Методическая разработка комплексный анализ текста как способ подготовки учащихся — страница №2/2
Глава 3 Написание рецензии в седьмом классе
Работа над текстом предполагает понимание авторского замысла. Другими словами, читатель должен осознать, как автор задумывает и создаёт текст, интересный по мысли, и яркий по форме. Комплексный анализ текста включает в себя следующие вопросы: основная мысль и нравственная проблематика; композиция текста; наблюдения за изобразительно-выразительными средствами; работа над типологией и стилистикой; изучение авторской позиции и степени эмоциональности сказанного; приведение собственных аргументов в пользу основной мысли автора. Рассмотрим два примера. Урок № 1 раскрывает методы подготовки к написанию сочинения по видимому тексту. Такой урок является первой ступенькой в подготовке учащихся к рецензии, Урок № 2 представляет собой подготовку к самой рецензии.
- Тема . Р/Р Сочинение – рассуждение по видимому тексту.
Чтение текста учителем
Мы остановились на хуторе, где жили аисты. На этом куске земли война раст…ряла много свинца и железа. В берёзе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. Берёза давно засохла, пот…ряла верхушку и стояла у дома, как отбеле(н,нн)ая ветром кость. Хозяин( не) срубил остаток мёртвого дерева. Прибил на верхушке деревя(н,нн)ые перекладины с надеждой, что поселятся аисты. Аисты поселились. Двадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камыш…вую крышу среди разливов воды и ране(нн,н)ую сухую березу. Каждый год два-три птенца в середине августа станов…тся на гнезде во весь рост, машут крыльями. Потом они в первый раз сл…тают на камыш…вую крышу, первый раз меряют по лугу воду. А потом приходит день. Аисты начинают кружиться над хутором, заб…раются выше и улетают совсем. Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: ещё на один год постарел…
Система работы над м-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный ...
... действительности в повести. Самозабвенный поиск истины, смысла всего сущего платоновскими героями Пятый урок: Идейное содержание повести, авторский стиль. Шестой-седьмой уроки: Подготовка к сочинению-рецензии по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек» и ...
Мы попросили напиться. Хозяин вынес горшок молока и деревя(нн,н)ую посуду с теплой копче(н,нн)ой рыбой. Сели на большой камень.
- Аисты приносят счастье?
Старик (не) спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами.
— Что счастье… Сын с войны не пришел. Бабка пятый год лежит с ревматизмом. Этим летом телушку громом убило… Я стар верить сказкам. Аисты делят со мною заботы. Сяду вон так на камень и гляжу, как летают, хлопоч…т. Гляжу, гляжу – от сердца и отлегнёт. Двенадцать лет рядом живем.
Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. Пр…летевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. День, другой – уже не стало силы взлетать. Пошел старик в соседний колхоз пр…сить лодку.
- Куда в такую погоду? Рыбаки и те неделю уже сидят.
Старик всё-таки вышел в море и вернулся с к…рзиной мелкой рыбёшки. Приладил к берёзе лестницу, накидал в гнездо рыбы. Потом ещё раз выходил в море, а потом весна образумилась. Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. Аисты пол…жили в гнездо два яйца…
- Аугуст, Аугуст! – позвали из дома.
Старик ушёл. Прогремел в сенях жест…ною кружкой.
— Второй год не подымается. Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. Лужок из окна виден, а если кверху глядеть – аистов видно. Души в них не ча…т.
Старику одному пр…ходится управляться с хозяйством. Совсем ( не)много времени остаётся, чтобы набить трубку и пос…деть на камне, погл…деть, как круж…тся аисты, как три молодых птенца пробу…т крылья.
- Аугуст, Аугуст… – позвали из дома.
Мы попрощались.
… Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на этот счет скажет вам человек, (не)подвижно леж…щий возле окошка. Для него эти птицы всё, что осталось от жизни. Для него эти птицы – и есть само счастье. Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати (В.Песков).
«есть само счастье»?
Вопросы по структуре текста: С какими типами текста вы знакомы?
Как строится РАССУЖДЕНИЕ? Из скольких частей должен состоять текст сочинения?
Открывается запись на доске Рассуждение
1. Тезис.
2. Доказательство тезиса.
3. Вывод.
Обсуждение плана.
На доске открываются высказывания известных людей.
