Сочинение и изложение как одна из форм развития речи в начальной школе
СОЧИНЕНИЕ –
- понимать заданную тему или находить свою собственную;
- подходить оценочно к материалу, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
- накапливать материал: наблюдать, выделять главное;
- осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения;
- располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его;
- отбирать нужные слова и другие средства языка, строить конструкции и связный текст;
- и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;
- обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.
Одна из основных задач предмета «Русский язык» – способствовать формированию и развитию у школьников устной и письменной речи.
И психологам, исследующими проблемы развития речи, и экспериментирующими учителями – практиками доказано, что ребенок осваивает культурную письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие работы, «сочиняет».
Эмоциональность младших школьников позволяет опираться на живое, непосредственное восприятие, на наблюдения, на жизненный опыт детей.
Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Это же относиться и к устным рассказам. Поэтому важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом.
Подготовка к сочинению как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются три этапа подготовки к нему:
- накопление материала(наблюдение, экскурсии, походы, рассматривания картин, чтение художественных произведений);
- отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);
- словесное, речевое оформление, то есть составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверки и проверка учителем.
При развитии навыков важно речевая подготовка текста, запись необходимых слов, орфографическая проверка и прочее, составление отдельных предложений. По источникам получения материала сочинения могут быть на основе: наблюдений за событиями, явлениями, объектами; экскурсий; прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей; личных впечатлений от участия в каких-либо событиях.
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича ...
... художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему? - К какому жанру изобразительного искусства ... V. Составление плана. - Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. В ... с презентацией. Собирание рабочих материалов. Посмотрите на картину и ... действия учить соотносить художественный текст и художественные средства ... О каком времени года идет речь? Назовите зимние месяцы. - ...
Подготовка к написанию сочинения.
Подготовка к сочинению начинается задолго до его написания и проводится одновременно на уроках чтения, , окружающего мира, во внеклассной работе . Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания. Учитель организует работу по активизации словаря учащихся по выбранной теме. Ведется работа по анализу авторских текстов, приближенных по тематике к теме будущего сочинения, обращается внимание на языковые средства, использованные мастерами слова. Одновременно учитель учит младших школьников проникать в суть понятия, отграничивать существенные признаки понятия от несущественных признаков, постепенно переходить к развернутым суждениям и умозаключениям.
К данному этапу так же относятся подготовительные упражнения, представленные в этой работе. Все это поможет осуществить актуализацию знаний учащихся и подготовить их к написанию творческой работы. Учитель определяет детям время, за которое они смогут подготовиться к сочинению. Это может быть целая неделя. В течение этого назначенного срока идет подготовительная работа к сочинению. Кроме работы, организуемой учителем, учащиеся самостоятельно находят материал к предстоящему сочинению, делятся своими находками, рассказывают об источниках.
При изучении глагола в проводится работа над сочинением, (описанием по картине).
Такие сочинения допускают большую свободу в подборе материала и в его расположении. Ведь роль картины чрезвычайно велика в развитии речи учащихся.
Обучая детей письменному сочинению можно использовать вопросы, опорные слова, опираться на ранее описанные произведения писателей – классиков.
План УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
3. Постановка целей и задач урока.
4. Работа по учебнику. Рассматривание картины «Конец зимы. Полдень».
5. Беседа по содержанию картины.
6. Обсуждение возможных вариантов начала сочинения и его структуры.
7. Лексико-орфографическая подготовка.
8. Написание сочинения. Индивидуальная помощь учащимся.
9. Самопроверка.
10. Подведение итогов урока.
Сочинение: Текст-описание по репродукции картины «Конец зимы. Полдень».
Цель: развитие умения воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст, точно употреблять глаголы.
1. Организационный момент. 2. Вступительная беседа. Непосредственно на самом уроке написания сочинения должна быть вступительная беседа учителя. Эта беседа поможет создать эмоциональное настроение на уроке, которое позволит детям выразить свои мысли и чувства при написании сочинения. 3. Постановка целей и задач урока.
Фрагмент творческой работы на уроке русского языка в 4 классе, ...
... ночного города. LiveInternetLiveInternet Цитата сообщения Elena_ARVIK Огни больших городов. Это — царство ночных теней, Это — море ночных огней. Ночные города, ... помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического ... городе огромное количество, можно поразиться невероятно яркому отблеску двух цветов: красного и жёлтого. Самые красивые пешеходные мосты мира: описание ...
4. Знакомство с картиной. Рассматривание. Обмен мнениями о картине в целом.
5. Беседа по содержанию картины.
- Какую местность изобразил художник? (Видимо, это окраина деревни. За домом поднимаются невысокие холмы, поросшие лесом.)
— Опишите подробнее. (На переднем плане . На крыше его еще лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора – поленница дров. Дом окружен высокими стройными березами. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик …)
- Прочитайте название картины.
— Как художник сумел передать, что это действительно конец зимы, середина дня? (Все залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искриться. От берез протянулись длинные по-весеннему голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожек видны проталины. На крыше дома снег тоже подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое. Такое небо бывает на пороге весны, в полдень).
