Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого 5 класс

Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир

Роман описывает определённый временной отрезок, на протяжении которого меняются главные герои и внешне, и духовно. Один из них — Петя Ростов. Это пятый, самый младший ребёнок в семье. Вначале романа он был ещё по-детски пухлым и наивным. Вечно что-то ломал, но умудрялся избегать наказания. Он больше всего сдружился со своей сестрой Наташей. Быть может из-за того, что разница в возрасте между ними была незначительной.

Уже в возрасте тринадцати лет видно, что красивый симпатичный подросток, который в зрелом возрасте разобьёт не одно женское сердце.

Но не суждено ему было превратиться в красивого мужчину. Не известно точно, в каком возрасте в его голове зародилась мечта о военной службе. Ростовы — это не семья потомственных военных. Тогда откуда в голове этого наивного мальчика возникла мечта пойти на войну? Никто из близких не рассказал этому ребёнку, что война — это грязь, смерть, горе, а не взрослое приключение, не игра в солдатиков.

В возрасте пятнадцати лет Петя становится удивительно похожим на свою сестру Наташу. Те же огромные чёрные глаза и румянец на щеках, который не исчез и во время службы в армии. Несмотря на то, что Петя возмужал физически, голос иногда подводил его. Он вдруг становился по-детски писклявым.

Война ломает и калечит взрослых, сильных мужчин, а тут юноша с детскими наивными мыслями. Ради чего он стремится в гущу драки? Там не раздают сладости и призы, там убивают. Почему инстинкт самосохранения, присущий каждому живому существу гнал его в самое пекло, а не от него?

Он так сильно хотел прославиться и отличиться, для него было так важно совершить подвиг. Это стало для него навязчивой мыслью. Но для чего? Кому и что он доказывал? Опытные солдаты и офицеры стараются уберечь Петю от опасных вылазок и сражений. Но он правдами и неправдами лезет именно туда.

Он хочет доказать этим взрослым мужчинам, что он уже не ребёнок и ему можно доверять участие в опасных операциях. Романтизм и максимализм свойственный юности. Он хочет сделать мир добрее. По-детски жалеет попавшего в плен французского мальчика, беспокоится, что он голодный. Такой добрый, чистый, наивный ребёнок. Не на войне ему место, не на войне.

Этот по существу наивный юноша придумал себе свой мир и живёт в нём. Там нет ужасов войны, там есть победный гимн, восхваляющий только его.

Забыв о всякой осторожности, он бросается в эпицентр боя, получает пулю в голову и тут же умирает. По крайней мере, смерть была мгновенная — он не мучился.

8 стр., 3874 слов

Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка

... особенности младших школьников; рассмотреть понятие "младший школьник как субъект учебной деятельности"; изучить понятие ценности младшего школьного возраста. Глава 1. Младший школьный возраст как особый возраст в ... к истинному расчленению детства на отдельные периоды". Дадим характеристику младшего школьного возраста как особого периода в развитии ребенка, характеристику основных его ...

Для родных это был сильный удар. Наташа в честь Пети назвала своего сына.

Вариант 2

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» по праву можно считать эпопее й и энциклопедией русской действительности девятнадцатого века. В произведении собрано и показано множество образов и характеров разных личностей.

Остановимся и рассмотрим более подробно такой персонаж, как Петя Ростов в романе. Это самый младший брат Наташи Ростовой и один из центральных образов эпопеи.

Первый раз читатель встречается с Петей, когда он еще совсем ребенок. Это открытый, красивый, общительный девятилетний мальчик, с детской наивной душой и непосредственностью. Петя очень подвижный и озорной мальчик. Он доброжелательный, понимающий, гуманный. Петя умеет сопереживать и готов всегда прийти на помощь нуждающемуся. Он не готов лукавить, лицемерить, потому что воспитание ему этого не позволяет. Да и натура молодого человека самая искренняя.

Его мечта – это пойти на войну и обязательно стать там героем. Фантазии Пети о воинских подвигах, славе и красивых сражениях совершенно контрастны с реальностью. Правда же жизни такова, что война – это грязь, кровь, смерть, боль. Несмотря на запреты родителей, Петя решительно намерен идти в армию. Он ставит отцу и матери ультиматум о том, что не идет в университет, а намерен пойти служить.

