(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.
(2) Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.
(3) И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо передвигавшихся ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделявшийся на бело-жёлтом фоне.
(4)- Ворона, — сказал один из ямщиков.
(5)- Медведь, — возражал другой ямщик.
(6)- Откуда же взяться медведю на середине реки? — спросил я у него.
(7)- С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на наш идёт. (Ю)Видно, зима будет лютая…
(11) Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересовавшего всех предмета.
(12)- А ведь это, братцы, козули, — сказал наконец один из ямщиков.
(13) Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно были видны их тёмные изящные фигурки среди настоящего ледяного кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая поменьше. (16)Мы предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно руководила переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились; в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на ледяном куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки… (19)Наверное, им было страшно, ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но, видимо, оставаться на том берегу им было ещё страшнее, раз они, так чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу.
(21) Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как будто замедлять ход и начала разворачиваться, останавливая движение задних. (22)От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем было исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку. (25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу.
Инша коз турында башкортса – Алтын көз. Инша. | Социальная сеть ...
... 3 темы, среди которых нужно выбрать одну и написать сочинение. Подробнее Six acts torrent espaol Six acts torrent espaol ... истории кауфман гдз Страницы британской истории кауфман гдз Не сказать, чтобы тексты были совсем простыми. Каждая глава начинается с ... Батдалов Илнур эше 2014 ел nsportal.ru Хикэя коз турында. >>> Хикэя коз турында Казакша Сканворд. >>> Казакша Сканворд Казакша ...
(26) Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно.
(27) Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на обледенелые края мыса, — и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег.
(28) Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход.
(29) Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.
(30) Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам.
(31) От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака Полкан, вместо того чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторонилась. (32)И старшая коза, бережно загораживая собою младшую, пробежала мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти…
(33)- Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опасностей… (34)Вот оно — желание жить, — задумчиво произнес Сокольский, наш случайный попутчик, когда мы вновь отправились в путь.
(35)- А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала младшей и как закрыла младшую от собаки? (З6)Вот оно — желание спасти…
(37)Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах?
(38)- Всякая мать, я думаю… — сказал я, улыбнувшись.
(по В. Г. Короленко*)
Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) — русский писатель, журналист, публицист.
Такое домашнее задание было дано не случайно, потому что оно помогает точнее понять содержание текста, по которому будем писать сочинение.
тему текста
- Какова тема текста?
(Проблема самоотверженности и материнской любви)
Какова основная мысль?
(Всякая мать готова на самопожертвование ради спасения своего ребенка)
Нахождение проблемы текста.
– Сформулируйте проблему. Запишите её в форме вопросительного предложения или словосочетания.
(Что такое самопожертвование? Самопожертвование… Что это такое?)
Словарная работа: самопожертвование, самоотвержение, Какое толкование этим словам дают ? Слайд №18
Заостряю внимание учащихся на том, что, выбрав проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме. Слайд №19
Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, » скелет» будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами. За правильно сформулированную проблему даётся 1 балл.
Вспомните, каким может быть зачин в сочинении (см. опорный конспект)?, Комментарий к проблеме (текстуальный) – 3 балла. Слайд №20-22
(Работают все группы. По результатам работы составляется «рекомендация» к комментарию)
Проблема жизни и смерти в разных культурах современного мира
... - особенности проблемы жизни и смерти у представителей разных культур современного мира и их сравнение. Специфика раскрытия сути проблемы жизни и смерти в разных культурах современного мира будет состоять, во-первых, в общем раскрытии понятий «жизнь», «смерть», «проблема жизни и смерти», во-вторых - в углублении в религиозный и философский ...
Обратить внимание на события, происходящие в этом тексте, Меняющееся состояние рассказчика
Мысли, возникающие у рассказчика: каждый ли человек способен на самоотверженную помощь, когда это связано с риском для его жизни? – Всякая мать…
Особенность композиции., Нахождение позиции автора – 1 балл. Слайд №23
(Работают все группы.)
Четко сформулируйте её (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора». Тем, кто сформулировал проблему в форме вопроса, нужно ответить на него. Этот ответ отразит авторскую позицию.
Собственное мнение. Слайд №24, Аргументация – 3 балла. Слайд №25,26, Вспомните, как вводится аргументация?
Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ НЕ МЕНЕЕ 2 АРГУМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ВЗЯТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ИЛИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Обращаю особое внимание на то, из чего должен состоять аргумент (см. опорный конспект).
Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.
Примеры иллюстраций к аргументам, приведенных учащимися: стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей», рассказ В.Астафьева «Гуси в полынье», рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник», М. Горький «Старуха Изергиль», Е.Носов «Белый гусь».
Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения:, Подведение итогов урока
(Сочинение пишется в классе на следующем уроке в этот же день)
Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?, Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?
Домашнее задание: доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации.
Сочинение ученицы
В тексте русского писателя В.Г. Короленко, данном нам для анализа, ставится очень важная, на мой взгляд, – проблема самопожертвования и самоотверженности. Что же такое самопожертвование и самоотверженность? Я думаю, это готовность человека или животного пожертвовать собой ради близкого им существа.
