Подготовка к сочинению по рассказу Льва Толстого «После бала»

Разработка урока литературы в свете требований ФГОС, Характеристика урока

Урок литературы в 8 классе по теме «Подготовка к сочинению по рассказу Льва Толстого «После бала».

Цель урока:

1) Помочь воспитанникам раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.

3) Воспитывать у воспитанников понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Результаты освоения учебного материала урока., Предметными

  • обеспечить условия для развития навыков работы с художественным текстом,
  • установления взаимосвязи названия и самого текста.

Личностные УУД:

  • обеспечить условия для осознания эмоционально-ценностного отношения к содержанию произведения;
  • выработка умений испытывать, переживать и сочувствовать, умений видеть главное, особенное, полезное и поучительное в художественном произведении;
  • осознавать роль контрастов и сравнений в рассказе;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности речи своих одноклассников .

(средством достижения этих результатов служат презентация к уроку и текст произведения).

Регулятивные УУД:

  • обеспечить условия для развития навыков соотнесения способа и условий деятельности;
  • вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий;
  • контролировать выполнение результата.
  • самостоятельно работать с данным материалом, уметь планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами анализа художественного текста, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • (средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)).

Познавательные УУД

  • поиск информации в соответствии с учебным заданием;
  • извлечение информации в соответствии с целью;
  • выявление причинно-следственных связей, анализ, сравнение, обобщение информации;
  • перевод информации в разные формы предъявления ;
  • предъявление информации в различных языковых формах;
  • нахождение ответов на вопросы ;
  • выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

(средством формирования познавательных УУД служат художественный текст и вопросы в учебнике).

30 стр., 14576 слов

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

... и шаловливых". Урок должен заканчиваться подведением итогов пройденного. Важным средством закрепления знаний Бунаков считает применение самостоятельной работы. Кроме того, Н.Ф. Бунаков выработал "условия наиболее успешного ведения уроков", которые ...

Коммуникативные УУД:

  • обеспечить условия для развития навыков адекватно отвечать на поставленный вопрос,
  • работать в коллективе, внимательно слушать и слышать собеседника, отстаивать свое мнение,
  • с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать одноклассников, принимать коллективное решение.

(средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах).

Тип урока — урок углубленного анализа и психологического восприятия художественного текста, совершенствования навыков написания сочинения-рассуждения.

Вид урока – обобщающий урок.

Выбранная структура урока больше подходит для достижения цели. Использование различного вида проверки понимания воспитанниками произведения – это превосходный, незаменимый материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено, во-первых, житейской мудростью и высоким идейно-эстетическим качеством выбранного рассказа, во-вторых, его реальным содержанием. Кроме того реальные факты из жизни самого автора и слайды презентации с портретом Николая I ,этюдом бала 19 века, словарная работа помогли соблюсти логическую связь в восприятии текста.

Использование нестандартных вопросов помогает в интересной форме повторить изученное и развивает интерес к языку книги и творчеству писателя в целом.

Продуманные вопросы позволяет быстро проверить знания, умения и навыки и постепенно подготовить воспитанников к сочинению.

Работа по анализу художественного теста необходима на каждом уроке, так как это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их аналитический кругозор. К тому же, разные темы к домашнему сочинению были подобраны учащимися самостоятельно. На уроке был использован материал (рассказ брата писателя Льва Толстого реальной истории из армейской жизни и наказание солдат в царской армии во время правления Николая I), который воспитанник подготовил самостоятельно. Такой вид работы воспитывает самостоятельность воспитанников и учит самостоятельно добывать информацию, выбирать и преподносить главное.

Введение в урок заданий творческого характера позволяет воспитанникам проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.

Использование информационно-коммуникационных технологий на данном уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу воспитанников. Урок сопровождается презентацией.

Активизация мыслительной деятельности воспитанников достигалась благодаря быстрой смене разных форм работы на занятии.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

Задания для воспитанников, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности воспитанников к уроку.

Сообщение темы; цели; задач; мотивация их принятия; планируемые результаты.

Создание в классе ситуации успеха и эмоционального настроения.

Приветствие всех и соседа по парте.

Настрой на рабочий лад

Запись даты и темы в рабочей тетради

Коммуникативные

2 мин.

Проверка знаний, умений и навыков анализа текста

Проверка ЗУН:

  1. Организация работы по знанию содержания рассказа.

  1. Проведение контроля уровня знаний детей

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Работа в классе.

Самопроверка.

Вспомнить содержание произведения

Знание особенностей

композиции и

языковых средств

регулятивные

познавательные

коммуникативные

5 мин.

Обобщение и систематизация знаний.

Постановка вопроса

  1. Организация индивидуальной работы.

Организация работы по учебнику

Индивидуальное сообщение воспитанника об истории написания рассказа.

Индивидуальная работа Индивидуальное выполнение

Восприятие устной речи одноклассников, исправление ошибок, внесение своих поправок

Найти в тексте примеры на подтверждение своих ответов.

