Урок развития речи » по картине Перова «Тройка». методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Сочинение по картине В.Г.Перова «Тройка»

Цели: — учить детей самостоятельно «читать» и понимать произведения

изоискусства;

— подбирать точные слова для описания картины;

— формировать умение подбирать материал для высказывания, языковые

средства для выражения мысли;

— развивать логическое мышление, творческое воображение;

— активизировать знания о видах текстов: повествовании, описании,

рассуждении;

— воспитывать умение сопереживать героям произведений, ценить заботу

государства и взрослых о подрастающем поколении.

Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности

1. Беседа.

На экране слайд №1.

— Можешь ли ты назвать себя счастливым ребёнком? Объясни, почему ты так считаешь.

(Дети отвечают)

— Как вы думаете, счастливы ли эти дети?

Слайд №2: репродукции картин В.Перова о жизни детей в царской России.

(Ответы детей)

— Знакомы ли вам эти картины? (Да, мы с ними знакомились на уроке изоискусства)

— Кто их автор? (Известный русский художник В.Г. Перов).

Слайд №3. Портрет художника.

2.Создание проблемной ситуации.

На экране слайд №4. Слово «Тройка»

— Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Ответы детей: оценка, тройка лошадей и др.)

На экране появляется изображение тройки лошадей, костюма-тройки, оценки в дневнике и т.д.

— Не показалось ли вам странным, что наш разговор шёл о картинах художника В.Перова, а я вас спрашиваю о значении слова «тройка»? Как вы думаете, какая связь между значением этого слова и работами мастера?

4 стр., 1660 слов

« Учебные книги К. Д. Ушинского, А.Л. Толстого для детей («Азбука», ...

... заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, богатство упражнений - таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые ... детям первоначальных сведений по естествознанию и географии. Учебник '"Родное слово" (выдержал 147 изданий) состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский ...

(Дети предполагают, что словом «тройка» может называться одна из картин художника.)

— Давайте попробуем предположить, что на ней изображено.

(Ответы детей.)

— Я думаю, что увиденное станет для вас полной неожиданностью. Давайте молча посмотрим на картину и проникнемся её настроением.

ІІ. Рассматривание картины

Слайд №5. Репродукция картины В.Перова «Тройка».( Звуковое сопровождение: «метель»).

На экране по очереди увеличиваются фрагменты картины: лица детей, глаза, ледяная бочка, собака, улица.

Учитель читает стихотворение:

Ледяная вьюга завывает,

Бьёт, сечёт лицо, метёт пургой.

Петербург безмолвно замерзает

Недовольный нынешней зимой.

Лишь детишек тройка, впрягшись в сани,

Тянет вгору не по силам воз…

Кто, скажи, в такую непогоду

Выгнал деток прямо на мороз?

Взгляд усталый, горестные лица,

Одежонка мокрая насквозь.

Дотянуть скорей бы, не свалиться,

Этот тяжкий непосильный воз.

И в тепло скорей, на печку к мамке.

И покушать хлебца с кипятком…

Еле-еле двигаются санки.

И метёт, метёт, метёт пурга кругом…

— Как называется эта картина? Почему?

ІІІ. Сообщение темы и задач урока.

1. Беседа :

— Оставила ли вас равнодушными эта картина?

— Какое первое впечатление она производит на зрителя?

— Я бы хотела, чтобы на этом уроке мы с вами поближе познакомились с этим произведением и познакомили с ним других людей.

2. Рассказ учителя.

Слайд №6. Москва. Третьяковская галерея.

— Картина В.Перова находится в Москве, в одном из залов Третьяковской галереи. В этом художественном музее собраны произведения искусства лучших художников мира.

Не все люди имеют возможность побывать в Третьяковке, поэтому работники музея часто устраивают выставки компьютерных репродукций картин в разных уголках мира. И в нашем музее бывают такие выставки.

Нам с вами предложили изготовить рекламный буклет о картине «Тройка».

