Письменная работа по русскому языку (диктант, изложение, ). Методика подготовки, проведения и проверки. Тестирование

– одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т. е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов (слуховые Д.), а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти (зрительные Д.).

Письмо Д. сопровождается различными дополнительными грамматическими и орфографическими заданиями. Различаются слуховые Д., зрительные Д., свободные Д., творческие, выборочные, самодиктанты, или Д. «Проверяю се0я», комбинированные Д. По используемому материалу – текстовые Д., состоящие из отдельных предложений, и лексические (словарные) Д. См. статьи, посвященные отдельным видам Д.: Контрольный Д., Слуховой Д., Объяснительный Д., Предупредительный Д., Выборочный Д., Зрительный Д. и др.

Слуховой диктант, Выборочный диктант, Зрительный диктант, Комбинированный диктант, Объяснительный диктант, Предупредительный диктант, Диктант «Проверяю себя», Самодиктант, Свободный диктант, Творческий диктант, Словарный диктант, Контрольный (проверочный) диктант, Изложение, Изложение с языковым разбором текста, Выборочное изложение, Подробное изложение (полное, близкое к тексту образца), Краткое (сжатое) изложение, Творческое изложение, Умения в области связной речи (сочинения), Сочинение школьное, Методика сочинения, Жанры школьных сочинений и изложений.

Наряду с подходом, который изложен выше, в методических пособиях можно встретить иную классификацию жанров: жанры традиционно подразделяются на повествование, описание и рассуждение. Последние в современных трудах по методике рассматриваются как типы текста.

Тематика сочинений, Свободные темы сочинений

Заметка – вид сочинения в школе; газетный жанр, наиболее распространенный в школьных условиях. Обычно в З. описывается какой-либо интересный факт из жизни класса, школы, дается ему оценка, критикуется дурной поступок и пр. Используется как на уроках развития речи, так и во внеклассной работе.

Интервью – один из видов сочинения, публицистический жанр, рекомендуемый для работы учащихся в школьной газете. Юнкор обращается с вопросами к лицу, чье мнение и чьи знания интересуют читателей газеты. Ответы этого лица на вопросы юнкора составляют содержание И.

3 стр., 1437 слов

Готовимся к экзамену по русскому: диктант, изложение, тест

... в вузы, тем более что их требования сильно отличаются друг от друга. Представьте, в выпускном классе три человека поступают в МГЛУ (пишут диктант), четверо - в МГУ (сочинение) и семь-восемь - в МИФИ (тест). Как в ... Надиктуйте текст на магнитофон, а потом попробуйте под свою же диктовку его написать - это поможет вам почувствовать себя в роли абитуриента. Для подготовки к диктанту и изложению лучше ...

Репортаж – вид сочинения учащихся, газетный жанр, публицистический, используемый в школьной стенгазете, и пр. Представляет собой рассказ очевидца или участника событий непосредственно с места событий. Обеспечивает высокую мотивированность речи, воспитывает активность, приобщает к общественной жизни.

Статья – вид сочинения, газетный жанр. Отличается широтой обобщения, содержит разработку вопросов значительных, например нравственного поведения, трудовых успехов и пр. Используется преимущественно во внеклассной работе учащихся, в школьной стенгазете. Включается в список видов сочинения, которым обучает школа обычно в VI классе, но пишется и ранее.

Отзыв о книге, о кинофильме, о спектакле и т. п.

Очерк – вид сочинения (художественно-публицистический жанр).

Вводится в VIII классе; наиболее доступный вариант – портретный документальный О. Учащиеся пишут также путевые О., О. о работе на фирме и т. п. Образцами О. для анализа могут служить О. М. М. Пришвина, В. М. Пескова и пр.

Портрет – изображение внешности человека, вид сочинения учащихся. Варианты: описание портрета (обычно – с картины) и анализ характера личности по портрету. Пишутся как с живой натуры (Моя воображению (Портрет моего друга через 10 лет), так и по произведению живописи (Л. Н. Толстой на портрете работы И. Е. Репина), Один из наиболее трудных видов сочинения, вводится в простейших вариантах с IV класса. Работа над сочинением-п. связывается с уроками изобразительного искусства.

Рассказ – вид повествовательного сочинения учащихся, устного или письменного. В лучших своих образцах приближается к рассказу как виду эпической литературы, т. е. имеет композицию, свойственную рассказу, несколько действующих лиц, изображает картину жизни людей, реже – животных, выражает определенную позицию автора, передает в образах его идею, имеющую определенное социальное звучание. Обучение Р. в школе начинается в I классе, где Р. (от слова рассказывать) представляет собой изложение того, что происходило. Во II классе школьники составляют коллективный, а в III – самостоятельный план, вводят в Р. элементы описания природы и характеристики персонажей. В IV – V классах формируются композиционные умения. В старших классах Р. переходит в систему внеклассной работы: проводятся конкурсы на лучший Р. и пр.

Сравнительное описание, Сочинение-миниатюра, Коллективное сочинение, Композиция сочинения учащегося, Языковая подготовка текста сочинения, изложения., Озаглавливание сочинения, доклада, рассказа и пр, План сочинения, доклада, рассказа, изложения и пр.

