3 декабря одиннадцатиклассники страны, в том числе и Кемеровской области, напишут сочинения. Без них нельзя будет получить допуск к единым госэкзаменам
Важно знать
1. Сочинения школьники будут писать в своих школах, начало – в 10 часов утра.
2. Продолжительность работы для большинства – 235 минут. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов – на полтора часа больше. К слову, им предоставлен выбор: сочинение писать или изложение.
3. Использовать для работы можно только черную гелевую ручку.
4. Проверять сочинения будут комиссии, в которые войдут школьные учителя. Правда, школам рекомендовано включать в них по возможности не тех учителей, которые преподавали литературу у участников экзамена.
5. Оценки за сочинения выставлять не будут. Только «зачет» или «незачет».
6. Объем сочинения – не менее 250 слов, оптимально – не менее 350.
7. Содержание сочинения должно быть оригинальным, а не скопированным.
Темы и направления
Темы сочинений пока неизвестны. Они будут разными для разных часовых поясов, и их выставят на сайтах ФИПИ, департамента образования и науки, областного центра мониторинга качества образования только в 9.45 по местному времени 3 декабря. Но общие тематические направления для всех в стране одинаковы, и они известны:
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).
2. Вопросы, заданные человечеству войной.
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
4. Спор поколений: вместе и врозь.
5. Чем люди живы?
Что показала проба
Сейчас все одиннадцатиклассники Кузбасса под руководством учителей усиленно готовятся к итоговому сочинению. А 20 ноября они писали репетиционную работу. Процедура ничем не отличалась от настоящей, запланированной на 3 декабря. Только оценки за нее заноситься никуда не будут. Итоги важны ребятам для проверки своих сил.
одиннадцатиклассник кемеровской гимназии №1 Григорий Саженов:
- Могу похвастаться: у меня зачет, причем по всем критериям. Даже грамматических ошибок я сделал немного, хотя с этим у меня всё не очень хорошо.
У нас было три темы на выбор. Я выбрал тему «Помогает ли литература познать самого себя?». Остановился на ней потому, что посчитал ее легкой, так как в аргументы подошла бы любая литература. Писать было несложно, для меня сложнее начать, а потом оно само уже дальше идет. Времени вполне достаточно, у меня даже осталось свободное время, хотя написал около 600 слов. Думаю на итоговом сочинении написать больше, главное — не устать раньше времени. А то с непривычки за один раз писать такой объем утомительно, ведь ты его два раза записываешь, поначалу используя черновик.
Нужно ли готовиться к сочинению в декабре?
... сентябре направления тем, понимают, что совершенно не представляют, как такое сочинение писать. Они сразу решают, что будут готовиться к декабрьскому сочинению. А ... м сила фронтовой дружбы?» , а ученики на момент подготовки к сочинению знают лишь литературу 19 – начала 20 века. Поэтому ... задавать сочинения учениками буквально с первого занятия в сентябре и как раз к началу декабря они уже пишут вполне ...
Для аргументации я использовал «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, стихотворение А.А. Фета «Не тем Господь могуч, непостижим» и два четверостишия Омара Хайяма, чтобы разбавить прозу стихами.
Критерии оценки
Сочинения будут оцениваться по пяти критериям:
- соответствие теме,
- аргументация (ссылки на литературный материал),
- композиция,
- качество письменной речи,
- грамотность.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-slov-na-temu/
Чтобы успешно сдать сочинение, необходимо получить положительный результат не менее чем по трем критериям. В обязательном порядке сочинение ученика должно соответствовать заданной теме и иметь соответствующую аргументацию.
Итоговое сочинение и мини-эссе в ЕГЭ
В чем их сходство и различие?
Сходство: для того, чтобы раскрыть тему и получить положительную оценку, и там, и там необходимо приводить аргументы, иначе сочинение не засчитывается.
Различие: в мини-эссе на ЕГЭ для аргументации можно использовать и литературные произведения, и газетные публикации, и, на худой конец, свой личный опыт, если не удается припомнить ничего прочитанного. Хотя аргументы без опоры на какие-то произведения оцениваются ниже. А вот итоговое сочинение требует обязательной аргументации на основе литературы. Иначе оно не будет зачтено.
Пересдача
В случае, если ученик получит незачет за сочинение при первой попытке, у него будут две дополнительные даты для пересдачи: в первую среду февраля и первую рабочую среду мая. Возможность пересдать выпускное сочинение предоставят и не явившимся на итоговое сочинение по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), и не завершившим сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам, и выпускникам прошлых лет.
