Особенности жанра ‘репортаж’

Факты есть факты; они не исчезнут из-за того, что вам не нравятся.

Джавахарлал Неру (1889-1964)

В данной работе предпринята попытка с помощью теоретических выкладок и примеров из современной печатной практики разобраться, какой информационный повод может служить толчком к созданию репортажа в печатных СМИ. Отбор событий, которые являются поводом для репортажа, — один из важнейших составляющих работы сотрудников новостей. Умение «отделить зерна от плевел и составить сценарий — это во многом умение правильно оценить значительность происходящего. Только правильно расставив акценты в информационной картине дня, можно создать качественные новости, пользующиеся вниманием, доверием и уважением читателей. Но даже репортаж на самую скандальную (актуальную, интригующую, пикантную) тему — это не всегда хороший репортаж. Работа репортера дает положительный результат только при соблюдении определенных профессиональных правил и норм.

Цель: с помощью теоретических выкладок и примеров из СМИ разобраться, в чем особенности жанра репортаж.

Задачи работы:

·Рассмотреть понятия «репортаж» и «информационный повод»

·Разобраться, как создаются репортажи

·Разобраться в видах репортажа и иметь представление об их различиях друг от друга;

1.Виды СМИ

К XXI веку накопилось огромное количество источников получения информации, их разнообразие не может не радовать. Для успешной деятельности современного человека необходимо быть информированным, будь то узкая информация или же информация широкого потребления. Проанализировав некоторые источники, и полагаясь на свои знания, я выделила основные виды средств массовой информации:

Вид СМИ 1 — печатные издания. Пожалуй, по совокупности выданных свидетельств о регистрации самый массовый. К данному виду СМИ относятся газеты, журналы, буклеты, справочники, брошюры и т.д., которые имеют постоянное название, издаются 1 раз в год и чаще, а также имеют другие признаки средства массовой информации.

6 стр., 2573 слов

Автоматизированные системы обработки информации

... торговлей; обеспечить необходимой информацией о работе торговли партийные и государственные органы; осуществлять обмен информацией с другими отраслевыми и территориальными АСУ. Автоматизированная система обработки информации представляет собой человеко-машинную систему, в рамках которой ...

Вид СМИ 2 — сайты. Коллективы, зарегистрировавшие свои сайты как СМИ, приобретают те же права, что и коллективы других СМИ.

Вид СМИ 3 — телепрограмма. Этот вид средства массовой информации наиболее затратный и в то же время наиболее высокоэффективный, если правильно организовать вещание.

Вид СМИ 4 — радиопрограмма. При правильной организации вещания и в умелых руках по эффективности и прибыльности может сравняться с некоторыми телепрограммами, хотя как конкурент не рассматривается. Сейчас многие телевизионщики предпочитают вдобавок иметь и сопутствующую радиостанцию.

Вид СМИ 5 — видеопрограмма. Под данным средством массовой информации понимается любой видеоматериал, транслируемый периодически на каких-либо технических средствах.

Вид СМИ 6 — кинохроникальная программа. Название говорит само за себя, данный вид СМИ наименее популярен ввиду своей специфичности.

Вид СМИ 7 — информационное агентство. Функция информационных агентств ориентирована на сбор информации (новостей), и передача этой информации для распространения редакциям СМИ, описанным выше. Информационные агентства, зарегистрированные как СМИ, в установленном порядке приобретают все соответствующие права.

1.1 Основные жанры СМИ. Характеристика

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.

В печати существует множество разнообразных жанров, такие как:

ЗАМЕТКА

Общая характеристика

Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом).

В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете. Не излагается ход этого изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось, и т.п. Главное для заметки — именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение» (естественно, в рамках доступного осознанию), тем значимее будет новость.

24 стр., 11679 слов

Роль средств массовой информации в PR-процессе

... и аудиториями. Средства массовой информации Ведущая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании общественного мнения отражается в их определении как «четвертой власти». Примерно четвёртую часть времени бодрствования человек ... Как определить успешность выбранного пути? Конечно, существует определенный алгоритм работы со СМИ. Однако по-настоящему эффективным его использование будет ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него — сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

Причина отнесения типа публикаций, обозначенных как «информационный отчет», к самостоятельному жанру заключается в особом характере предмета отображения. В качестве такового в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это — всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. Именно в ходе их вырабатывается «продукция», представляющая собой различные планы, заявления, намерения, решения и т.д., и воспроизводящая потенциальный объект интереса аудитории СМИ (хотя, разумеется, ее могут интересовать и различные стороны хода самих конференций, собраний и прочих мероприятий).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью).

