Сочинение по картине В.Г.Перова «Тройка»
Цели: — учить детей самостоятельно «читать» и понимать произведения
изоискусства;
— подбирать точные слова для описания картины;
— формировать умение подбирать материал для высказывания, языковые
средства для выражения мысли;
— развивать логическое мышление, творческое воображение;
— активизировать знания о видах текстов: повествовании, описании,
рассуждении;
— воспитывать умение сопереживать героям произведений, ценить заботу
государства и взрослых о подрастающем поколении.
Ход урока
І. Мотивация учебной деятельности
1. Беседа.
На экране слайд №1.
— Можешь ли ты назвать себя счастливым ребёнком? Объясни, почему ты так считаешь.
(Дети отвечают)
— Как вы думаете, счастливы ли эти дети?
Слайд №2: репродукции картин В.Перова о жизни детей в царской России.
(Ответы детей)
— Знакомы ли вам эти картины? (Да, мы с ними знакомились на уроке изоискусства)
— Кто их автор? (Известный русский художник В.Г. Перов).
Слайд №3. Портрет художника.
2.Создание проблемной ситуации.
На экране слайд №4. Слово «Тройка»
— Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
(Ответы детей: оценка, тройка лошадей и др.)
На экране появляется изображение тройки лошадей, костюма-тройки, оценки в дневнике и т.д.
— Не показалось ли вам странным, что наш разговор шёл о картинах художника В.Перова, а я вас спрашиваю о значении слова «тройка»? Как вы думаете, какая связь между значением этого слова и работами мастера?
« Учебные книги К. Д. Ушинского, А.Л. Толстого для детей («Азбука», ...
... заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, богатство упражнений - таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые ... детям первоначальных сведений по естествознанию и географии. Учебник '"Родное слово" (выдержал 147 изданий) состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский ...
(Дети предполагают, что словом «тройка» может называться одна из картин художника.)
— Давайте попробуем предположить, что на ней изображено.
(Ответы детей.)
— Я думаю, что увиденное станет для вас полной неожиданностью. Давайте молча посмотрим на картину и проникнемся её настроением.
ІІ. Рассматривание картины
Слайд №5. Репродукция картины В.Перова «Тройка».( Звуковое сопровождение: «метель»).
На экране по очереди увеличиваются фрагменты картины: лица детей, глаза, ледяная бочка, собака, улица.
Учитель читает стихотворение:
Ледяная вьюга завывает,
Бьёт, сечёт лицо, метёт пургой.
Петербург безмолвно замерзает
Недовольный нынешней зимой.
Лишь детишек тройка, впрягшись в сани,
Тянет вгору не по силам воз…
Кто, скажи, в такую непогоду
Выгнал деток прямо на мороз?
Взгляд усталый, горестные лица,
Одежонка мокрая насквозь.
Дотянуть скорей бы, не свалиться,
Этот тяжкий непосильный воз.
И в тепло скорей, на печку к мамке.
И покушать хлебца с кипятком…
Еле-еле двигаются санки.
И метёт, метёт, метёт пурга кругом…
— Как называется эта картина? Почему?
ІІІ. Сообщение темы и задач урока.
1. Беседа :
— Оставила ли вас равнодушными эта картина?
— Какое первое впечатление она производит на зрителя?
— Я бы хотела, чтобы на этом уроке мы с вами поближе познакомились с этим произведением и познакомили с ним других людей.
2. Рассказ учителя.
Слайд №6. Москва. Третьяковская галерея.
— Картина В.Перова находится в Москве, в одном из залов Третьяковской галереи. В этом художественном музее собраны произведения искусства лучших художников мира.
Не все люди имеют возможность побывать в Третьяковке, поэтому работники музея часто устраивают выставки компьютерных репродукций картин в разных уголках мира. И в нашем музее бывают такие выставки.
Нам с вами предложили изготовить рекламный буклет о картине «Тройка».
