Обучающее «Осенние парашютисты» план-конспект по русскому языку (4 класс)

* (для каждого ученика)

Ход урока

I Оргмомент. Эмоциональный настрой к уроку. ( слайд 2, музыкальное сопровождение до начала текста песни – 27 секунд)

Учитель читает стихотворение:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предшествие сходящих бурь,

Порывистый холодный ветр порою.

Прощай, прощай, сияние небес!

Прощай, прощай, краса природы!

Волшебного шептанья полный лес,

Златочашуйчатые воды.

— О чём говорится в этом стихотворении? (об осенних изменениях в природе))

Учитель: Осень – печальная пора, время листопада, улетают птицы в дальние края. Но это «дивная пора» у Тютчева, «Славная» у Некрасова, «очей очарованье» у Пушкина.

Я думаю что, наверно, нигде нет такой красивой осени, как у нас в России.

II Сообщение темы урока.

Тема сочинения – «Осенние парашютисты» (записана на доске)

— Как вы считаете, а о чём пойдёт речь? Почему?

(об осенних листьях)

— Кого называют парашютистами?

(ответы детей)

— Давайте заглянем в «Толковый словарь» Ожегова и найдём точное лексическое значение этого слова (слайд 3)

Парашютист – тот, кто совершает прыжок с высоты при помощи устройства с раскрывающимся в воздухе куполом.

— Почему осенние листья так можно назвать?

(они слетают вниз так, как это делают настоящие парашютисты)

Учитель: Листья сравниваются с парашютистами, потому что могут парить и кружить в воздухе, как они.

5 стр., 2396 слов

«Воскресная прогулка в осенний лес» 5 класс

... приедем в выходной день на базу отдыха. Сочинение на тему «Осенняя прогулка» Сочинение ученицы 11 класса МБОУ « СОШ с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области» Халявиной Дарьи «Осенняя прогулка» Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, ...

Такой языковой приём, когда 2 предмета сравниваются по какому-нибудь признаку, называется метафора.

А ещё неодушевлённые предметы – листья сравниваются с живыми людьми – парашютистами. Этот приём называется олицетворением.

(слайд 4)

Об этих переносных значениях слов и других мы говорим на уроках литературного чтения. Они делают нашу речь более образной и выразительной.

III Проверка домашнего задания — подбор эпиграфов к сочинению.

(слайд 4)

Эпиграф – точная дословная выдержка из какого-нибудь произведения писателя или поэта, отражающая тему сочинения.

Дети зачитывают свои домашние заготовки.

Учитель подготавливает несколько эпиграфов ( слайды 5, 6, 7)

IV Подготовка к написанию сочинения, составление плана.

Учитель: Мы собирали языковой материал на уроках литературного чтения, наблюдали за погодой, за изменениями в природе, ходили на экскурсию

в парк, рассматривали осенние пейзажи.

Составим план, по которому будем работать. Напоминаю, что он будет состоять из трёх частей.

Работаем на листах, которые есть у каждого (см. ПРИЛОЖЕНИЕ ) – слайд 8. (По мере составления плана они заполняются. Помогут в написании сочинения и опорные слова, данные в правой части таблицы.)

— О чём напишем во вступлении ?

(О том, что наступила осень, какая она красивая, печальная, дождливая, чародейка, как и зима)

— Не забудьте написать о том, как красиво стало в осеннем лесу, парке.

Запись в план :

(к I) Оглянись вокруг! Какая красота! ( слайд 9)

Далее проводится орфографическая работа с опорными словами и составляется несколько предложений.

— Тема раскрывается в основной части сочинения

— О чём должны написать? (описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени)

— Дайте название этой части.

Запись в план :

(кo II) 1.Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка.

Осенняя сказка. (слайд 10)

  • Мы должны представить себе осень так, как мы её видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью.

Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени? (Листопад. Как осень без кисти и красок разукрасила все листья. Осень соткала яркий разноцветный ковёр на земле. Укрыла её тёплым лоскутным одеялом).

2 стр., 551 слов

Слайд-презентация для -сочинения по картине презентация по русскому ...

... образы. 3. Живописец обращает особое внимание на детали, за счет чего картина наполнена добротой, светом и теплом. Меню Слайд 23 Пишем сочинение! 1. В. Волегов – современный художник 2. ... Ж и в о писец Ябл очк о Ра сц ветка Меню Слайд 18 План. 1. В. Волегов – современный художник 2. «Красавица с яблоком» - удивительная сцена ...

  • Какие листья вы видели осенью? (Ответы детей, можно использовать опорные слова)

Проводится также орфографическая подготовка.

