Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
по опорным словам
Цель:
- познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана
- формировать умение описывать содержание картины, определять её тему
- использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому
- повышать культуру речи детей
- формировать умение строить текст в определенной композиционной форме
- путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях
- развивать у учащихся вкус к точному, образному языку
Оборудование:
- репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень»
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки “Осенняя песенка” П.И. Чайковского
- карточки для индивидуальной работы с опорными словами
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Подготовительная работа
— Какое сейчас время года?
— Какие новые краски появились у природы осенью?
— Какое настроение навевают осенние краски?
3. Постановка учебной задачи
— Осень – необыкновенное время года. Ей поэты посвятили много стихов. Какие стихи об осени вы приготовили к уроку? (Дети зачитывают или читают наизусть стихи об осени.)
Урок развития речи » -описание по картине Левитана»; 5 класс
... свой последний праздничный золотой наряд. 6. Составление плана. Вступление. Уголок русской природы в погожий день ранней осени Основная часть. Пейзаж на картине. А. Березки и лес. Б. Трава и ... Имя его Исаак Ильич Левитан. Мы будем и экскурсантами, и мастерами слова. Ведь главная цель нашего урока – научиться писать сочинение по картине. Но прежде отправимся в Виртуальную художественную галерею. ...
— Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И надо уметь понимать этот особый язык. Поэтому сегодня перед нами стоит задача — передавать словами то, что художник изобразил красками. Сегодня мы будем учиться «читать» картину, описывать содержание картины, передавать мысли художника, чувства, о которых художник хотел рассказать в своей картине.
4. Знакомство с творчеством художника (Презентация)
— Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце 19 века (1860-1900) (Слайд 2)
— Давайте посмотрим некоторые работы художника.
— Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. (Слайд 3)
— Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы (Слайд 4)
— Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. (Слайд 5-6)
— Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. (Слайд7)
5. Рассматривание картины (Слайд 8)
— Перед вами репродукция картины великого русского художника Левитана «Золотая осень» (звучит «Осенняя песенка» П.И. Чайковского 2-3 минуты).
— У каждого из вас, по-видимому, возникли определённые чувства и мысли. Постарайтесь их передать, расскажите о них. Поделитесь вашими впечатлениями с другими.
6. Анализ содержания картины
— Почему художник именно так назвал свою картину?
— Как бы вы назвали эту картину? Или согласились бы с названием художника? Почему?
— По каким признакам можно определить, что на этой картине изображается осень? Какая осень, поздняя или ранняя?
— Какие цвета преобладают на картине И.И. Левитана «Золотая осень»? Как вы считаете, почему?
— Какой день изображён на картине?
— Опишите, как изобразил художник воздух, облака.
— Посмотрите внимательно на речку. Какая она?
— Какие деревья изображены с левой стороны реки?
По картине “золотая осень” левитана: описание картины
... Докажите, что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? ...
— Что изображено вдали?
— Как бы вы назвали наряд осени в этот период?
— Рассмотрите лесные полянки, дальние леса, пригорки. Что вы можете сказать о них?
— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? Хотели бы вы побывать здесь сами? Чем бы вы восторгались? Какие чувства хотел пробудить художник у зрителя?
7. Составление рассказа по данному плану
— Составить рассказ по картине вам поможет план сочинения (Слайд 9)
План.
1. Художник и его лирический пейзаж.
2. Уголок русской природы осенним днём.
3. Мои чувства и отношение к картине.
— Что будете писать во вступительной части? (Слайд 10) Используя опорные слова, попробуйте составить вступление.
— О чём будем говорить в основной части? (Слайд 11)
— Как закончить рассказ? О чём будем писать в заключительной части нашего сочинения?
8. Лексико-орфографическая работа
— Подберите близкие по значению слова к словам картина, художник, золотой, пёстрый, прекрасный, багряный, сонный, бархатный, бескрайние.
— Подберите прилагательные к слову «картина» (прекрасная, необыкновенная, новая, чудесная, весёлая)
— Распространите предложения. (Слайд 13)
Пришла осень. Течет река. Синеет небо. Падают листья.
— Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
Б.р.га, грус.но, з.л.тая, чу.ство, кр.сота, радос.но, ле.кие, тра.ка, пр.хладный, т.чение, б.л.ствольные, р.зн.цветная.
9. Написание и проверка сочинения