Авторская позиция в романе Гончарова Обломов

После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл, вложенный И. А. Гончаровым в «Обломова». И неудивительно: кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа успел поменять к нему свое отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части «Обломова» и, напротив, советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении и какова была его позиция по отношению к основным персонажам. Изначально сюжет «Обломова» задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова», повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему

Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность подать своего героя с той или иной стороны, в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа. Разбор произведения конечно же нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, через разговоры основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающего необычайными сонливостью и ленью. И потом, для объяснения истоков его характера Гончаров вводит сон героя, где показывает его детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.

10 стр., 4935 слов

В чем трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

... о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова Сочинения Сон Обломова Обломов и Ольга ► Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения ► Причины появления «обломовщины» К И. А. Гончарову известность пришла с ...

Начинается повествование об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и, на мой взгляд, самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природа обломовского края. Ее безмятежность и равнинность, конечно же, заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в силу общей атмосферы поместья. Однако, что интересно, по замечаниям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу. Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания грозных стихий. В его идиллическом месте «нет дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Да и неудивительно, ведь композиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна: море «наводит только грусть» на него, а «горы и пропасти… грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…». Зато в «мирном уголке», обрисованном им для Обломова, даже «небо… как родительская надежная кровля». «Солнце там ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя…» А «горы… только модели тех страшных гор». И вся природа там «представляет ряд… веселых, улыбающихся пейзажей…». Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основой произведения.

Сама мысль, пронесенная здесь, не нова: бездействующие помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Интересно не это, а то, как отражает Гончаров свое отношение к этому образу жизни. Здесь, как и во всем в Обломовке, краски как бы притушены. Вот как описывается здесь жизнь крестьян: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и, может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех…» Я думаю, что автор прибегнул к такому стилю, поскольку, отразив свою позицию по отношению к проблеме крепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливости, столь важную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизирует Обломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла бы отчасти его оправдать. Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц. Позиция автора по отношению к нему в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову.

Соответственно и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке. Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Об-ломовым. Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении. В таком случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей. Штольц, наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно нравится, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах. Вот как он описывает Обломова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». А вот описание Штольца: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь… Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные».

17 стр., 8421 слов

Иван Александрович Гончаров

... Гончаров и литературную известность обрел не скоро. Первый его роман "Обыкновенная история" увидел свет, когда автору было уже 35 лет. У Гончарова ... этими укладами. Причем работа над каждым из романов занимала у Гончарова не менее десяти лет. ... Гончаров не принимал: косность и застой, страх перемен, вялость и бездействие. Но одновременно старая Россия привлекала его теплотой и сердечностью отношений ...

Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися на лице, другой восхищает своей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике. Отношение автора к ним выразилось и через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном, деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но, прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе.

Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: «Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» И походку ее автор описывает как «легкую, почти неуловимую». Думаю, не случайно придает Гончаров ей эту особую одухотворенность. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую Душу. Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Хорошие или плохие черты выявит через это Гончаров у Ильи Ильича? Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в герое, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности» . Ну при каких еще обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить? В отношениях же Ольги со Штольцем все происходит совсем наоборот.

2 стр., 946 слов

Ольга и Штольц История любви в романе Обломов

... герой романа Илья Ильич – пустой мечтатель и домосед, который всю жизнь провел в раздумьях и апатии. В жизни Обломова было два дорогих ему человека Андрей Штольц и Ольга Ильинская. Именно ... мнению И.А. Гончарова счастливая семья не может существовать без обоюдной любви, и даже наличие общих интересов не сделает супругов по-настоящему счастливыми. Ольга и Штольц История любви в романе Обломов

Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределено долгое спокойное счастье. Но здесь, правда неявно, автор указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоска Ольги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц. Быть может, здесь автор хотел сказать, что этому правильному и передовому герою не хватает немного безумных порывов. Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер. В заключение же хотелось бы сказать, что мне очень понравился роман, и я склонна согласиться со словами И. С. Тургенева: «Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова». Ведь действительно, образ этот жив и по сей день, стоит только оглянуться. Многим ли из нас не принадлежат, хотя бы частично, черты Обломова, столь удачно отраженные Гончаровым?

