обеспечить деятельность учащихся по получению знаний, необходимых для изложения текста;
содействовать развитию навыков работы с текстом: определение темы, типа речи, главной мысли и стиля, сохраняя при подробном изложении текста его особенности; содействовать устной и письменной речи и навыков грамотного письма; проверить применение полученных знаний;
воспитывать у ребят чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.
Тип урока
Оборудование:
-
ПК,
-
презентация,
-
тетради по РР,
-
текст Паустовского
-
музыкальное сопровождение,
-
картины известных художников,
-
видео «Суперфизминутка»,
-
копилка «Подготовка к ГИА»,
-
материал для этапа «Рефлексия»
Ход урока
-
Оргмомент.
Приветствую класс, проверяю готовность к уроку, настраиваю ребят на позитивную плодотворную работу.
-
Активизация внимания учащихся.
Из какого она мультфильма? О каком времени года идет речь?, Трое из Простоквашино
- С чем у вас ассоциируется это время года? (… снег)
-
Актуализация знаний
Художники рисовали картины зимы, первого снега — Вспомните, по какой картине на заданную тему вы писали недавно сочинение?
Грабарь «Февральская лазурь»,
С какими еще произведениями искусства вы знакомы?
И.Э. Грабарь «Сентябрьский снег»,
А.А.Пластов «Первый снег»,
Киптелая Елена Игоревна
Не только художники изображали на своих полотнах первый снег, но и писатели и поэты не остались равнодушными к этому явлению природы.
Какие вы знаете художественные произведения, описывающие зиму? С отрывком из одного такого произведения мы как раз с вами сегодня и познакомимся.
Развитие навыков монологической речи
... основы развития навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 1 Понятие монологической речи и проблема её развития Характеристика связной монологической речи и ее ... частично подготовленная и неподготовленная речь). Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции: информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях ...
-
Объявление темы урока. (учителем)
Тема урока: РР Изложение «Первый снег».
— Запишите число, тему урока в тетрадь по развитию речи. Отложите их. Дальше мы будем работать с черновиками.
-
Постановка учениками целей, задач урока.
Сегодня на уроке мы должны написать изложение. …
-
Домашнее задание
Написать изложение в тетрадях по РР
-
Работа над изложением.
Изложение мы будем писать по отрывку из текста Паустовского «Прощание с летом».
А) знакомство с автором произведения, Выступление ученика, Выступление ученика:
Учась в последнем классе гимназии, Паустовский написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». С тех пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.
Выступление ученика:
Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.
Б) первичное знакомство с отрывком из текста «Первый снег», Первый снег.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
(К. Г. Паустовский).
В) Беседа по прослушанному тексту.
- Какова тема текста? Тема текста отражена в его заглавии – «Первый снег».
- Какова основная мысль текста? Основная мысль выражена словами друга автора, писателя, Рувима Фраермана: «Первый снег очень к лицу земле». Тема и основная мысль текста внутренне скрепляют все его части в единое целое.
тип текста
Г) Составление примерного плана будущего изложения.
- На сколько частей мы можем разделить данный текст?
— Озаглавим каждую абзац, т. е. составим план
Урок «Изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»
... Паустовским путешествовал Рувим Исаевич Фраерман. Умер Константин Паустовский 14 июля 1968 года в Москве. 2) Первичное знакомство с отрывком из текста «Первый снег» Первый снег. ... 1-го абзаца. Почему слово мёртвая взято в кавычки? Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении. ... тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. ...
Примерный план:
-
«Мертвая» тишина.
-
«За стеклами все было снежно и безмолвно» (Цитаты из текста — пропедевтика).
-
Пробуждение Рувима.
-
Земля, похожая на застенчивую невесту.
-
Физминутка. Видео «Суперфизминутка»
Д) Беседа по содержанию текста
- Определите стиль текста.
Стиль текста – художественный: автор рисует картины природы, говорит о своих ощущениях, о своём отношении к окружающему; широко использует слова в переносном значении.
Послушайте первое предложение.
- Какие слова произносятся в нём с логическим ударением?
От странного ощущения.
— Почему?
Они настораживают, заставляют ждать объяснения: что произошло?
- Как ответить на этот вопрос словами автора?
Мне показалось, что я оглох.
- Какое слово важно выделить в этом предложении?
Показалось : ведь на самом деле рассказчик не лишился слуха.
- Что произошло на самом деле? Чтение 1-го абзаца.
- Почему слово мёртвая взято в кавычки?
Оно употреблено в переносном значении. И глагол умер в следующем предложении тоже в переносном значении.
- Что достигается при употреблении слов в переносном значении?
Сравним : необыкновенная, необычная, особенная, особая тишина – мёртвая тишина; перестал дождь – умер дождь; прекратился ветер – умер ветер; затих шумливый, беспокойный сад – умер сад.