Какое из высказываний перекликается с текстом. Какое бы высказывание вы выбрали эпиграфом к своему сочинению.
Какой тезис вы смогли бы доказать? Какие доказательства вы могли бы привести?
«В чём счастье, как не в силе и терпении». (Публий Сир.)
«Хронического счастья нет, как нетающего льда». (А. Герцен.)
« Счастье даётся тому, кто умеет и осмеливается жить своим умом». (Д. Писарев.)
« Кто сам себя считает несчастным, тот становится несчастным». (Гельвеций.)
«Если хочешь быть счастливым, будь им»! (Козьма Прутков.)
«Самые счастливые моменты нашей жизни – это те, когда мы совершенно забываем о себе». (С. Вивекананда.)
«Злые всегда несчастны». (Вольтер.)
Что такое Счастье? 9 класс
... почерком. ОГЭ 15.3 Сочинение на тему «Что такое счастье» по тексту Э.Е.Фоняковой из Открытого банка заданий ФИПИ Счастье — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает ... души человека, которое заметить трудно. Трудно, но необходимо! ОГЭ 15.3 Сочинение на тему «Что такое счастье» по тексту Ю. Бондарева Многие из нас не раз задумывались над вопросом, ...
«Счастье не зарабатывается и не заслуживается». (Максуэлл Мольц.)
«Большая половина счастья – в семье». (В. Розанов.)
«Счастье – есть радость». (Н. Рерих.)
«Счастливым может быть только короткий промежуток времени». (Д. Лихачёв.)
Напишите сочинение, прокомментировав какое – либо из выбранных высказываний и опираясь на прочитанный текст.
Особое место в планах — конспектах уроков занимает подготовка к написанию рецензии по прочитанному тексту. Так называемая «проба пера» позволяет учителю познакомить учеников с особенностями рецензии уже в седьмом классе.
Р/Р. Рецензия на текст из книги Д. Тенмплтона «Всемирные законы жизни.
Цели: а) дать первоначальные навыки написания рецензии; б) провести анализ текста; в) дать понятие слова РЕЦЕНЗИЯ; г) продолжить работу по овладению учащимися орфографическими умениями и навыками; д) учить создавать собственные высказывания на основе предложенного текста.
Рассказ о том, что такое рецензия., Запись в словари:, Чтение текста учителем
(1) «Улыбайтесь – и весь мир будет улыбаться вместе с вами; плачьте – и вы будете плакать один». (2) Всем нравится быть рядом с тем, кто легко улыбается. (3) Если на улице встретятся два незнакомца и один из них улыбнётся, то второй скорее всего улыбнётся в ответ. (4) Почти все ценят тех, кто способен вызвать у них улыбку. (5) Улыбка, какой бы мимолётной она ни была, может поднять нас над повседневностью. (6) Улыбка проникает нам в душу и выводит на поверхность те причины, по которым нам следует радоваться жизни. (7) Это – подарок, который мы можем сделать каждому, кто нам встречается, и который можем сделать и самим себе. (8) Жить с улыбкой – это всё равно что бросать дрожжи в смесь муки с тёплой водой: потом остаётся только ждать, когда тесто поднимется.
(9) Большинство из нас испытывает влечение к тем, у кого позитивный взгляд на жизнь. (10) У оптимиста есть повод для улыбки, а его улыбка выражает его веру в жизнь. (11) Наоборот, пессимист считает, что у него нет причины улыбаться, и живёт без улыбки, без веры… и часто оказывается одинок. (12) Способность улыбаться даже перед лицом трудностей пессимисту не дана. (13) Он бессознательно решил не обращать внимания на множество благ, которые дарует ему жизнь.
(14) Когда мы умеем улыбаться перед лицом трудностей, то нам легче решать наши проблемы. (15) Живя с улыбкой, мы видим радость жизни, что бы вокруг нас не происходило. (16) С помощью одной только улыбки мы можем передавать эту радость другим.
(17) Улыбка заразительна! (18) Возможно внешне на неё никак не отреагируют, но в душе мы почувствуем, что получили подарок. (19) Принимая решение ответить на улыбку, мы говорим жизни «Да!» (20) Мы заявляем, что даже пред лицом трудностей мы не теряем веры в жизнь. (21) И наша улыбка может передавать эту веру всем, с кем мы встречаемся.
