Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему

Разделы:

1. Тема Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этническую тему (урок первый: работа над содержанием).

2. Тип урока Комбинированный.
3. Оборудование Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы.
4. Цели Специальные:

1. Познавательные:

  • Расширить словарный запас; продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.

2. Практические:

  • Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Общепредметные:

1. Познавательные:

  • Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.

2. Практические:

  • Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.
5. Умения и навыки Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).

6. Межпредметные связи Литература, музыка, изобразительное искусство.
7. Логика урока От восприятия к осмыслению и пониманию, запоминанию, обобщению и систематизации.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • формирование групп;
  • выбор (ответственного) руководителя группы;
  • рабочая тетрадь.

2. Целеполагание.

  • Что такое сочинение?

Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.

  • Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?

Что, о чем писать? (содержание)

Как писать? (форма)

3. Работа над содержанием.

  • Определимся в первую очередь с содержанием.

Частично тема уже задана.

а) Проведём словарную работу.

(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)

  • Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)
  • ответы учеников
  • на доску помещаем определение из словаря Ожегова.
  • К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)
  • Как вы понимаете значение слова «нравственность»?
  • вот какое толкование дает словарь (на доску)

б) Подбор синонимов.

  • Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)
  • Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы)

в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)

  • Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.
  • А что это за понятие, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (художественный пересказ от 3-его лица – заранее подготовленный ученик).

г) Беседа по содержанию.

  • Какую проблему поднимает Д. Гранин?
  • По какому поводу собирается он «бить тревогу»?
  • Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожиться? (милосердие)
  • Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)
  • Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)

д) Подбор антонимов.

  • А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Тетрадь: Милосердие. Антонимы-равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,

Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

  • Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)

4. Планирование дальнейшей деятельности.

  • Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
  • Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
  • Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами)
  • Нужно ли милосердие в наше время?
  • В чем оно проявляется? Примеры.
  • В чем причины людского равнодушия и невнимания?
  • Можно ли воспитать милосердие в себе?

5. Работа в группах.

  • Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание группам: (в конвертах-тексты, фотографии, репродукции картин), .

(самостоятельная работа сопровождается музыкой)

1 гр. – Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.

  • Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?
  • Как можем их использовать в своем сочинении?

2 гр. – Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.

  • Мать Тереза.
  • Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина).

  • Движения сестер милосердия.
  • Красный Крест.
  • Доктор Л. Рошаль.

3 гр. – Прочитайте материал о баронессе Юлии Петровне Вревской. Кратко расскажите о ней.

Выразительно прочитайте стихотворение в прозе, посвященное ей.

Вспомните стихотворение И. С. Тургенева «Два богача». Как сможем его

Использовать в работе?

4 гр . – Прочитайте сочинение ваших ровесников по теме нашего урока.

  • Как они решили поставленную задачу?
  • Что вам понравилось в этих работах?

Прочитайте продолжение статьи Д. Гранина «О милосердии».

  • Какой совет он дает читателю?

5 гр. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

6 гр. – Прочитайте цитаты.

Обдумайте их. Обьясните значение.

6. Отчет групп о проделанной работе.

(тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).

7. Рефлексия.

1-2-3-…предложения.

  • Ответы на вопросы (на листочках- гипотезах)

(опрос по цепочке)

8. Оценивание.

  • Учитель – оценки тем, кто помогал
  • Группе – капитан команды

(с кратким комментированием)

9. Домашнее задание (памятка).

  • разбор и ответы на вопросы учащихся

10. Итог урока.

Стихотворение Э. Асадова Падает снег.

Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека — обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

Флажка

Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случись катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.

А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска-

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб падали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!