Конспект 2 класс по картине Степанова «Лоси»

  • учить детей составлять коллективный рассказ по картине, выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь;
  • использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.
  • Планируемые результаты:

    • учащиеся научатся составлять коллективный рассказ по картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
    • учащиеся научатся участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
    • строить текст в определенной последовательности;
    • научатся применять ранее изученные орфограммы при написании сочинения по картине, оценивать свою деятельность на уроке.

    Форма урока: урок развития речи.

    Ход урока.

    1.Мотивация учебной деятельности, положительный настрой на работу.

    Придумано кем – то просто и мудро,

    При встрече здороваться «Доброе утро!»

    • Доброе утро солнцу и птицам!
    • Доброе утро улыбчивым лицам!

    И каждый становится добрым, доверчивым,

    И доброе утро пусть длится до вечера.

    Учитель: Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока, даже несмотря на то, что за окном метет метель.

    Я приглашаю вас на очередной урок русского языка. Давайте вспомним девиз нашего урока:

    Русский будем изучать,

    Чтобы грамотными стать!

    • Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое прочитает Вероника.

    Зверь шагает по дубраве:

    Треск и шум стоит вокруг.

    Столько шума, чтобы знали:

    “Не стреляйте, я ваш друг!”

    В заповеднике сохатый

    Не боится никого.

    Он, конечно же, рогатый,

    Но рога-то для чего?

    По секрету между нами:

    Если кто-то нападет,

    Напугает он рогами

    И тихонечко уйдет.

    Учитель: Скажите, а кто это такой – сохатый? Какое другое имя есть у этого животного?

    • А что вы знаете о лосях?

    Примерные ответы детей:

    • Лось – большое и сильное животное с красивыми тяжелыми рогами. Но рога есть только у самца.
    • А я знаю, что каждую весну лось сбрасывает рога и потом они снова отрастают.
    • С уроков окружающего мира я помню, что лоси – хорошие пловцы, они могут переплыть даже широкую реку.
    • Лоси любят водоросли, и чтобы ими полакомиться, могут уйти под воду с головой.
    • Эти сильные и красивые животные питаются молодыми побегами и корой осины, черёмухи, рябины, сосны, дуба.
    • Зимой живут небольшими стадами, чаще кормятся во время утренних и вечерних зорь.
    • Из кожи лося эвенки шьют обувь, перчатки, тёплые кухлянки
    • А ещё из рогов лося делают красивые сувениры.

    Учитель: Хорошо, молодцы! Очень много интересного вспомнили об этом лесном жителе. Только вот как может быть связан урок русского языка и это удивительное животное?

    30 стр., 14576 слов

    Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

    ... сущность, структура и специфика современного урока литературы. Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования. урок литература нестандартный компьютерный Теоретические проблемы урока как основной формы организации ...

    • Какие есть предположения?

    ( высказывают предположение, что будут работать по картине)

    • Ваши предположения верны и мы свами отправляемся в картинную галерею художника Алексея Степановича Степанова. А что вы знаете об этом художнике?

    (Примерные ответы детей: Родился в дворянской семье, отец его был офицером. Рано остался без родителей. Любил рисовать, особенно природу. Это известный русский художник, очень талантливый. По характеру это был деликатный, скромный и добрый человек. Многие его картины посвящены природе. (демонстрация картин художника)

    Учитель: Ребята, мы должны с вами определиться с целью нашего урока. Какую обычно мы преследуем цель при рассматривании картины? Какие будут мнения?

    Дети:

    (Научиться «читать» картину.

    Научиться составлять коллективный рассказ по картине.

    Уметь выражать свои мысли)

    Учитель: А какие задачи нам нужно решить, чтобы добиться цели? Сколько существует точек зрения?

    • Уметь составлять предложения по опорным словам
    • Развивать речь, воображение;
    • Уметь работать в паре;
    • При написании сочинения уметь применять орфограммы.
    • Ну, что ж, молодцы.

    Сверьте свои высказывания с целью и задачами нашего урока. Возьмите цветограмму, нужный карандаш и оцените свою работу на этом этапе.

