Историко-философский смысл романа «Обломов»

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» был написан в период с 1847 по 1859 год. Полностью он был впервые опубликован в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки». Но одна из основных глав была опубликована уже в 1849 году — «Сон Обломова». историко-философский смысл романа «Обломов» и сочинений, подобных ему, заключается в демонстрации разрушительной силы безделья.

Определение смысла жизни героев

Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка – его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич – классический русский персонаж с соответствующей ментальностью – знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве. Как и персонаж сказки, он лежит на «печи» и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни – этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.

Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.

Философия жизни Ильи Ильича

Герой романа олицетворяет сущность типичного русского человека. Да и не только русского, во всём мире живёт множество бездельников, похожих на него. Такие люди не желают ничего делать, ничем не интересуются, не увлекаются, стремясь к спокойной и линейной жизни, без забот и трудностей.

10 стр., 4653 слов

Обломов и обломовщина в романе гончарова обломов

... Обломов» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни ... все будет пущено на самотек. Вот так мы и живем, подобно Обломову. Уж очень мне не хочется быть Обломовым и заразиться такой болезнью, как обломовщина. обломов сочинение обломов ...

Цели Обломова очень просты:

Обломов с детства был приучен к безделью. Мальчику не позволяли шалить, всячески ограничивали его стремление изучать происходящее вокруг. Всегда рядом был верный слуга Захар, готовый помочь ленивому барину в любом деле.

Все жители деревни были такими же лентяями. «Тихо и сонно всё в деревне… Тишина и невозмутимое спокойствие царствует и в нравах людей в том краю». Так описывал И. А. Гончаров любимый дом Ильи Ильича. Главный герой с ранних лет наблюдал такой стиль жизни, который в итоге стал основой его собственного бытия, такого же бездеятельного и ленивого, ему он следовал до конца своих дней.

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми – то есть, по сути, погружается в «обломовщину», которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка – он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе (Захар в конце произведения выступает олицетворением «умирающей» Обломовки).

Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился – ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

Жизненный идеал героя

Обломов видит во сне свою ушедшую в прошлое жизнь в родной деревне, где ничего необычного не происходит, и всё абсолютно спокойно и безмятежно. День ото дня ничем не отличается.

Интересы жителей можно кратко описать так:

  • Еда.
  • Сон.
  • Обсуждение новостей, приходящих в деревню сильно устаревшими.

Жизнь течёт, без каких-либо стрессовых событий, за исключением смены времён года никаких различий между разными периодами жизни не наблюдается.

Никакие земные дела не имеют значения для жителей Обломовки. Таким же, как и окружающие стал и Илья Ильич. Этот сон мог быть бесконечным, если бы не был прерван появлением Андрея Ивановича Штольца. Странно, что такие люди смогли стать друзьями. Ведь Штольц и Обломов противоположны по характеру.

Штольц пытался вытащить друга из пучины обломовщины, с этой целью он познакомил его с Ольгой Ильинской, которая, в свою очередь, тоже хотела изменить Обломова, сделать целеустремлённым, уничтожить в нём апатичность и лень, считала своим долгом сделать подобие своего идеала. Да и другие знакомые пытались расшевелить Илью Ильича, но он, даже завидуя им («Каков Судьбинский!» — говорит он не без зависти, узнав об успехе знакомого), ничего не пытается изменить.

принципы, стремление к незыблемости которых перевешивает всё остальное, неизменны:

  • Максимальный комфорт.
  • Спокойствие.
  • Отсутствие забот и страданий стремление к их незыблемости перевешивает всё остальное.

Ольга была не единственной женщиной в жизни Обломова. Впоследствии он женился на Агафье Пшеницыной. Она была доброй и заботливой. Жизнь с ней стала реализацией иллюзий об умиротворённости и покое, которых мечтал достичь Обломов. В результате он достиг полного отрешения от мира, что и было его главной целью.

5 стр., 2143 слов

Анализ письма обломова к ольге ильинской. : «Письмо Захару — ...

... милый Илья Ильич. До свидания, Письмо Обломову. Здравствуйте, дорогой Илья Ильич Обломов! Прочитала печальную историю вашей жизни, и захотелось Вам написать. Мне ... с Захаром! Он тебя любит. Ответ оставил Гость Письмо в прошлый век Обломову Дорогой Илья Ильич! Я пишу тебе из 21 ... пытаются и тебя вовлечь в свой активный стиль жизни. Милый мой Обломов! Не кажется ли тебе, что они просто пользуются ...

Сына его отдали на воспитание Штольцу

В центре романа — история Саши Адуева, и название говорит о том, что его эволюция – явление обычное для своего времени. Показывая нам превращение восторженного, романтически настроенного юноши в расчетливого дельца и называя роман «Обыкновенной историей», Иван Александрович делает широкое обобщение. Философское значение имеют споры Саши Адуева со своим дядей Петром Иванычем. Они затрагивают вечные темы — темы любви, дружбы и творчества, и в связи с этим автор имеет возможность рассмотреть множество самых важных проблем. Первая проблема, с которой сталкивается Саша, — это вопрос о том, что такое любовь. Он утверждает, что это вечное и романтическое чувство, способное изменить всю человеческую жизнь, но сам не способен доказать этот взгляд своими поступками. Любовь такую, какой её в начале романа представляет себе Саша Адуев, символизирует «Желтый цветок». «Желтый цветок» — знак пошлости и глупой сентиментальности. Петр Иваныч вообще отрицает существование любви, а утверждает, что отношения мужчины и женщины основаны на привычке и взаимной выгоде. Но жизнь опровергает и его теории. В конце концов Адуев-старший решает бросить все свои дела, забыть о выгоде и уехать в Италию ради того, чтобы, поправить здоровье любимой жены.