И вот этот восторженный мальчик, настоящий патриот своей Родины, но все еще ребенок и душой, и телом, оказывается на поле боя. Родители, как могут, хотят уберечь своего ребенка. И поэтому подыскивают ему более безопасное место для службы в армии в отряде казаков. Недолгое время Петя пребывает здесь, потом попадает в действующую армию.

Петя получает смертельное ранение в голову и погибает. На поле битвы парень никого не слушает, лезет прямо под пули на передовую. Этот юношеский максимализм, который был присущ Петру, и стал причиной его смерти. Конечно, очень жаль парня. Но Толстой доводит до читателя мысль о том, к чему может привести полное непослушание, глупость и жажда славы. Писатель с отеческой любовью изображает образ Пети Ростова.

Наташа хранит память о брате. В будущем, став матерью, она называет своего сына в честь Пети.

Образы главных героев поэмы являют собой образцы для подражания.

За ужином

Краткое содержание «Пети Ростова» продолжается описанием разговора, происходившего в караулке.

В избе офицеры устроили стол, на котором были водка и ром, хлеб и жареная баранина. Петя поедал душистое мясо, и ему казалось, что в этот момент он влюблен во всех людей. Юноша обратился к Давыдову и попросил отправить его в самую главную… и дать команду. Во время разговора он подарил одному из офицеров свой складной нож, а потом вспомнил об изюме, что привез с собой: «Я привык жевать что-нибудь сладкое». А еще пообещал прислать кофейник, который недавно приобрел у маркитанта.

Краткое содержание «Пети Ростова» продолжается описанием неловкого для молодого человека момента. Он вспомнил о пленном мальчике-французе и засомневался, не стыдно ли спросить о нем у офицеров? Наконец, покраснев, все же поинтересовался, можно ли привести его в избу. А получив разрешение и расцеловав от счастья Денисова, побежал на улицу.

15 стр., 7268 слов

Петя ростов в романе война и мир (образ и характеристика) (2)

... Дорнхельмом. Актер Кит Коннор сыграл Ростова в телесериале Тома Харпера, вышедшем на экраны в 2016 году. Образ и характеристика Пети Ростова в романе “Война и мир”: описание внешности и характера, гибель Пети Ростова , Меню статьи: В то время как большинство произведений ...

Висеня – так прозвали солдаты пленного – сидел у костра. Петя пригласил его в караулку, уверив, что ничего плохо ему не сделают. Действительно, мальчика накормили, одели в кафтан и решили оставить при партии. Все это время герой старался не обращать на француза внимания, но раздумывал, уместно ли дать ему денег.

Сочинение про Петра Ростова

Семейная идиллия — это подходящее название для того состояния невообразимой гармонии, которая царит в семье Ростовых. Сердца родителей наполнены любовью к их дорогим детям, а те в свою очередь, пропитываясь родительской теплотой, воспитывают в себе лучшие человеческие качества. У каждого из детей, рожденных в этой семье, есть собственная история, палитра красок, присущая исключительно им. Что же можно сказать о Петре Ростове?

Горящие глаза, надежды на величие своей Родины, в которых сам он представлял себя героем из рыцарских романов- таково представление о Пете. Замечательно проследить этапы его взросления, когда из шаловливого мальчика он превращается в изящного юношу, горящего стремлением послужить своей Отчизне, стать гордостью семьи. Это отнюдь не честолюбивые помыслы амбициозного молодого человека-это его неподдельное желание. Петя- натура благородная, он может поступиться своей жизнью, которая, по его мнению, ничего не стоит по сравнению с будущим страны, но он не пожертвует своей честью. Несмотря на свою природную доброту и ранимость, нежную привязанность к матери и сестре Наташе, он готов перешагнуть через их слезы, чтобы выполнить свой долг.

Чувство долга, присущее Пете, еще одна его деталь. Вспомним, что мальчик твердо решил пойти к Государю просить о милости, чтобы его, Петю, отправили сражаться. Какие щепетильные приготовления он проводил, чтобы заслужить это дозволение. Какова ответственность еще почти что ребенка за судьбу своей страны! Каким неукротимым духом нужно обладать, чтобы отважиться в столь юном возрасте решиться ехать на фронт?! Конечно, и толпа, теснившая Петю, и страх, который тем не менее присутствовал в этом сердце, помешали ему осуществить задуманное, но все же нужно обладать сильной волей, чтобы отважиться предпринять такую попытку.