Работа над языком рассказа

Умение воспринимать

мнение

и анализ рассказа другими

воспитанниками в классе

Личностные

коммуникативные

3 мин.

Организация работы вопросами по произведению

Работа в малых группах с вопросами разной сложности. Защита своей точки зрения доказательствами из текста

Выяснить, как в рассказе происходит смена настроения рассказчика и цветов

Знание

регулятивные

познавательные

коммуникативные

10 мин.

Организация творческой работы

Творческая работа в группах

Составить текст-рассуждение, опираясь на знания

Умение употреблять усвоенную информацию при составлении текста сочинения

Личностные познавательные

коммуникативные

5 мин.

Контроль усвоения

Организация работы

Работа над

художественном текстом Взаимопроверка

Решить вопрос выбора средств художественной выразительности речи(эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.)

Познавательные

5 мин

Рефлексия и задание на дом

Задание на дом

Выставление оценок

Психологическая разгрузка

Запись задания в дневник

3 мин

Конспект урока

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть всех здоровыми, желающими узнать много интересного и полезного и , конечно, это произойдет благодаря нашей с вами совместной работе! Успехи и хороший результат нам всем нужны всегда! Итак, начинаем наше занятие.

Сегодня на уроке мы завершим изучение рассказа Льва Толстого «После бала». Значит, какие цели мы поставим перед всеми и каждым? А девизом нашего урока будут служить следующие слова: «Высший суд — суд совести.» (В. Гюго)

Выяснение уровня первоначального восприятия текста: какое впечатление произвел на меня рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?

  • Самые яркие моменты…
  • Незабываемый эпизод…
  • Читая его, я испытывал..
  • Особенно меня тронуло..
  • Меня радовало то, что…
  • Меня удивило то, что..

Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к теме нравственного выбора , человечности , доброты.

II. Проверка знаний, умений и навыков анализа текста

  • По желанию выберите себе пару, группу для совместной работы, кто-то у нас будет работать со всем классом.

1.Как вы понимаете его смысл названия рассказа, и почему из нескольких выбранных осталось именно последнее название «После бала»?

2.Давайте опишем танец Вареньки с отцом (Несколько воспитанников работают индивидуально).

1-й группе предлагаю составить портреты рассказчика Ивана Васильевича, Вареньки, ее отца Петра Владиславича .

2-й группе предлагаю выписать цветные гаммы на балу и после бала.

Правильные ответы заносим в тетради.

Давайте проверим, как вы на сколько точно и полно представили персонажей и заметили изменение настроения и цвета к концу произведения.

III. Обобщение и систематизация знаний:

Ищем смысл произведения:

  1. Попробуйте представить, какие события могли произойти до начала и после конца рассказа?

  2. Какой мир изобразил автор и по каким законам он живет?

Что ценится и что отвергается в нем?

  1. На какие качества героев обращает внимание читателей автор? Почему так сложились их отношения?

  2. Перед каким выбором стоят герои, и что определяет их выбор?

  3. Что волнует Льва Толстого, и какую мысль он стремится донести до нас?

  4. Почему нельзя назвать рассказ по-другому?

  5. Почему автор так закончил рассказ?

  • А вы, ребята, знаете, что рассказ имеет реальную историю? Давайте послушаем об этом сообщение вашего одноклассника.

Сообщение воспитанника):

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован только после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того, как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Наказание шпицрутенами- специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного. Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо. Это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701—1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.)

IV. Контроль усвоения

  • завершаем изучение рассказа определением темы, идеи, конфликта, композиции и значения произведения

-род и жанр рассказа «После бала»:

(прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя, и текст небольшой по объёму).

-тема:

(писатель Лев Толстой раскрывает одну из вопиющих сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека— общественные условия или случай).

-идея рассказа:

(идейное содержание раскрывается через ощущения рассказчиком мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры).

-характер конфликта:

(полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий).

-главные герои:

(главные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.

Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон).

-композиция:

  • особенность композиции – рассказ в рассказе.
  • основа композиции – контраст, противопоставление .

(Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа состоит из 4 частей: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика).

-художественное своеобразие:

(рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки». Белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости. О празднике в душе молодого человека говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. Это была жесткая, нехорошая музыка».

-значение произведения:

Значение рассказа неоценимо. Писатель ставил широкие гуманистические проблемы. Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Автор в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России.. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит.

V . Рефлексия (организуется самооценка воспитанниками собственной учебной деятельности, кто из воспитанников особенно старался, что нового узнали они на уроке):

  • сегодня я узнал…
  • мне пригодится в жизни то, что…
  • на уроке было над чем подумать:
  • я понял, что…
  • я смог получить ответы, возникшие на уроке:
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

VI . Этап информации о домашнем задании

  • Запишите домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение по рассказу «После бала»

Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.

Урок окончен. Спасибо всем за работу !