Владимир Галактионович раскрывает проблему на примере случая из жизни, повествуя нам о том, как однажды рассказчик и его попутчики стали свидетелями опасной переправы двух горных коз через еще не до конца замерзшую реку. Это было опасное путешествие, но, очевидно, оставаться на другом берегу было опаснее. Коза-мать руководила переправой, перепрыгивая с льдины на льдину. Рискуя своей жизнью, она помогала своей неопытной дочери. Выбравшись на берег, козы оказались перед другой опасностью – людьми и их собакой. Эти бедные животные продолжают бороться за свою жизнь. Мать, прикрывая свою дочь и рискуя своей жизнью, направляет ее. Это ли не самоотверженность?
В.Г. Короленко считает, что самопожертвование и самоотверженность– это готовность любой ценой, даже ценой своей жизни, прийти на помощь близкому существу. Каждая мать готова рисковать собственной жизнью ради своего ребенка. В опасной ситуации мать берет на себя важные решения и первая идет на риск. Автор убеждает нас в том, что козой двигало не только чувство самосохранения, но и не знающая границ материнская любовь.
Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»
... проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль ...
Я полностью согласна с мнением автора. По-моему, самопожертвование и самоотверженность являются одними из важнейших качеств живого существа. Любая мать готова пожертвовать собой, чтобы защитить своего ребенка.
В доказательство всего вышесказанного приведу примеры из . Так, например, проблема самоотверженности и любви ставится в произведении И.С. Тургенева «Воробей». Взрослый воробей, жертвуя собой, заслонил своим телом маленького и беззащитного воробушка, выпавшего из гнезда и оказавшегося в опасности, от собаки. Главная сила воробья заключается не в физических способностях, а в проявлении ее к близким, в самоотверженности.
Еще одним аргументом, подтверждающим мысль автора, может служить рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник». Автор хотел сказать, что жизнь – это самое дорогое и у человека, и у животного. Дочь Емели спасает от волков своего сына Гришутку ценой своей жизни. И мать-олениха рискует собой, защищая детеныша, целый день водит охотника по лесу, отвлекает его внимание от теленка, так как понимала, что Емеля пришел за ним. Она была готова погибнуть ради своего олененка.
Таким образом, можно сделать вывод, что самоотверженность и самопожертвование – это, Приложение №2, Блок 1. Композиция сочинения, Блок 2. Зачин в сочинении-рассуждении, Вступление может, Формы зачинов:, Грамматические средства оформления зачинов:
Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.
Речевые клише:
Блок 3. Как сформулировать проблему исходного текста?
Теоретическая часть, Проблема -, Основные виды проблем, Речевые клише. Формулируем проблему, Блок 4. Как прокомментировать проблему., Теоретический материал, Текст В. Г. Короленко:(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.
(2)Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она
превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине
лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз
застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.
(3)И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо
передвигавшихся ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделяв-
шийся на бело-жёлтом фоне.
(4)− Ворона, – сказал один из ямщиков.
(5)− Медведь, – возражал другой ямщик.
(6)− Откуда же взяться медведю на середине реки? – спросил я у него.
A27
(7)− С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова
переправилась с тремя медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на
наш идёт. (10)Видно, зима будет лютая…
(11)Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересо-
вавшего всех предмета.
(12)− А ведь это, братцы, козули, – сказал наконец один из ямщиков.
(13)Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно
были видны их тёмные изящные фигурки среди настоящего ледяного
кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая поменьше. (16)Мы
предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно
руководила переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились,
сталкивались, вертелись и крошились; в промежутках что-то кипело и
брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на ледяном
куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки… (19)Наверное, им
было страшно, ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но,
видимо, оставаться на том берегу им было ещё страшнее, раз они, так
чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу.
(21)Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как
будто замедлять ход и начала разворачиваться, останавливая движение
задних. (22)От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения
и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем было
исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять
собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному
прыжку. (25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок
с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу.
(26)Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому
месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их
судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно.
(27)Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на
обледенелые края мыса, – и два чёрных тела легко, как брошенный камень,
метнулись на берег.
(28)Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход.
(29)Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не
побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.
(30)Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным
доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам.
(31)От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака
Полкан, вместо того чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторони-
лась. (32)И старшая коза, бережно загораживая собою младшую, пробежала
мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти…
(33)− Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опас-
ностей… (34)Вот оно – желание жить, – задумчиво произнес Сокольский,
наш случайный попутчик, когда мы вновь отправились в путь.
(35)− А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала.
Развитие творческих способностей младших школьников на х литературного чтения
... основы проблемы развития творческих способностей младших школьников. 1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом ...
младшей и как закрыла младшую от собаки? (36)Вот оно – желание спасти…
(37)Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах?
(38)− Всякая мать, я думаю… – сказал я, улыбнувшись.
Показать текст целиком, Материнская любовь, пожалуй, является одной из самых сильных чувств
Именно эту проблему поднимает Владимир Галактионович Короленко в даном тексте. Пожалуй в наше время как раз эта проблема является актуальной. Автор рассказывает нам о двух хрупких козуль , которые застряли на льдине. «Одна из коз была побольше, другая поменьше. Мы предположили, что это были мать и дочь» — говорится в тексте . После этого, старшая коза, бережно загораживала собой младшую, когда они пробегали мимо пса. В финальной части текста Короленко обращает внимание на мать,которая защищает свою дочь , не зависимо человек это, или нет . «-А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала младшей и как закрыла младшую от собаки? Вот оно — желание спасти… Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах? — Всякая мать, я думаю…» — сказано в тексте. И ведь на самом деле, любая мать будет защищать своё дитя. Автор считает, что мать готова на всё, даже на риск, ради своего ребёнка.
