Сочинение по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
Цель:
- Воспроизвести в памяти восмиклассников основную мысль картины И.И. Левитана «Золотая осень»;
- Сопоставить картины «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники». Установить, в чем сходство и в чем различие в передаче художником осенней природы;
- Подготовить учащихся к описанию картины «Осенний день. Сокольники»;
- Активизировать в речи школьников ле5сико-фразеологический материал и грамматические формы слов, необходимые для написания сочинения — описание по картине.
Оборудование: Репродукции картин И.И. Левинтана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники», компьютер, CD-ROM «Шедевры русской живописи» (К и М) 1997, 2001 г., плакат со словами И.С. Никитина:
«У осени поздней, порою печальной,
Есть чудные краски свои,
Как есть своя прелесть в улыбке прощальной,
в последнем объятье любви».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Воспроизведение в памяти учащихся сведений о художнике И.И.Левитане.
Ознакомление учащихся с основными датами жизни и деятельности И.И.Левитана.
Исаак Ильич Левитан — живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставках товарищества передвижников. Представитель реалистической школы.
1860 — родился в семье переводчика и железодорожного служащего Ильи Левитана в местечке в Литве.
1872 — перееезд в Москву.
1876 — учеба в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у пейзажиста А.Саврасова.
1879 — впервые выступает на выставке московских художников с пейзажем «Осенний день. Сокольники».
1880-ые поездки по Волге, создание ряда волжских пейзажей.
1894 — принятие православного крещения.
1890-ые — расцвет философской лирической пейзажной живописи, создание картин «Над вечным покоем» 1894, «Март» 1895, «Озеро. Солнечный день! 1899 — 1990, «Сумерки. Стога» 1899, «Летний вечер» 1900.
Левитан исаак «золотая осень» описание картины, анализ,
... день под мягкими лучами солнца, стала знаковым явлением в истории пейзажной живописи. Сквозь призму школьного сочинения Год написания знаменитого осеннего пейзажа 1895. Исследователи относят «Золотую осень» ... ему в полной мере. Золотая осень в творчестве Левитана Тематика золотой осени в творчестве Вывод «Золотая осень» Исаака Левитана одна из самых благодатных тем для сочинения по литературе. Она ...
Выступление учащихся о жизни и творческой деятельности художника и.И. Левитана.
Раздел 1.
Увеличение картины «Осенний день. Сокольники» 1879, холст, масло, ГТГ.
Исаак Ильич Левитан вошел в русское искусство с целой плеядой молодых художников: А.Куинджи, И.Репин, В. Суриков. Все они стали постоянными участниками выставок и членами Товарищества передвижных художественных выставок. каждый из художников этого «поколения классиков» привнес свое направление, свою ноту, их мироощущение в русское искусство.
Левитан — пейзажист, его пейзаж называют лирическим, поэтическим, музыкальным. Ученик А.Саврасова, левитан уже в первой картине «Осенний день. Сокольники», заявил о связи с традициями своего учителя и пейзажиста Ф. Васильева. Мягкий колорит Левитана, мягкие светотеневые переходы, влажный воздух, будто ренессансное сфумато, обволакивающий предметы, перспектива дороги, уходящией в дымку, одинокая женская фигура, — все создавало щемящее настоение грусти. Не важно, ходил ли сам зритель по дорожкам парка в сокольниках осенью, но пейзаж Левитана настолько обобщен, «очищен» от всего сиюминутного, от знаков конкретного места, что в нем воплотилось чувство осени, переживаемое каждым.
Раздел 2.
Увеличение картины «Ненюфары» 1895, холст, масло.