9 стр., 4130 слов

Описание картины портрет ф. и. шаляпина кустодиева (8 класс)

... Ответы Mail.ru: Сочинение по картине Б. М. Кустодиева "Портрет Ф. И. Шаляпина" …Н… ….А… Мыслитель (5898) 8 лет назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого ... главного героя — Шаляпина, но и народные гулянья, посвященные празднику Масленицы. На снегу установлены яркие шатры, длинные лавки с товаром, по дороге бежит тройка запряженных лошадей, а ...

3. Сообщение темы и задач урока.

Слайд №7. Запись темы и задач урока.

На экране:

Тема: Сочинение по картине В.Перова «Тройка»

Задачи: 1) проанализировать произведение;

2) создать буклет для музея.

(Дети рассматривают буклеты).

— Что на нём изображено? (Сведения об авторе, репродукция картины, текст)

ІV. Анализ содержания композиции картины, знакомство с планом, подбор рабочих материалов.

— Давайте прочитаем, о чём говорится в тексте.

На экране появляется картина. ( Слайд №8).

Запись в буклете:

Сумеречный морозный вечер. Снежная мгла бьёт в лицо. Встречный ветер срывает одежду. Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани…

— Что вы можете сказать по поводу написанного? (Это начало сочинения.)

— Судя по началу, какой это будет вид текста? (Повествование с элементами описания.)

— Далее вы видите чистые строчки. Как вы думаете для чего? (На них будем писать сочинение.)

— Прочитав начало, мы с вами, практически, уже ответили на два первых вопроса, которые я вам хотела задать по содержанию картины. Давайте чётко сформулируем ответы на эти вопросы.

Слайд №9:

Анализ содержания картины

1. Какое время года изображено на картине? Какая стоит погода?

2. Кто изображён на картине? Что тащат трое ребят?

3. Что находится в санях? Какая бочка? С чем?

4. Что можно сказать о детях?

5. Что выражают их лица?

6. Кто решил облегчить нелегкий труд детей?

7. Каков колорит картины? Почему?

8. Какие мысли и чувства вызывает картина?

9. Почему художник решил её написать?

— Давайте ответим на остальные вопросы.

Примерные ответы детей (с помощью учителя)

3 вопрос: В санях огромная бочка, доверху наполненная водой. Ледяная вода выплёскивается через край.

4 вопрос: Дети устали, плохо, не по погоде одеты, голодные, измученные тяжким трудом.

5 вопрос: Их лица выражают страдание, безысходность, желание скорее дотащить бочку, отдохнуть и покушать.

6 вопрос: Случайный прохожий, увидев ребят, решил им помочь и стал подталкивать сани сзади.

Рядом с детьми бежит собачка. Она тоже будто сочувствует ребятишкам и, если бы могла, помогла им.

7 вопрос: В картине преобладают тёмные, неяркие, коричневато-зелёные и грязно-серые цвета. Тёмный колорит подчёркивает гнетущее настроение картины. Нет в этой картине весёлых, ярких, радостных красок.

8 вопрос: И сюжет, и колорит помогают нам почувствовать настроение картины. Настроение гнетущее. Мы испытываем жалость к этим детишкам. В то же время мы испытываем чувство презрения к тем, кто так издевается над детьми, заставляя их тяжко работать.

9 вопрос: Василий Григорьевич Перов был прогрессивным художником того времени. Своими картинами он хотел привлечь внимание богатых, обеспеченных людей к жизни людей бедных, обездоленных. Особенно он хотел заставить задуматься над тяжёлой жизнью детей, над их несчастливым детством.

V. Лексико-орфографическая подготовка

1. Подбор определений

— Наши буклеты будет читать множество людей, поэтому они должны быть написаны грамотно. Мысли должны быть чётко сформулированы.

А для этого мы должны подобрать для описания точные определения, вспомнить правописание некоторых слов.

У вас, у каждого есть табличка:

Обессиленные, обездоленные.

Страдальческие, горестные.

Ветхая, грязная.

Жалость, презрение.

Огромная.

На экране слайд №10:

Дети Мысли и чувства

Лица

Одежда Бочка

— Прочитайте внимательно определения из таблицы и запишите, к каким существительным они относятся.

(Проверка).

— А теперь переверните лист и посмотрите, какие ещё слова можно было записать.