Левитан исаак «лесное озеро» описание картины, анализ,
... Крымский пейзаж (1887) Лесистый берег. Сумерки (1892) Лунный пейзаж (1890-е) Март (1895) Над вечным покоем (1894) Ненюфары (1895) Облака (1890-е) Озеро. Русь (1899-1900) Осень ... Петровны Кувшинниковой»), но они очевидно мало привлекали художника и чести быть нарисованным Левитаном удостаивались немногие – близкий друг Чехов, возлюбленная Кувшинникова, редкие запавшие в душу знакомцы ...
выпишите из текста метафоры. 1. Трудно ост…ват…ся дома в первый зимний день. 2. Мы ушли на лесные озера. 3. В лесах было торжествен…о светло и тихо. 4.
День как (будто) дремал. 5. С пасмурного высокого неба падали од…нокие снежинки. 6. Мы ост…рожно дышали на них и они пр…вр…щались в чистые капельки воды потом мутнели см…рзались и скатывались на землю как бисер. 7. Мы (не) спеша бродили по лесам до сумерек обошли знакомые места. 8. Старые сн…гири сидели нахохл…вшись на засыпан…ых снегом рябинах. 9. Мы сорвали несколько гроздей схвачен…ой морозом рябины. 10. На маленьком озере оно называет…ся Лариным прудом всегда плавало много ряски. 11. Сей (час) вода в озере была ч…рная прозрачная вся ряска к зиме опустилась на дно. 12. У берегов нар…сла стеклян…ая п…лоска льда. 13. Лед был такой прозрачный что даже (в)близи его было трудно заметить. 14. Я увид…л у берегов стаю плотиц и бросил в них маленький камень. 15. Камень упал на лед зазвенел плотвицы блеснув чешуей метнулись (в) глубину озера а на льду остался белый зернистый след от удара. 16. Мы обламывали руками отдельные льдинки. 17. Они хрустели и ост…вляли на пальцах смешан…ый запах снега и брусники. 18. Небо над головой было очень светлое белое а к г…ризонту оно густело и цвет его напом…нал св…нец. 19. (От)туда шли медлен…ые снеговые тучи. 20. В лесах становилось все сумрачнее все тише и наконец пош…л густой снег. 21. Он та…л в иссиня (ч…рной) воде щ…котал лицо п…рошил серым дымом леса. 22. Зима нач…ла хозяйничать над землей.
Раскройте скобки,вставьте пропущенные буквы. 1.Меняются берега,плывут (на)встречу другие
2.Мы хотели разобраться (в)тайне,окружавшей этот дом.
3.(В)плотную к берегам Алдана пр_мыкали леса,поражающие своей величественной красотой.
4.Этот город — степной мираж,выл_вшийся (в)плотную,вполне осязаемую форму.
5.Экспедиции предстояло спуститься (по)тому склону (в)низ.
6.(На)верху оказалось (не)большое тёмное окошко.
7.(На)конец года планировалось проведение соревнования.
8.(На)конец пятеро друзей вновь оказались вместе.
В каком предложении не пишется слитно? а) На стеллаже я увидел несколько (не)читанных мною книг. б) Среди других находок была деревянная
шкатулка, закрытая и (не)поврежденная.
в) (Не)прошедшие медосмотр не допускались к экзамену.
г) Вина подсудимого (не)доказана.
2) В каком случае пишется НН?
Вид у новичка был неряшливый: давно не чище(1)ые ботинки зашнурова(2)ы до половины, заноше(3)ый вяза(4)ый свитер висел бесформенным мешком.
а) 1, 2, 3; в) 2, 3;
3) В каком предложении выделенное определение обособляется? (Знаки препинания не расставлены.)
левый и правый
плетеные из легкого тростника
русского языка и литературы
Описание лесного озера
... лесное озеро. В нем отражаются растущие на берегу небольшие ели. На берегу растут разные деревья, ели, березы, и можно даже встретить […]. Сочинение на тему Лесное озеро 3 класс (сочинение зарисовка) Зарисовка Лесное озеро для 3 класса ... может и не быть. Вариант №2 Среди огромного разнообразия природных явлений окружающего ... на порой очень сильный мороз. Природа волшебный, абсолютно непостежимый ...
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/myi-ehali-beregom-lenyi-na-yug-a-zima-dogonyala-nas-s-severa/
с массивными воротами
4) Укажите предложение с грамматической ошибкой.
а) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, отображаемые историческое прошлое.
б) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, которые отображают историческое прошлое.
в) У Пушкина есть несколько произведений, в которых отображается прошлое.
г) У Пушкина есть произведения, отображающие наше прошлое.
5) Чем осложнено предложение?
Мы совсем было заблудились, но, к счастью, встретили двух соотечественников, проводивших нас до отеля.
а) однородными членами и вводным словом;
- б) однородными членами, и определением;
- в) обособленным обстоятельством и обособленным определением;
- г) однородными членами, вводным словом и обособленным определением.
6) На месте каких цифр необходимо поставить запятую?
Написанная Вольтером (1) «История Карла 12» (2) входит в состав многотомного собрания сочинений (3) изданного в Париже (4) в начале века.
б) 2, 3; г) 3,4.
7) В каком предложении не пишется раздельно?
а) Стояла жара, (не)обычная для этих мест.
б) Появился хозяин, заспанный и (не)бритый.
в) (Не) приученные к самостоятельной работе дети с трудом осваивают .
