Урок развития речи в 6-м классе.
«Сочинение-описание предметов (цветов)»
Цели:
Ø Обучение написанию сочинения-описания.
Ø Обогащение словаря обучающихся лексикой определенных тематических групп.
Ø Способствование овладению синонимическими средствами языка.
Ø Обучение умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств.
Ø Воспитание любви и бережного отношение к природе, к малой родине; внимательного отношения к людям.
Тип урока:
Вид урока:
Технология:
Оборудование:
§ Интерактивный комплекс;
§ выставка фотографий «Цветы – что дети: уход любят»;
§ выставка книг «Всё о цветах»;
§ раздаточный материал;
§ памятки;
§ музыкальная композиция П.И. Чайковского «Вальс цветов», сопровождаемая презентацией Power Point.
Красота обладает силой и даром вносить мир в сердце.
М. Сервантес
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение о целях и задачах урока
— Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, темно, холодно…)
— А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какие чувства вами овладевают, какое настроение появляется?
— А сейчас вернемся в наш уютный, теплый, светлый кабинет русского языка и литературы. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение?
— Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в написании сегодняшней творческой работы. Итак, у нас урок развития речи.
— Что мы делаем на таких уроках? (Развиваем речь.) Что значит развивать речь? (Ответы детей.)
— Вы, наверное, догадались, что наш урок будет необычным, очень интересным, ярким, а главное, полезным (глядя на оформление класса).
Мы вновь развиваем речь, учимся делать ее образной, выразительной, богатой, яркой и красивой. Но сегодня мы не просто развиваем ее, а будем работать над отдельными элементами, над одним из типов речи. Каким? Вспомним типы речи.
» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...
... формы обучения младших школьников на уроках литературного чтения; – провести опытно-экспериментальную работу. Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что урок в личностно ориентированном обучении в начальной школе способствует развитию личности младшего школьника ...
— Когда мы о чем-то повествуем, рассказываем, на какой вопрос отвечает наш текст? Какой это тип речи?
— А когда мы отвечаем текстом на вопрос «почему?», какой тип речи представлен нам?
— А если текст отвечает на вопрос «какой?» и в нем говорится о признаках какоголибо предмета, как называется такой тип речи?
— Молодцы, ребята. Наверное, вы сами сможете определить, чем мы займемся на уроке, о чем будем говорить. Итак, определим задачи урока (будем учиться описывать предмет, в данном случае – цветы).
— Запишем в тетради дату и тему урока.
3. Введение в тему. Беседа.
— Итак, цветы. А цветы – это, прежде всего, красота .
— Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Какие образы возникают? Что такое красота? Как она может проявляться? Где вы ее наблюдали, когда с ней встречались?
— Да, красота обитает повсюду, везде окружает нас; красивы небо, дорога, трава, школа, класс, мальчики, девочки и т.д. Красивыми могут быть отношения между людьми, ваши замечательные ответы на уроках, умение общаться, слушать друг друга… То есть красота воплощается в разных формах. И одно из самых совершенных ее воплощений – цветы. Цветы – это самое прекрасное, что есть на земле. Они разные, но в них гармония красоты, любовь, они чудесны и загадочны.
— Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему, живому чуду. Слагали легенды о неземном происхождении цветов, о волшебных превращениях сказочных и мифологических существ в изящные растения.
4. Прослушивание легенд о цветах:
Легенды рассказывают заранее подготовленные ученики.
5. Выборочный диктант.
— Но, придумывая легенды и предания, человек нередко сам творит чудеса, и создания природы иногда бледнеют перед созданиями его рук. Анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза никогда бы не появились на нашей клумбе, если бы не труд… кого? (Садовода, цветовода, садовника.)
— Ребята, а что же делать, если человек живет в условиях, где невозможно вырастить цветы? Чем можно заменить естественные условия для выращивания цветов? (Построить теплицу, оранжерею.) Что такое оранжерея? (Это теплое, застекленное помещение для выращивания растений, теплица.)
