Урок развития речи «Описание природы. Зима» (6 класс)

Урок русского языка в 6классе по теме «Описание природы»

Тип урока:

Цель: Исследовать особенности текстов описания природы, учить писать сочинение-описание.

Здравствуйте, ребята. Рада встретиться с вами в такой замечательный зимний день.

(Э. читает ученик)

Своей талантливостью, своей творческой силой наш народ обязан и нашей природе. Сила её воздействия так велика, что не будь её, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова, Бунина, Пришвина и, наконец, не было бы замечательных художников-пейзажистов: Саврасова, Левитана, Айвазовского и многих других.

Тема: Описание природы

А назвать наш урок мне бы хотелось словами из стихотворения В.Брюсова «Целый мир из серебра…»

-Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь?

(писатели, поэты и мы сами)

-Давайте подумаем как писатели, поэты становятся нашими учителями?

(мы изучаем их произведения, читаем, какими словами, способами они выражают мысли)

— Какие литературные произведения о зиме вы знаете?

— А каким образом мы можем учиться самостоятельно?

(наблюдая, анализируя, мы учимся).

-Как вы думаете, что же нам надо сделать сегодня на уроке, чтобы научиться описывать природу?

(Прослушать, прочитать отрывки из произведений русских поэтов, писателей, увидеть особенности текстов описания природы, проанализировать их, попробовать самостоятельно написать текст на заданную тему.)

Итак, цель нашего урока:

А Д.З . Будет: Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима за моим окном» или дополнить готовый текст упр. 3 подходящими по смыслу прилагательными и предложениями. Задания записаны на рабочем листе урока.

Для создания творческого настроения давайте послушаем стихотворение, строки из которого стали названием нашего урока и посмотрим, как оживает все вокруг под «кистью» зимы-волшебницы.

4 стр., 1837 слов

Урок сочинения по картине русской художницы З.Е. Серебряковой ...

... произведении… Наконец ребята начали писать сочинение. Результаты работы анализировались на следующих уроках русского языка. В 6 классе мы вновь сравнивали два портрета с изображением детей: картину В.А.Серова “Девочка с ... члены предложения с обобщающим словом” [1]. На уроке мы описывали девочку, ее лицо, позу, пытались передать ее характер. Затем описывали натюрморт, создавали мини-тексты, включая в ...

Чтение стихотворения В.Брюсова «Серебро, огни и блестки…» сопровождается видеорядом и музыкой, Серебро, огни и блестки…, Серебро, огни и блестки,-, Целый мир из серебра!, В жемчугах горят березки,, Это — область чьей-то грезы,, Это — призраки и сны!, Все предметы старой прозы, Волшебством озарены., На лазури белый дым., Жизнь людей и жизнь природы, Полны новым и святым., Воплощение мечтаний,, Жизни с грезою игра,, Этот мир очарований,, Этот мир из серебра!

— Поэт восхищается зимой, первым снегом, радуется началу зимы. Все вокруг превращается в «мир из серебра», совпадает по настроению и музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

— Вслушайтесь в звуки музыки, постарайтесь представить себе, какие картины создает композитор посредством музыки.

Словесное рисование:

Медленно падают, кружась, крупные снежинки. На улице легкий морозец. На солнце блестит снег. От яркого света слепит глаза. Вот побежал малыш, поскользнулся, упал и рассмеялся. В окнах домов виднеются новогодние елки. Ощущение праздника природы, ожидание праздника у людей.

— Ребята, а какие чувства у вас вызывает первый снег?

— Надеюсь, когда вы будете писать свои творческие работы, то постараетесь передать свое настроение.

1. Беседа и объяснение материала

1. — Какие типы текста вы знаете?

— Как вы думаете, ребята, а сегодня мы будем учиться создавать тексты какого типа?

Давайте будем вспоминать, что мы знаем об описании и одновременно заполнять схему в рабочих картах урока.

— Что характерно для описания?

(1. Описать можно любой предмет или явление. Описание основано на перечислении признаков этих предметов или явлений.

2. Какой вопрос мы можем задать к описанию?

Каков предмет? Какой?

3. Как вы думаете слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте – описании?, Прилагательные, т.к. они тоже обозначают признак предмета).