Описание картины портрет ф. и. шаляпина кустодиева (8 класс)
... Ответы Mail.ru: Сочинение по картине Б. М. Кустодиева "Портрет Ф. И. Шаляпина" …Н… ….А… Мыслитель (5898) 8 лет назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого ... главного героя — Шаляпина, но и народные гулянья, посвященные празднику Масленицы. На снегу установлены яркие шатры, длинные лавки с товаром, по дороге бежит тройка запряженных лошадей, а ...
3. Сообщение темы и задач урока.
Слайд №7. Запись темы и задач урока.
На экране:
Тема: Сочинение по картине В.Перова «Тройка»
Задачи: 1) проанализировать произведение;
2) создать буклет для музея.
(Дети рассматривают буклеты).
— Что на нём изображено? (Сведения об авторе, репродукция картины, текст)
ІV. Анализ содержания композиции картины, знакомство с планом, подбор рабочих материалов.
— Давайте прочитаем, о чём говорится в тексте.
На экране появляется картина. ( Слайд №8).
Запись в буклете:
Сумеречный морозный вечер. Снежная мгла бьёт в лицо. Встречный ветер срывает одежду. Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани…
— Что вы можете сказать по поводу написанного? (Это начало сочинения.)
— Судя по началу, какой это будет вид текста? (Повествование с элементами описания.)
— Далее вы видите чистые строчки. Как вы думаете для чего? (На них будем писать сочинение.)
— Прочитав начало, мы с вами, практически, уже ответили на два первых вопроса, которые я вам хотела задать по содержанию картины. Давайте чётко сформулируем ответы на эти вопросы.
Слайд №9:
Анализ содержания картины
1. Какое время года изображено на картине? Какая стоит погода?
2. Кто изображён на картине? Что тащат трое ребят?
3. Что находится в санях? Какая бочка? С чем?
4. Что можно сказать о детях?
5. Что выражают их лица?
6. Кто решил облегчить нелегкий труд детей?
7. Каков колорит картины? Почему?
8. Какие мысли и чувства вызывает картина?
9. Почему художник решил её написать?
— Давайте ответим на остальные вопросы.
Примерные ответы детей (с помощью учителя)
3 вопрос: В санях огромная бочка, доверху наполненная водой. Ледяная вода выплёскивается через край.
4 вопрос: Дети устали, плохо, не по погоде одеты, голодные, измученные тяжким трудом.
5 вопрос: Их лица выражают страдание, безысходность, желание скорее дотащить бочку, отдохнуть и покушать.
6 вопрос: Случайный прохожий, увидев ребят, решил им помочь и стал подталкивать сани сзади.
Рядом с детьми бежит собачка. Она тоже будто сочувствует ребятишкам и, если бы могла, помогла им.
7 вопрос: В картине преобладают тёмные, неяркие, коричневато-зелёные и грязно-серые цвета. Тёмный колорит подчёркивает гнетущее настроение картины. Нет в этой картине весёлых, ярких, радостных красок.
8 вопрос: И сюжет, и колорит помогают нам почувствовать настроение картины. Настроение гнетущее. Мы испытываем жалость к этим детишкам. В то же время мы испытываем чувство презрения к тем, кто так издевается над детьми, заставляя их тяжко работать.
9 вопрос: Василий Григорьевич Перов был прогрессивным художником того времени. Своими картинами он хотел привлечь внимание богатых, обеспеченных людей к жизни людей бедных, обездоленных. Особенно он хотел заставить задуматься над тяжёлой жизнью детей, над их несчастливым детством.
V. Лексико-орфографическая подготовка
1. Подбор определений
— Наши буклеты будет читать множество людей, поэтому они должны быть написаны грамотно. Мысли должны быть чётко сформулированы.
А для этого мы должны подобрать для описания точные определения, вспомнить правописание некоторых слов.
У вас, у каждого есть табличка:
Обессиленные, обездоленные. |
|
Страдальческие, горестные. |
|
Ветхая, грязная. |
|
Жалость, презрение. |
|
Огромная. |
На экране слайд №10:
Дети Мысли и чувства
Лица
Одежда Бочка
— Прочитайте внимательно определения из таблицы и запишите, к каким существительным они относятся.
(Проверка).
— А теперь переверните лист и посмотрите, какие ещё слова можно было записать.