г) Раньше эта болезнь считалась совершенно (не)излечимой.
8) В каком случае пишется нн?
Озеро было прямо за лугом, засея(1)ым клевером, но ходить по некоше(2)ым лугам нам было запреще(3)о, а протопта(4)ой тропинки поблизости не было.
а) 1, 4; в) 3,4;
июль жарко и хочется искупаться и вот удача меня и моих сестёр пригласили поехать искупаться на озеро Аслыкуль озеро Аслыкуль
самое крупное в Башкирии мы приехали вода так и манила нас к себе мы разложились и решили погреться на солнышке чтобы ещё больше захотелось купаться там на озере я загорала купалась и плескалась мы с сёстрами плавали на надувном матраце и ещё много чего мало ли что можно делать на озере можно сесть на берег и смотреть как дивная красивая пара лебедей плавает плещется и расплывается по широкому озеру как садится солнце и чудесный закат отражается в воде и конечно можно просто дышать да-да просто дышать свежим чистым воздухом мало ли что можно делать на озере можно лежать слушать плеск воды и радостный смех детей и думать как хорошо жить
Надо запятые в обособленных членами предложениях
1. Возвращаясь с базара (1) женщина встретила (2) чем-то озабоченного (3) сына.
2. Лес (1) наряженный в серебристый иней (2) окружал нас (3) потряхивая (4) заснеженными верхушками.
3. Надсадно гудя (1) машины (2) серые от пыли и грязи (3) медленно двигались по шоссе.
4. Посеребренные росой (1) листья (2) чуть заметно колыхались (3) сбрасывая влажную пыль (4) и (5) сверкая золотистым блеском.
5. Ветер (1) злой и холодный (2) уныло (3) запел свою песню (4) похожую на вой (5) голодного волка.
6. С деревьев (1) окутанных легким туманом (2) и с папоротников (3) сыпались крупные брызги.
7. За рекой (1) дымясь (2) пылал (3) чей-то одинокий и печальный огонь.
8. Шоссе шло на юг (1) минуя деревни (2) видневшиеся (3) то справа (4) то слева от дороги.
9. Данко бросился вперед (1) высоко (2) держа горящее сердце (3) и (4) освещая им путь людям.
10. Из липовой аллеи (1) вертясь (2) и обгоняя друг друга (3) летели желтые круглые листья (4) и (5) промокая (6) ложились на мокрую дорогу (7) и на мокрую темно-зеленую траву луга.
Предложение с разными видами связи Русский язык Тест 9 класс
... связи могут сочетаться в многочленном предложении? Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) сочинение и подчинение 2) сочинение и бессоюзие 3) подчинение и бессоюзие 4) сочинение, подчинение и бессоюзие 5) только сочинение и подчинение Задание #4 Вопрос: Выберите предложения с разными видами связи. ... мороз ... все же мягко ткнулось носом в причал. 2) Грибники шли медленно, посматривая по сторонам и ...
11. Мы (1) наработавшись за день (2) устали (3) и (4) убаюканные шумом дождя (5) быстро уснули.
12. Заросли (1) усыпанные большими (2) в кулак (3) красными
(4) цветами (5) были видны вдалеке.
13. На озере (1) среди лесов зеленых (2) кувшинки белые (3) как звезды (4) расцвели.
14. Облитые солнечным блеском (1) воды сверкали (2) как растопленное серебро (3) и (4) ошеломленные открывшейся картиной
I
Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера. Однако могло показаться, что она идет нам навстречу, спускаясь сверху, по течению реки.
В сентябре под Якутском было еще довольно тепло, на реке еще не было видно ни льдинки. На одной из близких станций мы даже соблазнились чудесною лунною ночью и, чтобы не ночевать в душной юрте станочника, только что смазанной снаружи (на зиму) еще теплым навозом, – легли на берегу, устроив себе постели в лодках и укрывшись оленьими шкурами. Ночью мне показалось, однако, что кто-то жжет мне пламенем правую щеку. Я проснулся и увидел, что лунная ночь еще более побелела. Кругом стоял иней, иней покрыл мою подушку, и это его прикосновение казалось мне таким горячим. Моему товарищу, спавшему в одной лодке со мною, – снилось, вероятно, то же самое. Луна светила ему прямо в лицо, и я видел ужасные гримасы, появлявшиеся на нем то и дело. Сон его был крепок и, вероятно, очень мучителен. В это время в соседней лодке встал другой мой спутник, приподняв дохи и шкуры, которыми он был покрыт. Все было бело и пушисто от изморози, и весь он казался белым привидением, внезапно возникшим из холодного блеска инея и лунного света.
- Бр-р… – сказал он. – Мороз, братцы…
Лодка под ним колыхнулась, и от ее движения на воде послышался звон, как бы от разбиваемого стекла. Это в местах, защищенных от быстрого течения, становились первые «забереги», еще тонкие, сохранившие следы длинных кристаллических игол, ломавшихся и звеневших, как тонкий хрусталь… Река как будто отяжелела, почувствовав первый удар мороза, а скалы вдоль горных берегов ее, наоборот, стали легче, воздушнее. Покрытые инеем, они уходили в неясную, озаренную даль, искрящиеся, почти призрачные…
Это был первый привет мороза в начале длинного пути… Привет веселый, задорный, почти шутливый.
