По картине или к картине: анализ затруднений учащихся и педагогов

Сочинение

Сочинение по картине или сочинение к картине: анализ затруднений учащихся и педагогов

Composing about the Picture or Essay to the Picture: the Difficulties in Analysis

Публикация подготовлена в рамках проекта РГНФ № 16-26-01009

Аннотация

В статье рассматриваются образовательные ресурсы сочинений по картине в начальной школе, выделены личностные затруднения учащихся и методические ошибки учителей, которые блокируют эти ресурсы. Представлены альтернативные подходы в организации сочинения в аспекте организации образовательной коммуникации педагога и детей.

The article passes in review of educational composing resources about a picture work in a primary school. The personal students’ difficulties have been highlighted as well as methodological errors of teachers that block these resources. We present the alternative approaches for the organization of the works in the organizational aspect of educational communication between teachers and students.

Ключевые слова

Keywords : composition, painting, educational communication

Автор

ФИО : Поздеева Светлана Ивановна

Pozdeeva S. I.

Уч. звание, должность, Место работы, Уч. звание, должность, Место работы

E-mail : *****@***ru

Телефон : 8 -913- 815-36-49

Адрес : 634021, г. Томск, ул. Льва Толстого,

Сочинения по картине всегда считались традиционным упражнением в развитии письменной связной речи учащихся. Репродукции картин известных русских и иностранных художников всегда размещались и размещаются в учебниках по литературному чтению и . Типовым учебным заданием при работе с репродукциями картин является их рассматривание, ответы на вопросы (беседа по картине), составление текста-описания картины. Особенность сочинения-описания картины состоит в том, что оно выполняется не на основе личных впечатлений ребенка от живой действительности (как сочинение по личным наблюдениям), а на основе восприятия, осмысления и прочувствования ребенком произведения изобразительного искусства. Такой текст всегда строится как текст-описание, потому что содержание картины статично, независимо от того, это как остановленный миг, стоп-кадр, который мы воспринимаем зрением и чувствами. Перечисленные особенности лежат в основе затруднений, которые испытывают дети при создании подобных текстов.

5 стр., 2318 слов

Сочинения на свободную тему — Моя любимая картина сикстинская мадонна рафаэля

... → Сочинение на английском языке Моя любимая картина/ My Favourite Picture с переводом на русский язык Представлено сочинение на английском языке Моя любимая картина/ My Favourite Picture с переводом на русский язык. My Favourite Picture Моя любимая картина Art ...

Первое затруднение можно определить как «мотивационно-личностное», связанное с восприятием ребенком чужого видения и изображения действительности. У художника всегда есть свой мотив (замысел) и свои изобразительные средства для его передачи. Ребенок видит лишь их готовое воплощение, результат, а процесс создания картины, обстоятельства, его сопровождающие, ему неизвестны. А ведь они могут быть не менее интересны, чем сама картина. Например, интересна история создания картины И. Грабаря «Февральская глазурь». Во время прогулки художник любовался березами (береза была его любимым деревом).

Одна из берез привлекла его внимание редкостным ритмическим строением ветвей. Заглядевшись на дерево, художник уронил палку, на которую опирался во время ходьбы. Когда он нагнулся, чтобы её поднять, то посмотрел на березу снизу и обомлел от увиденного. В следующий раз он вырыл в снегу траншею, в которой разместил большой мольберт с холстом. Там он и работал более двух недель без перерыва, пока не закончил картину полностью на натуре. На наш взгляд, знакомство детей с подобными историями позволяет «приблизить» картину к ним, заинтересовать ею, мотивировать процесс письма: «Вот как увидел березу художник солнечным февральским днем. А как видите её вы?» Мы не знаем, по каким критериям авторы отбирают в учебники репродукции картин (кроме, естественно, их художественной ценности), но то, что и сама картина, и художник (как живописец и как человек), и история её создания должна быть интересна детям — это очень важно. Детей могут удивить и отдельные факты, например, размеры картины «Февральская лазурь» 141 см х 83 см. Пусть ученики представят эти размеры (можно на доске нарисовать такой прямоугольник или вывести изображение картины такого размера на экран).

Возникает совсем другой эффект по сравнению с восприятием репродукции в учебнике. Кроме того, дети могут поразмышлять, почему художник так сделал; как воспринималась бы картина, если бы она была меньше (больше) этих размеров.

Второе затруднение мы определяем как отсутствие ситуаций выбора и личной инициативы ребенка при работе с картиной. Считается, что текст-описание картины должен строиться по определенной логике (передний, средний, задний план), включать особую лексику, связанную со спецификой живописи (например, , обозначающие цвета и их оттенки), обязательно содержать выражение отношения пишущего к картине. Такая жесткая логика, на наш взгляд, может «убить» эффект первого впечатления от картины и оттолкнуть ребенка от зрительного образа. П. Вахтеров [1] писал о том, что учитель должен предоставить известный простор в выборе тем и способов их изложения, чтобы дети писали о том, что они сами открыли и пережили, а не о том, к чему принуждает их учитель.

