Конспект « по картине В.Д.Поленова » Золотая осень» Немирова Светлана Вячеславовна

автор: Немирова Светлана Вячеславовна

Учитель начальных классов МБОУ «СШ 82»

Конспект урока «Сочинение по картине В.Д.Поленова » Золотая осень»

Тема: Сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень».

Цель: совершенствовать умение составлять текст на заданную тему.

Задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством В.Д.Поленова;

-закрепить знания учащихся о тексте (его структуре, типе, стиле речи);

-совершенствовать орфографический навык;

_развивать творческое воображение учащихся;

Формирование УУД:

Личностные:

-воспитывать чувство любви к родной природе;

Коммуникативные:

-развивать умение работать в сотрудничестве(учитывать и принимать отличные от собственной позиции мнения других людей);

-способствовать развитию навыков самоконтроля и взаимопомощи при выполнении коллективного задания;

Регулятивные:

-развивать умение организовывать выполнение задания в отведенный отрезок времени;

Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть с репродукцией картины В.Д.Поленова « Золотая осень», таблички с опорными словами,

отрывок из рассказа К.Д.Паустовского « Желтый свет», видеоролик «Золотая осень»,фонограмма, орфографические словари и словарь эпитетов, маркеры.

Ход урока.

1 Орг.момент.

— Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их!

« Всем! Всем! Всем! Добрый день!»

2.Мотивационный этап:

-Ребята, посмотрите в окно! Каждое утро мы видим там дерево . То радуемся распускающимся на нем листочкам, то удивляемся первому снегу на его ветвях, то с любопытством разглядываем снегирей…

Глядя на него , мы безошибочно определяем время года. О каком же времени года шепчут его листья сегодня?

5 стр., 2492 слов

, по картине Поленова «Золотая осень»

... чьим описанием я сейчас работаю, изображает он раннюю осень, скорее всего, это бабье лето. В моем сочинении по картине Поленова Золотая осень упомяну березки, которые вдоль берега сверкают своими уже ... в строки с помощью эпитетов и метафор, художник использует цвет. Цвет – душа живописи. Он несет в себе не только описание окраски предмета или некого тайного ...

( Об осени)

-Что изменилось в нем с ее наступлением?

(Пожелтели листья, стали опадать)

-Ребята, а вы любите осень?

-Что вам нравится в этой поре?

(Листопад. Разноцветье листьев.)

-Да! Осень — волшебная пора года!

-Сегодня Полина нам приготовила сюрприз. Полина ,пожалуйста!

(Ученица читает отрывок из рассказа К.Д.Паустовского « Желтый свет») .

« Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей. Осень пришла врасплох и завладела землей -садами и реками, лесами и вохдухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним. Крик синиц был похож на звон разбитого стекла. Листья падали дни и ночи.

Я изучал осень упорно и долго. Для того, чтобы увидеть по-настоящему , надо убедить себя , что ты видишь это впервые в жизни…

Я узнал , что осень смешала все краски ,какие существуют на земле. Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую.

Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Вдруг лист клена медленно отделился от ветки, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.»

3.Определение темы урока.

— Ребята, вам понравилось?

— Да! Это очень известный и талантливый писатель. Не каждый из нас сможет так передать свои чувства! Но все равно, любуясь этим волшебным временем года ,вам, я думаю, тоже захотелось так красиво описать осеннюю пору. Определите тему нашего урока (Письмо сочинения об осени).

4.Работа по теме урока.

1)Вступительная беседа.

— Осень вдохновляла не только писателей, но и художников. Сегодня мы с вами будем писать сочинение по картине невероятно талантливого художника В.Д.Поленова « Золотая осень». В.Д. Поленов прославился в истории русского и мирового искусства тем ,что превосходно писал пейзажи .А картина « Золотая осень» признана настоящим шедевром живописи.

2)Беседа по картине.

-Рассмотрите репродукцию картины В.Д.Поленова «Золотая осень» в «Картинной галерее».

-Что изображено в центре картины?

-Что изображено на переднем плане?

-Что видим слева, справа? На заднем плане?

-Что изобразил художник на картине? Какая погода?

— Какими вы увидели деревья и их осенний наряд?

-Землю?

-Какими вы увидели реку, ее берега?

—Что вам запомнилось в картине ? Какие краски преобладают ?

-В чем заключается мастерство художника?

  1. Физкультминутка.

6.Подготовка к написанию сочинения.

1) (Работа в группах) Подготовиться к написанию сочинения всегда сложно, поэтому я предлагаю вам сегодня поработать в группах. Вы уже определились, кто будет представителем вашей группы.

4 стр., 1876 слов

Конспект по русскому языку с презентацией «Обучающее по ...

... урока I. Сообщение темы урока. – Сегодня урок по развитию речи. – На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, ...

Что , обычно, описываем мы в сочинениях о сезонных изменениях?

( Солнце, небо, растения, осадки…)

( Приклепляю на доску таблички: солнце, небо, деревья, река ).

-Подойдите ко мне представители групп и выберете свой обьект описания.

-А теперь подберите слова, словосочетания, подходящие к данным обьектам и запишите их на табличках маркерами. В помощь вам орфографические словари, словари эпитетов и просто ваш речевой опыт. Подобранные слова подходите и приклепляйте сразу на доску. Не забудьте выделить орфограммы, ведь вы работаете для всего класса.

2) Отчет групп о проделанной работе.

(Представители зачитывают подобранные слова, по необходимости я обогащаю словарь дополнительными словами и словосочетаниями.)

-А теперь уточним структуру текста. Из каких частей состоит текст.

( Вступительная часть, основная и заключительная).

— Описание неба, солнца, деревьев в какую часть текста мы поместим ?

— А о чем напишем во вступлении, в заключительной части?

— Предложите 1-2 предложения для начала сочинения.

-Для концовки?

  1. Просмотр видеоролика « Золотая осень».

8.Самостоятельная работа ( запись сочинения).

  1. Итог урока:

Зачитывание 1-2 сочинений.( Вопросы после прослушивания:

— Вам понравилось сочинение?

-Выдержана ли тема?

-На ваш взгляд ,описание чего наиболее удачно получилось у …) Оцените работу.

10.Рефлексия.

(открываются фразы, которые можно продолжить.)

« Мне сегодня было легко…»

«Мне очень понравилось…»

«Я испытал(а) затруднение только в …»

«В другой раз я постараюсь…»

Использованная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/konspekt-urokapo-zadannomu-nachalu/

1.Т.А.Налимова ,кандидат педагогических наук, г. Новокузнецк , статья: «Новый взгляд на традиционное сочинение по картине»,журнал «Начальная школа»,2013.

2.Альбом « Мир Василия Поленова».

  1. Открытые интернет-источники.

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/konspekt-urokapo-zadannomu-nachalu/