По мере того как мы медленно и с задержками подвигались далее к югу, – зима все крепла. Целые затоны стояли уже, покрытые пленкой темного девственно-чистого льда, и камень, брошенный с берега, долго катился, скользя по гладкой поверхности и вызывая странный, все повышавшийся переливчатый звон, отражаемый эхом горных ущелий. Далее лед, плотно схватив уже края реки и окрепшие «забереги», противился быстрому течению. Мороз все продолжал свои завоевания, забереги расширялись, и каждый шаг в этой борьбе отмечался чертой изломанных льдинок, показывавших, где еще недавно было живое течение, отступившее опять на сажень-другую к середине…
Сложное предложение с сочинительными и подчинительными союзами ...
... Дипломная работа не представляет собой подробного описания разновидностей сочинительных и подчинительных союзов и всего разнообразия отношений, существующих с помощью союзов между частями сложного предложения. В связи с небольшим объемом работы мы останавливаем внимание лишь на ...
Потом кое-где на берегах лежал уже снег, резко оттеняя темную, тяжелую речную струю. Еще дальше – мелкие горные речки присоединялись к этой борьбе. Постепенно прибывая от истоков, они то и дело взламывали свой лед в устьях и кидали его в Лену, загромождая свободное течение и затрудняя ее собственную борьбу с морозом… Черты изломов на реке становились все выше; льдины, выбрасываемые течением на края заберегов, – все толще. Они образовали уже настоящие валы, и порой нам было видно с берега, как среди этих валов начиналось тревожное движение… Это река сердито кидала в сковывавшие ее неподвижные ледяные укрепления свободно еще двигавшимися по ее стрежню льдинами, пробивала бреши, крошила лед в куски, в иглы, в снег, но затем опять в бессилии отступала, а через некоторое время оказывалось, что белая черта излома продвинулась еще дальше, полоса льда стала шире, русло сузилось…
Чем дальше, тем эта борьба становилась упорнее и грандиознее. Река швыряла уже не тонкие льдины, а целые огромные глыбы так называемого тороса, которые громоздились друг на друга в чудовищном беспорядке. Картина становилась все безотраднее. Ближе к берегам торос уже застыл безобразными массами, а в середине он все еще ворочался тяжелыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа закрывает место казни. Вся природа, казалось, была полна испуга и печального, почти торжественного ожидания. Пустынные ущелья горных берегов покорно отражали сухой треск ломающихся ледяных полей и тяжелое кряхтение изнемогающей реки.
Еще через некоторое время темная струя в середине тоже побелела: по ней, тихо ворочаясь, сталкиваясь, шурша, – густо плыли белые льдины сплошного ледохода, готового окончательно стиснуть присмиревшее и обессилевшее течение.
II
Однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди этих тихо передвигавшихся ледяных масс какой-то черный предмет, ясно выделявшийся на бело-желтом фоне. В пустынных местах все привлекает внимание, и среди нашего маленького каравана начались разговоры и догадки.
- Ворона, – сказал кто-то.
- Медведь, – возражал другой ямщик.
Мнения разделились. Одним черная точка казалась не больше вороны, другим – не меньше медведя: отдаленное однообразие этих белых подвижных масс, лениво проплывавших между высокими горами, – совершенно извращало перспективу.
– Откуда же взяться медведю на середине реки? – спросил я у ямщика, высказавшего предположение о медведе.
- С того берега. В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя медвежатами.
- Нонче тоже зверь с того берега на наш идет. Видно, зима будет лютая…
- Мороз гонит, – прибавил третий.
Весь наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересовавшего всех предмета. Белая ледяная каша между тем тихо подвигалась к нам, и было заметно, что черная точка на ней меняет место, как бы действительно переправляясь по льдинам к нашему берегу.
- А ведь это, братцы, козуля, – сказал наконец один из ямщиков.
- Две, – прибавил другой, вглядевшись.
Действительно это оказались горные козы и действительно их было две. Теперь нам уже ясно были видны их темные изящные фигурки среди настоящего ледяного ада. Одна была побольше, другая поменьше. Может быть, это были мать и дочь. Вокруг них льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились; при этих столкновениях в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на большой сравнительно льдине, подобрав в одно место свои тоненькие ножки…
- Ну, что будет! – сказал молодой ямщик с глубоким интересом.
Огромная льдина, плывшая впереди той, на которой стояли козы, стала как будто замедлять ход и потом начала разворачиваться, останавливая движение задних. От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения и плеска. Льдины становились вертикально, лезли друг на друга и ломались с громким, как выстрелы, треском. По временам между ними открывалась и смыкалась опять темная глубь. На мгновение два жалких темных пятнышка совсем было исчезли в этом хаосе, но затем мы тотчас же заметили их на другой льдине. Опять собрав свои тонкие, дрожащие ножки, козы стояли на другой ледяной площадке, готовые к новому прыжку. Это повторилось несколько раз, и каждый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу и удалял от противоположного.
