Урок речевого общения в 5 классе : » по картине «Натюрморт с маками и васильками»

Сочинение

Фамилия

Имя

Отчество

Тема:

Цели:

  • расширить представление о натюрморте;
  • продолжить работу по написанию сочинения по картине, начатую в ;
  • развивать умение составлять план;
  • воспитывать любовь к живописи.

Тип урока:

Средства наглядности:

Ход урока.

Живопись – художественное изображение окружающего мира на плоскости (полотне, листе бумаги и пр.), выполненное при помощи кисти, красок и других материалов.

живопись

монументальная

станковая

портрет

пейзаж

натюрморт

интерьер

жанровая картина

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, а также произведение, на котором изображены различные предметы, фрукты, овощи, цветы и пр. Буквальный перевод с французского – «мертвая природа».

На начало XX века приходится расцвет русского натюрморта., В 10-х годах XX века мастера «Мира искусства» разделились на 2 группы:

  • «Голубая роза» (, , );
  • «Бубновый » (, , ).

К. Коровин и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные по цвету произведения, воспевающие полнокровную красоту . В натюрмортах «бубновалетовцев» кисть живописца становилась полноправным действующим лицом, напористо и властно строя композицию полотен, выявляя объёмы вещей и напряжённую весомость их цвета. Как и в пейзажах, в натюрмортах своеобразно отражаются представления людей о прекрасном, их мысли и настроения. Натюрморты способны передавать настроение: сочные, яркие краски, — это художник-оптимист. Например, и его натюрморт «Натюрморт с веером ».

Яркие, сочные по цвету натюрморты И. Машкова, П. Кончаловского кажутся звонкими гимнами во славу Жизни и Творчества.

II . О художнике Илье Ивановиче Машкове.

Машков был родом с Дона, из станицы Михайловской. Рос он в бедной крестьянской семье, не помышлял об искусстве, но для себя рисовал. С 12 лет его отдали «в люди» и с первым профессиональным художником он познакомился лишь в 18 лет. Одарённость Машкова была настолько очевидна, что, несмотря на отсутствие серьёзной подготовки, его сразу приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали , , . В 1908 году художник познакомился с музеями и современными выставками в Германии, Франции, Англии, Испании, Италии. Из мастеров, более близких современности, ему пришёлся по душе Ван Гог.

После возвращения в Москву Машков не мог работать по-прежнему. Весной 1909 года его отчислили из училища. В этот период вместе с другими молодыми художниками, среди которых были , , он стал организатором общества под названием «Бубновый валет».

Искусство Машкова отличается редкой темпераментностью. Он выражает свои чувства открыто, в полную силу. Живопись Машкова действует на зрителя активно, будоражаще. Это праздничная симфония в честь жизни на земле. Сохранилось немало его портретных работ, однако художник вошёл в историю русского и советского искусства как великолепный мастер натюрморта. Много времени отдал он педагогической деятельности.

III .Знакомство с картиной «Натюрморт с маками и васильками».(Викторина для внимательных.)

1. Какие фрукты и ягоды изображены на картине?

2. Какого цвета ?

3. Сколько маков в вазе?

4. Какого цвета фон картины?

5. Сколько лимонов на столе?

6. Цветы, изображённые на картине, находятся в одной вазе?

7. Перечислите названия цветов, изображённых на полотне.

1. Вопросы и ответы по содержанию.

-Докажите, что перед нами натюрморт. (Это натюрморт, т. к. на картине изображены цветы, фрукты, ягоды.)

-Какие цветы на картине? (Маки, колокольчики, васильки.)

-Почему художник выбрал именно эти цветы? (Это полевые цветы. Они подчёркивают близость художника к первозданной природе. А красочные соцветия – драгоценный дар мироздания. Ведь именно цветы клали на божеств, подносили смертным в знак их отличия, служили символом духовной близости человеческих душ.)

-С чем можно сравнить мак? (Мак похож на пылающую огненную чашу, а в глубине её вспыхивает чёрный уголёк. Отдыхает жар — цветок, но скоро начнёт ронять свои лепестки.)

-Как на Руси называли васильки? (Посланцами неба, украшениями родной земли, голубым небосводом, рассыпавшимся над полем осколками-цветами, Васей-васильком.)

