Уроки развития речи в ., Тема «Описание предмета народного промысла пером и кистью».
Цели: познакомить учащихся с историей и развитием хохломского промысла;
научить собирать и систематизировать материал к сочинению, подбирать меткие и
точные выражения для описания предмета, совершенствовать написанное, рецен –
зировать;
развивать навыки разработки растительного орнамента.
Оборудование:
писи, словарные слова, пакет материалов для работы над сочинением,
фонограммы.
Ход урока:
Оргмомент. Создание творческих групп для выполнения заданий. Информационно-познавательный блок. Звучит русская народная мелодия. Вступительное слово учителя :
— Ребята, сегодня мы предлагаем вам, как в сказке, по мановению волшебной кисти совершить путешествие в удивительный мир золотых узоров Хохломы и быть в этом путешествии не сторонними наблюдателями, а активными его участниками.
Нам бы хотелось, чтобы вы на уроках сегодня почувствовали красоту и напевность русского слова, золотую чистоту хохломской росписи.
Сегодня на уроках ваша задача – познакомиться с историей старинного народного промысла золотая хохлома, научиться собирать и систематизировать материал к сочинению-описанию, совершенствовать написанное. А также вы должны приобрести навыки разработки растительного орнамента хохломской росписи.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне.
В. Боков
Какие удивительные строки! «Ты, как душа у народа, красива…»
О чём же идёт речь? А речь идёт об удивительном искусстве, неповторимом и ярком, берущем своё начало из седой старины. Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам зерна не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своим крылом к чаше, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная рукотворная красота?
Народная роспись как средство формирования способов художественной ...
... предметов служит орнамент. В основе орнамента лежат два композиционных начала - ритм и симметрия. В ДПИ узора не существует вне конкретного предмета, имеющего определенные назначение и форму, поэтому декоративная роспись связана ...
Рассказ легенды о Хохломе учеником:
Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало своим родным, как простая русская песня, и чтобы в нём отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле, Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл им секрет своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника как ни искали, нигде не смогли найти. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.
Слово учителя русского языка.
- Удивительно! А какова же на самом деле история народного промысла Хохлома?
Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16 века. Ещё при Иване Грозном о хохломе знали как о лесном участке под названием Хохломская Ухожея. В 17 веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золочённой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьёй не занимались бы каким-нибудь ремеслом. Больше всего занимались .
Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все . Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, составляя свой цех, свой куст. У каждой такой группы деревень был свой центр – крупное село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в крестьянской избе. Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках ещё 10-13 веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
Письма о Рафаэле Санти. Тайна Мастера. Попытка постижения
... об этом сказать... Грустно. * * * Репродукцию картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» я сама увидела впервые в шестилетнем возрасте, ... семейство... Если бы это не было сделано Рафаэлито Санти, художником, юношей с молодой кровью, редко приливающей к ... тонколицый, одухотворенный пылом яркого художественного воображения, юноша — Мастер, вся жизнь которого заключалась в упорной, многочасовой работе, ...
Требовалась э\та посуда в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в 16 веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук. Заметим, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой. Возможно, живописное искусство Хохломы возникло в связи с техникой писания икон.
Слово учителя ИЗО о хохломских изделиях. Заочная экскурсия на фабрику «Хохломской художник». Беседа учителя ИЗО с учащимися:
- Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?
- Что вы можете рассказать о братине?
- Как изготовлялись деревянные ложки?
8. Проверка знаний учащихся по теме.
— Расписывались в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова её неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поёт её по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш, но и поставить их на стол и радоваться заключённому в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.
- Что пишут художники на изделиях?
(Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково. И ни один никогда не повторит их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточку, разбросает листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера.)
- Как называется узор из цветов, трав, ягод? (растительный орнамент)
- Какой из них самый любимый? Почему?
(Самый любимый и стародавний – травка, травной орнамент. Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком. Травка отдалённо напоминает жительницу заливных лугов – осоку.)
- Каким цветом пишется травка? Как называются самые затейливые узоры?
(Кудрины. Травка превращается в крупные кудри-завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной Жар-птицы, загораются они на красном или чёрном фоне.)
- Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Какие значения имеют цвета: красный, золотистый, чёрный?
(Красный символизирует огонь, любовь, преданность; золотистый – свет, солнце. На чёрном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.)
9. Слово учителя ИЗО.
- Разве мало других, радующих глаз, узоров и цветов?
Искусствовед Желагова пишет: «Травка – исполненный гибкими неподвижными мазками орнамент из волокнистых тонких стебельков, напоминающих колеблемые ветром травы, объединённые в ритмический узор. Травки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стебельком, образует деревко – дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента. Стебельки закручиваются в спиральки, бегут по его окружности, чередуясь по цвету: чёрный – красный, красный – чёрный. Веточки, травинки, листочки то тянутся вверх, то завиваются в Кудрину. Кудрина – завитки причудливые, отдалённо напоминающие золотые кудри доброго молодца».
Описание травки из рассказа кладовая солнца
... правильное, что заложено природой. Собака Травка из рассказа "Кладовая Солнца" «Кладовая солнца» была открыта для охотника, ... рассказе «Кладовая солнца» реальность совмещена со сказкой, а фольклорное описание природы соседствует с описанием жизни послевоенного периода. История создания В «Кладовой солнца» ... помогите написать сочинение по повести пришвина "кладовая солнца" - история собаки травки. и ...
