно сделать выводы. Обломов чем-то похож на Онегина. Илья Обломов, как и Онегин не смог себя реализовать, имея большие возможности. Но он, несомненно, вызывает чувство сострадания, расположения. А образ Манилова, напротив, не вызывает никакого сострадания и расположения.

Читая характеристику главных персонажей невольно закрадывается мысль, что лучше жить как Манилов, не переживая, не сожалея ни о чем, а просто наслаждаться жизнью, чем быть как Илья Ильич, который из-за своих переживаний и сожалений о прожитой жизни довел себя до депрессии, а вскоре и до смерти.

Сочинение на тему обломовщина в наши дни

Обломов, обломовщина — сегодня трудно встретить человека, которому был бы незнаком смысл этих слов. Что же несет в себе образ героя, который пролежал на диване большую часть своей жизни, только иногда отлучаясь в “большое кресло”, в котором тоже располагался полулежа? Что означает само понятие “обломовщина”, которое известный критик Н.А. Добролюбов определил как национальную черту русского характера? Действительно ли среди нас так много Обломовых? Обломовщина, по словам критика, — это разлад между человеком и обществом, между “великими силами”, заложенными в человеке, и его “ничтожными делами”. Это магический круг, страшная сила, “окаменелое царство”, порожденное реальной жизнью российского помещика. И все обломовцы твердо убеждены в безусловном совершенстве этого царства, своего образа жизни, главные принципы которого — ничегонеделание, праздность, лень, меланхоличные рассуждения о какой-то иной жизни и непонимание, неприятие этой, иной, жизни. Все беспокойные, тревожащие душу, нарушающие их безмятежный покой вопросы чужды натуре этих людей, их воспитанию, обстоятельствам и всему укладу их жизни. Обломовщина — это целое мировоззрение, способ существования людей, которым не нужно каждый день суетиться, трудиться во имя, “хлеба насущного” — у них и так все есть.

11 стр., 5447 слов

Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? по роману ...

... Ильи Ильича: «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни…» Истоки «обломовщины» писатель видит в среде, в которой воспитывался Илья Ильич. Из главы «Сон Обломова» читатель узнает, что спокойная, размеренная жизнь ... к дверям. – Кто? Люди Ильинские ещё летом сказывали. Цссс!.. – зашипел на него Обломов, подняв палец вверх и ... что она может подумать! А я? А Ольга?» – Несчастный, что я наделал! – ...

Идеалом таких людей является безмятежная жизнь, безграничный, “вселенский” покой. И они уверены, что все другие люди вынуждены суетиться и что-то делать только с одной целью — достичь в конечном итоге этого самого покоя. Но было бы не совсем правильным утверждать, что обломовщина — это тупое, бездумное, абсолютно “растительное” существование. Обломов и ему подобные все же к чему-то стремятся, ими иногда овладевают романтические порывы, порывы к деятельности. Хотя даже при этом они остаются довольно “земными”. Обломов, например, хочет работать в кабинете, проводить дорогу в деревне, прочесть новую книгу и прочее, но, как правило, дело дальше желаний не идет. Фантазии так и остаются фантазиями. Воплотить их в, жизнь обломовцы не могут (да и хотят ли на самом деле?), так как это нарушило бы привычное течение их жизни, их покой. Поэтому они продолжают только мечтать. Не случайно Н.А. Добролюбов говорил: “В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и рано еще писать нам надгробное слово”. Разница, по словам критика, “только в том, до какого момента вы доходите в вашем развитии. Илья Ильич доходил до того, что привставал с постели, протягивал руку и озирался вокруг. Иные так далеко не заходят; у них только мысли гуляют в голове, как волны в море (таких большая часть); у других мысли вырастают в намерения, но не доходят до степени стремлений (таких меньше); у третьих даже стремления являются (этих уж совсем мало)…” Пожалуй, лучше и не скажешь! Обломовщина как явление русской жизни может принимать разные формы.

