1.Знакомство с творчеством композитора М.Глинки. Прослушивание его произведения –«Мазурка».
2.Анализ формы мазурки.
3.Музыкальный диктант.
4.Работа над сочинением.
Ход занятия:
Организационный момент. (1 мин).
Педагог: Сегодня мы познакомимся с творчество М.Глинки, узнаем много интересного про жанр мазурки, и ты сам попробуешь себя в качестве композитора.
Основная часть.(28 минут)
Глинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор.
Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.
После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.
В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки.
Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.
В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.).
Опера «Руслан и Людмила» (1842)
... Глинка не лишает пушкинского юмора. Они, скорее, комичны, чем ужасны. «Черноморское» и волшебное в «Руслане и Людмиле», конечно, враждебно, но как бы понарошку, по ... Руслана и Людмилы в княжеских палатах Светозара) и завязка сюжета (похищение Людмилы). ... начало, присущее творчеству Глинки. Его «Руслан» – едва ... опере особую стройность и завершенность. Кроме того, возникает и сценическая арка: интродукция и ...
Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь
в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
Ну а сейчас мы послушаем его «Мазурку».
Слушание музыки .
Педагог: опиши, что это за жанр.
Обучающийся: Это танец. Музыкальный размер мазурки трехдольный: 3/4. Педагог:
Мазу́рка (от mazurek ) — .
Название произошло от жителей — , у которых впервые появился этот танец. — 3/4 или 3/8, быстрый. Частые резкие , смещающиеся на вторую, а иногда и на третью . В мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В получила распространение как в странах .
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур . — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора , написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.
Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.
В известны мазурки , , , , .
Мазурки Ф.Шопена: к вопросу о жанрах и формообразовании
... фортепианной мазурки, Шопен исходил не из какого-нибудь одного определенного образца, а обобщал и объединял черты нескольких танцев, возникших ... форм мазурок, выбранных для анализа (реферативное изложение бумажных публикаций по теме, а также интернет-источников) Выбранные мною для анализа мазурки ... мазурках не имеют равных в других его сочинениях и говорят о том, что, сочиняя в этом жанре, композитор ...
Композитор при написании музыки к балету « » (1864 год) для своей мазурки в последнем действии использовал известную песенку « ».
Педагог: Сегодня, прежде чем ты попробуешь сочинить мазурку, мы должны вспомнить такую форму как период.
Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение .
Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Сейчас мы сделаем анализ «Мазурки» М.Глинки.
Обучающийся выделяет фразы, предложения,анализирует строение мазурки.
Педагог: Прежде чем приступить к сочинению, мы выберем лад, в котором будет написан твоя мазурка.
Обучающийся: Я хочу, чтобы мазурка звучала в миноре.
Педагог: Мы с тобой возьмём тональность Ля минор, в котором знаков нет.В конце нашей пьесы мы проставим нотку – Ля. и ещё мы должны выбрать размер ¾.
Педагог: Давай попробуем сначала подобрать мелодию на фортепиано и распеть её.
Обучающийся распевает и подбирает на фортепиано свою мелодию.
Педагог: Ну, а теперь мы поработаем в нотной тетради. Расчерти 16 тактов.
Обучающийся выполняет задание.
Педагог : чтобы правильно ритмически записать мелодию, нужно её прохлопать со счётом.
Обучающийся прохлопывает, то что он записывает в тетради.
Педагог: Затем оформляются штрихи.
Обучающийся проставляет легато,стаккато.
Педагог на начальном этапе помогает оформить аккомпанемент левой руки. Если ребёнок обучается более двух лет, он самостоятельно проводит гармонический анализ и подбирает аккорды для аккомпанемента.
Заключительная часть(1 минута).
Педагог: с каким жанром мы сегодня познакомились?
Обучающийся: с жанром мазурки.
Мелодия душа музыки. «Мелодия — душа музыки
... урок? Ответы детей. Да, тема сегодняшнего урока - «Мелодия - душа музыки» . Наша ЗАДАЧА сегодня с вами - понять, каким ЦЕЛЯМ служат ... на одном дыхании. В ней нет других контрастных мелодий. «Мелодия». Вопросы: «Мелодия» Чайковского (Дети: - Грустная.) Педагог: - Правильно. А какая из двух пьес ... в свои 60 лет обнаружила талант к пению и теперь поет в хоре, принося радость себе и слушателям. Вот ...
Педагог: теперь ты сам сможешь поработать над сочинением.