Авторская позиция где-то посередине между этими двумя противоположными точками зрения. Оба персонажа во время споров о любви представлены в ироническом свете. Скажем, когда Адуев-старший рассуждает о своей теории (дескать, человеческие отношения строятся только на деловой, практической основе), входит его жена Лизавета Александровна и все его построения с ходу опровергает.

По вопросу о дружбе позиции героев также расходятся. Саша Адуев грезит об «окровавленных объятиях», «клятвах в дружбе на поле боя». Петр Иваныч, выступающий в данном случае в роли резонера, учит своего племянника отличать истинную дружбу, выражающуюся в конкретной практической помощи, от лицемерных излияний. Но с другой стороны, когда Саше понадобилась психологическая, эмоциональная помощь, когда он находился в депрессии, то дядя не в состоянии был оказать ему эту помощь, а утешила Сашу Лизавета Александровна, просто по-женски пожалев.

И, наконец, третья тема разговоров дяди и племянника — творчество. Саша Адуев, пописывающий вполне графоманские стихи и мечтающий при этом о литературной славе, утверждает, что творчество присуще только искусству. Дядя же убежден в том, что истинным творцом может быть и поэт, и математик, и часовщик; словом, любой человек, любящий свое дело и способный внести что-то новое в привычное ремесло.

Проблемы, которые поднимает автор в романе «Обыкновенная история», являются общечеловеческими. Споры двух персонажей — Адуева-младшего и Адуева-старшего — это как бы спор автора с самим собой. Автор смотрит на проблемы с разных точек зрения, показывает возможность противоположных взглядов по одному и тому же вопросу. Но последнее слово всегда остается за Гончаровым, он всегда ясно выражает свою авторскую позицию. В этом смысле «Обыкновенная история» — философский роман, который хотя и претендует на социальную злободневность (ведь Саша Адуев — это тоже своеобразный «герой своего времени»), тем не менее остается современным и по сей день, так как проблемы, затронутые в нем, вечны.

9 стр., 4151 слов

Любовь — претрудная школа жизни!» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

... Любовь действительно “претрудная школа жизни”. Обломов не умел жить, поэтому не сумел и пройти испытание любовью. Похожие сочинения: Проблема идеала и действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов» Моральная проблематика в романе И.А. Гончарова «Обломов» Кто такой Обломов? Обломов ...

Читаемое в разделе:

  • Отношение автора к главному герою. По роману «Обломов»
  • Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»
  • Анализ эпизода романа «Обломов». «Знакомство с героем»
  • Обломов и его визитёры по роману И.А. Гончарова
  • Идиллические мотивы в романе Гончарова «Обломов»
  • Образ Обломова в романе Гончарова «Обломов»

Новые материалы раздела:

  • Идиллические мотивы в романе Гончарова «Обломов»
  • Обломов и его визитёры по роману И.А. Гончарова
  • Анализ эпизода романа «Обломов». «Знакомство с героем»
  • Отношение автора к главному герою. По роману «Обломов»
  • Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»

Историко-философский смысл романа Обломов

Роман Гончарова “Обломов” – знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений – западников и славянофилов. Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру во всесилие прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение

в “старое, самобытное состояние”.

Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев – Обломова и Штольца – перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа “Обломов”.

Определение смысла жизни героев

Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка – его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич – классический русский

персонаж с соответствующей ментальностью – знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве.

Как и персонаж сказки, он лежит на “печи” и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни – этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.

Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми – то есть, по сути, погружается в “обломовщину”, которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка – он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе.

4 стр., 1831 слов

Характеристика романа «Обломов» И. Гончарова

... которой она может произрастать, ведь Обломов живет в каждом из нас. 1. История создания романа Произведение было задумано в 1847 ... как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Пора детства очень важна для жизни человека: она формирует ... понять смысл и последствия перемен, происходящих в русском обществе. Дворянство, принадлежность к которому обусловила характер гончаровского ...

Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился – ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

Заключение

Обломовка как мифическое место становится центром идеалов жизни не только российского мещанства, а русского человека в целом – спокойная, не требующая напряжения и активных действий жизнь, красивая природа и идиллия в семье являются основой его благополучного бытия. Полный и резкий отрыв человека от привычных идеалов ведет к внутренней пустоте и грусти, как это видно на примере замужней Ольги Ильинской.

Историко-философский смысл романа “Обломов” заключается в раскрытии явления “обломовки” как элемента русской ментальности и традиции, ее влияния на судьбы и личности героев. Автор показывает, что рефлексия ради рефлексии, как и труд ради труда, пагубны для человека потерей чего-то важного, отрывом от реальности либо от собственных корней, неполным проживанием собственной жизни. Гончаров акцентирует внимание на необходимости поиска баланса между европейскими прогрессивными взглядами и традиционной русской “обломовщиной” – только так возможно формирование новой, всесторонне развитой, духовной личности.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.