Урок развития речи. -миниатюра «Поговорим о милосердии» 2 класс

Сочинение

Методическая разработка урока развития речи, написание сочинения – миниатюры, 2 класс., Автор: Рябова Т. А.

Тема

Поговорим о милосердии

Цели урока

Образовательные : учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе подготовки написания сочинения-миниатюры на заданную духовно-нравственную тему; создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на уроке.

Воспитательные: воспитывать свободу мышления; учить детей свободно выражать свои чувства, эмоции, мысли; воспитывать чувство сопереживания, любви к ближнему.

Развивающие: развивать мышление, воображение, монологическую и диалогическую речь учащихся; расширять представления детей о нравственной стороне окружающей действительности, развивать умения выражать свои мысли в процессе написания сочинения-миниатюры.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Развитие устной и письменной речи, умение выражать свои мысли вслух, аргументировать свое мнение;

— Обогащение словарного запаса обучающихся, умение подбирать родственные слова, объяснять значение слов.

Личностные: осознавать красоту мира природы; делиться своими впечатлениями от восприятия картин.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить вы­ходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира;
  • определять своими словами самое главное;

— контролировать свою речь, ее четкость и правильность.

Организация пространства

Межпредметные

связи

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Мультимедийная презентация

Рабочая тетрадь, черновик

Тип урока, используемая технология

Урок развития речи.

Проблемно-диалогический.

1 этап Постановка темы урока. Создание проблемной ситуации.

Цель — мотивировать учащихся на изучение темы

— Ребята, я предлагаю вам посмотреть презентацию (о милосердии презентация №1)

— На листочках запишите мысли, чувства, эмоции, которые возникли у вас во время просмотра (дети пишут на черновиках)

— Поделитесь своими мыслями вслух (дети зачитывают, что написали)

— Молодцы, спасибо! Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о милосердии) слайд 1.

(2 вариант: каким словом можно назвать все перечисленные вами чувства?)

2 этап Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения

Деятельность обучающихся

Открытие нового знания

Цель — выяснить смысл слова милосердие.

— Откроем тетради и запишем число, сочинение-миниатюра, тему урока ( слайд 1) «Милосердие»

— Посмотрите на экран. Почему стоит многоточие? (мысль не окончена)

— Как вы понимаете, что такое милосердие?

Работа в тетради.

Высказывают свои предположения о том, что такое милосердие.

Выдвижение гипотез, побуждающих от проблемной ситуации к диалогу.

Цель – выяснить, как образовалось слово милосердие, подобрать родственные слова.

— Посмотрите на экран. (слайд 2). Попробуем разобраться, как получилось слово милосердие (из двух слов)

— Молодцы! В слове два корня: мил (клик) и серд (клик). Давайте подберем родственные слова с корнем мил. (слайд 3дуга)

Милый ( клик). Кто милый? (ребенок, котенок, цветок) значит, милый – это приятный? С какой интонацией мы произносим «милый»? (доброй, хорошей, ласковой, нежной).

« Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого хотим всегда видеть, по кому скучаем..»

— Ребята, назовите еще слова с корнем мил. ( милость) что вы думаете о значении этого слова?(клик) (помощь, дать денег. Если тебя ударили, а ты не ударил в ответ)

Какие близкие слова этому слову можно назвать? Милость — это любовь, жалость. По отношению к кому мы испытываем любовь и жалость? (к пожилым, больным, животным, к детям во время ссоры)

— А слышали вы выражение « сделай милость» ? Когда так говорят? (просят о чем-то) а вы обращались к кому — то так? К сожалению, сейчас так не принято говорить. Давайте попробуем.

Сделайте милость, встаньте. Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами, улыбнитесь. Продолжите физминутку со слов сделайте милость…

Вам приятно, когда к вам так обращаются? Продолжим наш разговор.

Если мы любим человека, мы готовы простить ему все- любой проступок, любой недостаток. Отсюда слово помиловать (клик) – простить, отнестись с любовью, даже к тому кого трудно простить.

Итак, родственные слова (клик) дети читают милый, милость, помиловать. Теперь подберем родственные слова с корнем серд (сердце клик)

— вот оно наше сердце. Часто приходится слышать «Сердце болит» поясните, пожалуйста.

Клик картинка. Как вы думаете, есть ли еще значение у этого выражения ? Клик картинка душа болит . Когда мы говорим сердце болит, душа болит? Клик посмотрите на экран. Что скажете? (девочку обидели, женщина плачет, у нее кто-то умер)

— а у вас когда-нибудь такое было? Болела душа?

— вот еще родственное слово сердечный, сердечная. О ком или о чем можно так сказать? (боль человек).

Итак, прочитаем все родственные слова, которые мы назвали. клик

Дети предлагают варианты

Дети подбирают слова

Физминутка проводит Алеша Евдокимов

3 этап Актуализация знаний

Цель — проверить уровень понимания материала

— Ребята, подсказали ли нам значения корней смысл слова милосердие ?

— Поработайте в парах. Обобщите, как вы понимаете значение слова милосердие. Подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова милосердие, запишите на листочках.

— Зачитайте слова, которые вы написали. Я тоже добавила слова. Клик доброта, жалость, помощь, прощение.

— Скажите, кто может быть милосердным ? Животные могут? О каком человеке мы говорим милосердный ? Встречались ли вам милосердные люди?

Ребята, вы дали свое объяснение слову милосердие. А где мы можем посмотреть точное значение слова? (в толковом словаре ) слайд 5

На экране дети про себя читают цитату из словаря Ожегова. Затем хором.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Ушаков (клик)

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Что главное в объяснении значения слова? (оказать помощь, готовность помочь)

Слайд 6

В чем же проявляется истинное милосердие? ( м- это поступок добрый, за который не ждут вознаграждения клик)

Приведите примеры милосердных поступков. Милосердие – это одна из вечных ценностей нашей жизни. Дарите людям тепло своей души, улыбайтесь, прощайте друг друга.

Работа в парах.

Слова, которых нет на слайде, записать на доске.

Ответы детей. Уточнить, почему считают милосердным человека.

Физминутка. Сделайте милость…обхватите стол руками, потянитесь, лягте, закройте глаза представьте что — нибудь хорошее.

4 этап Применение нового знания. Написание мини-сочинения.

Цель – сформулировать свои мысли, написать мини-сочинение.

— Посмотрите ( клик слайд 7) на слова, возможно ли говорить о милосердии, забывая о милосердных поступках? (клик) вспомните, что мы сегодня говорили о милосердии. Напишите, что вы думаете об этом важном чувстве. Я вам немного помогу — ответьте на мои вопросы. (клик ) А если хотите, высказаться по-своему — милости прошу.

На столах у вас памятки для помощи.

Зачитываются несколько сочинений. Работы собирают ассистенты.

Дети получают памятки, слабые получают подсказки, где нужно вставить слова.

Написание сочинения.

Чтение сочинений.

5 этап рефлексия.

Цель — подвести итог, что нового узнали, что для себя взяли с урока

— Ребята, поделитесь своими впечатлениями. Что нового узнали?

— Какой вывод для себя сделали?