Можно было уже проследить план умных животных. Невдалеке от нас конец мыса выступал острым краем в реку, и здесь льдины, разгоняемые течением, разбивались с особенною силой. Зато более отдаленные, избегавшие линии удара, тотчас же подхватывались отраженной струей и уносились опять к другому берегу реки. Старшая из двух коз, видимо руководившая переправой, с каждым прыжком, очевидно, направлялась на этот мысок, гремевший от напора ледохода… Видела ли она нас или нет, – но наше присутствие она явно не принимала в соображение. Мы тоже стояли на самом мысу неподвижно, и даже большая остроухая и хищная станочная собака, увязавшаяся за нами, очевидно, была заинтересована совершенно бескорыстно исходом этих смелых и трагически-опасных эволюций… Совсем уже близко от берега, в десятке саженей от целой кучки людей, козы все так же были поглощены только столкновением льдин и своими прыжками. Когда льдина, на которой они стояли, тихо кружась, подошла к роковому месту, – у нас даже захватило дыхание… Мгновение… Сухой треск, хаос обломков, которые вдруг поднялись кверху и поползли на обледенелые края мыса, – и два черных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег, поверх этого хаоса.
Они были уже на берегу. Но на другой стороне косы была темная полоса воды, а проход загораживала кучка людей. Однако умное животное не задумалось ни на минуту. Я заметил взгляд ее круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам. Станочная собака, большой мохнатый Полкан, сконфуженно посторонилась, когда старшая коза, загораживая младшую, пробежала мимо нее, почти коснувшись боком ее мохнатой шерсти. Собака только поджала хвост и задумчиво отбежала в сторону, как будто озадаченная собственным великодушием и опасаясь, что мы истолкуем его в невыгодном для нее смысле. Но мы одобряли ее сдержанность и только радостно смотрели кверху, где два стройных тела мелькали на лету, распластываясь над верхушками скал…
III
Эту станцию с нами вместе ехал случайным попутчиком Иван Родионович Сокольский, начальник разведочной приисковой партии. Когда-то какая-то буря занесла его в далекую Сибирь, и он уже не старался вырваться отсюда, втянувшись в богатую своеобразными впечатлениями жизнь приискового разведчика. Это был человек крупный, с обветренным лицом, седеющей гривой волос и как бы застывшими чертами, нелегко выдававшими душевные движения. Его чувства, казалось, так же скрывались под невыразительной физиономией, как течение реки под льдами. В его кошеве (в которой эту станцию я ехал с ним вместе) лежало ружье в чехле из лосиной кожи, и хотя он стоял рядом и ему стоило только протянуть руку, чтобы вынуть ружье, – он не сделал этого движения. Его твердые серые глаза все время не отрывались от животных, и мне в первый раз в течение нашего – недолгого, впрочем, – знакомства показалось, что в этих серых глазах мелькает что-то не совсем холодное и не совсем загрубевшее.
Когда весь этот маленький эпизод закончился благополучно, мы все уселись опять и наш караван двинулся далее, растянувшись под каменистым берегом. Все мы были настроены как-то весело, и все обсуждали смелый подвиг животного, сумевшего сохранить такое самообладание среди стольких опасностей.
– Впрочем, – сказал я, улыбаясь, – кое-что надо отнести и на наш счет. Можно подумать, что мороз имеет свойство пробуждать добрые чувства.
- Из чего вы это заключаете? – спросил Сокольский серьезно.
– Из совершенно необычного поведения этого Полкана, а также, простите сопоставление, – вашего собственного: ваше ружье осталось в чехле.
– Да, – ответил приискатель. – Это правда. Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опасностей, и, я думаю, даже Полкану было совестно закончить все это простым убийством на берегу… Заметили вы, с каким самоотвержением старшая закрыла младшую от собаки?.. Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах?
– Всякая мать, я думаю… – сказал я, улыбнувшись. – Вообще, мне кажется, на вас этот маленький эпизод произвел сильное действие.
Лицо Сокольского носило следы внутреннего волнения, глаза глядели с мягкой грустью.
– Да, – ответил он задумчиво. – Это напомнило мне одну историю и одного человека… Вот вы сказали о действии мороза и о добрых чувствах. Нет, мороз – это смерть. Думали ли вы, что в человеке может замерзнуть, например… совесть?
– И даже весь человек может превратиться в льдину, то есть перестанет быть человеком, – ответил я, опять улыбнувшись. Настроение моего спутника казалось мне все более загадочным.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) Собеседник рассказчика, Сокольский, сомневается: каждый ли человек способен на самоотверженную помощь, когда это связано с риском для его жизни?
2) По наблюдениям местных ямщиков, такие «переправы» животных с другого берега предвещают очень холодную зиму.
3) По мнению рассказчика, животных спас не только инстинкт выживания, но и способность просчитывать свои шаги наперёд, ум, смелость и решительность.
4) Подобравшись ближе к берегу, козы бросились к людям в надежде, что те могут их спасти в случае падения в воду.
5) Собака мгновенно отреагировала на появление коз и кинулась наперерез младшей.
Пояснение., Высказывание 1) подтверждается предложением №37., Высказывание 2) подтверждается предложениями №9-10., Высказывание 3) подтверждается предложениями №31-32., Высказывание 4) противоречит предложениям №27, 29., Высказывание 5) противоречит предложению №31.
Ответ: 123
Ответ: 123
Актуальность: 2016-2017, Сложность: обычная, Раздел кодификатора: Смысловая и композиционная целостность текста., Мариам Григорян
в каких предложениях подтверждается 3 суждение
Татьяна Юдина
(25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу.
Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.
Гость 19.01.2016 18:46
Вопрос 3 некорректен. У животного нет и не может быть ума, смелости, решительности, есть только рефлексы и инстинкт.
Татьяна Юдина, В тексте животное называется умным. Давайте не будем оспаривать то, о чём написано в тексте., Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.
1) В предложении 2 содержится описательный фрагмент.
2) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.
3) Предложение 21 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 22.
