Вводные слова: зачем они нужны в тексте
Теоретики и практики копирайтинга, рерайтинга, вебрайтинга и всякого другого райтинга в интернете выступают категорически против всяких вводных слов. Их относят к так называемым стоп-словам и считают, что они заставляют читателей спотыкаться, замусоривают текст и затрудняют его понимание. К тому же ещё и создают проблемы с пунктуацией, маскируясь под полноценные члены предложения.
Сами же вводные слова и словосочетания никак полноценными считать нельзя, потому что они вообще не являются членами предложения. Так, не части речи, а какое-то недоразумение.
У меня в этом случае включается «инстинкт бабушки» и стремление защитить тех, кого несправедливо обижают. Почему несправедливо? Разберёмся.
Что такое вводные слова
Действительно, вводные слова не являются членами предложения и не вступают в связи с другими членами предложения. Держатся они независимо и всегда выделяются запятыми, то есть даже знаками препинания обособляются. Обратите внимание, к вводным словам нельзя задать вопрос ни от какого другого члена предложения. Собственно, так они и обнаруживаются. Увы, это не всегда просто, потому что вводные слова часто маскируются под другие члены предложения. Смотрите, какое коварство!
Например. «Представьте себе, они ещё не пришли!» — здесь «представьте себе» — вводное словосочетание. «Представьте себе такую картину», — а здесь «представьте» — сказуемое, а «себе» — дополнение.
У вводных слов есть ещё одна особенность, позволяющая некоторым личностям заявлять об их неполноценности. Если убрать такое слово или словосочетание из предложения, то смысл его не изменится. А если это так, то зачем вообще эти вводные конструкции нужны? Только места занимают и лишний раз заставляют думать о запятых. Смотрите:
Изменился смысл предложения? Кажется, нет? Или просто – нет, без вводного «кажется»? Но ведь что-то явно изменилось?
Роль вводных слов в тексте
Ведь если вводные слова используются в речи, то, значит, они зачем-то нужны? Оказывается, вводные конструкции играют очень важную роль – они наполняют текст эмоциями, выражают отношение автора к его сообщению. Причём эти слова способны передать огромное количество оттенков настроения и разнообразные нюансы оценок и отношений.
Основные функции
1. Вводные слова и словосочетания выражают эмоциональное отношение автора к тому, о чём он говорит:
Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений ...
... к счастью , не на глубоком месте. В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно ... лингвистической литературы, анализ диссертационных исследований по методике обучения литературе. Практическая значимость исследования 1. Вопрос о вводных словах и вставных конструкциях в лингвистике .1 Классификация вводных слов Вводными называются слова, ...
Нюансов человеческих чувств неисчислимое множество, поэтому и вводных конструкций, их выражающих, немало.
2. Вводные слова указывают на источник информации: «по-моему», «по слухам», «по вашему мнению», «с его точки зрения» и т. д.
3. Подчёркивают достоверность информации и уверенность в этом автора: «конечно», «несомненно», «наверняка», «разумеется» и т. д.
4. Вводные слова могут выражать и сомнение автора в том, что он говорит: «наверное», «возможно», «может быть» и др.
5. Устанавливают порядок мыслей: «во-первых», «во-вторых», «в частности», «вдобавок», «кроме этого» и т. д.
6. Вводные слова могут оценивать не только информацию, но и характер высказывания, манеру говорящего: «одним словом», «грубо говоря», «проще говоря», «по меньшей мере» и др.
7. Привлекают внимание собеседника/читателя, подчёркивают важность тех или иных фраз или слов: «смотрите», «послушайте», «вдумайтесь», «согласитесь», «не поверите» и т. д.
Как видите, функций у вводных слов много. Вот пример текста, хоть думаю, вы и в самой статье уже эти вводные слова считаете.
«К сожалению, среди комментаторов всегда находятся люди, стремящиеся хоть в чём-то упрекнуть автора канала. Но к счастью, доброжелательных читателей больше. И удивительное дело, негативно настроенные люди, ругая автора, все равно продолжают читать его статьи. По-моему, это странно. Наверное, этим людям чего-то важного не хватает в жизни».
Уберите здесь вводные словосочетания. Изменилось восприятие текста? Несомненно.
На мой взгляд, одна из важнейших функций вводных слов именно в тексте — это придание ему характера свободной, естественной речи. Такой живой текст пробуждает у читателя доверие к автору, заставляет воспринимать его как реального собеседника. И возникает, если и не симпатия к автору, то, по крайней мере, желание его послушать, то есть почитать.
Почему же вводные слова не любят копирайтеры?