Слайд №11:
Дети |
Уставшие, г о лодные, измуче нн ые тяжким трудом, обессиле нн ые, обездоле нн ые. |
Лица |
Измождё нн ые, безучастные к окружающему, страдальческие, горестные. |
Одежда |
Ветхая, рваная, грязная, не по погоде, старая. |
Мысли и чувства |
Сострадание, жалость, сочувствие, возмущение, презрение, гнетущее впечатление. |
Бочка |
Ледяная, невыносимо тяжёлая, огромная. |
— Составьте и прочитайте словосочетания, составленные из слов каждого столбика таблицы.
— Значения многих слов мы с вами узнали на уроках чтения, гражданского образования, русского языка, поэтому я не требую их объяснения, кроме слова «ветхая». Что оно означает? (Очень старая, рваная, которая рассыпается от прикосновения.) Можно ли написать: «На детях была ветхая, рваная одежда»? (Нет)
— А так же нам бы не мешало повторить написание некоторых слов.
— У каждого из вас есть карточка слов с пропущенными орфограммами. Прочитайте слова, объясните их написание.
2. Орфографическая подготовка .
На партах карточки, на экране слайд №12:
Л…дяная, …дежда, л…цо, м…роз, т…ж ё лая, с…бака, пр…хожий, сочу…ствие,
горес…ные, безучас…ные.
(Работа «цепочкой»).
— А теперь я вас попрошу устно составить предложения с данными словами по вопросам. (Работа в парах).
Слайд №13:
(Высвечиваются вопросы)
1 ряд:
1. Что находится в санях? Какая бочка? С чем?
2. Какими изображены дети? Во что они одеты?
2 ряд:
3. Какие лица у детей?
4. Кто решил помочь ребятам?
3 ряд:
5. Какие цвета использует в картине художник? Зачем?
4. Какие мысли и чувства вызывает произведение?
(Проверка).
3. Актуализация знаний о структуре текста
— Из скольких основных частей состоит текст? (Три: зачин, основная часть и концовка).
— Как в тесте выделяется каждая часть? (Каждая новая часть пишется с абзаца).
— Обратите на это внимание, когда будете работать над сочинением.
— У нас уже есть начало текста. А основную часть и концовку вы допишите самостоятельно, используя весь дополнительный материал, который мы с вами подготовили.
Работать вы будете по группам:
— первая группа (ученики 1 ряда) будут писать сочинение самостоятельно по данному плану. Он есть у вас на партах ( слайд №14: план );
— вторая группа (2 ряд) могут пользоваться карточками с наводящими вопросами, на которые мы с вами уже отвечали (слайд №15 с вопросами).
— для третьей группы я подготовила дополнительный материал «Неоконченные предложения» (слайд №16).
V. Самостоятельная работа учащихся над сочинением
Слайд №17. Картина «Тройка».
1. Чтение начала текста подготовленным учеником.
Звуковое сопровождение картины.
2. Самостоятельная дифференцированная работа детей:
1 группа: работает по плану самостоятельно;
2 группа: работает с использованием карточек с наводящими вопросами и вспомогательными словами.
3 группа: работает с использованием карточек с заданием «Неоконченное предложение».
VІ. Чтение и коллективное редактирование сочинений
VІІ. Итог урока
— С каким произведением изобразительного искусства мы с вами познакомились на уроке? Кто автор?
— Хотелось бы вам оказаться на месте этих детей? Почему?
— Возможно ли такое отношение к детям в наше время? Почему? (Нет. Существует Декларация защиты прав детей, по которой запрещено использование детского труда.)
— Кто должен заботиться о счастливом детстве подрастающего поколения? (Государство, родители, общество.)
— Видите, как глубоко мы с вами проникли в содержание картины. Как автор своим произведением через много-много лет заставил нас сопереживать героям, плакать, негодовать, задуматься о своей жизни.
И поэтому наш урок я хочу закончить мудрыми словами скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова:
«Произведениями изобразительного искусства человек живёт не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постепенно тренировать свой вкус так же, как и мускулы».
Звучит музыка.
— Спасибо за урок!