10. Отработка элементов хохломского орнамента.
- Учитель ИЗО знакомит учащихся с техникой создания элементов орнамента, их сочетаемости.
- Рассматривание изделия хохломы, определение орнамента, изучение узора росписи изделия.
- Подбор красок для создания узора хохломы, их сочетаемости.
- Работа над эскизом (черновой вариант).
Подготовка к сочинению-описанию хохломского изделия. Беседа.
- Так что же означает слово «хохлома»?
(изделия, которые делают мастера; народный промысел; большое старинное торговое сел, где продавали хохлому)
- Значит, это слово имеет несколько значений. Как называется такое явление в русском языке? (многозначность)
- Составьте небольшие предложения, в которых бы слово «хохлома» употреблялось в разных значениях.
- Посмотрите на нашу небольшую выставку изделий хохломы.
Их делали талантливые мастера-умельцы. А ваша задача – научиться описывать предмет с натуры. А предметом для описания будет одно из хохломских изделий.
- Определите, какова тема и основная мысль будущего сочинения.
(Тема – описание изделия хохломы; основная мысль – подчеркнуть красоту предмета, отметить его особенность, неповторимость.)
Наблюдения.
- Внимательно рассмотрите хохломские изделия. Что в них вас привлекает, что нравится? Хотели бы вы получить такой подарок? Почему?
- Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете хохлому?
- Что бы вы сказали о хохломских мастерах? Мог ли сделать такую вещь неумелый, ленивый и грубый человек?
- С помощью чего переданы доброта и мастерство человека, изготовившего это изделие?
- Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в нём была выражена основная мысль сочинения и ваше отношение к хохломским изделиям.
(«Добрым людям на загляденье», «Ты, как душа у народа, красиво…», «Яркие узоры хохломы» и др.)
- Учитель обобщает ответы учащихся, отмечает лучшие заголовки.
Работа над композицией и планом сочинения.
- Какой тип речи вы будете использовать в своём сочинении о хохломе? (описание)
- Что характерно для описания?
(описать – значит указать, раскрыть признаки предмета или явления. Оно как бы отвечает на вопрос, каков предмет, каково общее впечатление о предмете.)
- Чтобы описание хохломского изделия было последовательным, логичным, лучше придерживаться определённого плана. Вспомните структуру сложного плана. Давайте составим план.
I. Вступление (об изделиях хохломы)
II. Основная часть. Описание хохломского изделия:
1. общий вид (материал, форма), назначение изделия;
2. описание хохломской росписи (композиция узора, орнамент, элементы узора, цвет);
3. впечатление от изделия.
III. Заключение. Моё отношение к описываемому изделию, мастерству художника.
Собирание материала. Словарно-стилистическая работа.
- В каком стиле вы будете писать свою работу? (в художественном)
- Чем отличается стиль от научного?
(выразительными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнениями… Здесь должно быть много оценочных слов, выражающих отношение к описываемому предмету.)
Сочинение описание
... котором пойдёт речь, его функция, особенности, ассоциации и др. Основная часть сочинения-описания Работа над основной частью – раскрытие того, что наметили во введении. В основной части ... оно должно быть, написано немало статей. Тем не менее, в этой части сочинения-описания нередко делаются ошибки. Почему? Возможно, дело в невнимательности, а может в том, ...
- Как можно начать сочинение-описание хохломского изделия?
(Вот передо мной… Однажды я увидел… Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
- Рассмотрите ещё раз изделие. Каково оно по форме? С чем его можно сравнить? Из какого материала изготовлено? А для чего оно предназначено?
- Так как вы выбрали художественное описание, поработаем над языком сочинения, подберём необходимые эпитеты, метафоры, сравнения.
(Заполнение рабочих материалов.)
- Какова композиция росписи? Какие знакомые элементы орнамента вы обнаружили в ней?
(Заполнение рабочих материалов.)
- Какое настроение возникает, когда смотришь на это изделие?
- Как художник сумел пробудить в нас светлое, радостное настроение?
- Какие краски использует мастер, чтобы создать у нас чувство радости?
- Какое значение имеет солнечный свет в изделии?
- Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства?
- Передалось ли вам ощущение света и радости от восприятия изделия?
Анализ собранных материалов.
Учащиеся зачитывают материалы по отдельным пунктам. Происходит обсуждение в группах. Лишнее убирается, необходимое дополняется.
Систематизация материала (работа в группах).
Задачи: а) отобрать из собранного материала то, что необходимо для раскрытия темы и основной мысли;
- б) привести материалы в определённый порядок, сгруппировать собранное по отдельным вопросам;
- в) определить последовательность его использования, связь отдельных его частей.
Коллективная творческая работа.
Задачи: а) написать черновой вариант сочинения;
- б) разработать эскиз растительного узора под хохломскую роспись (свой вариант).
1. Создание творческих групп. Выборы главного редактора и главного художника.
2. Коллективная работа учащихся над созданием сочинения-описания (совершенствование написанного по памятке) и разработка эскиза росписи (свой вариант), используя полученные на уроке знания.
3. Представление своих сочинений-описаний, защита варианта росписи этого предмета.
4. Работа рецензентов.
5. Доработка творческих заданий с учётом замечаний.
Задание на дом:
Завершить коллективную творческую работу по написанию и оформлению сочинения. Подготовить материал для изготовления моделей хохломских изделий (клей, бумагу, ножницы, пластилин, баночку).
VI. Подведение итогов урока. Завершение его эпиграфом.