  • С чем можно сравнить листопад? ( С золотым дождём; листья летят, как птицы; если ударить по дереву, то хлынет сверкающий водопад).
  • Прочитайте название темы сочинения. С кем ещё сравним летящие с дерева листья? (с парашютистами)
  • Дополните название основной части.

Запись в план :

(ко II) 2.. Листопад! Настоящий осенний десант! (слайд 10)

— Прочитайте эти глаголы (слайд 11). Какие используете в своём сочинении, чтобы передать действия «своих парашютистов»?

(Проводится орфографическая подготовка)

— А какова цель этого десанта? Не просто же так разбросала осень листья.

(Осенний десант с целью украшения города; разноцветный ковёр из листьев украсит город; опавшие листья годятся для составления букетов, композиций, панно и будут радовать глаз всю долгую зиму)

Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.

  • Как вы его закончите ?
  • Как осень влияет на ваше настроение?
  • За что вы любите это время года?

Запись в план :

(к III) Осень – любимое время года.

Грущу вместе с осенью – скоро зима.

(слайд 12)

V Напутствие перед самостоятельной работой

Каждый по своему видит осень, поэтому каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже.

Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании,

правильности в построении предложений, грамотного написания.

VI Самостоятельная работа

Самопроверка (дети пользуются орфографическими словарями)

VII Чтение сочинений . Анализирование.

  • Что понравилось?
  • Что можно посоветовать автору?
  • Чем дополнить сочинение?

VIII Подведение итогов

Домашнее задание : подготовиться к выставке работ (сочинения оформляются в один альбом, можно записать свои работы на листах необычной формы)

Приложение*

(есть у каждого ученика, таблица заполняется во время работы на уроке)

Осенние парашютисты

Части плана

Слова-«помощники»

I Вступление

(дети могут записывать свои варианты)

Оглянись вокруг!

Какая красота!

волшебница, красавица, золотая, дивная, славная, очаровательная, чародейка, как и зима

Лес, точно терем расписной!

II Основная часть

(дети могут записывать свои варианты)

1. Осенняя фантазия.

Осенние зарисовки.

Осенняя сказка.

без красок и кисти раскрасила

янтарем и рубинами загорелись листья

покрылись лимонной желтизной

пылают багрянцем

пурпурные

2. Листопад!

Настоящий осенний десант!

Глаголы (на слайде 11 )

композиции

панно

будут радовать глаз

для украшения города

соткала для земли яркий разноцветный ковёр

укрыла тёплым лоскутным одеялом

Настоящее чудо!

III Заключение

(дети могут записывать свои варианты)

Осень – любимое время года.

Грущу с осенью – скоро зима.

жаль расставаться

природа готовится к зиме

пролетела, как яркая птица

До свидания, осень!

Работы учеников.

Осенние парашютисты.

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Наконец-то наступила долгожданная осень. Какая красота вокруг! Деревья одели праздничный наряд. Листья берёзы блестят, словно золото. А какими красивыми стали листья клёна – бордово-жёлтого оттенка. Только у ёлочки листочки остались такими же зелёными.

Вдруг подул озорной ветер. Как же красив листопад. Листья кружатся, парят в воздухе и кажется, будто золотые капельки падают с деревьев. Мы видим, как листья плавно опускаются на дорожки парков, садов, школ и покрывают землю разноцветным ковром.

Во время листопада дети собирают разноцветные листья и делают из них поделки, которые дарят своим родным и близким.

Таким образом, листья выполнили свою миссию. Они украсили город и подарили радость их жителям.

Галиева Эльмира.

Осенние парашютисты.

Вот и осень пришла. Ещё стоят тёплые деньки, но по утрам уже чувствуешь лёгкий осенний морозец. Листья на деревьях постепенно меняют окраску. Если день стоит солнечный и небо голубое, то всё вокруг кажется, покрыто золотом. А если пойти в лес, то сразу заметишь, что он стал как терем расписной. В лесу стало тихо, не слышно птичьих голосов. В лесу все деревья, как на празднике в своих осенних платьях. Берёза в жёлтом наряде, а рядом с ней красуется оранжевая, как апельсин, рябина. Даже в безветренную погоду с деревьев опадают листья и, как осенние парашютисты, плавно опускаются на землю. Земля кажется покрытой красивым, пёстрым ковром.

Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Иногда можно услышать, как курлыкают журавли, они прощаются с нами до будущей весны.

Совсем скоро прилетят с севера тяжёлые серые тучи, закроют всё небо и пойдут холодные осенние дожди. А пока светит нежаркое солнце, только деревья душу и радуют.

Сергеев Александр