- Кто изображен на картине? (Мальчики внимательно смотрят на кур, которые, может быть, в первый раз после долгой зимы вышли на улицу).
- Какие краски преобладают в картине? (Светлые: голубые и розовые).
- Какое настроение она вызывает.
6. Обсуждение возможных вариантов начала сочинения и его структуры.
- Как вы начнете сочинение? ( 1. Картина переносит нас на окраину деревни… 2. Яркий солнечный свет заливает заснеженную поляну, дома, лес на холмах…)
- Что вы будете описывать и в какой последовательности
- Чем вы закончите сочинение.
7. Лексическая и орфографическая подготовка.
Лексическая работа проводиться фактически в процессе описания картины ( учитель помогает выбрать и употребить наиболее точные слова, обращает внимание на опорные слова в учебнике).
На данном этапе урока уточняется их сочетание с другими словами и написание. Например: поднимаются поросшие лесом холмы. Тянется забор. Пролегли по-весеннему голубые тени. Снег подтаял.
8 . Написание сочинения. Индивидуальная помощь учащимся.
9 . Самопроверка.
10 . Подведение итогов урока.
Сочинения и рассказы являются наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради выражения своих мыслей и чувств. Значение данной системы работы заключается не только в том, что учащиеся обучаются писать сочинения, но и в том, что идет развитие речи и развитие личности ребенка. Эта система позволяет сформировать у учащихся коммуникативные умения, которые позволят грамотно составлять не только письменные, но и устные высказывания на определенную тему, умело работать со , творчески мыслить. Учащиеся учатся грамотно излагать свои мысли. Это поможет им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом.
Система работы над обучающим сочинением позволяет выработать у учащихся более продуктивные умения и навыки составления связных высказываний. Создание системы работы над обучающим сочинением продиктовано заботой о повышении качества работы по развитию речи учащихся , приданию ей систематичности и последовательности, а так же для достижения большей результативности обучения . Основной результат этой системы работы – формирование у учащихся коммуникативных умений, позволяющих строить письменное высказывание на заданную тему, в определенном стиле и жанре.
Областной конкурс творческих работ учащихся «вечное слово». : ...
Русский язык – великий, могучий, правдивый и свободный, так как он даёт возможность русскому народу выражать любые мысли и чувства, причём не одним, а многими способами. Через язык любой человек может быть ...
Изложение
Подготовка к изложению начинается за несколько дней до его написания. Независимо от вида изложения выделяются этапы подготовки к нему:
- накопление материала (наблюдение, экскурсии, походы, рассматривания картин, чтение художественных произведений);
- отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);
- словесное, речевое оформление, то есть составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверки и проверка учителем.
К данному изложению была проведена следующая работа:
Была проведена : учащиеся рассматривали гербарии растений тундры, словесно устно описывали их.
На карте работали с расположением зоны и её описанием.
План УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Чтение текста «Грибы выше леса»
4. Беседа по содержанию.
5. Составление плана изложения.
6. Лексико-орфографическая работа.
7. Повторное чтение. Пересказ текста.
8. Запись текста.
9. Проверка текста.
10.Подведение итогов.
Тема: Изложение повествовательного характера.
Цель: Развитие умения передавать письменно текст, наблюдать над смысловой связью между частями текста. Совершенствовать орфографический навык письма, употребление знаков.
Вид изложения по отношению к исходному тексту:
подробное (обогащение речи учащихся определенными лексическими средствами, ми, синтаксическими конструкциями.)
Название изложения:
Грибы выше леса
Текст изложения
На севере нашей Родины лежит тундра. Зима в тундре долгая и очень суровая. Летом тундра покрыта густой травой. На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Прямо под ногами ивы и березы.
Этим крошкам много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти.
Беседа по содержанию
— Где растут грибы выше леса?
- Какая зима на Севере?
- Почему деревца не растут?
- Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы?
- Чем покрыта тундра летом?
Составление плана изложения
- На сколько частей можно разбить текст изложения?
- Как можно озаглавить каждую часть?
Далее учащиеся читают каждую часть и дают заголовок.
1. Суровая зима в тундре.
2. Леса не видно.
3. Крошки не вырастут.
Орфографическая работа
Обращается внимание на слова с безударной гласной в корне, имена собственные, правописание предлогов и приставок, безударные окончания , существительных… знаки препинания.
Слова для справок: выр а сти.
Методика словарной работы на занятиях чтения в начальной школе
... сотворением на занятии условий, содействующих введению учеников не только в чтение художественного произведения, его обзор, но и дальнейшее толкование прочитанного текста в речи. Таким образом, выбор темы курсовой работы ...
Лексическая работа
Обращается внимание учащихся на то, какие слова, обороты речи использованы в изложении, чтобы нарисовать картину тундры. Здесь и словарная работа, подбор синонимов, во избежание повтора одинаковых слов в изложении.
Работа по созданию письменного текста
1.Чтение частей текста и пересказ каждой из них.
2.Пересказ целого текста.