Чтение текста детьми, Вопросы по тексту.
- О чём говорится в тексте? Запись в тетради фразы: «
— В каком (их) предложении (ях) заключена основная мысль (подчеркнуть в тексте карандашом) Запись в тетради: «Основная мысль текста…»
- Выделите ключевое слово. Подчеркните его двумя чертами
- — Какими словами или словосочетаниями заменяет автор в тексте главное ключевое слово? Выделите в тексте волнистой линией (подарок, выражение веры в жизнь).
5 стр., 2010 слов
По картине или к картине: анализ затруднений учащихся и педагогов
... Томск, ул. Льва Толстого, Сочинения по картине всегда считались традиционным упражнением в развитии письменной связной речи учащихся. Репродукции картин известных русских и ... по картине И. Репина «Стрекоза»: дополните основную часть текста описанием внешнего вида девочки (лица, фигуры, позы, одежды), а заключительную – выражением своего отношения к картине). 6. Выбор варианта записи текста ...
Как называется такая замена?
- Какие прилагательные автор использует, характеризуя слово УЛЫБКА?
— Как эти средства выразительности характеризуют отношение автора к УЛЫБКЕ?
- Как вы понимаете слова ПЕССИМИСТ и ОПТИМИСТ? *Выпишите эти слова себе в словари. Как
- Кем, по-вашему, является автор текста (пессимистом или оптимистом)?
— Какую проблему затронул автор текста? Как вы бы её прокомментировали? Запись в тетради: « В тексте автор затрагивает …»
— Определите тип и стиль данного текста. Сколько микротем в данном отрывке вы можете выделить? Композиция текста?(о чём говорится в первой части, во второй, в третьей…)
- Каково авторское отношение к изображаемому? Запись в тетради: «
- Согласны ли вы с автором? Запись в тетради:
- Какие аргументы вы могли привести, прокомментировав точку зрения автора?
7. На доске открывается примерный план написания рецензии.
1. Тема.
2. Проблема текста.
3. Комментарий к проблеме.
4. Авторская позиция.
5. Моё отношение к проблеме. Аргументирование своей точки зрения.
6. Вывод.
— Как лучше построить первое предложение? Можно ли начать с риторического вопроса? Запись в тетради: « Что же такое улыбка? Для меня – это…» Чтение составленных учениками предложений.
Какие слова помогают соединить части текста в одно целое?
Составление текста рецензии в черновиках.
Таким образом, хочется отметить, что работа по подготовке к написанию сочинения –рассуждения может взять успешный старт уже в 7 классе.
Заключение
Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Анализ текста — обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие.
Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений.
Роман Т. Толстой «Кысь» как текст, относящийся к русскому ...
... Предмет исследования: роман Т. Толстой «Кысь» как текст, относящийся к русскому постмодернизму. Объект исследовании: русский постмодернизм. Цель исследования: выявить особенности русского постмодернизма на примере романа Т. Толстой «Кысь». Задачи исследования: Обозначить особенности ...
При подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания, но и через анализ предложенного текста выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла. Ведь в творческой работе учащимся необходимо проявить умение выразить свое понимание текста.
Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность учителю рассматривать вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает системное повторение.
Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Создавая уроки по развитию речи, следует тщательно продумать все задания. Важно помнить о том, что строительным материалом для связных высказываний является слово. Поэтому знакомить учащихся со значениями слов и особенностями их употребления надо по словарям. На уроке очень важна лексическая работа. Задания по орфографии и пунктуации, а также вопросы по морфологии и словообразованию позволяют повторить и закрепить изученное. Составление моделей (схем) текстов помогает понять прочитанное, выделить опорные фразы, на которые в своём сочинении будет опираться семиклассник. Обсуждение текста создает эмоциональный настрой, повышает интерес к предмету. А сознательное осмысление законов языка и речи, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии, позволяет вести подготовку к ЕГЭ уже в седьмом классе.
Разработанная методика направлена не только на то, чтобы учащиеся могли грамотно писать (хотя сама по себе это очень важная задача).