Слайд №11:

Дети

Уставшие, г о лодные, измуче нн ые тяжким трудом, обессиле нн ые, обездоле нн ые.

Лица

Измождё нн ые, безучастные к окружающему, страдальческие, горестные.

Одежда

Ветхая, рваная, грязная, не по погоде, старая.

Мысли и чувства

Сострадание, жалость, сочувствие, возмущение, презрение, гнетущее впечатление.

Бочка

Ледяная, невыносимо тяжёлая, огромная.

— Составьте и прочитайте словосочетания, составленные из слов каждого столбика таблицы.

— Значения многих слов мы с вами узнали на уроках чтения, гражданского образования, русского языка, поэтому я не требую их объяснения, кроме слова «ветхая». Что оно означает? (Очень старая, рваная, которая рассыпается от прикосновения.) Можно ли написать: «На детях была ветхая, рваная одежда»? (Нет)

— А так же нам бы не мешало повторить написание некоторых слов.

— У каждого из вас есть карточка слов с пропущенными орфограммами. Прочитайте слова, объясните их написание.

2. Орфографическая подготовка .

На партах карточки, на экране слайд №12:

Л…дяная, …дежда, л…цо, м…роз, т…ж ё лая, с…бака, пр…хожий, сочу…ствие,

горес…ные, безучас…ные.

(Работа «цепочкой»).

— А теперь я вас попрошу устно составить предложения с данными словами по вопросам. (Работа в парах).

Слайд №13:

(Высвечиваются вопросы)

1 ряд:

1. Что находится в санях? Какая бочка? С чем?

2. Какими изображены дети? Во что они одеты?

2 ряд:

3. Какие лица у детей?

4. Кто решил помочь ребятам?

3 ряд:

5. Какие цвета использует в картине художник? Зачем?

4. Какие мысли и чувства вызывает произведение?

(Проверка).

3. Актуализация знаний о структуре текста

— Из скольких основных частей состоит текст? (Три: зачин, основная часть и концовка).

— Как в тесте выделяется каждая часть? (Каждая новая часть пишется с абзаца).

— Обратите на это внимание, когда будете работать над сочинением.

— У нас уже есть начало текста. А основную часть и концовку вы допишите самостоятельно, используя весь дополнительный материал, который мы с вами подготовили.

Работать вы будете по группам:

— первая группа (ученики 1 ряда) будут писать сочинение самостоятельно по данному плану. Он есть у вас на партах ( слайд №14: план );

— вторая группа (2 ряд) могут пользоваться карточками с наводящими вопросами, на которые мы с вами уже отвечали (слайд №15 с вопросами).

— для третьей группы я подготовила дополнительный материал «Неоконченные предложения» (слайд №16).

V. Самостоятельная работа учащихся над сочинением

Слайд №17. Картина «Тройка».

1. Чтение начала текста подготовленным учеником.

Звуковое сопровождение картины.

2. Самостоятельная дифференцированная работа детей:

1 группа: работает по плану самостоятельно;

2 группа: работает с использованием карточек с наводящими вопросами и вспомогательными словами.

3 группа: работает с использованием карточек с заданием «Неоконченное предложение».

VІ. Чтение и коллективное редактирование сочинений

VІІ. Итог урока

— С каким произведением изобразительного искусства мы с вами познакомились на уроке? Кто автор?

— Хотелось бы вам оказаться на месте этих детей? Почему?

— Возможно ли такое отношение к детям в наше время? Почему? (Нет. Существует Декларация защиты прав детей, по которой запрещено использование детского труда.)

— Кто должен заботиться о счастливом детстве подрастающего поколения? (Государство, родители, общество.)

— Видите, как глубоко мы с вами проникли в содержание картины. Как автор своим произведением через много-много лет заставил нас сопереживать героям, плакать, негодовать, задуматься о своей жизни.

И поэтому наш урок я хочу закончить мудрыми словами скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова:

«Произведениями изобразительного искусства человек живёт не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постепенно тренировать свой вкус так же, как и мускулы».

Звучит музыка.

— Спасибо за урок!