Слова, употреблённые в переносном значении, более выразительны. В данном случае благодаря этим словам мы более ярко представляем, даже ощущаем резкую перемену погоды.
- Проследим, как связаны в этом абзаце предложения.
В нём говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика, а рассказ ведётся от первого лица. Отсюда сцепляющие слова в первых предложениях: я – мне – я; наступила тишина – такую тишину называют мёртвой – умер, умер, умер. Последнее предложение сложное: в каждой из его частей сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой, интонация выделительная. Сказуемое умер повторяется трижды, и это усиливает наше впечатление от рисуемой здесь картины: на фоне мёртвой тишины слышно, как посапывает во сне кот.
-Если в первом абзаце текста говорится в основном о слуховых впечатлениях рассказчика (…лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался …), то во втором – о зрительных : Я открыл глаза. (И что же увидел?)
Белый и ровный свет наполнил комнату.
- Почему свет назван белым и ровным?
Потому что он исходил от снега, побелившего всё вокруг, а не от солнца, не от луны.
Эпитет и сравнение в художественном тексте: лингвостилистические ...
... текста и текста перевода художественного произведения; практический анализ произведения О.Уайльда «Мальчик-звезда» Методологической основой исследования в курсовой работе ... является употреблением слова в его переносном значении, но и притом, ... умереть», «морда» вместо «лицо»; Каламбур (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов ...
Как избегает автор повторения слова окно
К окну — за стёклами.
раздвинуть рамки пейзажа
На головокружительной высоте…одинокая луна.
- Как связаны в этом описании картины определения в
В туманном небе звёзд не видно, поэтому луна одинокая, и сквозь туман круг вокруг луны не жёлтый, а желтоватый.
- Следующая часть текста начинается вопросом. Проследите, как рассказчик ищет и находит ответ на него.
сцепляющие слова.
Птица – ветку; ветка – птица.
- С чем здесь сравнивается снег? Почему?
Сравнение снега с ёлочным дождём вызывает в нашей памяти воспоминание о празднике; автор не просто описывает снег, но и передаёт нам радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.
Слова Рувима постараемся запомнить и сохранить в изложении.
- С кем сравнивает писатель землю? Почему?
Земля в белом наряде- невеста в белом; невеста – застенчива – красота природы средней полосы России тоже скромна, неброска, «застенчива», как сказал о ней прекрасный русский поэт Н.Рыленков.
Е) работа по предупреждению ошибок
Вспомни,
как пишутся слова:
-
Ощ у щение
-
Пок а залось
-
Комн а та
-
Зав о рожила
-
Зак а чались
-
Снов а
Смотри,
как пишутся слова:
-
Необыкнов енн ая
-
Пр и слушивался
-
П о сапывает
-
П о казывали
-
Увид е л
-
Застенч и вая
-
В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался жёлтоватый круг.
-
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
-
Ветка качнулась, с неё посыпался снег.
-
Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».
Ж) Составление учениками текста изложения., З) Самостоятельное редактирование полученного текста.
— При необходимости воспользуйтесь орфографическими словарями, нашими копилками или попросите о помощи учителя.
-
Плакат желаний. Работаем под музыку «Белые снежинки»
Наш рассказ о зиме, о первом снеге, но, к сожалению, у нас еще снега не было, а как хотелось бы! Но, я в это верю, все в наших руках! Сейчас мы с вами составим плакат желаний (на ватман дети приклеивают снежинки, заранее подготовленные учителем и ватные диски. Получается картина «Зимний пейзаж», сделанная общими усилиями).
Снег: что это такое, как образуется, почему белый, откуда берется, фото и видео
... друг на друга. Сочинение на тему: «Падает снег» Вот и наступила настоящая зима. Укрыла белым покрывалом всю землю. Как будто Снежная Королева прокатилась на своих санях и засыпала город снегом. За окном ... осине. Издалека видна его красная шапочка между заснеженными ветками. Холодно и голодно птицам зимой. Школьники повесили кормушку в школьном дворе. Теперь туда каждый день слетаются ...
-
Подведение итогов.
-
Рефлексия.
Продолжите любую понравившуюся вам фразу:
Я узнал (-а)…
Я научился (-ась)
Мне понравилось…
Я бы хотел (-а)…
-
Оценивание работы учащихся на уроке.
Сегодня ученики, которые готовили сообщения, зарабатывают по баллу, который приплюсуется к оценке, заработанной на следующем уроке. Не забудьте про домашнее задание и про то, что за сегодняшнее изложение каждый получит оценку.
-
Завершающий этап.
Я вам желаю, чтобы все ваши мечты сбывались, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, ну и конечно, только хороших оценок!
Спасибо за урок. До свидания!