Да, копирайтерская братия настолько не любит вводные слова, что на одном из сайтов я видела статью с названием: «Смерть вводным словам!» Я какое-то время довольно активно занималась копирайтингом – было интересно освоить новую сферу, где тоже пишут буквы. И у меня сложилось впечатление, что причина негативного отношения к вводным словам в нежелании заказчиков платить за лишние знаки. Раз вводные слова можно убрать из текста без потери смысла, то это вода. А зачем платить за ненужную воду?
Снова повторюсь: не во всех текстах есть необходимость во вводных словах, например, в карточках (описании) товара они явно не нужны. В научных статьях тоже не стоит ими злоупотреблять.Но ведь правило «убираем вводные» переносится вообще на все тексты. Более того, многие гуру копирайтинга считают, что занятие писательством, точнее, художественной литературой портит стиль. А вводные слова в тексте – это вообще следствие неправильного школьного воспитания на текстах классиков и сочинениях по ним.
«Взаимоотношение учителя и учеников» ( по тексту В.Г.Короленко). ...
Ученики и учитель стали уважать друг друга: «Мы были довольны им и – почти бессознательно – собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью ... позицией автора текста и считаю, что учитель обязан индивидуально подходить к каждому ученику. Это очень непросто, но в результате этого отношения между учителем и учеником будут уважительными и доверительными. Для доказательства ...
Вот так-то. Но занимаясь копирайтингом в общей сложности лет 5, я писала так, как хотела. И почему-то заказчикам нравился мой стиль, невзирая на вводные слова.
И да, можете ради интереса посчитать вводные слова в этой статье. Как всегда, я в тексте использую те лексические и стилистические «фишки», о которых рассказываю.
проект по русскому языку (9 класс) на тему
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №175»
Советского района г. Казани
« Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны
вводные слова? »
(в рамках подготовки ГИА).
учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория
Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны
вводные слова?»
Сегодня на уроке мы будем говорить о вводных словах, повторим их значение, знаки препинания при них. А затем, используя ваши знания, попробуем составить план к будущему сочинению «Зачем нужны вводные слова?» и сделать первые наброски к работе.
Начинаем урок с синтаксического разбора предложения.
Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
(Один из учеников вместе с классом проводит разбор предложения).
Учитель. Итак, наше предложение осложнено вводными словами. Как вы понимаете смысл сочетания «вводные слова»?
Ученик 1. Это слова, которые вводятся в предложение.
Ученик 2. Эти слова можно убрать из предложения.
Учитель. А зачем они нужны, например, в нашем предложении?
Ученик. Они нужны, чтобы выразить свое отношение к сообщению.
Учитель. Запомните это ответ. Что вы можете сказать о вводных словах в нашем предложении?
Ученик. Они обозначают степень уверенности.
Учитель. Давайте вспомним другие значения слов.
(После того, как учащиеся называют значение вводных слов, они появляются
на экране).
Учитель. Итак, вводными называются слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания. В чем другое главное отличие вводных слов?
Учитель. В устной речи они выделяются интонационно, произносятся быстрее, чем другие слова в предложении. Послушайте несколько примеров предложений с обращениями.
(Ученики выступают с индивидуальными заданиями.)
(На доске предложения с вводными словами)
Очевидно этот город жил всеми силами своей жизни.
Я должен буду без сомненья письмо Татьяны перечесть.
Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении.
Уже поздно и пожалуй нам пора возвращаться.
Учитель и ученик растут вместе (2)
... бы хотела, чтобы моя учительница была моим другом, чтобы ему можно было все рассказать и поделиться своими переживаниями. Учитель должен любить свой класс и всех своих учеников, даже самых ... возможность прожить детство многократно. Ведь вместе с учениками я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы! Сочинение Хороший учитель. Мне кажется, учитель должен быть умным, добрым и отзывчивым: ...
Одним словом ее попытки утвердиться в Москве так и остались попытками.
Мой спутник чувствовал себя превосходно после прогулки, я напротив устал.
Значит по-вашему мне легко?
Учитель. В каждом предложении есть вводные слова. Ваша задача назвать их.
(Ученики называют вводные слова)
Учитель. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, над вводным словом определите значение.
(По окончании работы проверяются знаки препинания и значение вводных слов)
Без сомнения – утверждение
Одним словом – способ оформления мысли
Значит – порядок явлений
Напротив – последовательность изложения
Учитель. А теперь, ребята, мы переходим к работе над будущим сочинением-рассуждением. Я предлагаю вспомнить композицию сочинения-рассуждения. Подумаем над тезисом. Какую мысль нам надо доказать?