Каждое лето и начало осени художник уезжал из Москвы за город или путешествоал по Волге, Оке, как И.Репин, Ф.Васильев, В.Поленов, или жил в деревне, снимая угол у крестьянина, или в гостях у семьи Чеховых в Мелихове. Левитан, подобно многим героям своего времени, становился «дачником», тонким, чувствительным городским интеллигентом, убегающим на время из города, чтобы соединиться с природой. Рано утром художник уходил на этюды, днем писал, а вечерами веселые шарады, домашний театр и музыкальные вечера чередовались с рисованием ночных видов. Пейзажи Левитана часто сравнивают с фортепианными произведениями С.Рахманинова и П. Чайковского. Эти произведения воплощают личный опыт создателей и предназначены для камерного, личностного созерцания, через произведения творец и зритель как бы выступают в диалог на равных, разговаривая о том, что им обоим близко.
Увеличение картины «Золотая осень» 1884, холст, масло, ГТГ.
Увеличение картины «После дождя. Плес.» 1894, холст, масло, ГТГ.
Тема этого диалога — душевные переживания, опыт, который можно воплотить в музыке, зримом образе и реже в слове.
Раздел 3.
Увеличение картины «Над вечным покоем» 1894, холст, масло, ГТГ.
После принятия Левитаном православного крещения он обращается к святоотеческой литературе и опыту постижения божественного присутствия в природе. в пейзаже часто присутствуют купола храма, знак освещенности всего мира. Если художник М.Нестеров, изображая созерцаемый мир Божий, обязательно вводит в него фигуру странника, монаха, святого, чтобы создать у зрителя правильный настрой для понимания изображения, то Левитану удается передать ощущение простоты, воздушной легкости, радости от созерцания природы одними красками пейзажа.
Переход к лекции о картине.
По картине Левитана «У омута»
... от долгов, извлек из омута разгула и дебоширства и приказал вернуться в Боуден, пока он не решит, как намерен жить дальше. Описание картины Пейзаж Левитана «У омута» — это довольно мрачное изображение, ... в Москву к мужу, а Левитан дописывает «У омута» в старинном доме в Покровском, где художнику выделили большой зал под мастерскую. По окончании холст был приобретен Третьяковым, но ...
Прослушивание экскурсии по картине И.И.Левитана «Над вечным покоем».
Раздел 4.
Увеличение картины «Весна. Большая вода» 1897, холст, масло, ГТГ.
Несмотря на то, что художник при жизни упрекали в этюдности, незаконченности картин, считалли, что пейзаж с натуры — не картина, а лишь слепок с природы, сам Левитан придавал композиции большое значение. Обычно он избирает высокий горизонт, но не увиденный «глазами ящерецы», снизу, наоборот, будто уходящий вдаль, обозримый с высоты птичьего полета. Предметы на первом плане будто уходят вниз, стремятся выйти за поле картины, посередине картины даль расширяется вправо и влево, а дальний план, где тянется ниточка горизонта, изящно окольцовывает нашу прогулку по картине, возвращает внимание к центру полотна.
Раздел 5.
Увеличение картины «Озеро» 1899, холст, масло, ГТГ.
В последних работах, как писали исследователи, художник поднялся над личным переживанием и созерцанием мира до монументального образа — ощущения. Одна из последних работ мастера так и называется — «Русь». Огромное озеро, подернутое рябью, облака, подгоняемые ветром, вызывают в памяти образы славного града Китежа, унесшего с собой на дно озера радость колокольного звона и благочестивой жизни большого города, и водную ширь, увиденную варягами с кораблей в пределах земли русичей. Левитан пишет, как и прежде, не конкретное место, хотя оставляет узнаваемые черты реального пейзажа, но сами понятия — образы широты, радости, бесконечности, находит для их воплощения изобразительную форму.
3. Рассмотрение картины «Осенний день. Сокольники», определение ключевых слов и словосочетаний.
Определение ключевых слов и словосочетаний, помогающих описать эту картину:
- Ненастный, дождливый день;
- хмурое, безрадостное небо;
- чувство тоски и печали;
- серые краски, темные тона;
- мокрые потемневшие сосны;
- унылый шум ветра;
- одинокая фигура женщины в темном.
4. Дополнительные сведения о художнике и картине.