Зараженный этой болезнью не обязательно целыми днями лежит на диване, закутавшись в уютный халат и предаваясь сладким мечтам. “Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, — я уже с первых его слов знаю, что это Обломов,— писал Н.А. Добролюбов, — если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он — Обломов… Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих нее те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую, что я перенесен в старую, Обломовку… Остановите этих людей в их шумном разглагольствовании и скажите; “Вы говорите, что нехорошо то и то; что же нужно делать? Они не знают… Предложите им самое простое средство, — они скажут: “Да как: же это вдруг?” Непременно скажут, потому что Обломовы иначе отвечать не могут… Продолжайте, разговор с ними и спросите: что же вы намерены делать? — Они вам ответят… “Что делать? Разумеется, покориться судьбе. Что же делать! Я слишком хорошо знаю, как это горько, тяжело, невыносимо, но…” Таких Обломовых встречали раньше в среде крестьян, интеллигентов, рабочих.

10 стр., 4935 слов

В чем трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

... «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова Сочинения Сон Обломова Обломов и Ольга ► Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения ► Причины появления «обломовщины» К И. А. ... и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием. Жизнь в Обломовке и привычка делать все с помощью других людей ...

А многие писатели находят истоки обломовщины в русских сказках: мудрый Иванушка-дурачок; богатырь Илья Муромец, который “сиднем сидел тридцать лет и три года”. Но присмотримся к нашей, современной действительности. Разве не встречаются нам сейчас люди, подобные Обломову? К сожалению, сейчас мало что изменилось. Обломовы, конечно же, существуют в наши дни. Я, например, часто замечаю проявления обломовщины среди современной молодежи. Не хочу сказать, что все они окончательные лентяи, не ищущие и не находящие стебе применения. Но часто молодые люди просиживают целыми днями перед телевизором или в Интернете. Или с отсутствием всякой мысли на лице круглосуточно слушают музыку (которую часто и. музыкой не назовешь — так, просто “фон”).

“А что, — рассуждают они, у меня есть все, что мне необходимо, ну или почти все. Если захочу еще что-нибудь — родители купят (дадут, достанут), мне самому к делать ничего не придется. Да и зачем? Родители все решат за меня, все устроят наилучшим образом: выберут “правильный” институт, оплатят учебу, найдут какую-то “не пыльную” работу, постараются: обеспечить жильем, может, и машину подарят…” Согласитесь, как же это похоже на рассуждения барина Ильи Ильича Обломова: “Разве недостает мне что-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому!.. Стану ли я беспокоиться, из чего мне? ” И действительно, чего ему беспокоиться — ведь “у него есть Захар и еще триста Захаров”, так и у современных Обломовых есть родители, друзья в знакомые, готовые прийти на помощь, подставить плечо, оказать услугу. Беда в том, что у всех современных Обломовых нет в жизни дела, которое бы занимало их полностью, которое стало бы для них необходимостью. Дела, потеряв которое, они потеряли бы смысл жизни. Иногда мы встречаем людей, которые не довольны своим положением, которые говорят о стремлении к лучшей жизни, но как часто все это остается только словами, мечтами! Это все у них чужое, наносное, временное. А в глубине души каждый из них мечтает об одном — о невозмутимом покое, праздности, ничегонеделании.