Как будут учитываться результаты сочинений при поступлении
в вузы
По словам зам. ответственного секретаря приемной комиссии Кемеровского государственного университета Олега Баева, все вузы в 2015 году обязаны будут рассматривать результаты итоговых сочинений школьников наряду с ЕГЭ. Причем при поступлении не только на гуманитарные специальности, но и на все остальные. Оценивать сочинения будут специальные комиссии при вузах. Рособрнадзор рекомендует использовать при оценке десятибалльную систему. В КемГУ, например, и в КузГТУ планируют использовать именно ее. Однако вузам предоставляется право разработать и какую-то другую оценочную систему. Информация уже в подробностях размещена в правилах приема каждого университета и института.
сочинение результаты
... до 20.11.2019 года включительно. О сроках, порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения) Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет». С результатами итогового сочинения (изложения) выпускники текущего года могут ознакомиться в образовательных ...
Другое дело, что абитуриенты вовсе не обязаны представлять результаты сочинений — так же, как и портфолио. Однако в будущем году за индивидуальные достижения и за сочинение, например, в том же КемГУ, можно будет получить дополнительно 20 баллов (10 + 10).
Для сравнения: в прошлом году учитывались только результаты ЕГЭ, а портфолио рассматривали не все вузы, причем если рассматривали – то отдельно, не прибавляя к оценкам ЕГЭ.
Приносить сочинения в приемные комиссии не нужно: вузы смогут брать их из общей электронной базы данных. Там их разместит департамент образования и науки области, после того как работы проверят школьные учителя и зачтут.
Татьяна Фомина.
Советы
Учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-slov-na-temu/
Галина Алексеевна Ладик из тяжинской средней школы №1:
— В моем одиннадцатом классе 19 детей. Посоветовать им и другим их ровесникам могу одно: перед написанием сочинения нужно очень хорошо, в деталях, изучить два-три произведения, где можно найти аргументы на любую тему. Своим детям я рекомендую «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова и «Отцы и дети» И.С. Тургенева. О них мы много говорим на уроках. Тем, кто посильнее, предлагаю «Доктора Живаго» Б.Л. Пастернака. Там можно найти мысли и о войне, и о мире, и о семье, и об отношениях отцов и детей, и многое другое.
Мнения
Воспитание или лицемерие?
В октябре в Пензе прошел форум Общероссийского народного фронта, посвященный вопросам образования. Присутствовала там и делегация из Кузбасса. В том числе и профессор кафедры политических наук Кемеровского государственного университета, доверенное лицо президента РФ Александр Коновалов . Как он рассказал, поднимался на форуме и вопрос об итоговых сочинениях.
Многие педагоги говорили о том, что нужно наложить мораторий на проведение сочинений, потому что к ним пока не готовы ни учащиеся, ни учителя. Это предложение вызвало единодушную поддержку педагогов.
А вообще все предложения, которые были озвучены участниками форума, находятся сейчас в администрации президента и обрели статус поручений. Министерство образования и науки и правительство должны будут дать свою экспертную оценку. Однако в этом году сочинения ребятам писать в любом случае придется…
А учитель русского языка и литературы из Кемерова Ирина Никифоровна объяснила нам, почему она согласна с участниками форума:
- На мой взгляд, мнение о том, что написание сочинения может заставить детей читать, мыслить и стать более воспитанными, неверна.
Темы, которые предлагаются, очень далеки от сознания 18-летних. К тому же от них еще требуют некой исповедальности, что претит молодым людям.
Считается, что литература должна воспитывать. И это не верно. Никогда она никого не воспитывала. У нее другие задачи: отражать действительность через призму авторского восприятия.
Мне больше пятидесяти лет, я всю свою взрослую жизнь анализирую литературные произведения. Однако и по сей день не знаю, чему учит «Анна Каренина», какие ответы следуют из гениального романа. Допустимо ли изменять? Что важнее – честность в любви или верность опостылевшему человеку?
Почему же мы детей заставляем отвечать на подобные вопросы? Ведь темы вроде «Спорить с судьбой или принимать ее?» – из того же ряда… Тем более что их требуется раскрывать внезапно, на экзамене, когда судьба зависит от ответа…
Утопичность взглядов Базарова на искусство в романе И,С.Тургенева ...
... старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим. Конфликт поколений в романе И.Тургенева “Отцы и дети” Сочинения ... видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения. Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, ...
А тут получается: придумали тему, ребенок должен ее раскрыть, а произведение прикрепить, как картинку. Такой подход, я убеждена, не способствует тому, чтобы
дети полюбили книги.
Конечно, отношение к изучению литературы в школе нужно кардинально менять. Но не так…