Несмотря на свою сравнительную молодость (ему было 23 года), И.И.Левитан обратил на себя внимание художников и публики оригинальной манерой живописи, глубоким настроением в пейзаже. «Левитанская осень» стала нарицательным понятием: червленое золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся в раздумье на берегу, приволье русских рек, дремлющие в сумерках деревеньки… в творчестве левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой и одиночеством.
Левитан прожил недолгую жизнь — менее сорока лет. Голодная сиротская юность, да и позжежизнь неустроенная, внутренне напряженная, полная несвершившихся надежд и горьких разочарований. Не случайно с именем Левитана принято связывать настроения грусти и меланхолии, осеннего увядания, вечерних сумерек, сереньких, пасмурных деньков. «Осенний день». Сокольники» , «Вечер. Золотой плес», «Тихая обитель», «У омута», «Владимировка», 2Хмурый день» — вот характерные для Левитана мотивы. Жизнь не баловала художника, и в его творчество органично входят эти настроения, стремления в самой природе уловить и передать глубокие переживания и раздумья, волновавшие его самого и его поколение. Русская природа, непрестанная смена ее состояний, характерный, особенный облик родной земли, наконец, отношение человека к природе — вот что становится содержанием творчества Левитана.
Напишите небольшое -этюд по картине Левитана «Весна. Большая вода «
... рода сжатое повествование, характерны для И. И. Левитана: Вечер. Золотой Плс , Деревня. Лунная ночь , Солнечный день. Озеро , Осенний день. Сокольники , Осень. Солнечный день , Сумерки. Стога.. .Художник словно зовет зрителя ... порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. Тайна цвета в картине И. И. Левитана «Весна большая вода».ссылка заблокирована по решению администрации проекта
Самый любимый, самый талантливый ученик Саврасова в училище, он особенно прославился картиной «Осенний день. Сокольники».
5. Беседа по картине.
Вопросы по картине:
Нравится ли вам картина И.И. Левитана «Осенний день Сокольники» ? Что в ней особенно нравится? Какова основная мысль картины? Какие краски преобладают в картине? Почему? какие чувства вызывает у вас картина? Какими средствами этого добивается художник?
По каким признакам можно сказать о приближении осени? Какие еще признаки говорят о том, что на картине изображена осень?
Что вы видите на переднем плане картины, что — на заднем, что — слева, что — справа? Как изображены лес, дорога, небо, деревья? Какие цветы использует при этом художник?
Как художник показал, что женщина в темном — главная героиня картины? Каков ее внешний вид и как она одета? Что вы можите сказать о выражении ее лица и внешнем виде?
Какое впечатление производит на вас эта картина? Какие чувства она вызывает?
6. Чтение стихов об осени.
****
Есть всветлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть…
Зловещий блеск и пестрота древ,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно — сиротеющей землею,
И, как предвестье близящихся бурь,
Порывистый и ясный ветер порою…
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та короткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
(Ф.И. Тютчев)
*****
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист —
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружиться,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
(А.А. Блок)
*****
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит девушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
(А.Плещеев)
7. Составление плана сочинения — описания.
Общие сведения о художнике И.И. Левитане и тематике его картин.
Общая характеристика картины: тема, какое время года изображено, какие цвета преобладают.
Описание деталей (природы, женщины, неба, деревьев, дороги).
4. Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).
8. Развитие речи.
Учащиеся, используя данные слова и словосочетания, составляют устный рассказ по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Дополняют друг друга.
Описание картин великих художников
... Сочинение: описание картины Г.Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы." Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. ... пораньше разбудил их и отправил на речку за водой. День только начинается, но дети уже уставшие. Они продрогли, ... в поле или на берегу реки и в последний день масленицы устраивали его штурм. Одна группа защищала городок, ...
Составьте рассказ, используя эпитеты, метафоры, сравнения. Дополните его своими наблюдениями за осенней природой.
9. Написание сочинения — описания.
Письмо учащимися сочинения — описания по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
10. Подведение итога урока.