Это ли ее обломовщина?! Как много людей, к сожалению, с радостью оставили бы все дела, если бы блага доставались им не трудом, а за счет кого-то, просто были даны ям, как неотъемлемая часть их существования. Это значит, что в жизни они не нашли себе применения, по-настоящему своего дела. Действительно ли это только русская черта? Не знаю. Возможно, и даже скорее всего, Обломовы встречаются и за рубежом, во всем мире. Человек, не пораженный этой болезнью, сознательно идущий по своей дороге, не только понимает, что ему дано много сил, но знает и то, что у него есть определенная цель. Эта цель не обязательно великая, но человек точно знает, какая это цель и что ему необходимо сделать для ее достижения, а главное, делает это. Если мы понимаем, что обломовщина глубоко укоренялась в нашей жизни, понимаем, что это болезнь, то нужно вовремя вспомнить, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Профилактика — залог здоровья, а значит, нельзя допустить, чтобы желание лежать на диване, укутавшись в мягкий халат и предаваясь сладким грезам, ваяло над нами верх. Думаю, в этом нет ничего сложного. Нам не нужно ничего изобретать, все рецепты уже готовы: “не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”, “не позволяй душе лениться”… Все эти прописные истины знакомы нам с детства, но, может бить, стоит серьезнее отнестись к тому, что заложено в этих словах? Нужно найти свою цель в жизни, любимое дело, занятие которым станет потребностью души, нужно не бояться преодолевать трудности, ведь они непременно встретятся на жизненном пути, и нужно быть к этому готовыми. Чтобы жизнь не стояла на месте, чтобы общество наше развивалось, мы должны, наконец, прислушаться к мудрому совету Добролюбова и объявить войну Обломовым в себе и в окружающих и сказать “всемогущее слово “вперед!”… которого так давно и томительно ожидает Русь”.

15 стр., 7430 слов

Смысл жизни штольца в романе обломов

... Роман «Обломов» заставляет читателей задуматься о том, что человек способен сам стать своим врагом, если решает подменить реальную жизнь на Сочинение «Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)» ...

Характер Обломова

Илья Ильич Обломов – апатичный и бездеятельный человек. Он готов проводить в безделье все свое время. Его не волнует ни состояние его дома, ни состояние поместья. Для того, чтобы Обломов “ожил” необходимо внешнее влияние. Такое внимание на него оказывают его друг Андрей Штольц и возлюбленная Ольга Ильинская. Но как только они исчезают из его жизни, главный герой опять возвращается в свое привычное скучающее состояние.

Неспособность и нежелание Обломова вести активный образ жизни происходит из его детства, что становится понятным при прочтении восьмой главы первой части романа, повествующей о сне Обломова. Помещичий уклад жизни, барское безделье сформировали характер Обломова. Эта неспособность и нежелание продуктивной деятельности и есть обломовщина.

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Образ Обломова

Что же представляет собой образ человека, имя которого автор вынес в название романа? Этим именем и сейчас называют людей определенного типа. Каков же он?

Открывая роман, мы попадаем в дом главного героя, где все покрылось пылью, все разваливается. Первая часть романа представляет собой описание одного дня из жизни Ильи Ильича Обломова. Он все свое время проводит на диване. Время течет равномерно, не нарушая его покой. Погружаясь в мир этого дня, читатель невольно задается вопросом: неужели так было всегда? Оказывается, в прошлом Обломов посещал службу, но это занятие ему наскучило, и он вышел в отставку, решив заняться устройством дел в имении. Но герой только строит планы, он не способен приняться за дело. Дом Обломова посещают разные люди, но деятельность, которой они занимаются не привлекает его внимания. Он считает этих людей несчастными.

15 стр., 7051 слов

Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова

... и неактивный образ жизни читался в его сонном взгляде, в котором отсутствовало какое-либо сосредоточение либо какая-то основная идея. Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова «Обломов» появился ... из этих героев проявляет одно из этих качеств: Обломов — доброту, Штольц — трудолюбие, а Ольга Ильинская всегда знала, чего хочет добиться. Введение Роман Гончарова «Обломов» является ...

Ближайшим его другом является Андрей Штольц, характер и отношение к жизни которого противоположно обломовскому. Штольц живет “для труда”. Он и знакомит Обломова с певицей Ольгой Ильинской.

В душе главного героя возникает конфликт из-за чувств к Ольге. Его изматывает борьба противоречивых чувств, которая заканчивается выбором покоя.

В последней части романа герой все-таки обретает свою любовь. Ее подарит встреча с Агафьей Пшеницыной. Именно с ней Обломов сможет вести тот образ жизни, который близок его душе.

К какому же выводу приходит главный персонаж в конце романа? “Мне давно совестно жить на свете!”- признается он Штольцу.