Методическая разработка урока развития речи, написание сочинения – миниатюры, 2 класс., Автор: Рябова Т. А.
Тема |
Поговорим о милосердии |
|||||
Цели урока |
Образовательные : учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе подготовки написания сочинения-миниатюры на заданную духовно-нравственную тему; создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на уроке. Воспитательные: воспитывать свободу мышления; учить детей свободно выражать свои чувства, эмоции, мысли; воспитывать чувство сопереживания, любви к ближнему. Развивающие: развивать мышление, воображение, монологическую и диалогическую речь учащихся; расширять представления детей о нравственной стороне окружающей действительности, развивать умения выражать свои мысли в процессе написания сочинения-миниатюры. |
|||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
||||
Развитие устной и письменной речи, умение выражать свои мысли вслух, аргументировать свое мнение; — Обогащение словарного запаса обучающихся, умение подбирать родственные слова, объяснять значение слов. |
|
|||||
Организация пространства |
||||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||||
|
|
|
||||
Тип урока, используемая технология |
Урок развития речи. Проблемно-диалогический. |
|||||
1 этап Постановка темы урока. Создание проблемной ситуации. |
||||||
Цель — мотивировать учащихся на изучение темы |
— Ребята, я предлагаю вам посмотреть презентацию (о милосердии презентация №1) — На листочках запишите мысли, чувства, эмоции, которые возникли у вас во время просмотра (дети пишут на черновиках) — Поделитесь своими мыслями вслух (дети зачитывают, что написали) — Молодцы, спасибо! Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о милосердии) слайд 1. (2 вариант: каким словом можно назвать все перечисленные вами чувства?) |
|||||
2 этап Учебно-познавательная деятельность |
||||||
Последовательность изучения |
Обучающие и развивающие задания и упражнения |
Деятельность обучающихся |
||||
Открытие нового знания |
||||||
Цель — выяснить смысл слова милосердие. |
— Откроем тетради и запишем число, сочинение-миниатюра, тему урока ( слайд 1) «Милосердие» — Посмотрите на экран. Почему стоит многоточие? (мысль не окончена) — Как вы понимаете, что такое милосердие? |
Работа в тетради. Высказывают свои предположения о том, что такое милосердие. |
||||
Выдвижение гипотез, побуждающих от проблемной ситуации к диалогу. |
||||||
Цель – выяснить, как образовалось слово милосердие, подобрать родственные слова. |
— Посмотрите на экран. (слайд 2). Попробуем разобраться, как получилось слово милосердие (из двух слов) — Молодцы! В слове два корня: мил (клик) и серд (клик). Давайте подберем родственные слова с корнем мил. (слайд 3дуга) Милый ( клик). Кто милый? (ребенок, котенок, цветок) значит, милый – это приятный? С какой интонацией мы произносим «милый»? (доброй, хорошей, ласковой, нежной).
« Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого хотим всегда видеть, по кому скучаем..» — Ребята, назовите еще слова с корнем мил. ( милость) что вы думаете о значении этого слова?(клик) (помощь, дать денег. Если тебя ударили, а ты не ударил в ответ) Какие близкие слова этому слову можно назвать? Милость — это любовь, жалость. По отношению к кому мы испытываем любовь и жалость? (к пожилым, больным, животным, к детям во время ссоры) — А слышали вы выражение « сделай милость» ? Когда так говорят? (просят о чем-то) а вы обращались к кому — то так? К сожалению, сейчас так не принято говорить. Давайте попробуем. Сделайте милость, встаньте. Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами, улыбнитесь. Продолжите физминутку со слов сделайте милость… Вам приятно, когда к вам так обращаются? Продолжим наш разговор. Если мы любим человека, мы готовы простить ему все- любой проступок, любой недостаток. Отсюда слово помиловать (клик) – простить, отнестись с любовью, даже к тому кого трудно простить. Итак, родственные слова (клик) дети читают милый, милость, помиловать. Теперь подберем родственные слова с корнем серд (сердце клик) — вот оно наше сердце. Часто приходится слышать «Сердце болит» поясните, пожалуйста. Клик картинка. Как вы думаете, есть ли еще значение у этого выражения ? Клик картинка душа болит . Когда мы говорим сердце болит, душа болит? Клик посмотрите на экран. Что скажете? (девочку обидели, женщина плачет, у нее кто-то умер) — а у вас когда-нибудь такое было? Болела душа? — вот еще родственное слово сердечный, сердечная. О ком или о чем можно так сказать? (боль человек).
Итак, прочитаем все родственные слова, которые мы назвали. клик |
Дети предлагают варианты Дети подбирают слова Физминутка проводит Алеша Евдокимов |
||||
3 этап Актуализация знаний |
||||||
Цель — проверить уровень понимания материала |
— Ребята, подсказали ли нам значения корней смысл слова милосердие ? — Поработайте в парах. Обобщите, как вы понимаете значение слова милосердие. Подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова милосердие, запишите на листочках. — Зачитайте слова, которые вы написали. Я тоже добавила слова. Клик доброта, жалость, помощь, прощение. — Скажите, кто может быть милосердным ? Животные могут? О каком человеке мы говорим милосердный ? Встречались ли вам милосердные люди? Ребята, вы дали свое объяснение слову милосердие. А где мы можем посмотреть точное значение слова? (в толковом словаре ) слайд 5 На экране дети про себя читают цитату из словаря Ожегова. Затем хором. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ушаков (клик) Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. — Что главное в объяснении значения слова? (оказать помощь, готовность помочь) Слайд 6 — В чем же проявляется истинное милосердие? ( м- это поступок добрый, за который не ждут вознаграждения клик) Приведите примеры милосердных поступков. Милосердие – это одна из вечных ценностей нашей жизни. Дарите людям тепло своей души, улыбайтесь, прощайте друг друга. |
Работа в парах. Слова, которых нет на слайде, записать на доске. Ответы детей. Уточнить, почему считают милосердным человека. Физминутка. Сделайте милость…обхватите стол руками, потянитесь, лягте, закройте глаза представьте что — нибудь хорошее. |
||||
4 этап Применение нового знания. Написание мини-сочинения. |
||||||
Цель – сформулировать свои мысли, написать мини-сочинение. |
— Посмотрите ( клик слайд 7) на слова, возможно ли говорить о милосердии, забывая о милосердных поступках? (клик) вспомните, что мы сегодня говорили о милосердии. Напишите, что вы думаете об этом важном чувстве. Я вам немного помогу — ответьте на мои вопросы. (клик ) А если хотите, высказаться по-своему — милости прошу. На столах у вас памятки для помощи. Зачитываются несколько сочинений. Работы собирают ассистенты. |
Дети получают памятки, слабые получают подсказки, где нужно вставить слова. Написание сочинения. Чтение сочинений. |
||||
5 этап рефлексия. |
||||||
Цель — подвести итог, что нового узнали, что для себя взяли с урока |
— Ребята, поделитесь своими впечатлениями. Что нового узнали? — Какой вывод для себя сделали? |