    Работа по картине

    Итак, дорогие мои ребята, самое время поговорить о картине.

    • Какое время года изобразил художник?
    • Что мы видим в центре картины? (Стог сена, а рядом семья лосей)
    • А кто может сказать, откуда на лесной опушке появился стог сена? Кто догадался? (Может быть, люди приготовили его для своих коров и вовремя не вывезли.

    А может быть, лесничий со своими помощниками приготовил специально для лесных животных)

    • Кто может описать взрослых лосей? ( Величественные, сильные, крепкие животные. Шерсть у животных тёмная, ноги длинные и сильные) Папа лось не ест сено, а прислушивается. Он очень осторожный и заботливый)
    • Интересно, какими были лосятя, когда только появились на свет? (неумелые, неуклюжие, беззащитные, беспомощные, слабые)
    • Вот сейчас они вдоволь наедятся сена, и мы увидим их совершенно другими.

    Какие слова помогут их описать? Поразмышляйте. ( окрепшие, задиристые, смешные, забавные, беспокойные, шустрые, подвижные, большеглазые, длинноногие)

    4 стр., 1867 слов

    По картине А.С.Степанова «Лоси» 2 класс

    ... . Устное составление рассказа учащимися по картине. Учитель предлагает свой вариант сочинения. А. С. Степанов великий, талантливый художник. Он создавал картины о русской природе и животных. В своей живописи ... русский художник. Он написал картину «Лоси». На картине небо хмурое. Деревья стоят без листьев. Посередине стоит стог сена. Возле него семья лосей. Большой лось - папа, у него красивые ...

    Что делают мама и малыши?

    • Они едят сено.
    • А как по- другому можно сказать об этом? (уплетают, лакомятся, наслаждаются)
    • Что вы видите на втором плане картины?

    (Темной стеной стоит лес, как бы защищая животных от ветра и холода, небо низко висит над землёй и кажется, что вот – вот упадет)

    • Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на эту картину? (грустно, потому что краски для картины художник выбрал темные. Печально от того, что животным зимой очень голодно)
    • Ребята, мы будем не только составлять коллективный рассказ по картине. Дома вам предстоит написать сочинение. Что нам может помочь в этом? (высказывают предположения)
    • Молодцы! Мы составим план.
    • О чем мы будем говорить во вступлении? (ответы детей)
    • Что будет включать основная часть сочинения?
    • А что мы напишем в заключении?
    • Я вам предлагаю примерный план. Что – то добавим или оставим без изменения?

    План сочинения

    1.Вступление. Художник А.Степанов и его картина.

    2. Основная часть.

    а)описание картины и лосей

    б)предметы, изображенные на втором плане картины.

    в) краски, использованные художником

    3.Заключение.

    Моё отношение к картине.

    Учитель: Писать сочинение – не просто. Поэтому мы немного подготовимся. Послушайте мой рассказ. (примерный рассказ)

    Упражнение «Рассказ по цепочке»

    рассказ по цепочке

    Передо мной картина А. Степанова «Лоси». Пасмурный день, небо серое, низко висит над землёй. На заднем плане видны деревья, которые плотной стеной защищают животных от ветра и холода.

    В центре картины А.Степанов нарисовал семью лосей, которые вышли к стогу сена. Взрослые животные сильные и величественные. У лося большие рога, он смотрит в сторону, наверное, прислушивается. Шерсть у лосей грубая, коричневая. Ноги стройные и сильные. Голова у животных большая с вытянутой мордой. Два лосёнка, совсем ещё дети. Один лакомится сеном, а другой прижался к матери. Мама лосиха с удовольствием насыщается сеном, ведь не каждый день это можно себе позволить. Трудно приходится животным в лесу зимой, хорошо, что лесничие пришли на помощь.

    Мне понравилась эта картина, хотя и немного грустная. Хочется, чтобы люди больше заботились о животных, живущих в лесу.

    Учитель: Хорошо, вы справились! Давайте немного отдохнём и продолжим работу.