Черновик – средство обучения, создающее благоприятные условия для самостоятельной работы учащихся. Используется при написании сочинений и изложений, при подготовке докладов и отчетов, планов, писем, а также некоторых упражнений по грамматике и орфографии. Методика сочинений рекомендует систему редактирования Ч., совершенствования текста до его переписывания начисто. Удачные исправления, сделанные в Ч., поощряются. Ч. служит также средством изучения процесса работы учащихся, что весьма важно для понимания встречающихся трудностей и путей их преодоления учащимися.

Редактирование, Работа над ошибками, Система сочинений, Оценка диктанта

При оценке диктантов обязательно подчеркиваются, но не учитываются ошибки:

7 стр., 3303 слов

Система работы над м-миниатюрой как средство развития речи учащихся 3-го класса

... работы при написании сочинения-миниатюры описательного типа. Сегодня утром по дороге в школу мы ... речи. У детей в данном классе, большинство ошибок в построении письменного текста ... весенние ручейки в стихотворении? (Гонцы.)Подберите к слову гонцы слова, близкие по ... в процентном отношении. Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста) Экспериментальная группа, %Таблица 1Кол-во учащихся ...

  • а) в переносе слов;
  • б) на правила, не входящие в обязательный минимум для средней школы;
  • в) на еще не изученные правила;
  • г) в словарных словах, над которыми не проводилась специальная работа;
  • д) при передаче авторской пунктуации.

Подчеркиваются, но не учитываются описки, а также ошибочные написания, искажающие звуковой облик слова, типа «мемдя» вместо земля, «panomaem» вместо работает. Отличие описки от ошибки заключается в том, что опиской является неправильное написание фонемы в сильной позиции — в зоне, где неприменимы правила орфографии. При тщательной самопроверке учащийся легко заметит и исправит описку.

В школьной практике при оценке диктанта учитывается также характер ошибки. Рассмотрим этот вопрос отдельно.

Классификация ошибок (орфографических и пунктуационных)

В школьной практике при оценке письменных работ учащихся учитывается целая «шкала» ошибок, включающая такие понятия, как повторяющиеся, однотипные и грубые / негрубые ошибки.

Повторяющимися называются ошибки, допущенные в одном и том же слове или корне однокоренных слов.

(на линии, в стремлении; дышится, борются; холщовый, ежовый),

Грубые / негрубые ошибки в свою очередь подвергаются дальнейшей градации.

К грубым относят ошибки:

1) на пройденные правила;

2) в написании наиболее употребительных слов с непроверяемыми к труднопроверяемыми гласными и согласными;

3) на отсутствие знака препинания в ясных случаях, не допускающих раз но вариантного подхода (например, отсутствие запятой перед союзами а. но), и, наоборот, постановку ненужного знака (например, наличие запятой между подлежащим и сказуемым).

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) при написании малоупотребительных слов с двойными согласными (капиляр вместо капилляр, массон вместо масон и под.);

3) в написании слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными, не вошедших в принятый в школе словарь-минимум (см. словарь в конце каждого учебника, а также слова в рамках для запоминания);

Московский Государственный Университет);

5) на слитное или раздельное написание приставок в составе наречий, не регулируемое правилами;

6) на слитное пли раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

7) Ы и И после приставок в корне;

  • (никто иной не…

(Конан-Дойль);

10) при замене одного пунктуационного знака другим, если не нарушается смысл высказывания (например, запятая вместо тире в сложносочиненном предложении);

11) при единичном пропуске одного знака препинания при обособлении;

12) при пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или при нарушении их последовательности.

Подобная градация ошибок оформилась и существует в практике школьного преподавания русского языка; у этой системы есть и свои плюсы, и свои минусы; кто-то из учителей учитывает при выставлении оценки все указанные моменты, кто-то — далеко не все, однако никто не может игнорировать рекомендации, изложенные в «Нормах оценки знаний, умений и навыков…».

При подсчете ошибок:

  • а) две негрубые ошибки считаются за одну;
  • б) повторяющиеся ошибки считаются за одну;
  • в) первые три однотипные ошибки — за одну, каждая последующая — как самостоятельная;
  • г) если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок — исправление неверного написания на верное — оценка снижается на один балл. Оценка «отлично» не может быть выставлена при наличии 3 и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой, а количество ошибок показывается в конце работы в виде дроби, где числитель — это орфографические, а знаменатель — пунктуационные ошибки, при этом:

  • оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки (0/0, 1/0,0/1);
  • оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок — 2/2, 1/3, 0/4. Если среди орфографических ошибок есть однотипные, то «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках;
  • оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущено следующее количество ошибок: 4/4, 3/5, 0/7. В 5 классе допускается дробь 5/4. Если среди орфографических и пунктуационных ошибок были негрубые и однотипные, допустима дробь 6/6;
  • оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено следующее количество ошибок: 7/7,6/8, 5/9,8/6.