В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.

БЛИЦ-ОПРОС

Напомним, что опрос — это схожий с интервью метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого — получение ответов на несколько (порой — множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Если автор опрашивает только одного человека, то такой опрос превращается в интервью. Те публикации, которые представляют собой фиксацию хода опроса, могут быть отнесены к самостоятельному жанру опроса. Схема образования данной жанровой группы та же, что и при образовании жанровой группы интервью. Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых — краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам.

15 стр., 7349 слов

Курсовая Телевизионный репортаж

... телерепортеры. 5. Выявить особенности работы телерепортера в «горячих» точках. ГЛАВА I. ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР, ИНФОРМАЦИОННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ 1.1. Сущность репортажа Термин «репортаж» происходит от фр. «reportage» ... технических достижений). Но событийность остается одним из существенных признаков жанра. Назначение жанра — информационное, репортаж, его структура не оставляют в газете или на ...

РЕПОРТАЖ

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX — начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла прежде всего на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.

Газетные жанры.

Использование тех или иных жанров <#»justify»>жанр репортаж информационный статья

1.2 Информационные жанры

1.3 Понятия «репортаж» и «информационный повод»

«Те, кто закладывал основы «Времени», неукоснительно следовали формуле, которую для себя назвали «Три О». Это позволяло им не отклоняться от трех заповедей, обязательных для каждого работника службы новостей. Это, прежде всего, Осведомленность, то есть возможность заранее получить информацию о предстоящем событии. Во-вторых, это Оперативность. «Новость хороша, пока она горяча и свежа, как бифштекс!». И третье «О» — это Объективность. Здесь не может быть места для любой ангажированности, предвзятости, заданности». Говоря о репортаже нельзя забывать эти три «О».

26 стр., 12980 слов

Профессиональная деятельность журналиста на информационно-музыкальной ...

... и этим. Этап предварительной подготовки - сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой ... когда молодой и бесспорно талантливый журналист быстро «выдыхается», и тогда к его передачам, репортажам или комментариям теряют интерес и ... в прямом эфире, совпадающие по времени с событием вне студии или в самой студии, или работа, смысл которой в том, ...

Юрий Фокин газета «Время».

Репорта ́ ж — жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Марина Леско считает, что в жанре репортажа выступил библейский Хам, рассказав с позиции очевидца о своём отце. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень — латинский («reporto» — передавать).

Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.

М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги».

Если говорить о собственно историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов.

Овсепян Р.Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа». [8; 187]

Так какое же можно дать определение репортажу? Теоретики журналистики отвечают на этот вопрос по-разному.

Например, А.А. Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста». [10; 91]

А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)». [3; 111]

Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л.Е. Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ — не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Дается следующее определение жанра:

4 стр., 1829 слов

Функционально-прикладной характер репортажа, как формы журналистского ...

... обязательно должен быть свидетелем или участником события. С тех пор это отмечается в каждой исследовательской работе о репортаже, а для журналистов-практиков этот признак становится требованием. Из ... работ, вышедших в 60-е годы, отметим «Репортаж в газете» С.М. Гуревича, ...

«Репортаж — публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события» [7; 102]

Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он «волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего».

1.4 Цели, классификация, особенности, структура жанра

I. Цель репортажа

II. Классификация

К жанру репортажа относится:

  • репортаж
  • путевые заметки
  • экономический репортаж
  • критический репортаж;
  • по темам репортаж может быть самым разнообразным:
  • политический
  • культурный
  • криминальный
  • военный.
  • В СССР репортаж не был в чести до самой «оттепели». Такой славы, как у фельетона или очерка, у репортажа не было. Считалось, что это журналистика низкой квалификации, более упрощенная. В то время, как в западной журналистике репортаж являлся едва ли не главным жанром, особенно репортаж с места события. Для западного журналиста важно было оказаться в самом эпицентре события, увидеть, что произошло, а затем, как очевидцу, прокомментировать.
  • Сейчас у американцев для отслеживания городской жизни созданы специальные службы. Например, в редакции «Чикаго Трибьют» работают радиостанции и радиоприемники, которые настроены на волны полиции, скорой помощи, вокзалов, по городу курсирует машина с репортерами. Они подают сигнал, и редактор городских новостей по карте видит, где они находятся. Когда по связи кто-то вызывает пожарную команду, из редакции сразу же звонят репортеру в автомашину, находящуюся ближе всего к месту события, и тот приезжает туда, иногда быстрее, чем специальные службы: пожарные, медики. У них есть постоянные дежурства в аэропортах, на автовокзалах, так они охотятся за новостями, а репортажи появляются очень оперативно.
  • На сегодня основные темы репортажей:
  • военные конфликты (НТВ, репортажи Елены Масюк)
  • криминальные события (программы на каналах НТВ и ТВ-6)
  • репортажи с демонстраций, акций протеста, голодовок.
  • Для нас в 30-е годы репортажи рассказывали об освоении Севера, о папанинцах, челюскинцах, Отто Юльевиче Шмидте, полетах Чкалова, позднее — о посевных, объемах выплавляемой стали, еще позднее — освоении космоса, Сибири, грандиозных стройках.
  • III. Особенности репортажа:
  • эффект присутствия
  • стопроцентная достоверность
  • (Эрвик Киш, чешско-немецко-австрийский журналист, гений репортажа, выдвинул идею логической фантазии: сопоставив факты, журналист может догадаться о том, чего не видно. Однако, это не так.)
  • детали должны быть точны, правдивы, передавать «аромат эпохи», «аромат событий». Читатель должен почувствовать звуки, запахи, цвет того места, где происходит событие.
  • фактографичность
  • элемент расследования
  • оценка журналиста
  • фото с места события
  • мнение экспертов
  • данные документов
  • сведения очевидцев
  • вывод, подведение итогов, анализ информации.

Некоторые из этих пунктов не являются обязательными (оценка журналистов, мнение экспертов, данные документов)

15 стр., 7131 слов

Конспект русского языка в 8 классе » Репортаж»

... — репортаж Еще раз о нем, как о жанре публицистического стиля (Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих ... учетом требований к данному жанру. Развивающие: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа, совершенствование умения наблюдать события текущей жизни, давать им ...

IV. Структура репортажа

Такая структура материала связана с тем, что часто журналисты передавали информацию по телефону, телеграфу. Линии иногда обрывались, поэтому в начале нужно сказать самое главное, чтобы все-таки стало ясно, о чем идет речь.

В середине 1970-х Геннадий Бочаров, известный в те годы репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его.М.И. Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно». [7; 103]

Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события — прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего.

1.5 Природообразующие элементы репортажа

Природообразующие элементы репортажа:

§последовательное воспроизведение события — динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

6 стр., 2823 слов

Конспект русского языка. в жанре репортажа

... сочинений публицистического стиля? (Заметка, интервью, репортаж) Что представляет собой заметка, интервью? (Заметка – краткое сообщение о каком-либо событии. ... X. Слово учителя В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и ... о царе Салтане». Внимание посетителей привлекают такие работы, как «Многодетная мать», «Уржумская ярмарка», «катание с горки». ...

§наглядность — создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

§предельная документальность — репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);

§образная аналитичность — отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);

§эмоционально окрашенный стиль повествования , придающий рассказу дополнительную убедительность;

§активная роль личности самого репортера , позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа, такие как:

·выбор отображаемого отрезка события;

·выбор и расстановка участников события;

·отбор и расположение фактического материала в репортаже;

·отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов для описания;

·отбор характерных деталей;

·отбор авторских впечатлений.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста — создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

1.6 Информационный повод. Новость

Этот раздел обращен к проблеме так называемого информационного повода. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых возможно сделать репортаж. Проблема отбора самых важных и самых интересных — тех, о которых расскажут в газетах, — и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. В литературе встречается множество самых разнообразных определений понятия новости. Практически каждый автор дает свое толкование, но ни одно из них — и это всеми признано — не является безоговорочным. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: » Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная. * Если обратиться к наработкам «Интерньюс, то специфику отбора новостей можно обозначить так: «Задача журналистов — искать правду. И представлять ее в наиболее полной форме. Список событий, которые, как правило, являются информационными поводами, приводят многие авторы. Это семь пунктов, к которым журналисты примеряют то или иное событие и определяют, насколько же оно интересно.

9 стр., 4498 слов

Спортивный репортаж на примере советский спорт, спорт экспресс

... В первой главе рассмотрены теоретические основы спортивной журналистики в аспекте спортивного репортажа. Во второй главе рассматривается своеобразие жанра спортивного репортажа в издании «Советский спорт» на современном ... информации, которая служит дополнительным стимулом для привлечения читателей к информации о спортивных событиях, сегодня в прессе существует даже такое понятие, как – инфотейнмент, ...