Главная цель: научить семиклассников думать в ходе письма. Ведь вся система обучения на уроке строится на текстовой основе: правило, упражнение, задача, параграф учебника, запись на доске… Всё это тексты. А если ученик не может работать с разными текстами, не умеет выделять главное, сопоставлять, сравнивать, отвечать на вопросы? Такому ребёнку очень трудно обнаружить подтекстовую информацию и извлечь её, ему трудно подобрать ассоциативные и переносные значения, выявить ключевые фразы. Ежедневные тренировки на уроках русского языка, связанные с пониманием и размышлением над текстом, приводят к тому, что учащиеся к концу года умеют сочинения, в которых сравнивают тексты разной структуры, но связанные общей темой.
Ответы на дополнительные вопросы, позволяющие поднять теоретический уровень, помогают, с одной стороны, подготовить учащихся к части В (тестированию), а с другой, — повторить и закрепить материал, полученный на уроке по изучаемой теме.
Иллюстрации, предлагаемые в качестве фона на уроке, помогают сориентировать учащихся, психологически настроить их на восприятие текстов.
Использование на уроках фрагментов текстов разных стилей и структуры помогает глубже вникнуть в смысл сказанного писателями, выделить единую тему.
Работа над сочинением помогает определить общий жизненный и читательский опыт ученика, выявить общий уровень его культуры.
Конечно, работа, проводимая в 7 классе, только готовит учащихся к восприятию в будущем более сложных текстов, когда им нужно будет выдвинуть тезис, обосновать его, отразить авторскую позицию и иллюстрировать своё сочинение двумя примерами. Но создавать тексты в соответствии с их основными признаками и заданной композицией семиклассники смогут.
Русский язык 3 класс текст описание животного о кошке
... Муркой любим смотреть передачи про животных. Вот такая она, моя кошка. И любимый питомец, и лучший друг. Related posts: Мое любимое животное. Сочинение-описание Домашней кошки Сочинение “Мое любимое животное” – это Сочинение-описание ...
Основная мысль, проходящая через все лекции Срезневского об изучении русского языка, может быть сведена к следующему – надо учить языку так, чтобы человек смог пользоваться им в дальнейшей жизни, зная, какие сложности при пользовании языком возникают и как контролировать свою речь.
Безусловно, эта высокая цель ставится любым словесником в средней школе, любым автором основных и дополнительных пособий по русскому языку. Способны ли дети увидеть эту цель, взять то лучшее, чему их учили, – это вопрос к педагогам, а не непосредственно к филологам. Задача нашей работы – подумать, какие формы работы с текстом можно было бы ввести в школьную программу по русскому языку, чтобы не только приблизить заданную цель, но и решить практические задачи, стоящие перед словесником, – научить грамотно писать, рассказать о грамматике родного языка, обучить навыкам создания собственных текстов.
Основной упор в данной концепции делается на текст, который предлагается «сделать основным объектом рассмотрения на уроке русского языка, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
Такой подход будет способствовать развитию и формированию языкового чутья и естественной грамотности. В связи с тем, что абсолютная грамотность большинству людей не нужна (за исключением корректоров, редакторов и т. д.), оптимально, чтобы выпускник обладал «естественной» грамотностью, то есть умел бы грамотно записывать свои собственные тексты»[5].
Нам такой подход к обучению русскому языку представляется не только единственно возможным, но и восстанавливающим идеи 150-летней давности о необходимости формирования интереса к изучению родного языка, желания разобраться в хитростях его формирования и функционирования, механизмах порождения ошибок, то есть об исследовательской работе, которая будет складываться еще в школьные годы.
Ориентация преподавания русского языка на его изучение, а не на сдачу выпускного или вступительного экзамена, должна, как нам кажется, изменить в первую очередь отношение к методам работы на уроке русского языка, к учебникам и пособиям для школьников, наконец к текстам, которые могут быть выбраны для анализа и способу такого анализа.
Использованная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-prinosyat-li-aistyi-schaste/
1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. -М., Просвещение, 1995
2. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справочные материалы / Под ред. Шанского -7-е издание, -М., 1995
3 . Н. А. Борисенко, А. Г. Нарушевич, Н. А. Шапиро Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом. Русский язык, №22, 2008
4. Водолазская С. В. Предметная неделя русского языка в школе. -Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
5. Горашова Н. Г. «Поурочное планирование по русскому языку для 7 класса», -М., Экзамен, 2007
6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии: книга для учащихся 5-7 классов. -М., Просвещение, 1991
Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык – М. Дрофа, 2009
Современный русский язык
... преимущественно интернациональной по своему использованию. Русский язык выполняет три функции: 1) национального русского языка: 2) одного из языков межнационального общения народов России; 3) одного из важнейших мировых языков. Писатели и общественные деятели ...
8. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи. Теория и практика обучения -М., ЛИНКА –ПРЕСС,1994.
9. Лапатухин М. С. Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка/ под ред. Ф. П. Филина -2-е издание. -М., 1990
10.Нарушевич А. Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Газета «Русский язык»,2006, № 12 (http:// rus.1 september.ru/ 2006/12)
11.От упражнения к сочинению. Дидактический материал по русскому языку и литературе к Единому Государственному Экзамену- Йошкар –Ола, 2003
12.. Шанский Н. М. Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка- М., Просвещение, 1994
13. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание)/ Сост. М. В. Папанов –М., Педагогика, 1984
Ресурсы:
-
http://rus.1september.ru/index.php?year=2009&num=08 — Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
-
http://www.gramota.ru — Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык«
-
Приложение 1
Октябрь.
Рыжая причёска ворохом лежит возле ног.
Дожди. Туман. Белая соль мороза. С каждым днём всё гуще огонь листопада. И приходит наконец день жёлтой метели. Закружилось, перепуталось всё в лесу. Шорох, мелькание желтого, красного. Вихри, круговороты. Листья кружатся в просеках, с опушки уносятся в поле, сугробами собираются по канавам…
Стихло всё. Лес тот и не тот. Стоит прозрачный и грустный, как после пожара. Далеко видно и далеко слышно. Листья жухнут и начинают шуршать. И всё в лесу настороженно слушает этот шорох…
( В. Песков)
Приложение 2.
Тропинки.
Тропинки – это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.
Тропинки – это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света.
Тропинки – это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.
Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой. Их начинают обживать сердитые шмели и любопытные муравьи. Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинкой устраивают гнёзда птички.
Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.
Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака. 124 слова (Ф. Нестеров)
Торопливая тропинка, Держит путь издалека,, Вьётся по лесу тропинка,, Словно нитка из клубка., Вот она оборвалась,, Потерялась, И нашлась., Перепрыгнула пенёк,, Завязалась, В узелок., Под кустами,, У оврага,, Столько петель
Наплела,
Что сама себя,
Бедняга,
Еле выпутать смогла., Вот в клубок, Она свернулась,, Подремала, И проснулась,, Развернулась
В тот же миг
И пустилась напрямик
Через луг,
Наискосок,
Прямо к речке
На песок.
Сочинение улетают птицы
... фото и название С наступлением холодов от нас не только улетают пернатые, но некоторые виды птиц прилетают на зимовку из более холодных краев. Здесь они находят пропитание ... тем, что подкладывают свои яйца в гнезда других птиц, в результате их птенцов высиживают другие птицы. Удод — эту птицу трудно спутать с другими пернатыми, она отличается красивым хохолком на ...
Через речку
Нет пути.
Как же речку
Перейти?
Подбежала тропка
К броду
Задержаться не смогла,, Впопыхах вбежала в воду, И нырнула
В чём была.
Ни следа не оставляя,, Пробежала под водой,
Из воды
Совсем сухая, Вышла на берег другой.
речку перейдёшь,
То опять её найдёшь
Приложение № 3
Когда идут дожди – растут травы., Когда уносятся ветры – оседает пыль., Когда улетают птицы – остаются гнёзда., Когда уходят люди – живёт память., Реки вскрываются ночью. Грустно…, Птицы улетают ночью. Тихо…, Зима ложится ночью. Холодно…, Человек уходит из жизни ночью. Пусто, Приложение 4
Много вёсен и лет расцвело и отцвело в усадьбе. Подгнил и осел просторный дом. Червь – древоточец источил колонны веранды – пришлось ставить новые, уже не такие красивые, как прежде. Дичала сирень, забиваемая наглой и жадной бузиною, глохли осаждаемые крапивой кусты жасмина.
Но как прежде, пылко заходились студёными майскими ночами полоумные соловьи, по – прежнему победно вскипала и расплёскивалась белой пеною старая черёмуха. И опять, опять в середине лета смущал и томил тревожный, влюбляющий запах отцветающих лип.