  1. Композиция (построение) текста описания:

В тексте — описании сначала называется сам предмет или явление или впечатление от него. Затем уже перечисляются признаки предмета, причем такие, на которые хочет обратить наше внимание автор. 3 часть выражает авторское отношение к предмету, но она часто отсутствует.

2. Анализ текста.

Давайте проанализируем текст-описание для того, чтобы увидеть все особенности, которые мы перечислили.

Прочитайте текст

Зима-волшебница

Зима! Что может быть прелестнее этой поры с её яркими солнечными утрами, и морозными днями, синими ранними сумерками, полными таинственной прелести, с её ветреными ночами, когда по чёрному бездонному небу, как тени, несутся лёгкие облака, а звёзды кажутся такими далёкими, тусклыми!

12 стр., 5647 слов

Рассказ об изменениях рек зимой. описание природы зимой. Природа зимой

... скрывается за белоснежным покровом. Многие живописцы стремились показать, что зима - именно русское время года. Чаще всего описание природы зимой создавалось из впечатления от первого снега. Яркий пример тому ... Декабрь месяц снежный, снег запорошит дороги, склоны берегов замершей реки, придаст зимнему лесу снежный застенчивый вид. Природа зимой тиха и спокойна, уютно спит, закутавшись в снежные ...

Недаром зиму называют волшебницей. И в самом деле, какой искусницей надо быть ей, чтобы развешивать на деревьях искристые гирлянды инея, окутывать всё прозрачной дымкой, делать сказочным, фантастическим, необыкновенным, рисовать с таким мастерством причудливые узоры на оконных стёклах, покрывать волшебным ковром голую, неуютную чёрную землю, украшать ослепительной мишурой всё кругом.

Беседа по тексту:

Какова тема текста?

(Тема текста – зима)

-Определите основную мысль текста?

(Зима – волшебница, мысль отражена в названии)

-Назовите предмет описания. (зима) А признаки явления?

— Много ли в тексте прилагательных?

-На какие признаки указывают данные прилагательные?

— Какими средствами пользуется автор, чтобы показать волшебство зимы?

(средствами языковой выразительности : олицетворение, метафора, эпитет)

-Вспомним, что такое эпитет? Для чего эпитеты используются в речи?

(Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Прилагательные употребляются в переносном смысле.

Э. усиливают выразительность образов, уточняет выразительные признаки предметов или явлений. Могут выражать авторскую оценку).

-Любит ли зиму автор?

Вывод:

Зимушка-зима в этом тексте предстает перед нами настоящей волшебницей. Писатель эмоционально, красочно описывает зиму. Истинному художнику удается не только увидеть красоту природы, но и создать творение, захватывающее, образное рассказывающее о зиме. Используемые средства выразительности языка помогают нам живо представить картину. Вы, ребята, тоже можете использовать средства языковой выразительности в своих творческих работах. И мы увидели на примере данного текста особенности текста – описания.

— Ребята, а как называются картины, на которых изображена природа?

— Пейзаж

— Словесное описание природы и местности тоже называется пейзажем.

3. Подготовка к исследовательской деятельности:

Мы с вами с начала урока говорили, что мы можем учиться у писателей, поэтов. Чтобы написать свое сочинение, давайте внимательно рассмотрим великолепные примеры русских классиков.

7 стр., 3119 слов

Конспект русского языка 6 класс «Подготовка к сочинению-описанию» ...

... получится развернутый план сочинения, по которому будет гораздо легче написать текст, не ... сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи»; выяснить роль имени прилагательного в художественной речи; добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными; ... установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. ...

исследовательским.

порядок исследования:

  1. Выдвижение гипотезы

  2. Постановка цели

  3. Выбор методов

  4. Планирование действий

  5. Результат

  6. Анализ результата (выводы)

  1. Исследовательская работа по тексту.

1. Прочитайте текст.

Чтение текста И.Бунина

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, – синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январский мороз. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени.

В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

(И.Бунин)

?- Какую картину рисует писатель?

(великолепную картину зимнего леса январским утром)

  1. Проблемная ситуация

Каждая группа получает задание.

Так как мы только учимся проводить исследование, гипотезы уже выдвинуты и каждой группой будут исследоваться разные аспекты данного текста. Подумайте, какими способами вы сможете доказать мысль. После работы группы один ученик подводит итог своей работы.