(На экране появляется композиция рассуждения)
Ученик. Нам надо ответить на вопрос «Зачем нужны вводные слова?»
Учитель. А теперь давайте подумаем над аргументами. Чтобы вам было легче, еще раз обобщим все о вводных словах.
Учитель. Каковы их значения?
(Учащиеся называют значения)
Учитель. Итак, мы переходим к самой главной части сочинения, к аргументам.
Как вы думаете, какие вводные слова вы будете использовать при аргументации?
Учитель. Послушайте стихотворение Куприна об этих словах.
Ученик. Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова.
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями пока.
Учитель. Какие аргументы будем приводить?
(Учащиеся приводят свои аргументы)
Учитель. Как вы думаете, с какого аргумента надо начать?
Ученик. С помощью вводных слов говорящий выражает свое отношение к сообщению. Например, уверенность, различные чувства.
Учитель. А что дальше?
(Учащиеся высказывают свои предположения)
(Ученики делают свои предположения.)
Мы составили план, подобрали аргументы. Наше сочинение почти готово. Но все-таки в нем чего-то не хватает.
Ученик. Не хватает примеров.
Учитель. Правильно. Примеры каждому аргументу вы подберете дома из художественной литературы.
Учитель. А теперь вернемся к схеме сочинения и посчитаем, сколько абзацев у нас должно быть.
Ученик. Должно быть 8.
Учитель. Сегодня мы с вами готовились к написанию сочинения на лингвистическую тему. Я приготовила для вас несколько сочинений. Попробуем их проанализировать.
(На экране появляется первое сочинение)
(На экране появляется второе сочинение)
(На экране появляется третье сочинение)
(На экране появляется четвертое сочинение)
Учитель. Да, этот образец сочинения, над которым мы работали.
Приложения к уроку
Первое сочинение (с ошибкой в построении текста).
Вводные слова. Зачем они нужны? Постараемся ответить на этот вопрос.
Во-первых, с помощью вводных слов говорящий выражает свое отношение к сообщению. Например, уверенность, неуверенность, различные чувства. К радости, все обошлось без последствий. (Вводное слово обозначает чувство.) Во-вторых, они могут указывать на порядок мыслей и связь между ними. Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие. В-третьих, вводные слова показывают способ выражения мысли. Я, собственно, ничем не болен. В-четвертых, вводные слова называют источник сообщения. Май, по словам старожилов, был теплым в этих краях. В-пятых, это слова, служащие для привлечения внимания. Пожалуйста, помоги мне. Кроме того нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложений. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией. Таким образом, вводные слова в меру своих сил помогают предложению, вносят в него дополнительные оценки, хотя и не имеют тесной связи с членами предложения.
Учитель в моей жизни
... обязательно приду в школу и скажу «спасибо» ещё раз. Повезло, что в моей жизни есть такой учитель, которого хочется благодарить. Я хочу пожелать ей здоровья, долгих лет ... секрет, что у многих учителей есть прозвища, не всегда приятные даже. Но Татьяну Петровну не хочется называть каким-то обидным словом. Некоторые из моих одноклассников со мной ...
Второе сочинение (отсутствует вывод).
Вводные слова. Зачем они нужны? Постараемся ответить на этот вопрос.
Во-первых, с помощью вводных слов говорящий выражает свое отношение к сообщению. Например, уверенность, неуверенность, различные чувства.
К радости, все обошлось без последствий. (Вводное слово обозначает чувство).
Во-вторых, они могут указывать на порядок мыслей и связь между ними.
Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие.
В-третьих, вводные слова показывают способ выражения мысли.
Я, собственно, ничем не болен.
В-четвертых, вводные слова называют источник сообщения.
Май, по словам старожилов, был теплым в этих краях.
В-пятых, это слова, служащие для привлечения внимания.
Пожалуйста, помоги мне.
Кроме того, нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложений. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией.
Третье сочинение (пропущен аргумент).
Вводные слова. Зачем они нужны? Постараемся ответить на этот вопрос.
Во-первых, они могут указывать на порядок мыслей и связь между ними.
Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие.
Во-вторых, вводные слова показывают способ выражения мысли.
Я, собственно, ничем не болен.
В-третьих, вводные слова называют источник сообщения.
Май, по словам старожилов, был теплым в этих краях.
В-четвертых, это слова, служащие для привлечения внимания.
Пожалуйста, помоги мне.
Кроме того, нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложений. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией.
Таким образом, вводные слова в меру своих сил помогают предложению, вносят в него дополнительные оценки, хотя и не имеют тесной связи с членами предложения.
Четвертое сочинение (правильный вариант).