Молчаливая задумчивая женщина входила утром в опустелую, гулкую комнату, отворяла облупившийся, когда – то голубой ставень, и прежнее солнце, распахивая стены гостиной, золотыми, зелёными и голубыми отсветами растворялось в воздухе, в тёмных глазах женщины, в её странном, вечно ждущем чего – то сердце.
Она медлила в этой комнате. Долго стояла у окна, вдыхала влажный густой запах утренней зелени. Обводила взглядом старые, тёмно – коричневые, неповоротливые стулья, белую, в серебряно – синих тенях скатерть. Теперь надо было обернуться и посмотреть туда. И она резко, словно только что вспомнив о портрете, поворачивалась к нему. Он всё так же висел на затенённой стене. Всё тем же, прежним сиянием светилось лицо смуглой блестящеглазой девочки с золотым персиком в руках.
Она медлительно приближалась к нему, ревниво вглядываясь в живые, карие, неугомонные глаза, в округлые, любовно оглаженные пушистым светом щёки, в алые, готовые рассмеяться губы. Она виновато вбирала голову в плечи, испуганно оборачивалась назад. Но никто не глядел на неё. Только солнце мягко облокачивалось на её ссутуленные плечи, щекоча и гладя худые бледные щёки. И она благодарно и тихо кивала ему ( Д. Голубков).
Мы остановились на хуторе, где жили аисты. На этом куске земли война раст…ряла много свинца и железа. В берёзе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. Берёза давно засохла, пот…ряла верхушку и стояла у дома, как отбеле(н,нн)ая ветром кость. Хозяин( не) срубил остаток мёртвого дерева. Прибил на верхушке деревя(н,нн)ые перекладины с надеждой, что поселятся аисты. Аисты поселились. Двадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камыш…вую крышу среди разливов воды и ране(нн,н)ую сухую березу. Каждый год два-три птенца в середине августа станов…тся на гнезде во весь рост, машут крыльями. Потом они в первый раз сл…тают на камыш…вую крышу, первый раз меряют по лугу воду. А потом приходит день. Аисты начинают кружиться над хутором, заб…раются выше и улетают совсем. Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: ещё на один год постарел…
«Птицы прилетели!». Перелетные птицы весной детям о птицах
... весны. Потом прилетают чибисы, скворцы, жаворонки, утки и гуси. Позже появятся кукушки, стрижи, ласточки, аисты и другие перелетные птицы. Птицы ... кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, методика работы над ними. Практическая часть ... холод заставили их покинуть свои дома. Но теперь они миновали! Среди свежей листвы птицы готовятся выводить в своих ...
Мы попросили напиться. Хозяин вынес горшок молока и деревя(нн,н)ую посуду с теплой копче(н,нн)ой рыбой. Сели на большой камень.
- Аисты приносят счастье?
Старик (не) спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами.
— Что счастье… Сын с войны не пришел. Бабка пятый год лежит с ревматизмом. Этим летом телушку громом убило… Я стар верить сказкам. Аисты делят со мною заботы. Сяду вон так на камень и гляжу, как летают, хлопоч…т. Гляжу, гляжу – от сердца и отлегнёт. Двенадцать лет рядом живем.
Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. Пр…летевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. День, другой – уже не стало силы взлетать. Пошел старик в соседний колхоз пр…сить лодку.
- Куда в такую погоду? Рыбаки и те неделю уже сидят.
Старик всё-таки вышел в море и вернулся с к…рзиной мелкой рыбёшки. Приладил к берёзе лестницу, накидал в гнездо рыбы. Потом ещё раз выходил в море, а потом весна образумилась. Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. Аисты пол…жили в гнездо два яйца…
- Аугуст, Аугуст! – позвали из дома.
Старик ушёл. Прогремел в сенях жест…ною кружкой.
— Второй год не подымается. Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. Лужок из окна виден, а если кверху глядеть – аистов видно. Души в них не ча…т.
Старику одному пр…ходится управляться с хозяйством. Совсем ( не)много времени остаётся, чтобы набить трубку и пос…деть на камне, погл…деть, как круж…тся аисты, как три молодых птенца пробу…т крылья.
- Аугуст, Аугуст… – позвали из дома.
Мы попрощались.
… Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на этот счет скажет вам человек, (не)подвижно леж…щий возле окошка. Для него эти птицы всё, что осталось от жизни. Для него эти птицы – и есть само счастье. Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати (В.Песков).