  • Произведение: Обломов
  • Это сочинение списано 24 999 раз

Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” — именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, которые олицетворялись в лице Ильи Ильича, не могли быть совместимы с этим горячим и страстным чувством. Мне кажется, что он и сам не подозревал, что способен любить. Илья Ильич спокойно существовал на свете, никому не мешал, но особенно никому и не был нужен. Конечно, приходили к нему и молчаливый Алексеев, и невыносимый ужасный Тарантьев. Однако они могли быть, могло их и не быть. Ничто не могло вывести его из сонной дремы.

Однако я ошибалась. Обломов любил и был любим. Его избранницей стала молодая и симпатичная Ольга Сергеевна Ильинская, с которой его познакомил единственный друг Обломова — его школьный товарищ Штольц. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перешел в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь.

Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и почерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, “голубиное сердце”, как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы.

Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что Штольц говорил о нем правильно. Илья Ильич — чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит с Ольгиными поручениями, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл обо всех прежних горестях, он как бы в радостной лихорадке, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду. Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и радостных надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Так портит и вредит любви то, что Обломов считает себя недостойным Ольгиных чувств. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же, я считаю, в любви оба должны быть равны, а Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. И настоящая любовь не должна бояться каких-то неприятностей, ей безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за невыполненного Ольгиного каприза.

2 стр., 631 слов

Обломов и Ольга Ильинская ( по роману «Обломов» Гончарова)

... Обломов слишком несхожи между собой. Хотя чувство и соединило их, но даже любовь друг к другу они ощущали по-разному. Ольга любила в Обломове то, на что указал ей Штольц, и ... внешне благополучный роман был обречён с самого начала: нужен был лишь небольшой повод для разрыва. Ярко вспыхнув, любовь их очень быстро угасла. Источник: Школьные сочинения на ...

Тем не менее Ольга долго переживала разрыв с Обломовым. Но вскоре Штольц занимает место в сердце девушки. Штольц — светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом. Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что она его слушает. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом — все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, ей хочется чего-то, но она не может выразить свое желание словами. Штольц объясняет это тем, что уже все в жизни познано, ничего нового уже не будет. Ольге обидно, что он ее не понял до конца. Но, вообще-то, Ольга счастлива со Штольцем. Итак, Ольга нашла свою любовь.

Хотя эта любовь и бескрылая, и слишком уж приземленная, но все же любовь. А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но простота, доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова — ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала вдовой Ильи Ильича. Любовь между ними была тихая и спокойная, без особой страсти, какая бывает в молодости, без сумбурных ласк, без признаний в вечной любви. Это была любовь двух зрелых людей, умудренных жизненным опытом. Вскоре у Агафьи Матвеевны и Ильи Ильича родился мальчик, что еще больше упрочило их отношения. Обломов умер от очередного “удара”, но последние годы его жизни были согреты теплом их искренней любви. Я не могу сказать, чья любовь мне ближе. Я предпочла бы любовь с таким же началом, как у Ольги и Обломова, с такой же общностью интересов, как у Ольги и Штольца, с таким же счастьем в старости, как у Агафьи Матвеевны и Обломова.

Посмотрите эти сочинения

  • Художественное своеобразие стиля романа Гончарова «Обломов» В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича – все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров […]
  • Обломов и Штольц (сравнительная характеристика) В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов — типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
  • Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова «Обломов» Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой.

    12 стр., 5971 слов

    Почему обломов и штольц друзья. «Обломов и Штольц» ...

    ... Страница: [ 1 ] В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" сравниваются характеры двух героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Даже не верится, что люди ... и относятся главные герои романа: Штольц и Обломов. Их связывает старая дружба, они образованные, мыслящие и чувствующие люди. Но, несмотря на дружбу, Обломов и Штольц – два совершенно разных по характеру и мировосприятию человека, и ...

    Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян. Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не […]

  • Женские образы в романе Гончарова «Обломов» Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их […]
  • Андрей Штольц как антипод Обломова Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова.

    Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто […]

  • Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
  • Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (таблица) Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём.

    15 стр., 7051 слов

    Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова

    ... формирование его личности. Краткая характеристика Обломова в романе «Обломов» дается автором еще в начале ... характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова «Обломов» появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Гончаров в романе ... как Штольц или как Обломов. И что, по-мнению автора, должен ...

    Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]

  • Ольга Ильинская и Обломов (сочинение) Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
  • Чем является любовь для Обломова Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного. Девушка считала, что любовь подвигнет его на великие свершения. Но она глубоко ошибалась. Невозможно разбудить в человеке то, чего у него нет.

    Из‑за этого недоразумения разбились сердца людей, герои страдали и тяжело […]

  • Сравнительная характеристика Обломов и Штольц в таблице Обломов Штольц происхождение из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка воспитание родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а […]
  • Сравнительная характеристика И. И. Обломова и А. И. Штольца Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
  • Гончаров.

    Жизнь и творчество. К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др. В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. […]

  • Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», — писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
  • Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия.

    4 стр., 1995 слов

    Дружба Обломова и Штольца в романе «Обломов»

    ... романа: дружба Штольца и Обломова В продолжение всего романа Обломов и Штольц идут рука об руку, сохраняя искреннюю привязанность друг ко другу. ... друг на друга. Обломов – человек в возрасте чуть более 30 лет. Гончаров описывает его приятную наружность, но подчеркивает отсутствие определенной идеи. Андрей Штольц ... сама по себе». О самом же Андрее автор говорит так: «Он беспрестанно в движении: ...

    Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]

  • Мое любимое стихотворение Пушкина (сочинение) Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…», и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
  • Сочинение-отзыв по картине Ромадина «Село Хмелевка» В числе лучших учеников мне представилась возможность поехать в Москву. На следующий день после приезда нас повезли на экскурсию в Государственную Третьяковскую галерею.

    Я вошла в огромный зал. Меня окружило «общество» картин. Медленно шла я по залу, внимательно разглядывая каждую работу великих, известных художников, и вдруг остановилась почему-то возле самой, на мой взгляд, обычной картины. На ней был изображён пейзаж русской деревеньки. Рассматривая её внимательно, я, наконец, нашла создателя этой […]

  • Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
  • Шариков и «шариковщина» (сочинение) «…весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи».

    14 стр., 6854 слов

    Черты национального характера в образе И. И. Обломова (2)

    ... Обломовки. Черты национального характера Обломов не выдержал испытания искренней горячей любовью к Ольге Ильинской. ... Обломова автор определяет, насколько пагубное влияние могут оказать среда и воспитание на самобытную природу человека, порождая лень, безволие и всецелую апатию. Обломов ... проблематика Тема любви В романе «Обломов» Гончаров затрагивает ряд вечных философских вопросов, актуальных ...

    Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать — он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]

  • Сочинение на тему протест Катерины против «темного царства» Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В […]
  • История создания пьесы «Гроза» Островского Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]

klassreferat.ru

Изначально сюжет “Обломова” задумывался как обобщенное жизнеописание на отдельном примере бездеятельности апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этим замыслом и писался первый том “Обломова”, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и с помощью этого показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, рисуя жизнь основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека, в то же время обладающего необычайной склонностью к лени. И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров вводит сон героя, в котором показывает его детство. Начинается сон с повествования об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов.

Здесь описывается природа обломовского края. Ее безмя тежность, конечно же, заметно преувеличена и порой даже граничит о чем-то сказочным. Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта: помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Здесь уже впервые Гончаровым упоминается Штольц. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову. Теперь перейдем к трем основным частям романа. Основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть авторскую позицию в отношении Обломова и Штольца. В таком случае, прослеживая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей. Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, Штольц, несомненно, нравится автору, как и читателю. Но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу.

Отношение автора к обоим выражается через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном человеке, который всегда бы пришел на помощь его нерешительной и сонной натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!” Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Восхищает автора и чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в ее прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу. Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена.

Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в Обломове, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. Описывая же отношения Ольги со Штольцем, Гончаров, правда, неявно, указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца: правильному и передовому герою не хватает немного “безумных порывов”. Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим героям носит положительный характер. В заключение приведу слова И. С. Тургенева: “Пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова”. Действительно, образ этот жив и по сей день, стоит только оглянуться. Многим ли из нас не свойственны, хотя бы частично, черты Обломова, столь удачно отраженные Гончаровым?