4) В предложениях 30-32 представлено описание с элементами рассуждения.
5) Преобладающий тип текста-рассуждение.
Пояснение., В предложениях 30-32 содержится повествование, а не описание с элементами рассуждения., Больше всего в тексте повествования, а не рассуждения, поэтому верны оставшиеся варианты.
Ответ: 123
Ответ: 123
Актуальность: 2016-2017, Сложность: обычная, Маша Сафронова (Катав-Ивановск), Почему слово «пробежал» берётся тоже?, Татьяна Юдина, Да, так пишут и в словарях.
Дарья Бокун
Ошибка тоже из-за «пробежал». Возникает вопрос, до какого слова цитировать?, Татьяна Стаценко
Правы Вы, возможно и без глагола употреблять фразеологизм — «мороз по коже.» Пример: У меня от всего этого мороз по коже (без слова «пробежал» общее значение словосочетания сохранилось, значит именно оно и является неделимым).
Ответ поправлен.
Галина Иваненко
фразеологизм — мороз по коже пробежал. Это полный вариант. Он дан в словарях. Может быть сокращенный вариант, но от этого полный не перестает существовать. Слово «пробежал» не является в данном контексте свободной лексемой с самостоятельным значением.
У кого-либо мороз по коже пробежал= кто-либо 1) замерз 2) испугался. Фр-м многозначный. Но «пробежал» выкидывать из фразеологизма нельзя.
Татьяна Юдина
мороз по коже
Михаил Александрович, Может ли быть словосочетание «роковое место»?, Татьяна Стаценко, Словосочетание может быть, но это не фразеологизм., Из предложений 17-18 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом., Пояснение.
В предложении 17 слово ПЕРЕПРАВОЙ (ПЕРЕПРАВА) образовано бессуффиксным способом от глагола ПЕРЕПРАВИТь.
Ответ: переправой|переправа
Среди предложений 11-18 найдите найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Предложение 14 соединяется с предыдущими при помощи притяжательного местоимения «их».
Ответ: 14
Актуальность: Текущий учебный год, Сложность: высокая, Раздел кодификатора: Средства связи предложений в тексте, Правило: Задание 25. Средства связи предложений в тексте, СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum — ткань, связь, соединение).
Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.
Формулировка задания может быть такой:
Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)
Определите вид связи между предложениями 12 и 13.
Помните, что предыдущее — НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание — 1.
Перейдём к теоретической части.
Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже).
Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .
лексические, морфологические и синтаксические
23.1. Связь при помощи лексических средств.
1. Слова одной .
Слова одной тематической группы — это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.
Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата
Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.
2. Родовидовые слова.
Родовидовые слов — слова, род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.
Ромашка — цветок; берёза — дерево; автомобиль — транспорт
Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом …
Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .
3 Лексический повтор
Лексический повтор — повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.
лес и наука
В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, , особенно когда повтор находится на стыке предложений:
Вот исчезает с карты Отечества Аральское море .
Целое море !
Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.
Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.
Бывало страшно
ценностях
Обратите внимание
4 Однокоренные слова
Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем и общим значением.
Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться
Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.
разорвать
5 Синонимы
Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.
скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование
будет скучать
Радость охватила меня, подхватила и понесла… Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!
тоже
6 Контекстные синонимы
Контекстные синонимы — слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).
котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица
Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.
студентка
Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.
7 Антонимы
Антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.
смех, слёзы; горячий, холодный
Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха . Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.
Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ…
8 Контекстные антонимы
Контекстные антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.
мышка — лев; дом — работа зелёный — спелый
Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой . Дома же в нём просыпался лев .
Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.
это одно и то же лексическое явление,
23.2. Связь при помощи морфологических средств
Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.
1. Местоимение
Связь при помощи местоимений — это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.
Что необходимо знать:
Местоимения — это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.
По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:
1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);
2) возвратное (себя);
его (пиджак)
4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);
определительные
6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);
7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);
8) отрицательные (никто, ничто, ничей);
9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).
местоимения изменяются по падежам
Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .
Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.
1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои….
Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её . Какое из них является той скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я , то что оно заменило в предложении 1? Ничего . А что заменяет местоимение её ? Слово «школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её .
они, какие-то, мои.
В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.
2. Наречие
Связь при помощи наречий — это связь, особенности которой зависят от значения наречия.
Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.
Наречия — это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.
В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:
внизу, слева, рядом, вначале, издавна
Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.
Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.
там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так
в одном из санаториев Белоруссии
Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.
школе и в вузе
3. Союз
Связь при помощи союзов — самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.
но, и, а, зато, также, или, однако
Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе
Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».
Так было всегда…Или это мне так казалось.. .Связь при помощи разделительного союза «или».
Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.
ибо, так что
Примеры предложений: Я был в полном отчаянии…Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью. Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.
Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.
4. Частицы
Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.
ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же
Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно — любить.. .
Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.
После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне… Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.
5. Формы слова
Связь при помощи формы слова
- если это существительное — числе и падеже
- если прилагательное — роде, числе и падеже
- если местоимение — роде, числе и падеже в зависимости от разряда
- если глагол в лице (роде), числе, времени
Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.
Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.
Я был знаком с сыном капитана . С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.
Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;
- «форм слов» — и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.
В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.
Информация для учителя.
Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»
Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.
Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:
«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».
Ниже приведено начало текста, данного для анализа.
- (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.
личного местоимения
форм слова
форм слов
личного местоимения «он»
Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10.
Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором — одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.