Слайд №11
— Проверяем, читаем определения.
— Почему автор назвал цветы капризными? Что значит «капризный»? (С прихотью, с причудами.).
6. Проверка домашнего задания.
— Ребята, дома вы подготовили небольшие зарисовки о цветах, которые вам наиболее приятны, а может быть, о ваших любимых цветах. Я рекомендовала вам обратиться к различного рода словарям, справочникам, энциклопедиям с тем, чтобы вы могли найти материал о том, почему тот или иной цветок получил такое название.
— Итак, слушаем и пытаемся понять, почему ученик выбрал именно этот цветок, чем он ему понравился, т.е. обращаем внимание на слова, помогающие определить отношение говорящего к своему высказыванию, это могут быть прилагательныеопределения и оценочная лексика.
Что такое внутренняя красота? (по тексту В.А. Сухомлинского)
... духовной красоты. (48) От тебя же зависит и красота людей, живущих с тобой рядом. (По В. А. Сухомлинскому*) *Василий Александрович Сухомлинский (1918 ... новелла – «Подсолнечники». (24) В этой новелле рассказывается о скульпторе, которому поручили изваять бюст девушки – мастера высоких ... Исходный текст: (1)С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, как он засмотрелся на красоту ...
После прослушивания зарисовок заострить внимание учащихся на том, что не во всех текстах мы увидели отношение автора к цветку.
7. Анализ текстов-образцов различных стилей.
Слайд №12
— Чем похожи тексты? Чем отличаются? В каком из двух видно отношение автора к цветку? (Описание ландыша.)
— Где можно встретить такое описание, как в тексте №1? А такое, как в тексте №2?
— В каком из текстов описание ландыша более сочное, яркое, красивое? А за счет чего создается яркость, красочность, образность описания?
— Посчитайте и скажите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные.) Какой части речи совсем нет? Почему? А по какой причине прилагательное оказывает такое влияние на текст?
— Как называются образные прилагательные?
— Найдите эпитеты и другие художественные средства языка в тексте.
8. Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш» (читает заранее подготовленный учащийся).
Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны. На солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею.
И всю счастливую тоску, И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
9.
тех, кто придет за нами. Сохранив растения, мы сохранимся и сами, ибо только в согласии с природой возможно наше существование.
Слайд №13
— Красота, цветы – это всегда вдохновение, полет творческой мысли. О красоте, о цветах слагают стихи, песни, изображают на холсте красками, пишут музыку. У каждого из создателей прекрасного свое орудие: у художника – кисть, у музыканта – ноты и инструменты, у поэтов и писателей – слово. Но мы-то с вами на уроке русского языка, поэтому будем «орудовать словом». Итак, объявляется конкурс на лучшего художника слова, назовем его «Цветочная фантазия».
Презентация «Цветочная фантазия».ppt
— Закройте глаза и мысленно перенеситесь в прекрасный мир музыки, цветов, мир запахов, красок, ощущений. Ребята, это вальс, посмотрите, автор относится к цветам как к людям. Слушая музыку, представьте себе какой-нибудь цветок, как он выглядит, с чем можно сравнить, на какого человека похож. (Прослушивание.)
Сочинение описание цветка тюльпана для 3 класса
... описанием иххарактера. Как внешний вид помогает имприспособиться к жизни, Во второмтексте автор желает познакомить читателяс особенностями строения к цветка, показать, внешнимусловиям существования. Сочинение на тему «Мой любимый цветок – тюльпан» ...
Слайд №14
11. Чтение ученических работ – зарисовок (без комментария).
Слайд №15
12. Итог урока.
- Какие задачи ставились перед нами на уроке?
— В каком стиле? А почему ваше описание художественное?
– Что вам особенно понравилось на уроке? Что вы делали с большим удовольствием, а что с меньшим?
Слайд №16
13. Комментирование оценок обучающихся.