Странно было ожидать от изнеженного барчонка таких железных качеств натуры, которые так диссонируют с его врожденной мягкостью. Отказ отца и матери в его просьбе ехать на фронт не стали преградой для осуществления его намерения. Как горд собой, как счастлив он был, когда поступил в партизанский отряд Денисова, которого он уважал и любил почтенной любовью! Казалось бы, военная служба с первых своих мгновений должна была преобразить характер Пети: из робкого мальчика он должен был сделаться безжалостным воином, но этого не произошло. Он остался все тем же мечтательным мальчиком, который думал о войне лишь как о романтических подвигах и славе оружия. Он сохранил добрые чувства ко всем людям: с какой жалостью он думал о плененном французе, мучившимся от холода на улице; как робко просил он Давыдова, чтобы этого француза впустили к ним в избу. Все на войне казалось ему таким благородным, что он забыл, что сестрой ее является смерть.

Добившись своей цели, Петя не потерял своей выдержки. Он умел быть сдержанным, умел защитить свои интересы и свой долг. Это проявилось в эпизоде разведки, когда юноша, невзирая на страх, несмотря на то, что был окружен неприятелем, сумел, однако, сдержать тот испуг, который наполнил его сердце. Разве это не доблестное проявление мужества и храбрости, достойное самых легендарных бойцов?

4 стр., 1948 слов

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны — ...

... Мальчики и море. 3. Трудно становиться взрослыми. III. Заключение. Чем интересны нам Петя и Гаврик? Помните, что в сочинении ... Не пропадём как-нибудь» (10, 11 – Гаврик в главе «Попутный ветер»). Валентин Петрович Катаев показывает, как взрослеют дети, ... вы должны использовать цитаты из произведения. Домашнее задание: выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус" ...

К несчастью, смерть настигла нашего юного героя в момент последней вспышки его величия, тогда, когда он, позабыв себя, просился на французов, защищая Государя и растерзанную, но не павшую, Родину.

Художественные образы, созданные Л. Н. Толстым, поражают своей жизненностью. М. Горький советовал всем писателям учиться у Толстого «пластике, изумительной рельефности изображения»: «Когда его читаешь, то получается, —я не преувеличиваю, говорю о личном впечатлении, — получается впечатление как бы физического бытия его героев, до такой степени ловко у него выточен образ: он как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть». С такой характеристикой трудно не согласиться. Действительно, образы, созданные Толстым, очень жизненны. Мы живем вместе с ними, понимаем их радости и беды, радуемся и печалимся вместе с ними. Таков и образ Пети Ростова; Это целый мир переживаний, духовных смятений, разочарований и обретений.