Это то, что люди должны знать;

Это то, что людям необходимо знать;

Это то, что люди хотят знать;

Это то, что интересно знать (из категории «необязательных новостей).

информ. поводспецифика реализациижанр1. КонфликтРепортажи на эту тему нуждаются в освещении взглядов всех конфликтующих сторон. Зачастую репортеру чинят преграды в доступе к той или иной информации. Необходимо учитывать, что вам предоставляют сведения, разглашение которых выгодно информатору. Внезапно возникший конфликт — событийный репортаж. Затяжной, с множеством хитросплетений чаще всего является поводом для специального репортажа. 2. КатастрофаКатастрофы неожиданны, поэтому основной проблемой бывает невозможность попасть на место событий. Событийный репортаж. 3. ЗнаменитостьЗнаменитости, как правило, капризны и уверены в своей вселенской значимости. Поэтому интервьюировать их посоветуем по всем правилам (предварительно почитав биографию знаменитости и подготовив вопросы).

При подготовке репортажа надо учитывать необходимость добыть несколько новых фактов. Чаще всего о знаменитостях готовят художественные репортажи. 4. ПоследствиеРаботая над репортажами о развитии и последствии какого-то события, нужно помнить, что читатель, скорее всего, об этом событии уже подзабыл. Поэтому нелишне в каждом репортаже очень коротко напоминать, с чего же все началось. Репортаж собственно о событии, о его развитии и последствиях представляют собой серийный репортаж. 5. Развитие6. Своевременность. ДатаЕсли тема своевременна, то о ней можно делать самые разные репортажи. Главное, найти наиболее оригинальный способ подачи. Своевременные репортажи выполняются в самых разных жанрах. 7. Близость. Этот информационный повод наиболее расплывчат и относителен. Для городских газет местная тематика намного, если можно так сказать, местнее, чем для всероссийских. Репортажи делаются во всех жанрах.

Ответственность за объективность и точность материала лежит на репортере. В большинстве профессиональных агентств США придерживаются таких профессиональных принципов:

·точность ценится больше, чем оперативность;

·справедливость ценится больше, чем сенсация;

·сбалансированное отражение событий ценится больше, чем умение подать материал.

Сказанное в репортаже можно разделить на рассказ журналиста и вставленные в текст интервью с людьми, имеющими отношение к предмету репортажа.

В своем рассказе репортер должен соблюдать два основных правила.

1 . Точность. Для того, чтобы добиться доверия читателей и в дальнейшем его сохранить, для того, чтобы сформировать лояльную к вам аудиторию, репортер должен добиться репутации человека, которому можно верить. Репортажи, вызывающие доверие, — это обоснованные и точные рассказы о том, что же случилось на самом деле.

Для достижения доверия зрителей репортер должен сообщать только проверенные факты. Таким образом, задача репортера — сбор ключевых фактов, имеющих отношение к освещаемой теме, и доведение их до читателя с указанием источников информации.

2. Ясность . Чтобы читатель мог воспринять материал, репортер обязан изложить его ясно и вразумительно. Это требование является чрезвычайно важным. Без фактора ясности все остальные аспекты репортажа становятся бессмысленными.

При сборе информации журналист не должен забывать некоторые правила, чтобы отражения события не стало однобоким или недостоверным.

.Очевидцы не всегда способны объективно говорить о происшедшем, их мнение подвержено влиянию пережитых эмоций.

2.Люди, принимавшие участие в событии, не могут оценить его «сторонним взглядом.

.То, что человек участвует (или участвовал) в событии, вовсе не означает, что он может говорить о его причинах и последствиях.

.Всегда надо принимать в расчет заинтересованность источника информации.

.Если вы делаете репортаж о конфликте, узнайте точки зрения всех его сторон.

.Не позволяйте вашему собственному мнению влиять на то, что вы скажете в своем репортаже.

1.7 Виды репортажа

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я. Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера».

Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

§ 1. Событийный репортаж

Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное — в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания «эффекта присутствия» автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания «эффект наглядности». Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.

§использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;

§использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой — те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание «эффекта присутствия». Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия.

§ 2. Аналитический (проблемный) репортаж

Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать :

·зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников)

·информационные (факты, цифры, свидетельства)

·