Нам кажется, что описывать ребенок должен то, что он видит, что он чувствует, о чем он размышляет, когда смотрит и всматривается в картину. Поэтому вместо традиционного плана с отражением трехчастной структуры текста (вводная часть, основная, заключительная) детям можно предложить план, состоящий из незаконченных предложений:

5 стр., 2326 слов

По картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По ...

... Об этом напоминают ее скромные бусы. Вопрос: Сочинение по картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По плану 1.Сведения об авторе 2.О картине (описание) 3.Конец Ответы: Все серые, карие, синие ... экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций! «Жнецы» 1825 На картине представлена сцена из крестьянской жизни, ...

Когда я увидел картину первый раз, я …… Всматриваясь в картину, я вижу….. В картине меня привлекает…. (кажется интересным…).

При таком подходе у ребенка больше возможностей выразить себя, свое , свое отношение. И тогда созданные детьми тексты — это не концовка и результат урока, а, наоборот, — начало совместного обсуждения того, что каждый увидел. При таком подходе ход урока может быть следующим: 1. Погружение в тему урока (вводная беседа, актуализация впечатлений и переживаний детей).

2. Восприятие картины (молчаливое рассматривание, вопросы детей).

3. Обмен впечатлениями (что хотите сказать, чем поделиться, что показалось интересным).

4. Запись текста детьми и учителем. 5. Чтение и обсуждение получившихся текстов. 6. Обобщение (за что можно сказать спасибо художнику?).

Получается, что предоставление ребенку свободы выбора, поощрение его инициатив (А можно в стихах? А можно концовку в виде синквейна сделать? А можно очень подробно все описать, как будто я хочу рассказать о картине слепому человеку?) не только мотивирует речевую деятельность детей, но и становится пространством для дальнейшего совместного обсуждения в партнерской модели организации совместной деятельности педагога с детьми: вот как мы видим, понимаем, чувствуем картину. В традиционном подходе дети читают вслух свои тексты (черновики), как правило, с целью их дальнейшего редактирования: слушатели, в том числе и учитель, дают рекомендации по улучшению текста (не повторяй одни и те же слова, сократи текст, сделай более точную концовку и т. п. ), а ресурсы картины как источника эмоционально-коммуникативной вовлеченности детей в совместную деятельность, возникновение интереса к мнению, видению другого «зрителя», как правило, не используются педагогами. Кроме того, при традиционном подходе (беседа по картине, работа по готовому плану, запись, редактирование) дети пишут сочинение не по картине, а сочинение к картине, потому что от них требуют прежде всего описать картину как произведение живописи (перспективу, краски, тона, расположение объектов), а не свое восприятие и переживание. Перед педагогом возникает ситуация профессионального выбора: выдержать все методические каноны, направленные на создание правильного, с речевой точки зрения, текста или дать детям больше свободы в их самовыражении, приняв все их мысли и чувства, не наказывая за речевую и неправильность. То, что выберет учитель в данном случае будет проявлением его педагогической позиции по отношению к ребенку (руководителя, лидера или партнера).

Третье затруднение можно определить как «противостояние» печатного текста (слова) и картины (зрительного образа).

Проблема состоит в том, что учитель, выстраивая беседу с детьми по картине, сам смотрит на нее через призму текста, т. е того примерного письменного высказывания, который дети должны создать к картине. Учителю мешают многочисленные примеры текстов-описаний картины в методических пособиях и в Интернете, которые определяют характер его вопросов к детям, задают план текста, лексику и изобразительные средства в соответствии с жанром сочинения. Педагог может неосознанно переносить приемы работы с печатным текстом на работу с картиной, так как вербальные средства в обучении считаются нами более надежными и результативными, чем визуальные.

13 стр., 6017 слов

Процесс игр-драматизаций как средства усвоения литературного ...

... часть литературных произведений читается по книге. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Инсценирование. Этот метод ... служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой в условиях ДОУ определены на основе знания ...

На наш взгляд, интересный методический ход предлагает В. П. Канакина [2] – творческое изложение текста с элементами описания картины. В учебнике содержится текст-описание картины и репродукция картины. Текст является открытым (незавершенным), так как дает возможность более развернутого описания каких-то объектов: лицо, фигура, поза, одежда (в портрете), небо, вода, деревья (в пейзаже).