Я видел море во сне. Море звало меня
1. Все явно не совпадающие формы — это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы — это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.
2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.
3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.
23.3 Синтаксические средства.
Вводные слова
Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.
Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.
К сожалению
Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.
(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.
Определим, как связаны предложения в этом тексте.
Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её , которое заменяет имя Маша в предложении 1.
Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её : «она» — это форма , «её» — это форма родительного падежа.
Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже , казалось , ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению .
Никита Петров
а почему не 11 предложение? Там тоже притяжательное местоимение в самом начале…
Татьяна Стаценко
но это притяжательное местоимение (наш) никак с «лютой зимой» из 10 предложения не связано.
Раяна Аюпова
А в предложении 18 местоимение «них» скорее указательное получается?
Татьяна Юдина
Них — это личное, форма местоимения «они».
Юлия Рябова
а если указаны, например, предложения 11-18, и в 11 будет притяжательное местоимение, связывающее предложение с предыдущим(10), то нужно ли писать 11 предложение? ведь 10 в указанные в задании предложения не входит.
Татьяна Стаценко
Нет, не нужно.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В. Короленко, как истинный мастер рассказа, в малом объёме сумел максимально полно передать читателям особенности эпизода, пережитого рассказчиком. В синтаксисе частое употребление (А)_____ (предложения 2, 18, 21, 30) делает повествование живым, динамичным, а использование такого синтаксического средства выразительности, как (Б)_____ (предложения 34, 36), помогает расставить смысловые акценты. В свою очередь, такие тропы, как (В)_____ (предложения 2, 27) и (Г)_____ («изящные фигурки» в предложении 14, «безжалостные льдины» в предложении 18, «к роковому месту» в предложении 26), насыщают текст особой выразительностью, художественностью и вместе с тем помогают передать отношение автора к своим героям и происходящему в целом».
Список терминов:
2) сравнение
3) ряд
4) восклицательные предложения
5) синтаксический параллелизм
6) эпифора
7) риторические вопросы
8) лексические повторы
9) эпитеты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение (см. также Правило ниже).
Заполним пропуски.
ряда однородных членов
Ответ: 3529.
Ответ: 3529
Правило: Задание 26. Языковые средства выразительности
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.
смысловую, и грамматическую связь
26.1 ТРОП-СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.
Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.
В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.
1. Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
прилагательными
грустно-сиротеющая земля
Эпитеты могут также выражаться:
существительными
наречиями
деепричастиями
местоимениями
Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);
причастиями и
2. Сравнение
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
как вечный метеор
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнения выражаются различными способами:
Формой творительного падежа существительных:
Соловьем залетным Юность пролетела,
Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)
Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
- Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь
Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);
При помощи слов подобный, похожий, это:
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);
При помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)
3.Метафора, Все метафоры делятся на две группы:
общеязыковые
художественные
алмазный трепет
безбольном холоде
Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);
очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
не только одиночной
4. Олицетворение, Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли
5. Метонимия, Обрек он мечам и пожарам
не то на серебре, — на золоте едал
Город шумел
6. Синекдоха
С меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);
Борода, что ты все молчишь?
7. Перифраз, или перифраза
А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».
8.Гипербола
тридцать пять тысяч
9. Литота
а сам с ноготок!
10. Ирония
26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
найти в задании 22!
11. Синонимы
Синонимы могут быть контекстными.
12. Антонимы
Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.
доброй или злой
Сердобольной или беспощадной,
ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной.
13. Фразеологизмы
попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора
кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята
глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету
14. Стилистически окрашенная лексика
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:
1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:
а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька
домысел, препираться, околесица;
2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:
аллитерация, косинус, интерференция
папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий
15. Лексика ограниченного употребления
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:
кочет — петух, векша — белка
голодранец, забулдыга, затрещина, трепач
камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей
тусовка, навороты, крутой
боярин, опричнина, конка
26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств- это уровень предложения или нескольких предложений.
Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.
16.Риторический вопрос
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? .. (M. Ю. Лермонтов);
17.Риторическое восклицание, О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет!
Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)
18.Риторическое обращение, Друзья мои!, О, глубокая ночь! О, холодная осень!
19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор)
анафора, эпифора и подхват
Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);
Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек,
человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
человечно
Досталась им буханка светлого хлеба — радость!
Сегодня фильм хороший в клубе — радость!
Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли- радость! (А. И. Солженицын)
Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:
на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);
20. Параллелизм (синтаксический параллелизм), Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
21. Инверсия
темнице сырой
Часов однообразный бой
22.Парцелляция
23.Бессоюзие и многосоюзие
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)
многосоюзия
Зато и внук,и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)
24.Период
Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
25.Антитеза, или противопоставление, Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт, Вчера еще в глаза глядел,
А ныне — все косится в сторону,
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)
26.Градация, Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла, Светились, горели, сияли, Нисходящая градация, Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)
27.Оксюморон
тоска веселая
красоты их безобразной
28.Аллегория
29.Умолчание
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:
восклицательные предложения
диалог, скрытый диалог;
вопросно-ответная форма изложения
ряды однородных членов;
- цитирование;
вводные слова и конструкции
Неполные предложения
26.12.2016 16:02
почему в Б ответ 5, а не 6?как их различить
Татьяна Юдина
Действительно, сложный вопрос. О параллелизме говорят, когда предложения идут рядышком, одно за другим, очень друг на друга по строению похожи, так обычно в стихах так бывает.