-Что напоминают колокольчики? (Церковные колокола. Издавна этот цветок любили на Руси. А сколько нежных и ласковых прозвищ у этого цветка: звонцы, голубки, орлики, бубны и т. д.) А вот как сказал о них:

Колокольчики мои,, Цветики степные!, Что глядите на меня,, Тёмно-голубые?

-Почему маки и колокольчики в стеклянном графине, а не в красивой вазе? (Художник хотел показать красоту и прелесть полевых цветов, которым не нужно никакого украшения. Стеклянный простой графин это только подчёркивает.)

-Какие прилагательные можно использовать в сочинении? (Алый, тёмно-голубой, большой, сочный, свежий, душистый, жёлтый, стеклянный, маленький, чудесный, чёрный.)

II .Составление плана.

1.Художник и его картина.

2.Фрукты, цветы, ягоды – герои картины.

3.Композиция картины.

4. – художник-оптимист. (Яркий, сочный по цвету натюрморт – звонкий гимн во славу жизни и творчества.)

III . Материалы к сочинению.

— Полотно наполнено жизнью. Все предметы выписаны тщательно, с любовью. Бежевый фон и чёрный стол подчёркивают композицию, придают ей особую прелесть. Мы знаем, что настоящий художник вкладывает много труда в своё произведение. Но этот труд нам не виден. Он превращается в спелую клубнику, в душистые полевые цветы. Так появляется шедевр. Хорошо, что время для нас его сохранило.

  • Перед нами «Натюрморт с маками и васильками» . Сочные, яркие цвета картины говорят о том, что — художник-оптимист. Это не просто натюрморт, а праздничная симфония в честь жизни на земле.

  • На большом белом блюде лежат спелая черешня и вишня. Кажется, что стоит лопнуть тонкой кожице, и ты ощутишь вкус спелой мякоти.

IV . Сочинение по картине «Натюрморт с маками и васильками»(варианты сочинений).

1. Передо мной картина Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт с маками и васильками». Герои картины – фрукты, ягоды и цветы.

На переднем плане я вижу большое блюдо с садовой малиной. Рядом стоит белая красивая ваза, на которой лежат сочные, спелые яблоки. Внизу на тарелочке алеет душистая клубника с удивительным ароматом, так и хочется полакомиться этой соблазнительной ягодой. Справа от вазы лежат шесть крупных жёлтых лимонов. Возникает желание порезать их на дольки, засыпать сахаром и выпить крепкого душистого чая. Слева от лимонов в красной вазочке пестреют тёмно-голубые васильки. На фоне круглого подноса они особенно хороши. На заднем плане изображён стеклянный графин с раскрытыми алыми маками и с маленькими колокольчиками. Натюрморт дополняет висящее на стене панно с ягодами и фруктами необыкновенных размеров.

Меня восхищает красота даров природы, хочется вдохнуть их чудесный аромат и отведать необычный вкус.

2. Автор ««Натюрморта с маками и васильками» — Илья Иванович Машков. Искусство этого художника отличается редкой темпераментностью. Он выражает свои чувства открыто, в полную силу. Вошёл в историю русского искусства как великолепный мастер натюрморта.

Герои картины – фрукты, ягоды и цветы. Значит, перед нами натюрморт.

На переднем плане я вижу большое белое блюдо с вишней и чёрной черешней. Рядом расположилась ваза на изящной высокой ножке, на которой лежат сочные красные яблоки с жёлтыми бочками. Так и хочется ощутить их на вкус. На блюдце алеет горсточка душистой клубники. Справа от блюдца лежат шесть крупных жёлтых лимонов.

Изображение предметов проникнуто чувством человека, которому доставляет радость щедрость природы.

В центре картины – кувшин с букетом цветов. Крупные алые маки удачно сочетаются с мелкими светло-голубыми колокольчиками. Маки склонились влево к вазе с сочными яблоками. На тарелке внизу — красная и чёрная смородина. Рядом с ней ближе к центру – спелая малина в блюдце. Справа букет тёмно-голубых васильков. Ещё правее лежат лимоны. На заднем плане видны спелые персики и тёмный на белом панно.

Картина напоминает о тёплом, изобильном лете, о богатстве природы и её даров.

V . Редактирование сочинения.

VI . Итоги урока.

VII . Задание на дом.