Дети воспроизводят текст и вставляют в него самостоятельно сконструированные с помощью всматривания в картину фрагменты. В данном случае наблюдается интеграция текста и зрительного образа («компромисс» между ними), когда с помощью картины текст делается более развернутым, интересным, а главное – личностным, потому что дети сами выбирают, описанием каких объектов они его дополнят и полностью свободны в самом способе описания. Хорошо, если учитель поможет детям, подсказав, в каких местах в тексте можно сделать эти вставки, чтобы не нарушилась его целостность и логичность. Последовательность работы по написанию творческого изложения может быть следующей.

1. Погружение в тему урока (вводная беседа, актуализация впечатлений и переживаний детей, рассказ о художнике или истории написании картины).

2. Восприятие картины (молчаливое рассматривание, вопросы детей).

3. Обмен впечатлениями (что хотите сказать, чем поделиться, что показалось интересным).

4. Чтение и анализ текста-описания картины в учебнике (что вы узнали из текста, почему картина так называется, докажите, что это текст-описание, деление текста на части и составление плана, выделение изобразительных средств языка, орфографическая подготовка).

5. Конструирование (устно) фрагментов текста с учетом задания в учебнике [2] (например, по картине И. Репина «Стрекоза»: дополните основную часть текста описанием внешнего вида девочки (лица, фигуры, позы, одежды), а заключительную – выражением своего отношения к картине).

6. Выбор варианта записи текста (написать изложение по соcтавленному плану; списать текст, дополняя содержание основной и заключительной части; написать изложение, дополняя основную и заключительную часть), запись текста.

7. Чтение и обсуждение получившихся текстов (партнерская модель организации совместной деятельности педагога и детей).

8. Обобщение (за что можно сказать спасибо художнику и автору текста в учебнике?).

Такой подход можно считать не только промежуточным этапом при переходе от текстовоспроизводящей деятельности к текстообразующей (от изложения к сочинению), но и и помощью ученику в овладении новым видом сочинения. Например, при работе с текстом в учебнике дети понимают, как можно начать сочинение-описание картины («Илья Ефимович Репин – выдающийся мастер портрета. Его портреты написаны с большой душевной теплотой…») и закончить его («Картина наполнена солнечным светом, она передает радостное настроение девочки»).

1 стр., 477 слов

Федорова Т.Л. 220 сочинений по картинам из учебников УМК Русский ...

... Мои дневниковые записи. Сочинение по картине Е. Широкова "Друзья". Рассказ о друге. Сочинение по картине А. Сайкиной "Детская спортивная школа". Репортаж из детской спортивной школы. 8 класс. Сочинение по картине Ю. Ракши "Проводы ополчения". Сочинение по картинам С. Герасимова ...

Они обращают внимание на то, что автор текста – это зритель, который по-своему смотрит на картину (устанавливает зрительный контакт с картиной): «Девочка сидит на перекладине забора-плетня и с любопытством смотрит на нас»). Ученики могут обратить внимание, что картина, несмотря на свою статичность, не блокирует нашу фантазию, а наоборот, «включает» ее: «Кажется, в следующую минуту, как стрекоза-непоседа, она побежит играть и резвиться». Это означает, что описание картины – не только и не столько речевой эталон для ребенка, сколько материал для размышлений: что и как можно отразить в тексте, который пишется по картине, а не к картине.

Таким образом, работу над сочинением-описанием картины можно построить не только как традиционный урок развития речи, а как совместную деятельность педагога с детьми, как образовательную коммуникацию между «зрителями», которые по-разному смотрят на один и тот же объект и именно этим становятся интересны друг другу [3].

Другими словами, достойная в художественном отношении картина может собрать вокруг себя заинтересованных зрителей, которые захотят поделиться друг с другом увиденным. Учитель – тоже зритель, который должен отказаться от «давления» готовых печатных текстов с описанием картины и пройти вместе с детьми путь рассматривания и всматривания. Текст, который напишут дети и учитель, – это то, с помощью чего выстраивается на уроке новый виток коммуникации: вначале мы делились первым впечатлением от увиденного, а потом делимся друг с другом уже письменно оформленными впечатлениями и переживаниями, задаем друг другу вопросы, дополняем, комментируем, не соглашаемся. И тогда это настоящий урок-диалог не просто потому, что все много говорят, а потому, что благодаря картине и друг другу к концу урока мы станем другими: задумаемся, переживем особые эмоции, откроем что-то новое в себе и других, а не просто приобретем очередной учебно-речевой навык.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/analiz-sochineniy-po-kartine/

1. П. Основы новой педагогики / П. Избранные педагогические сочинения. – М. : Педагогика, 1987. – 400с.

2. П., Г. Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2007. – 176 с.

3. И. Иллюстративный материал школьного учебника как средство и коммуникации // Научно-педагогическое обозрение. Вып. 4 (14), 2016, с.27-32.