Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны — Подготовка к сочинению «Петя и Гаврик (по книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»)»

Подготовка к сочинению «Петя и Гаврик»

(по книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»)

Здравствуйте, ребята!

На уроке вы обобщите знания о повести Валентина Петровича Катаева «Белеет парус одинокий» и напишите сочинение.

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны - Подготовка к сочинению

Вспомните, что вам известно о Пете и о Гаврике из прочитанных глав. Вы составляли литературные портреты Пети и Гаврика в виде кластеров, в которых обращали внимание на то, как одеты герои; с кем живут; каково их социальное положение; какие книги читает Петя.

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны - Подготовка к сочинению

Мы проанализировали, чем различается восприятие моря глазами Пети и Гаврика.

Образ моря символизирует течение жизни. Для одного жизнь полна приключений и неразгаданных тайн, для другого – это забота о завтрашнем дне, тяжёлая работа, груз самостоятельных решений. Гаврик тоже видит загадочность в морских просторах, но более приземлённо.

Петя и Гаврик любуются Чёрным морем, их душа тянется к прекрасному, доброму. Они оба выросли на море, оба прекрасные пловцы.

Давайте проследим жизненный путь детей, их участие во «взрослых» событиях. Обратите внимание, что оба мальчика проходят через одни и те же этапы, и хотя реагируют на события по-разному, главное в них – непосредственное отношение к людям, сопереживание, интуитивное понимание добра и зла – общее.

2 стр., 844 слов

По повести “Белеет парус одинокий”

... книг, в которой правдиво воссозданы образы живых детей. Отношения Гаврика и Пети – это нормальные отношения двух ребят, примерно одинаковых по ... характерную для поэтической натуры мальчика. При создании образа Гаврика автором избираются иные, более лаконичные средства художественной ... все, что он видел. Поверив Гаврику, что матроса подобрала какая-то шаланда под парусом, “шпик” заторопился на поезд, ...

Путь Пети

Путь Гаврика

1. «Ах, какое это было блаженство – покупать фуражку!»

2. «Он слышал, что в участок забирают пьяниц, буянов, воров, босяков. Но дедушку Гаврика? Это было выше его понимания».

3. «Участок оказался просто тюрьмой»(1, 2, 3 – Петя в главе

«Александровский участок»).

4. «…было совершенно ясно, что жизнь вовсе не такая весёлая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась ещё совсем-совсем недавно» (Петя в главах «Ящик на лафете» и «Туман»).

5. «Мальчик думал об ушках, и только об ушках» (Петя в главах «Туман» и «Ушки»).

6. «Долг чести» (Петя в главе «Долг чести»).

7. «…Пете весьма улыбалась перспектива такого весёлого рабства: ему давно уже хотелось побродяжничать с Гавриком по городу».

8. «Таща на спине тяжёлый ранец, Петя покорно следовал за

Гавриком повсюду» (7, 8 – Петя в главе «Тяжёлый ранец»).

9. «Теперь мальчик, конечно, прекрасно понимал уже, какие это ушки».

10. «С неудобно раздутыми карманами Петя, почти ничего не сознавая от страха и волнения, подошёл к заставе» (9, 10 – Петя в главе «Бомба»).

11. «Не бейте его, это наш папа! – не своим голосом закричал Петя, обливаясь слезами. – Вы не имеете права! Дураки!» (Петя в главе «Погром»).

12. «Тикайте!» (Петя в главе «Ёлка»).

13. «Петя чуть не свалился с дерева. Он вырвал из кармана платок и стал отчаянно крутить им над головой».

14. «Пете показалось даже, что матрос подмигнул ему» (13, 14 – Петя в главе «Попутный ветер»).

1. «Тикайте!» (Гаврик в главе «Погоня»).

2. «Дядя, не бейте его, он – старик!» (Гаврик в главе «Дедушка»).

3. «Нашего деда вчерась забрали в участок. Надо нести передачу» (Гаврик в главе «Александровский участок»).

4. «Гаврик стоял на камнях, окружённый детьми, присевшими на корточки. Он обучал их модной игре в ушки» (Гаврик в главе «Туман»).

5. «В один прекрасный день Гаврик объявил, что ждать больше не желает. Это значило, что отныне Петя как несостоятельный должник поступает к Гаврику в рабство…»

6. «Чем в городе было беспокойнее и страшнее, тем упрямее лез Гаврик в самые глухие, опасные места. Иногда Пете даже начинало казаться, что между Гавриком и беспорядками существует какая-то необъяснимая связь» (5, 6 – Гаврик в главе «Тяжёлый ранец»).

7. «…Гаврик хорошо знал здесь все ходы и выходы».

8. «Их там всех перестреляют, очень просто… А я не могу идтить, потому что этот чёрт непременно за мной прилипнет!» (7, 8 – Гаврик в главе «Бомба»).

9. «Главное, мешочки хорошенько сховай» (Гаврик в главе «Ёлка»).

10. «Матроса нашего споймали. Чуешь?»

11. «Не пропадём как-нибудь» (10, 11 – Гаврик в главе «Попутный ветер»).

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны - Подготовка к сочинению

Валентин Петрович Катаев показывает, как взрослеют дети, как появляется у них чувство ответственности за чужие судьбы. Вспомните Гека Финна. Для него приключения так же рано перестали быть игрой и стали реальной жизнью, как для Гаврика, потому что он тоже с детства познал нужду и лишения. Их друзья: Том Сойер и Петя – фантазёры, искатели приключений для игры, читатели приключенческих романов – дольше остаются детьми. Однако сословные различия не мешают дружбе.

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны - Подготовка к сочинению

Напишите сочинение на тему «Петя и Гаврик» по плану:

I. Вступление. Для чего писателю нужны два героя?

II. Основная часть. Неразлучные друзья.

1. Разные семьи, но похожие характеры.

2. Мальчики и море.

3. Трудно становиться взрослыми.

III. Заключение. Чем интересны нам Петя и Гаврик?

Помните, что в сочинении вы должны использовать цитаты из произведения.

Домашнее задание: выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» наизусть.

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны - Подготовка к сочинению

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны - Подготовка к сочинению