Вводные слова. Зачем они нужны? Постараемся ответить на этот вопрос.
Во-первых, с помощью вводных слов говорящий выражает свое отношение к сообщению. Например, уверенность, неуверенность, различные чувства.
К радости, все обошлось без последствий. (Вводное слово обозначает чувство).
Во-вторых, они могут указывать на порядок мыслей и связь между ними.
Сотрудники громко выражали радость или, наоборот, неудовольствие.
В-третьих, вводные слова показывают способ выражения мысли.
Я, собственно, ничем не болен.
В-четвертых, вводные слова называют источник сообщения.
Май, по словам старожилов, был теплым в этих краях.
В-пятых, это слова, служащие для привлечения внимания.
Значение слова в жизни человека 5, 6 класс (2)
... Через словарный запас люди воспринимают знания о себе и об окружающем мире. Слова в жизни человека играют очень важную роль, благодаря им мы ... привнося свое, новое, заботиться о его красоте и чистоте. Роль языка в жизни человека – сочинение (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс) Язык ... и даже заглянуть в будущее. Литература дает нам знания не только о любых сторонах жизни, она показывает нам цели, стоящие ...
Пожалуйста, помоги мне.
Кроме того, нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложений. На письме они выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией.
Таким образом, вводные слова в меру своих сил помогают предложению, вносят в него дополнительные оценки, хотя и не имеют тесной связи с членами предложения.
Аргументы к сочинению-рассуждению
по теме «Сложности жизни».
Аргументы на 1 балл
Аргументы на 3 балла
Существует много художественных произведений, в которых рассказывается о сложностях жизни, о путях их преодоления. Вспомним роман Л.Н. Толстого «Война и мир», повесть Б. Васильева «Завтра была война», повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Сколько пришлось пережить Ивану Шухову, главному герою повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»! Тяжелая крестьянская жизнь. Война. Окружение. Несправедливые обвинения в шпионаже. ГУЛАГ. Именно в лагере, где жизнь строилась по волчьим законам, было особенно тяжело. Одних гулаговская машина ломала. Они не выдерживали трудностей, теряли свое человеческое достоинство. Это, например, бывший директор Фетюков, который вылизывает чужие миски, выгребает плевательницы. Бывший режиссёр Цезарь, подмазывающий начальство. Иван Денисович – полная им противоположность. Даже в лагере, в этих ужасных условиях, продолжает жить по общечеловеческим законам. Его спасает честность, порядочность, труд. Мне кажется, что Шухов обязательно выживет. Все зависит от человека.
Проблема сложности жизни актуальна во все времена, к ней обращались писатели разных поколений. Среди них М. Шолохов («Донские рассказы», «Судьба человека»), В. Кондратьев («Сашка»), К. Воробьев («Это мы, Господи!») и многие другие. Они дают читателю возможность разобраться в жизни, найти выход из трудного положения, никогда не сдаваться.
Константин Паустовский в своем очерке «Наш великий сказочник» рассказывает о непростой жизни Г.Х. Андерсен. Ему пришлось пережить много горечи и невзгод. В школе над ним смеялись: он был намного старше ребят. Многие презирали его за бедность, за его «мужицкую кровь». Более маститые писатели не хотели принимать его в свой круг. А муки творчества? А поиски своего пути в литературе? Но ничто не могло заставить его озлобиться, бросить писать. Великий сказочник не растерял доброго отношения к людям, жажду справедливости, способность видеть прекрасное во всем. Все его сказки пронизаны огромной любовью к миру.
Проблема сложности жизни не нова. К ней обращаются не только современные писатели, такие как Л. Улицкая («Дочь Бухары»), Т. Толстая («На золотом крыльце сидели…»), но и публицисты, которые на примерах своих героев показывают пути преодоления трудностей (Л.А. Жуховицкий, Б.Л. Васильев).
Недавно в одном из журналов я прочитала очерк о В. Дикуле, бывшем акробате. Влюбленный в цирк, он к четырнадцати годам мог работать в разных цирковых жанрах. Но случилось несчастье: во время выступления лопнула перекладина и он упал с огромной высоты и сломал позвоночник. Казалось, жизнь кончена. Но только не для Валентина. Он усердно занимался гимнастикой, не жалея себя. Здоровье постепенно вернулось к нему. В настоящее время Дикуль не только занимается любимым делом – силовой гимнастикой, но и спасает людей, попавших в такую же ситуацию, создавая чудесные бальзамы. Жизнь продолжается!
Проблема «футлярности» жизни — аргументы и . Образы «футлярных ...
... человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни. Сочинение Мир ...