Урок русского языка 2 класс

МБОУ «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Конспект урока русского языка во 2 классе (развитие речи)

Тема урока: Развитие речи. Сочинение – описание «Первый снег» (по наблюдениям).

Цель урока: формирование умения писать сочинение на материале непосредственных наблюдений, формирование умения систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения.

Задачи урока: развивать творческие способности учащихся; развивать чувство прекрасного; формировать связную правильную речь учащихся; создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию личности учащихся.

Оборудование урока: репродукция картины А.Пластова «Первый снег»; альбом с собранными материалами; выставка иллюстраций и детских рисунков; книжная выставка; музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года»; снежинки вырезные, слайды.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Чтение хором вслух.

Прочитайте четверостишие:

«Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится».

2. Постановка учебной задачи.

  • Как вы думаете, какая задача будет стоять перед вами на уроке?
  • Чему будете учиться?

Ответы детей.

  • Будем писать сочинение о том, как падал первый снег.
  • Как выглядят снежинки.
  • Как красиво на улице, когда падает снег.

3. Целеполагание.

  • Кому понравилось наблюдать за снегопадом?
  • Чем вам запомнился первый снегопад?
  • Сегодня мы будем писать сочинение-описание первого снега. В своих работах вы должны будете так рассказать о первом снеге, чтобы все представили всю красоту и прелесть первого снега.

Ответы детей. Работа с выставкой рисунков, книг.

Учащиеся коротко рассказывают о своих впечатлениях, используя свои рисунки, наработки.

10 стр., 4515 слов

Урок русского языка в 9 классе Тема : Подготовка к сочинению-рассуждению ...

... пишем сочинение). Сформулируйте общую тему, на которую пишем сочинение на экзамене. (на лингвистическую). III . Тема урока и целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы. (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.) Каковы цели урока, ... всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6) Но вс ... другу Серёжке Леонтьеву. (9) Мы пошли рыбачить за тридевять ...

4. Беседа по картине.

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника А.Пластова «Первый снег». Репродукция картины А.Пластова «Первый снег».

  • Какие чувства, желания рождает у вас эта картина?

Рассматривание репродукции картины А.Пластова «Первый снег».

Ответы детей.

  • Чувства радости, восторга.
  • Хочется ощутить прикосновение лёгких снежинок.

Чтение отрывка из стихотворения Н.Брауна:

  • Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мёртвый мел,

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов.

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

5. Лексическая подготовка.

  • О чём мы будем рассказывать в сочинении? Ответы детей.
  • О первом снеге.
  • Как будет называться сочинение? — Давайте так и назовём «Первый снег».
  • Первый снег (что делает?)… -Летит, падает.
  • Какие слова можно использовать вместо слова «падает»? — Кружится, сыплется, опускается, вьётся, порхает…
  • Как выглядит небо во время снегопада? — Как большое пуховое одеяло…
  • Что такое снег? -Снег – это много красивых снежинок.
  • Как снежинки опускаются с неба на землю? — Медленно, плавно, бесшумно…
  • Как выглядят снежинки? — Они крупные, пушистые, мохнатые, белые, блестящие, сверкающие, чудесные, воздушные…

Запись слов на доске. Слайд № 2

6. Обсуждение структуры сочинения.

  • На какой вопрос вы должны будете ответить в своём сочинении?

Ответы детей.

  • Как выглядит первый снег?
  • В чём его красота?
  • Как начать сочинение? О чём написать во вводной части?
  • Вот и зима.
  • Здравствуй, зимушка – зима! Мы тебя так долго ждали.
  • Будем описывать первый снег.
  • О чём напишем в основной части?
  • Как выглядят снежинки.
  • Как можно закончить сочинение?
  • Выразить свои чувства, эмоции.
  • Написать, какой первый снег замечательный.
  • Что поможет вам в написании сочинения?
  • Наши наблюдения, оформление урока, словари.
  • Наша беседа. Памятки при работе с сочинением.

Слайд № 3,4

7. Самостоятельная работа.

  • Великий русский композитор П.И.Чайковский написал замечательное произведение «Времена года».
  • Думаю, что тихое звучание этого произведения поможет вам выразить ваши впечатления и чувства ещё ярче, точнее.

Составление и запись текста. Слушание. П.И.Чайковский «Времена года»

8. Самопроверка.

  • Прочитайте ваше сочинение.
  • Проверьте каждую часть.
  • Нравится ли вам ваше сочинение? Дети по желанию зачитывают вслух.

Фрагменты детских сочинений.

3 стр., 1055 слов

Сочинение миниатюра конец зимы

... тем более не декабрь. Снег уже не скрипит под ногами, немного подтаял, стал рыхлым. Описание картины Собираясь написать сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень, прежде всего следует ... вызывает она во мне только хорошие чувства. Смотрю на репродукцию и восхищаюсь умением художника изображать столкновение двух сезонов, столкновение зимы с весной. Меня поражает яркость картины, ...

«… Тихо ложатся на землю пушистые снежинки. Они такие крохотные, белоснежные, блестящие и очень узорчатые. Я рада смотреть на них!» (Инна Авраменко).

«… Первый снег падает медленно и красиво. Он такой мягкий и пушистый. Снежок белый-белый и очень блестящий. Мне этот снег так нравится!» (Кристина Фомкина).

«… Первый снег так красив! Снежинки белые, чудные, пушистые. Снежный ковёр покрыл всю землю. Хороша зимушка – зима!» (Сергей Быстров).

После проверки сочинений учителем, учащиеся оформляют свои работы, готовят выставки.

Разработала и провела урок Фомкина Т.А.,

учитель высшей квалификационной категории