Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту»
(Задание С ЕГЭ по русскому языку).
Цель: Познакомить учащихся с особенностями задания С1 ЕГЭ по русскому языку: объем сочинения, алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста, возможные варианты выполнения задания.
Задачи: Дать учащимся материал, необходимый для успешного выполнения задания С1, закрепить полученные знания в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Часть С (сочинение по исходному тексту) представляет особую трудность. Не секрет, что мало кто сейчас любит писать сочинение, а тем более умеет это делать. При этом сочинение, которое нужно написать при выполнение части С имеет свои специфические особенности, соблюдение которых приносит ученику столь необходимые баллы, а несоблюдение – лишает их.
И мне хотелось бы сегодня поделиться с вами теми знаниями, тем материалом, который в дальнейшем поможет вам правильно построить свой экзаменационный текст и успешно сдать экзамен по русскому языку.
Разработчики контрольно измерительных материалов (так называемых КИМ) отбирают тексты из произведений, в основном, современных авторов на различные темы.
Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы.
о влиянии музыки;
- об истинном благородстве;
- о сущности человеческой личности;
- о внешнем облике и внутреннем мире человека;
- о новых технологиях;
- о настоящей доброте;
- о мнимых «звездах» эстрады;
- о смысле жизни;
- о прошлом и настоящем;
- о ценности классической поэзии;
- о влиянии живописи на душевный мир человека;
- о счастье;
- о современной молодежи и др.
К каждому тексту дается следующее задание:
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Творческие задания по русскому языку
... переходы света, тьмы. Полутона их душу так тревожат. Станислав Собко. Сочинение- миниатюра. Написать сочинение на тему: «Русский язык». Нам русский язык по наследству, Остался от наших корней. Мы были обучены ... ваша одноклассница выглядит сегодня очень хорошо. Попробуйте сделать ей комплимент. Напишите небольшой текст с вежливыми словами. Написать синквейн на тему: Счастье. 2 прилагательных. 3 ...
Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Исходя из данного задания сочинение по исходному тексту должно иметь четкую структуру.
План сочинения-рассуждения по заданному тексту.
Заголовок (желательно, но необязательно).
I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного текста.
III. Комментарий к основной проблеме текста.
IV. Определение авторской позиции.
V. Изложение собственной позиции:
1й аргумент в защиту собственной позиции;
2й аргумент;
- вывод.
VI. Заключение.
Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.
Остановимся подробней на каждом из пунктов плана и попытаемся проанализировать текст, автором которого является В. Астафьев.
2. Ученик читает текст о Домском соборе (у каждого текст на парте)
Текст №1
(1)Домский собор. (2)Дом… (З)Дом… (4)Дом ..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром… (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»
(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом…
(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…
Внешнее убранство Исаакиевского собора
... и сообщил князю А.Н. Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана. По распоряжению императора члены ... года Александр I утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором. В 1820 году Монферран издал альбом ... не весь умру) сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном. «Обнародованные» планы ...
(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву)
3. Замечательный текст. Давайте попытаемся понять его, то есть ответить на вопросы.
Как правильно понять исходный текст.
О чем текст? (Ты увидишь тему).
Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).
Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)
Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)
Итак,
о чем же прочитанный текст (о музыке).
Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает? (о том, как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя).
Что хочет автор сказать нам через этот текст? (об огромной силе музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца).
Определив (сначала устно) тему будущего сочинения, те проблемы, которые будем рассматривать, авторскую позицию, мы можем начать говорить о вступлении к сочинению, которое должно вводить в тему текста.
Вступление может быть написано в форме:
Лирического размышления.
Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
Диалога с воображаемым собеседником.
Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.
Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Вступление к сочинению по тексту В.Астафьева должно быть… О чем? (о музыке).
Чтение вариантов вступления.
Далее мы должны сделать плавный переход от вступления и сформулировать основную проблему текста. Проблема, которую ты выбираешь должна быть одна, та, которая больше всего волнует автора, которую можно заметить в каждом абзаце текста. Проблема нашего текста – это роль музыки в жизни человека. Также проблему можно формулировать в виде вопроса: В чем сила музыки?
Перед вами на столах раздаточный материал, на листе № 2 вы можете увидеть варианты формулировок проблем исходного текста , а также опорные фразы, которые помогут сформулировать проблему в тексте.
Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:
- взаимоотношения человека и природы;
- проблема снижения культурного уровня общества;
- проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;
- проблема «отцов» и «детей»;
- роль детства в становлении личности человека;
- проблема духовности;
- проблема милосердия;
- проблема назначения искусства;
- проблема истинной интеллигентности;
- проблема совести;
- роль чтения в детстве и др.
Опорные фразы для формулировки проблемы текста:
Формирование эстетического вкуса на х музыки как условие развития ...
... В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования для доказательства выдвинутой гипотезы были определены для решения следующие задачи: . изучить научно-методическую литературу по теме дипломной работы; ... размышляет Б.В. Асафьев: «изучать музыку в школе не как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке приливы и отливы моря жизни!» ...
- сформулирована проблема;
- затронута проблема;
- поднята проблема;
- освещена проблема;
- обсуждается проблема;
- проблема, рассматриваемая автором и др.
проблема может быть:
- философской;
- нравственной;
- злободневной;
- актуальной;
- важной;
- серьезной;
- наболевшей;
- неразрешимой и др.
Очень важно правильно определить одну, главную проблему, ведь все дальнейшее размышления над текстом должно вытекать именно из нее. Если вы заявили, что в данном тексте автор размышляет о силе музыки. То и комментарии, и позиция автора, и ваша аргументация должна соответствовать названной проблеме. Если вы «уйдете в сторону» — 0 баллов.
Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать. Что же такое комментарий?
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Большой толковый словарь русского
языка под ред. Д.Н.Ушакова.
Комментарий – 1.пояснения; 2. примечания; 3. – толкование.
Александрова З.Е. словарь синонимов
русского языка: практический справочник.
Комментарий к сформулированной проблеме – это работа, которая демонстрирует умение экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста. Экзаменуемый должен обозначать те стороны проблемы, которые интересовали автора, т.е. ученик должен проследить за ходом авторской мысли.