умение строить речь в определенной композиционной форме, систематизировать
собранный материал , продолжить формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости ,устойчивого внимания ; воспитывать активность, самостоятельность, увлеченность ,любовь к природе; развитие творческих способностей.
1.Сообщение темы урока и цели.
2. Работа в творческой мастерской:
1)Вступительное слово учителя:
Тройка-тройка прилетела., Скакуны в той тройке белы., А в санях сидит царица,, Белокоса, белолица., Как махнула рукавом,, Все покрылось серебром. (Зима.)
-Что за тройка? (Зимние месяцы.)
Приходит Зима-Чародейка, Творить на земле чудеса:, Одела людей в душегрейки,, Раздела поля и леса., То стихнет то снова завьюжит,, Рисует она каждый день, На белых холстах Прибитюжья, Пейзажи родных деревень.
( В. Кириченко)
Учитель: Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи .Зиме посвящается много рассказов и стихов. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой.
В зиме есть что-то молодое, веселое. Поэт П. Вяземский встречает зиму восклицанием:, Здравствуй, в белом сарафане, Из серебряной парчи., На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи.
Учитель: с огромной любовью и большим мастерством воплотили русские художники-пейзажисты зимний сон природы под сверкающим покровом снега.
«Первый снег» — одно из очаровательных тонких лирических произведений А Н Пластова .Передать с таким чувством ощущение зимнего дня и той самой тишины, которая наступает в природе в час первого снегопада, когда мягко и легко падают на землю крупные пушистые снежинки, покрывая все ослепительно белым, чистым покровом- мог только художник, постоянно живущий среди природы.
Удивительно хороши в этом пейзаже образы ребят, живых и наблюдательных, с затаенной радостью воспринимающих наступление зимы.
Вот как описывает первый снег Я. Аким :, Утром кот принес на лапках, Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах
Первый снег! Первый снег!
Учитель: И ,конечно же, мы любуемся и рассматриваем маленькую волшебную звездочку- одну, вторую, третью. Каждая последняя кажется краше предыдущей:
Как я провел зиму. “Как я провел зимние каникулы”
... я провел зимние каникулы Зима очень хорошее время года. На улице всё белым-бело, природа словно ... Сочинения публикуются без исправления ошибок. Учтите и то, что Интернет есть не только у вас, но и у ваших одноклассников и даже у учителей. ... вступительную часть можно следующими предложениями: «Мои каникулы начались очень увлекательно. Первое, что ... что в такие морозы снег оказался сыпучим и совсем не ...
Конечно, речь идет о снежинке!, К. Бальмонт «Снежинка» :, Светло-пушистая снежинка белая,, Какая чистая, какая смелая!, Дорогой бурною легко проносится,, Не в высь лазурную на землю просится., Лазурь чудесную она покинула,, Себя в безвестную страну низринула., В лугах блистающих скользит умелая,, Средь хлопьев тающих сохранно белая.
Учитель: Зима наша очень разная: она холодная и с оттепелью; вьюжная и с капелью; снежная да с солнцем.
Наша зима у поэтов красавица, порой шаловливая порой тихая, холодная, но беспечная., А. С . Пушкин. «Вот север тучи нагоняя…»
Учитель: Несравненным мастером пейзажа, воспевшим красоту русской природы, был И. И .Шишкин. Замечательна его картина «Зима», передающая зимнее оцепенение природы, холод ясного погожего дня. Лес, спящий под пушистым снеговым покровом. Об этом же говорит поэт Ф. Тютчев:
Чародейкою Зимою, Околдован лес стоит,, И под снежной бахромою,, Неподвижною немою, Чудной жизнью он блестит., Учитель: А вот как описывает зимний лес С. Есенин в стихотворении «Пороша»:, Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна., Словно белою косынкой, Подвязалася сосна., Учитель: Зима красит природу невиданными нарядами:, С. Есенин «Береза»., Учитель: А вот как разукрасил мороз окна в стихотворении И. Бунина «Хризантемы»:, На окне серебряном от инея, Точно хризантемы расцвели.
3. Подготовка к предстоящему сочинению:
1) Беседа:
- Какова природа зимой?
- Почему так светло и празднично вокруг?
- В чем красота зимнего наряда?
- Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?
- Перед вами стоит задача описать красоту русской зимы.
- Что можно сказать о зиме? (Чародейка, кудесница, белоснежная, величавая, морозная,суровая, …)
- О снеге?( Пушистый, белый, как пух…)
- О ветре? (Злой, свирепый, порывистый,…)
- О воздухе? (Свежий, морозный, чистый, колючий, обжигающий… )
- О узорах на окнах? (Ледяные, причудливые, необыкновенные, удивительные, сказочные…)
4.
Упражнения в распространении текста:, Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках.
- Удачен ли этот рассказ? Почему нет?
- Попробуем распространить каждое предложение. Ответим на вопрос: какая зима? Когда приходит?
- Какие предложения у вас получились?
( В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница-зима.)
Итак:
Для того чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово.
Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ПОДГОТОВКА ...
... : Подготовка к сочинению-описанию природы по личным наблюдениям Цель: познакомить с особенностями описаний природы; научить определять роль описания природы в художественном тексте; подготовить к написанию сочинения-описания природы; повторить план работы над сочинением и приёмы ...
5.Составление плана сочинения:
-
Вступление (озаглавим)
Наступила зима.
-
Основная часть.
Зимняя фантазия.
- ковер зимы
- деревья зимой
- узоры на стеклах
- сияние снежинок в ясную погоду
- метель, пурга
3.Заключение., Настроение, вызванное красотой зимы., Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
- Как вы его закончите? Как зима влияет на ваше настроение?
6. Выбор эпиграфа.
Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что каждый по –своему видит зиму. Поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет описывать то что ему нравится в зимних пейзажах.
6.Запись сочинения учащимися(самостоятельная работа)
7.Проверка написанного.
8.Чтение готовых сочинений учителем.
9.Итог урока.