Нужно ли готовиться к сочинению в декабре?

С 2014/2015 учебного года было введено обязательное итоговое проверочное сочинение — его еще называют «декабрьским», т.к. пишут это сочинение ученики в первую среду декабря. Это сочинение является своего рода экзаменом, т.к. без него не допустят к ЕГЭ по русскому языку.


Нужно ли готовиться к сочинению в декабре?

В своей практике я столкнулась с противоположным отношением к подготовке к декабрьскому сочинению со стороны учеников. Одни считают данный вид работы не очень сложным, поэтому специально готовиться к нему, по их мнению, совершенно необязательно. Их аргументы – 1) всего 5 критериев оценки, из которых нужно получить зачёт только по трём, 2) знания школьной программы вполне хватит для раскрытия любой темы, тем более что их дают 5 штук на выбор – уж из пяти-то хотя бы одна попадётся лёгкая! 3) данное сочинение является только допуском к ЕГЭ по русскому языку и мало влияет на поступление в институт.

Другие, напротив, сильно боятся этого экзамена, так как, узнав в сентябре направления тем, понимают, что совершенно не представляют, как такое сочинение писать. Они сразу решают, что будут готовиться к декабрьскому сочинению.

А есть и такие, кто только в конце октября – ноябре, буквально за несколько недель до экзамена, обнаруживают, что совершенно не представляют ни формат экзамена, ни как раскрывать тему, ни по каким произведениям – только вот возможно ли им успеть подготовиться?

Поскольку единое мнение среди учеников по поводу подготовки к декабрьскому сочинению отсутствует, я решила написать своё – мнение репетитора, уже много лет занимающегося подготовкой абитуриентов в московские вузы – именно те, где наиболее высокие конкурсы, следовательно, очень жёсткие требования к уровню знаний и умений.

Итак, рассмотрим по порядку аргументы противников подготовки к декабрьскому сочинению – я бы назвала их скорее «мифами по поводу того, что написать такое сочинение легко».

  • 1 миф: «Всего 5 критериев оценки, из которых достаточно получить зачёт всего по трём. Чего тут готовиться? Вот к сочинению ЕГЭ по русскому – да, там 12 критериев оценки, более детальных и на порядок более жёстких, с балльной шкалой, а не в режиме «зачёт-незачёт», — тут уж, конечно, тренироваться надо заранее.»

Сразу оговорюсь, что из пяти нужно обязательно получить «зачёт» по критерию 1 «Соответствие теме» и критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Если ученик пишет грамотно, то он автоматически получает «зачёт» по пятому критерию – «Грамотность», тогда ему остаётся выполнить только первые два. И тогда возникает вопрос: а как их выполнить? Как, например, писать так, чтобы сочинение соответствовало теме? Приведу пару похожих тем из одного направления – «Какого человека называют отзывчивым?» и «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?» При всём внешнем сходстве темы должны раскрываться по-разному! В первой теме ключевое слово «называют», а во второй – «поступки», и рассуждения по теме, соответственно, будут строиться вокруг этих ключевых слов. Если же ученик напишет одинаково и без нужных акцентов обе темам, то они будут считаться нераскрытыми. На своих занятиях я обязательно учу анализу ключевых слов темы, пониманию темы и составлению тезиса. Мы сравниваем несколько десятков тем, определяем их сходство и различие, учимся подбирать произведения под каждую тему.

3 стр., 1278 слов

Сочинение как я готовлюсь к экзаменам

... Кстати, вот еще, вам могут добавить за декабрьское сочинение, не во всех, но могут. А вообще ... экзамен. В отличие от школьных учителей они знают кухню сдачи экзамена от лица ученика. Апелляция “Если я получил ... начинаете изучать этот предмет, тогда и начинайте готовится. Но если вы пролетели и у вас ... домой ехала как в лучших драматических фильмах, плача и смотря в окно маршрутки. Подготовка К ЕГЭ на ...

Есть сложные для понимания темы, например, «Когда измену можно простить?», «Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?», «Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?», «Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?», «Ценности, которым изменить нельзя». И как ученик будет разбирать их самостоятельно? Задача репетитора – объяснить ему концепцию данной темы.

  • 2 миф: «Знания школьной программы вполне хватит для раскрытия любой темы декабрьского сочинения.»

Соглашусь, хватит – при одном условии: ученик в деталях ( а не в общем виде) знает все тексты школьной программы за последние 3 года. Есть, правда, один важный момент: некоторые темы, предлагаемые для декабрьского сочинения, имеют современное звучание и предполагают знание учеником литературы второй половины 20 века, например, «Конфликт поколений как общественная проблема» или «В чём сила фронтовой дружбы?» , а ученики на момент подготовки к сочинению знают лишь литературу 19 – начала 20 века. Поэтому я отдельно прохожу произведения советской классики, которые лучше всего подходят для раскрытия таких современных тем.

  • 3 миф: «данное сочинение является только допуском к ЕГЭ по русскому языку и мало влияет на поступление в институт.»

Может, декабрьское сочинение, и не будет проверяться вузом и никак не повлияет на итоговый балл, но вот уже от уровня сочинения ЕГЭ по русскому будет зависеть, сможет ли абитуриент претендовать на бюджетное отделение вуза. И если ученик плохо пишет декабрьское сочинение, то уж в ЕГЭ он его точно хорошо не напишет, потому что в обоих сочинениях нужно умение анализировать текст, рассуждать и строить логически связные высказывания. Недостаточно лишь выучить план сочинения – ещё нужно суметь убедительно и грамотно раскрыть свои мысли. Если учесть, что современные школьники имеют маленький опыт написания развёрнутых рассуждений – соответственно, у подавляющего большинства реальная проблема с формулировкой собственных мыслей, то представляется логичным, что эту работу надо начинать в рамках подготовки именно к декабрьскому сочинению, так как письменная речь развивается достаточно долго ( минимум несколько месяцев) и требует постоянной практики. Я начинаю задавать сочинения учениками буквально с первого занятия в сентябре и как раз к началу декабря они уже пишут вполне приличные тексты слов на 500 -700, что является хорошей базой для обучения сочинению ЕГЭ по русскому: речь уже поставлена, литературные произведения изучены – остаётся лишь освоить формат и отработать отдельные элементы композиции, что существенно сокращает время на подготовку.

8 стр., 3931 слов

Сочинения русский язык

... мастерство их поистине поразительно и заставляет осознать подлинную многогранность и изумительную гармонию русского языка. Сочинение на тему: Русский язык Русский язык красив и необычен. Сколько великолепных ... русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но как говориться совершенству не придела, еще многие поколения будут дополнять развивать язык. Самое главное это сохранить русский язык, ...

Таким образом, если кратко ответить на вопрос, заданный в заголовке этой статьи, — да, к декабрьскому сочинению обязательно нужно готовиться, так как оно – фундамент для сочинения ЕГЭ по русскому языку. За 3 месяца подготовки ученик развивает свою письменную речь, умение формулировать тезисы и нарабатывает банк аргументов по литературе. Ему остаётся только научиться формулировать проблему и отработать формат сочинения ЕГЭ, а это уже существенно быстрее, чем учиться писать такое сочинение с нуля.