    Физкультурная пауза

    Очень ловко лосята скачут

    Раз, два, три, раз, два, три.

    Скачут, скачут на опушке-

    Посмотри, посмотри.

    Вот присели, встали – сели,

    Вправо-влево поглядели.

    а потом они опять

    Дружно начали скакать.

    Вправо-влево поглядели,

    И опять за парты сели.

    (два – три рассказа по картине)

    • Дети, возьмите цветограмму, оцените свою работу по картине. Продолжаем работать.
    • Ребята, а как вы думаете, а что будет потом, когда лосята вдоволь наедятся сена? (ответы детей)

    Упражнение «Делимся впечатлениями»

    • А я думаю, они обязательно поделятся впечатлениями об этом. Сейчас поработайте в парах и составьте небольшие диалоги. Не забывайте о правилах работы в паре. (обращаю внимание детей на экран) Кто хочет попробовать?
    • Ох, Шалун, как мне понравилось сено!
    • Да, очень вкусное. Такое душистое, летом пахнет.
    • Ах, лето! Скорее бы лето! Будет тепло.
    • Ты тоже замёрз, Быстрый? Давай побегаем и погреемся.

    Игра «Чудесное перевоплощение»

    Чтобы вам легче было перевоплотиться, я вам предлагаю небольшой план:

    8 стр., 3778 слов

    Описание картины русская зима. лигачево юона (5, 6, 7 класс)

    ... чтобы повторить эти незабываемые моменты. Еще больше сочинений по картине: Юона «Русская зима»: Сочинение №2 Сочинение №3 Сочинение №4 Сочинение №5 Сочинение №6 Известный русский художник-пейзажист Константин Федорович Юон с большим удовольствием ... как будто подернуто легкой дымкой, через которую пробиваются лучи солнца. По дороге идут дети. Наверное, они играли на какой-нибудь лесной поляне и теперь ...

    1.Кто я теперь?

    2. Как мне живётся?

    3. Мои мысли, чувства, переживания.

    Примерный образец рассказа:

    Я — лось, отец этого дружного семейства. Нелегко нам приходится зимой. Мы постоянно ходим с места на место в поисках пищи, ведь зимой так мало корма. Спасибо человеку – нашему лесничему, это он позаботился о том, чтобы моим лосятам было не так голодно. И хотя очень многие животные считают меня сильным, я постоянно прислушиваюсь, нет ли опасности. Ведь я должен всегда быть на защите моей семьи.

    А я – маленький лосёнок Тишка. Я всегда держусь рядом с родителями, потому что знаю, что опасно отлучаться от взрослых. По характеру я спокойный и послушный, но люблю с братишкой побегать. У меня длинные ноги, грубоватая коричневая шёрстка, симпатичная мордашка. Как хорошо, когда рядом мои родители. Мой папа очень хорошо о нас заботится и старается защитить, если понадобится. Мечтаю о лете, люблю душистое сено.

    • Замечательные получились у вас рассказы. Возьмите цветограмму, оцените себя.

    Итак, дома вы напишите сочинения по картине А.Степанова «Лоси». На что вы обратите внимание при выполнении домашнего задания?

    (ответы детей)

    -А еще вам поможет наш главный помощник – учебник. На странице 118 есть упражнение № 191, и в картинной галерее учебника на странице 96- картина художника. Кто хочет получить дополнительно оценку, может сочинить историю или сказку о героях картины.

    Рефлексия.

    Урок подходит к концу.

    • Какую цель мы с вами поставили?
    • Как вы думаете, нам это удалось?
    • Какие открытия для себя сделали?
    • Пригодятся ли вам в будущем знания и умения, которые мы сегодня старались получить на уроке?
    • Кому бы вы адресовали свою похвалу?

    Спасибо за помощь, спасибо за труд!

    Надеюсь, успехи вас в будущем ждут!

    Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

    средняя общеобразовательная школа с. Васильевки.

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:

    «Развитие речи. Составление коллективного рассказа по картине А. Степанова «Лоси»

    БУТ Г.П.

    Васильевка

    2018 г.