Разделы:
Цель урока:
Задачи:
1) Систематизировать знания учащихся о тексте, типах текста, учить отличать текст – описание от других текстов, составлять описание.
2) Создать условия для развития логического мышления, умений правильно употреблять слова, составлять предложения, связно выражать свои мысли, для развития творческого воображения.
3) Способствовать воспитанию интереса к природе, создавать условия для работы в парах, в группах.
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Орг. момент, постановка задач урока.
- Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться составлять текст — описание, отличать текст – описание от других текстов.
II. Работа по теме урока.
Фронтальная работа
- Как вы думаете, какие знания о тексте нам пригодятся?
- Что такое текст?
- Прочитайте таблицу
Работа с опорной таблицей
- Что еще знаете о тексте?
Обсуждение в группах
- Какой текст является текстом – описанием?
Вывод
- Тексты — описания могут описывать какой — то предмет или явление
Работа с опорной таблицей
- Прочитайте. Какой текст является описанием?
Работа в парах
- У вас на столе лежат тексты, прочитайте их, найдите тексты — описания.
(карточки в приложении)
- Следующий вопрос, который мы должны выяснить: из каких частей состоит текст – описание?
Работа в группах по вариантам
- Прочитайте тексты.
- Какие особенности внешнего вида даны в тексте?
- Какие особенности характера или образа жизни отмечены?
- Как проявляется личное отношение автора к предмету?
Работа с иллюстрациями
- Можно ли узнать предмет по описанию?
- Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши слова.
Носорог
Организация самостоятельной работы учеников на уроке русского языка
... -педагогическую и методическую литературу по данной теме; 2.Определить понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды; .Выявить особенности организации и проведения самостоятельной работы на уроках русского языка в школе; .Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы; .Обобщить теоретический и практический ...
Дятел
Гиппопотам
Гусиный лук
Мать – и – мачеха
Тетерев
Коллективное составление плана
- Какие части включает в себя сочинение – описание?
1. Описание внешнего вида.
2. Особенности характера, повадки, образ жизни.
3. Личное отношение автора.
Составление сочинения-описания
- Попробуем все вместе описать животное, известное вам.
- Послушайте загадку:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Работа в группах
- Составляем текст – описание, опираясь на план.
Анализ работ
- Заслушиваем описание, оцениваем точность, красочность, эмоциональность, соответствие плану.
Словарная работа
- Слова какой части речи помогли нам описать медведя?
- Прочитайте слова на карточках, подумайте, какие буквы нужно вставить, если можно, проверьте орфограмму:
л…хматый
…громный
мал…нький
к…ричневая
ч…рные
дли…ые
ко…ти
лак…мка
- Какие еще трудные слова встретились?
Самостоятельная работа
- А сейчас попробуем самостоятельно написать сочинение.
- Предлагаю на выбор три варианта:
* Описание медведя.
* Описание любого животного на предложенных иллюстрациях.
* Описание любого предмета по личным впечатлениям.
Проверка работы
- Заслушиваем сочинения.
- Удалось ли описание?
- Соответствует ли текст плану?
- Что хотели бы посоветовать автору?
III. Подведение итогов урока.
- Чему учились на уроке?
- Чем отличается текст-описание от повествования?
- Из каких частей состоит текст – описание?
- Кто справился с задачами урока?
- Кому было трудно?
Рефлексия
- Кому понравилось работать на уроке?
- Что было интересного на уроке?
- Получилась ли работа в парах, в группах?
- У кого было хорошее настроение на уроке?
- Кто смог проявить свое творчество?
- Урок окончен.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка 1
Еж
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в мисочке. А потом ребята другим чем – то занялись, зазевались – ежик и удрал обратно в лес.
Карточка 2
Сова
У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днем спит.
Карточка 3
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистеньким и глядел вверх.
Обучение сочинению «Анализ эпизода прозаического текста ...
... Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения - рассуждения", "Роль эпизода в тексте". Опора "Средства художественной изобразительности". 2.Дидактический материал. Карточки "Строение сочинения - рассуждения", "Сюжетные элементы. Внесюжетные элементы", "Определение эпизода", "Роль эпизода в тексте", "Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения-рассуждения", "Роль эпизода ...
Карточка 4
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Карточка 5 , Лягушонок и головастик
Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от берега.
Карточка 6
Заяц
Шуба у зайки теплая – теплая, белая – белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.
Карточка 7
Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека был слышен ее запах.