Дмитрий Сергеевич Лихачев — выдающийся русский писатель, ученый, мыслитель. В своих работах, адресованных юношеству, он часто поднимает вопросы нравственности, морали, любви к отечеству.
В предложенном для анализа тексте Д.С. Лихачев обращается к проблеме «нравственного отношения человека к живой и «мертвой природе» (предложение 7).
Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна, поскольку человек сегодня все чаще не чувствует, не осознает себя, в отличие от наших предков, частью одного, общего мира. И это не может не волновать любого нравственно развитого человека.
Д.С. Лихачев говорит о том, что изменился не человек, изменилась за последние десятилетия сама планета: сегодня уже невозможно больше относиться к ней бездумно, потребительски, считая себя не частью природы, а ее венцом, высшим разумом. А ведь именно так, по мнению писателя, и относились люди ко всему живому на протяжении многих и многих лет. Для того чтобы сохранить жизнь на планете Земля, нужно относиться к живой и «неживой» природе нравственно. В чем суть такого отношения? Чтобы найти ответ на этот сложнейший вопрос современности, автор обращается к хорошо ему известному периоду развития нашей цивилизации — к древнерусской культуре. С каким уважением говорит он о том, что вся «древнерусская культура пронизана нравственным началом». В подтверждение этой мысли писатель приводит многочисленные факты того, как наши предки относились к избе как к храму, к церковной службе как к источнику исторических знаний о мире, к земле-кормилице как к высочайшей святыне. Вспоминает ученый древние обряды славян: сговор между женихом и невестой обязательно проходил на берегу реки, так как вода считалась священной, по воде пускали плыть и старые иконы, в великий православный праздник Троицы украшали дома и храмы зелеными ветвями. Особо обращает внимание Д.С. Лихачев на то, что в условиях нравственного сосуществования русичей и природы и литература как способ постижения мира «была посвящена исключительно вопросам морали и мировоззрения».
Рассуждения писателя об отношении человека к природе приводят его к бесспорному выводу: «нравственность особенно нужна в современном мире», ведь именно она может стать источником выявления в мире доброго, разумного начала, которое, в свою очередь, позволит если не уничтожить мировое зло, то уменьшить его. Следовательно, нравственное отношение человека к природе — единственный способ сохранить жизнь на нашей планете.
Художественное своеобразие изображения природы и человека в творчестве ...
... природы в романе В. Астафьева, она отождествляется с бытием, с жизнью. В. Астафьев — художник, идущий от личного биографического опыта к широким обобщениям сущности человечности. Корни его творчества уходят в мир детства, деревни, сибирской природы. ...
Думается, что великий русский мыслитель прав: отношения человека и природы должны строиться на нравственном начале, которое подразумевает заботу каждого из нас об окружающем мире, бережное отношение к природным богатствам, восприятие себя самих частью, а вовсе не венцом природы.
Мысль о неразрывной связи человека и природы, об их единстве на основе нравственности в русской литературе не нова. Практически все известные русские писатели рассуждали на эту тему. Так, Федор Иванович Тютчев, поэт, мыслитель, наделявший природу высшим разумом, сравнивал человека с тростником, качающимся на ветру. «Человек — тростник, но тростник мыслящий», — писал поэт, перефразируя мысль величайшего физика Паскаля о том, что человек далеко не царь природы. Сравнением человека с тростником Ф.И. Тютчев хотел подчеркнуть, что человеку не следует гордиться своим разумом, поскольку и он создание природы и может быть уничтожен в одно мгновение, как трава, как срезанный тростник…
В XX веке также неоднократно русские советские писатели высказывали мысли о нравственном отношении человека к природе. Например, в известной повести В. Распутина «Прощание с Матерой» необразованная, простая женщина — бабка Дарья, мудро отвечает на утверждение внука о том, что человек — царь природы и поэтому ему можно не считаться с ее законами и величием. «Поцарюет, поцарюет, да загорюет….», — говорит бабка Дарья. В этих бесхитростных словах героини В. Распутина заключено нравственное отношение к природе: только в единстве с ней человек может добиться высоких результатов и в жизни, и в труде, может стать духовно богаче, осознать себя частью великого и бесценного мира.
Таким образом, рассуждая вслед за Д.С. Лихачевым о нравственном отношении наших современников к природе, можно сделать вывод о том, что все существование человека на Земле должно быть пронизано нравственностью, в основе которой осознание себя частью вселенной, понимание необходимости доброго, разумного изменения жизни в лучшую сторону и стремление к преображению мира.
Текст
(1)Нравственность особенно нужна в современном мире. (2)Почему? (3)А ведь мы не замечаем, что живем в последние десятилетия в совершенно особом мире. (4)Мы с вами сейчас инопланетяне, и не заметили, как ими стали! (б)Изменились не мы, изменилась планета, на которой мы живем: стала маленькой, перенаселенной и чрезвычайно зависимой от нас.
(б)Наиболыпей сложностью, ответственностью и драматизмом отличаются отношения человека к природе в силу «немоты» последней. (7)Мало того, разработка проблемы нравственного отношения к живой и «мертвой» природе даже не начиналась.
( Мы говорим «человек и природа», «отношение человека к природе», то есть мы разделяем человека и природу. (9)Это глубоко ошибочно. (Ю)Человек не противостоит природе: он сам — неотделимая часть природы. (11)Но если «часть», то какая?
(12) Отношение к Земле, к Почве, к деревьям, к рекам, озерам, к источникам, к памятникам культуры, к собственному дому должно строиться на нравственной основе, на основе научного изучения целостности мироздания, мира как органического и разумного целого.
Проблема «Человек — Природа — Цивилизация» ...
... у нас есть еще и гораздо более важные и хрупкие ценности, которые следует беречь. Распутин призывает нас к этому своей повестью "Прощание с Матерой". Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ Читайте ... целям растаптывает и человека, и саму природу, то нужен ли такой прогресс? Не следует ли людям, движущим его вперед, задуматься о том, как сделать цивилизацию деликатной в отношении природы? Человек ведь ...
(13) Древнерусская культура вся пронизана нравственным началом. (14)Человек ощущал себя частью мира. (15)В красном — восточном углу избы крестьянин вешал иконы — навстречу солнцу. (16)Изба была и храмом. (17)Церковная служба напоминала человеку об истории в ее тогдашнем понимании. (18)Его жизнь обладала высшим смыслом. (19)Отношение к земле-кормилице было религиозным: крестьянин исповедовался земле. (20) «Мать сыра земля!» (21)Она была для человека святыней. (22)Он почитал колодцы и родники. (23)На берегах рек происходили сговоры жениха и невесты. (24)Реке доверяли старые иконы: пускали их плыть вниз по течению. (25)Существовали чтимые рощи и деревья. (26)Служба на Троицу была службой всему живому: церковь украшали березками, пол устилали травой.
(2 7)Литература была посвящена исключительно вопросам морали и мировоззрения. (28)Любимой книгой был Шестод- нев, в котором воспевалась разумность всего происходящего в природе. (29)Природа в Шестодневе описывалась как органическое целое. (ЗО)Это гимн разумности мироустройства.
(31)Конечная цель человеческой деятельности — преображение мира. (32)Преображение следует понимать не в смысле изменения его лица — внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовыявлению.
(ЗЗ)Человек не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди.
(По Д.С. Лихачеву)