Детство — вообще пора горячей реакции на все окружающее. Именно такую реакцию демонстрирует Петя, показанный автором в различных жизненных ситуациях. Вспомним, например, сцену приезда в Москву императора Александра. Приезд царя привел толпу, собравшуюся в Кремле, в крайнее возбуждение. Петя в этой сцене оказывается главным действующим лицом. И это очень важно, ведь он — один из Ростовых, а Ростовы у Толстого отличаются естественностью поведения, отвращением к фальши и экзальтированным проявлениям чувств. В этой же сцене Петя бросается за бисквитом, зверски выкатив глаза и не отдавая себе отчета в том, зачем он это делает. В этот момент он полностью сливается с толпой, становится ее частью, поддается ее движению. Но такое поведение не характерно для Ростова. Совсем другим предстает Петя в моменты, когда им владеют не только чувства, но и рассудок, когда он видит цель, знает, чему подчинены его мысли и действия. Свидетельство тому — рассказ о Пете в партизанском отряде. В последних частях романа Л. Н. Толстого «Война и мир» перед нами разворачивается величественная картина народного сопротивления французскому нашествию. Исход войны решило «возбуждение ненависти к врагу в русском народе», вылившееся в партизанское движение, начавшееся раньше, чем оно было официально признано правительством. Основными чертами партизанского движения были народный характер, особое патриотическое воодушевление, ярко выраженная инициатива и непохожесть на обычное ведение сражений с их правилами. Партизаны «уничтожали великую армию по частям… Были партии… мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». Петя Ростов также стремился принести пользу своему отечеству. Он «был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом». После того как Петю произвели в офицеры, он поступил в действующую армию и участвовал в Вяземском сражении, «Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости…». Он спешил «не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Петя «был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее геройское». И мальчик «торопился поспеть туда, где его не было». Когда генерал решил «послать кого-нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать». Но, помня, как Петя в Вяземском сражении вместо того чтобы ехать «туда, куда он послан, поскакал в цепь под огонь французов», генерал запретил Пете «участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова». Когда мальчик увидел французов, «узнал, что в ночь непременно атакуют», он, как это бывает у молодых людей, мгновенно решил для себя, что все вокруг герои и «что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту». Прибыв в партизанский отряд, Петя горел желанием помочь и не стал отдыхать, а «тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола». Сидя за столом, «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». Он сам уже разрешил себе остаться в партизанском отряде и помогать Денисову во всех его действиях: «…ничего, что я с вами останусь на денек?.. Только вы меня пустите в самую… главную… Мне не нужно наград… А мне хочется…» Петя совсем разошелся, расхрабрился и продолжал: «Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, ну что вам стоит?» Пете хотелось в самую гущу событий, как ребенку непременно и сейчас хочется новую игрушку. Сквозь геройство детская непосредственность в Пете не могла спрятаться и выпирала наружу: «Батюшки! Я и забыл совсем. У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый — и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое… А то не нужно ли вам кофейник?.. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, — ведь это бывает… Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все…» И тут Петя испугался, «не заврался ли он», «остановился и покраснел». «Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких-нибудь глупостей». Мальчик вдруг вспомнил о таком же маленьком, как и он, французе-барабанщике: «Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» Петя пожалел мальчика, сначала стеснялся спросить, где он, а потомвсе-таки не испугался и спросил, можно ли позвать и покормить мальчика, которого взяли в плен. Но Денисов не нашел ничего стыдного в том, что Петя вспомнил про мальчика, и приказал Пете позвать сюда «жалкого мальчишку». Петя не сдержал радости, что ему разрешили позвать француза, и поцеловал Денисова: «Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! как хорошо!» Имя французского мальчика Vincent уже переделали на русский манер: «казаки — в Весеннего, а мужики и солдаты — в Весеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». Петя услышал, что мальчика уже покормили: «Страсть голодный был!», тогда он позвал мальчика и убедил его, что ему ничего не грозит. Барабанщик отвечал «почти детским голосом», он тоже был, как и Петя, молоденьким мальчиком, и поэтому был очень близок Пете, «Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее». Пете очень хотелось хоть чем-нибудь помочь маленькому барабанщику: «Ах, что бы мне ему сделать!» «Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него* считая для себя унизительным обращать на него внимание» — при Денисове Петя считал проявлением слабости и малодушия жалеть французского мальчика. Но для себя Петя все уже решил и «только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику»… Петя Ростов не мыслит себя в стороне от общего дела, от служения отечеству. Все лучшее, все самое прекрасное, что впитал он в родной семье — человечность, искренность, доброту, «непосредственную чистоту нравственного чувства», — не способны заглушить ни залпы орудий, ни тяжелая «работа» на войне. Лучшие качества человеческого характера (как, впрочем, и худшие) проявляются именно в периоды тяжелых испытаний. В этой ситуации Петя проявил себя с лучшей стороны. В романе Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц, и все они по-своему индивидуальны и разнообразны. Но все равно ощущается разделение персонажей на две большие группы. В одной из них — люди глухи к велениям совести, зову сердца, свою душевную пустоту прячут за благозвучными, лицемерными речами. К такой группе можно отнести Курагиных, Друбецких, посетителей салона Анны Павловны Шерер. К ним Толстой непримирим. Авторскими ироничными комментариями он сопровождает почти каждое их слово и движение. Другая группа, к которой относится и Петя Ростов, — члены старых дворянских семей, сохранивших определенные традиции, имеющих богатое духовное наследие. К ним Толстой испытывает откровенную симпатию. Это очень чувствуется. И потому любимые герои автора, как бы трагически ни складывались их судьбы, становятся и нам особенно дороги и близки.

15 стр., 7054 слов

Толстой: Война и мир. Том (2)

... французов, отправил донесение в ставку. В свете и в салоне Анны Павловны все ... может, что будет вести войну, пока 4 не истощит все средства, которые в ... интимных кружках рассказывали подробности о том, как лейб-медик королевы испанской ... только самопожертвованием и геройством, было бы неверно. «Большая часть людей того ... и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и ...