При большем количестве ошибок диктат оценивается баллом «1». (Этот момент хочется отметить особо и напомнить, что в школе принята именно пятибалльная система оценок и оценкой «1» пренебрегать не надо).

Как видим, при выставлении любой оценки существует вариативность количества ошибок, но вместе с тем необходимо принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставить данную оценку. Таким пределом для оценки «4» является наличие 2 орфографических ошибок, для оценки «3» — 4 орфографических, для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

При оценке контрольного словарного диктанта надо знать, что:

  • оценка «5» ставится при отсутствии ошибок;
  • оценка «4» ставится, если допущено не более 2 ошибок;
  • оценка «3» ставится, если допущено 3-4 ошибки;
  • оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок;
  • оценка «1» ставится, если допущено более 7 ошибок.

Оценка изложений и сочинений

Изложение — это упражнение, служащее развитию связной речи. Виды изложений и методика их проведения описаны в § 88 (с. 572-574).

Примерный объем текста для подробного изложения — изложения, близкого к тексту, — определяется для 5 класса в 100-150 слов, для 6 класса — 150-200, для 7 класса — в 200-250, для 8 класса — в250-350, для 9 класса — в 350-450 слов.

Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Сочинение — один из основных методов развития письменной связной речи учащихся (см. § 89, с. 575-581).

Примерный объем классных сочинений в 5 классе равняется 0,5-1,0 странице, в 6 классе — 1,0-1,5 страницам, в 7 классе — 1,5-2,0, в 8 классе — 2,0-3,0, в 9 классе — 3,0-4,0 страницам. Указанные рамки не должны восприниматься как догма, а лишь как «руководство к действию», так как объем сочинения зависит от многих обстоятельств: темпа письма ученика (как правило, более низкого у «леворучек»), от темы и характера замысла, от общего уровня языковой культуры пишущего.

Изложения и сочинения демонстрируют как умение раскрыть тему, используя нужные языковые средства, так и соблюдение языковых норм и правил правописания. Поэтому любое изложение и сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и стилистических (грамматических); о последних см. § 89.

Для оценки «5» при соблюдении указанных в «Нормах оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» требовании к содержанию и речевому оформлению допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 стилистическая ошибка, при том что эта ошибка — негрубая.

Для оценки «4» допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических, а также 2 стилистические.

Для оценки «3» допускается: 4 и 4, или 3 и 5 , или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также 4 стилистические ошибки.

Для оценки «2» допускается: 7 и 7, или 6 и 8, или 5 и 9, или 8 и 6, а также до 7 стилистических ошибок.

Оценка «1» ставится при наличии более 7 орфографических, 7 пунктуационных, 7 стилистических ошибок.

«Нормы оценки знаний, умений и навыков» регламентируют дифференцированный подход к выставлению оценок за разные виды работ. Так, например:

  • обучающие работы (то есть упражнения и диктанты неитогового характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы;
  • первая и вторая как классные, так и домашние работы при закреплении материала могут по усмотрению учителя не оцениваться;
  • преимущественное значение придается оценкам за грамотность (хотя и сказано, что итоговая оценка должна отражать все стороны подготовки ученика, включая усвоение теоретических знаний и речевое развитие);
  • в старших классах обе оценки за сочинение (знания по литературе и грамотность) выставляются в виде дроби в классном журнале по литературе;
  • итоговая оценка (за четверть, за год) не должна выводиться как среднее арифметическое предыдущих оценок (однако результаты текущей успеваемости необходимо учитывать).

Работа над ошибками

На протяжении всего школьного курса при выработке навыков правильного письма проводится работа над ошибками. Регулярная проверка учителем письменных работ автоматически подразумевает последующее исправление отмеченных ошибок самим учащимся. Собственно типовая форма, по которой исправляются допущенные ошибки, выглядит следующим образом:

Правильное написание

Объяснение или проверка

Примеры на правило

В случае ошибочного написания словарного слова, которое усваивается преимущественно путем запоминания его графического облика, допустимо дать задание просто выписать это слово несколько раз.

Работа же учителя по устранению ошибок (имеются в виду в первую очередь орфографические и пунктуационные) носит длительный, целенаправленный, систематический, а главное, продуманный характер. При планировании каждой темы учитель после очередной контрольной работы (диктанта, изложения или сочинения), как правило, отводит урок, посвященный анализу ошибок, допущенных учащимися.

Тесты по русскому языку, Единый государственный экзамен по русскому языку

Формой итоговой отчетности выпускников является и единый государственный экзамен (ЕГЭ).

По учебным предметам учащимся предлагается вариант единого на всей территории РФ контрольного измерительного материала (КИМ), имеющего три части: часть А включает тестовые задания, часть В — письменный ответ на заданные вопросы, часть С — задания повышенной сложности. ЕГЭ по каждому предмету оценивается по 100-балльной системе, причем количество баллов, соответствующее привычной пятибалльной шкале оценок, устанавливается для каждого предмета и каждый год.

Для пояснения установок ЕГЭ по русскому языку приведем часть документа Департамента общего образования Минобразования России «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2011 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ»