Сказкотерапию использую в качестве инструмента для выявления первичных причин поведенческих реакций и как ресурсную практику в психотерапии. Этот метод можно использовать в работе с самыми маленькими детьми. Возможности сказкотерапии огромны. С помощью сказкотерапии можно выяснить глубинные деформации детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка.
Сказки для детей, сказкотерапия.
Сказки, в первую очередь, являются инструментом для передачи опыта, навыков, умений и понимания добра и зла, а так же глубинного смысла жизни. Многие сказки состоят из аллегорий и жизненных линий поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психологов и психотерапевтов, которые занимаются изучением и описанием воздействия фольклорных сказок на подсознание и сознание.
К сказкотерапевтическим методам относят:
- рассказывание сказки;
- сказкотерапевтическую диагностику;
- изготовление кукол;
- сочинение сказок;
- постановку сказки;
- рисование сказки.
Методы рассказывания и сочинения сказки уже оказывает терапевтическое воздействие. Сказку лучше рассказывать, чтобы терапевт мог отмечать, что происходит с ребенком в процессе повествования.
Ребенок с терапевтом могут сочинять сказку совместно, одновременно драматизируя ее всю или какие-то отдельные фрагменты. Так же ребенок может самостоятельно сочинять сказку. Самостоятельное придумывание сказки и пересказ ее помогают определить эмоциональные спонтанные проявления, которые часто не заметны в поведении.
Иногда малыш может прервать рассказ, предложив неожиданно свое окончание, отвечая низким голосом и торопливо, с признаком волнения на лице (небольшие тики, покраснение, потливость).
Обычно ребенок не хочет отвечать на задаваемые вопросы, хочет опередить события и начать сказку сначала. Это все признаки невротического состояния.
После того, как сказка рассказана можно применять метод ее рисования. С помощью этого метода можно определить все то, что заставляет ребенка переживать, а так же помогает определить его чувства. Работа с цветным картоном и пластилином позволяет ребенку убрать тревогу и те чувства, которые его волнуют. Не нужно придавать значение качеству рисунков и поделок. При сильных переживания на рисунках ребенка будут появляться различные чудовища, огонь и он будет использовать темные цвета. На эту же тему новый рисунок ребенка будет спокойнее и цвета выбраны светлее. Свои эмоции лучше передавать ребенку карандашами и красками.
Ознакомление с произведениями фольклора детей младшего дошкольного ...
... устному народному творчеству (фольклору). Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию карельского фольклора в педагогической работе с детьми. Определить методы и приемы работы по использованию карельского фольклора в работе с детьми младшего ... в развитии дошкольника с самого раннего возраста. Цель литературного образования дошкольников, по словам С.Я. Маршака в ...
Следующий метод сказкотерапии — изготовление кукол.
Изготовление кукол и манипулирование ими приводит к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения.
Сказкотерапия для детей 3-ех летнего возраста.
Особенностью сказскотерапии с детьми 3-ех летнего возраста состоит в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связаны с его проблемой. Так же необходим контакт с ребенком и выполнение условий, таких как: передача настоящих эмоций и чувств и располагать перед собой ребенка так, что бы он видел лицо взрослого и следил за его жестами, мог обмениваться взглядами. Длительных пауз необходимо избегать. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить историю на выбор, главное прочитать ее вслух.
Проблема, которая будет озвучена в сказке должна соответствовать требованиям, таким как:
- в ней не должен быть заложен готовый верный ответ;
- проблема должна быть актуальной для малыша;
- вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы ребенок смог самостоятельно прослеживать причинно-следственные связи.
И главное, чтобы сказки были в соответствии с возрастом ребенка.
Ребенок трех лет, способен удержать в памяти простые действия героев, проявляя интерес. Большое значение имеет сюжетность и простота сказок, например такие как: «Колобок», «Теремок», «Репка». Так же надо помнить о способности ребенка отделять реальность от сказочного сюжета, которая появляется к четвертому году жизни.
Примеры сказкотерапии для детей.
В методе сказкотерапия, психолог, педагог, врач может найти для себя те ресурсы, которые будут помогать ему осуществлять его профессиональные задачи.
Сказкотерапию можно использовать для коррекционной работы со страхами и фобиями. Например, сказка может начинаться со следующих слов: » Жил был ребенок, который был похож на тебя….». Тем самым, можно моделировать ребенку истории, похожие на его жизненные ситуации, и которые оказывают не него угнетающее воздействие. Эффективны такие примеры при первых посещениях детского сада, боязни темноты, стрессах и проявлениях различных страхов у ребенка.
В пятилетнем возрасте сказка терапия будет наиболее эффективна если ребенка подключать к продолжению сказки и к завершению предложенного сюжета. Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детская фантазия.
Сказкотерапия в тренинговой практике использует одну из методик, заключающаяся в совместном придумывании, когда сюжетная линия выстраивается по частям и по очереди каждым участником. Феномен этой методики заключается в сочинении сказочной истории незнакомыми людьми. На таких тренингах сочиняются истории по очереди для каждого ребенка. И ребенок берет из своей сказочной истории индивидуальное решение для своей проблемы.
Сказка как одно из средств нравственного воспитания младших школьников
... в начальной школе. Объект работы – процесс воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Предмет работы – сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. С ... из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое ...
Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация. Отличие заключается в том, что от ребенка не требуется анализа и выводов о происходящем, так как вся работа происходит на подсознательном уровне.
Примером сказочной истории трансформации, а так же преобразовании может выступить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок», работа с этой темой подходит детям с заниженной самооценкой.
Для освобождения напряжения и для приобретения новых способов реагирования будут уместны страшные сказочные истории, где героями сказки могут выступать бандиты и нечистая сила. Снятию напряжения способствует многократное моделирование и проживание тревожной ситуации. Для повышения стрессоустойчивости нужно рассказывать страшилки в группе 6-ти леток. Соблюдая при этом правила:
- историю рассказывать устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию;
- конец страшилки должен быть неожиданным и смешным.
Для приобретения жизненной мудрости нужно использовать волшебные сказочные истории. Дети 6-ти лет проявят больший интерес к таким волшебным историям. Сказка терапия и ее работа начинается с обсуждения. После того, как были проработаны сказочные смыслы, которые имеют связь с жизненными ситуациями можно использовать следующие методы работы, такие как: рисование, изготовление кукол, песочную терапию и драматизацию.
Для того, чтобы понять свои внутренние переживания при потере надежды хорошо подойдет такая сказочная история как, Пантелеева «Две лягушки». Эта история наводит на то, что за свое здоровье и жизнь нужно до последнего бороться, так как каждый имеет внутренние ресурсы, чтобы справиться с теми жизненными трудностями, которые встаю у него на пути. Для выполнения учебных заданий будет уместно использование дидактических сказок. Ребенок в виде дидактических сказочных заданий учится переписывать заданные на дом математические примеры. В таких сказочных историях решение примера берет на себя роль прохождения испытания, а после того как задание было выполнено приводит героя к успеху.
Для того, чтобы сказочная история была полезной необходимо соблюдение 3-ех правил:
1. сказка должна быть идентичной проблеме ребенка, но не иметь прямого сходства с реальной историей;
2. она должна иметь замещающий опыт для того, чтобы у ребенка была возможность сделать новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;
3. разворачивание сказочного сюжета должно идти в следующей последовательности: «жили были» — это начало истории и затем встреча с ее героями.
Для наглядности рекомендуется делать героев сказок для детей 3-ех лет из игрушек (животных, маленьких человечков).
В возрасте с 5-ти лет можно вводить принцесс, фей, солдат, волшебников. В зависимости от того, какая проблема решается, используют русские народные сказки и зарубежные. Часто в работе используются: «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек». Что касается зарубежных сказок, то предпочтение выпадает на: «Золушка», «Госпожа метелица», «Спящая красавица».
Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел
... В VI в. повелителем Вселенной признавали бога-громовержца Перуна. В договорах X в. с греками, русские ... персонажей выступают в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки и ... обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве – ... истории. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в ...
По мнению французского психиатра, доктора медицины и психологии, Жана Годэна, сказки Ш. Перро очень эффективны в использовании конкретных проблем. Например, «Спящая красавица», будет уместна в работе с детьми, которые переживают кризис. Сказка «Ослиная шкура» поможет при проблеме инцеста. Сказку «Мальчик с пальчик» используют в работе с брошенными детьми.
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.
Сказки оказывают воздействие на личность ребенка. Они обладают не только терапевтическим эффектом, но и воспитательным. Смысл сказок ребенком воспринимается по разному, в зависимости от его личного образа мыслей. Если сказки, притчи подобраны верно, то они помогают создать определенную дистанцию и по другому посмотреть на личные конфликты и найти решение спорных ситуаций.
Многие исследователи считают сказкотерапию для детей не только направлением психотерапии, но и синтезом достижений в педагогики, психологии и философии различных культур.
Рекомендуют структурировать использование сказок по отдельно взятым детским проблемам:
- Сказки для детей, испытывающих страх темноты и страх перед врачом;
- Сказки для гиперактивных детей;
- Сказки для детей с расстройствами в поведении и физическими проявлениями (проблемы с мочевым пузырем, едой);
- Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях (развод, появление нового члена в семье);
- Сказки для детей, потерявших любимого животного и значимого человека.
Сказкотерапия для дошкольников включает следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Для каждого ребенка подбирается и используется жанр по его интересам. метафора выступает средством психологического воздействия. Насколько точно подобрана метафора, настолько эффективен будет сказкотерапевтический эффект. Жизненная проблема в сказках не скрыта, о ней конкретно говорится.
После знакомства с ребенком и выявления актуальных проблем подбираются сказки, в которых будет отражаться реальная трудность. В работе применяются сказки, где выделяются следующие виды: взаимоотношения животных и людей, сказки о животных. Дети 5-ти лет идентифицируют себя с животными и стараются в своих действиях быть похожими на них. Поэтому сказки о животных будут наиболее эффективны в передачи жизненного опыта ребенку.