Гипотеза 1

Это текст – описание

Гипотеза 2

Прилагательные в этом тексте играют особую роль.

Гипотеза 3.

Особую образность тексту придают эпитеты.

  1. Учащиеся работают в группах

  1. Подведение итогов по группам

Гипотеза 1, Это текст – описание

Для доказательства данной мысли мы обратились к схеме, составленной на уроке. В данном тексте предмет описания – зимнее утро в лесу. В начале текста появляется и общее впечатление автора: «Какое великолепие и спокойствие!» Дальше перечисляются признаки: например, «яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январский мороз».

8 стр., 3608 слов

Описание предметов (цветов)

... описания? (Прилагательные.) Посчитайте и скажите, какая преобладает в тексте? (Прилагательные.) ... XI. Комментирование оценок учащихся. Описание методической разработки. 1.Тема « Сочинение – описание предметов ( цветов )». ... прилагательное оказывает такое влияние на текст? (Потому что прилагательное обозначает признак предмета.) Как называются образные прилагательные? (Это эпитеты.) Найдите эпитеты ...

В тексте описания чаще всего должны встречаться прилагательные. Мы посчитали, что всего слов — 84, из них прилагательных -19, а глаголов -5. Построение текста соответствует описанию. Следовательно, перед нами текст – описание.

Гипотеза 2, Прилагательные в этом тексте играют особую роль.

Для доказательства данной мысли мы нашли прилагательные в тексте и определили их лексическое значение. Оказалось, что все прилагательные данного текста можно распределить на 4 группы

(в зависимости от их значения) : цвет (зеленый, золотистый, синий и др.), пространственные признаки ( огромный, глубокий, пышный),

Временные признаки (январский, свежий), чувства (нежное, радостный, хороши).

Следовательно, прилагательные в тексте описание природы помогают изобразить предмет: передают его цветовую гамму, пространство, время, передают чувства. Описание благодаря прилагательным становится выразительным, красочным.

Гипотеза 3., Особую образность тексту придают эпитеты.

Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитеты придают тексту особую образность . Для доказательства данной мысли мы нашли в тексте эпитеты: нежное небо, радостные краски, пышные венцы, глубокое небо. Действительно, используя эпитеты, автор делает описание более точным, красочным, мы лучше представляем, как выглядит тот или иной предмет «пышные венцы». Эпитеты помогают нам понять авторскую оценку: «радостные краски». Говоря о зимнем небе, автор употребляет два разных эпитета « нежное», «глубокое». Эпитеты помогли автору выразить главную мысль текста

« восхищение зимней природой»

Следовательно, эпитеты придают тексту особую образность.

  1. Общий вывод

Итак, вы исследовали текст, каждая группа сделала свои выводы, а теперь давайте подведем итоги.

Закончите предложения:

Когда я буду писать сочинение – описание природы, то мой текст должен соответствовать типу речи …… , значит он будет построен следующим образом……

Прилагательные в моем сочинении описании природы должны играть особую роль: выражать пространственные, временные, цветовые признаки, передавать чувства.

В сочинении я буду использовать эпитеты, потому что они помогут сделать описание природы ярким, красочным, выразят мое отношение к описываемым предметам.

Что же может являться предметом описания в домашнем сочинении

4 стр., 1719 слов

Конспект русского языка в 9 классе «Обучение сочинению-рассуждению ...

... являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами. V. Итоги урока На сегодняшнем уроке мы вместе создавали текст сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Роль прилагательных в тексте». И ... художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым. Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно ...

« Зима за моим окном»?

Снег, небо, деревья, дорога, узоры на окнах.

  1. Физминутка

  1. Практикум творческой работы

Составление текста описания по заготовке.

В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег.

Какая красота!, Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.

_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела

_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.

На ________ поверхности появились ________ узоры.

  1. Оценки и Итог урока

Наш урок подходит к концу. Многие ребята хорошо работали, отвечали на поставленные вопросы, выполняли задания, активно работали в группах. ……. Получают…

Давайте подведем итоги, знакомым способом. Закончите предложения:

Я почувствовал(а), что…, Я научился/научилась…