Готовимся к экзамену по русскому: диктант, изложение, тест

В какой бы вуз вы ни поступали, везде вас ждет экзамен по русскому языку. По статистике, именно это испытание оказывается для абитуриентов неожиданно трудным. Не помешает еще раз проверить, насколько вы готовы к предстоящему конкурсному заданию.

Шаг первый: внешняя разведка

Первым делом необходимо выяснить, в какой форме будет проходить экзамен. Узнать это лучше заранее: за год-два до начала вступительных испытаний. Каждая форма требует своей методики подготовки. Например, тренируясь упорно в написании диктантов, можно спокойно не заниматься фразеологией или анализом текста. Больше времени уделить трудным случаям, в которых часто допускаете ошибки.

Но если даже вы абсолютно уверены, что предстоит писать диктант, не помешает перепроверить эту информацию. За пару недель до намеченных экзаменов не поленитесь съездить в вуз и уточнить, не будет ли каких-то изменений, — вузы стали менять содержание и количество заданий чуть ли не каждый год.

Разобраться в требованиях института помогут пособия для подготовки, выпущенные вузовским издательством, учебники для подготовительных курсов и записи старательных первокурсников, которые успешно сдали экзамены в прошлом году. Часто справочный материал раздают или продают на днях открытых дверей. Соберите тексты заданий прошлых лет, проработайте их и постарайтесь вывести общие закономерности. Найдите наиболее часто повторяющиеся во всех текстах иноязычные и словарные слова, выпишите самые популярные синтаксические конструкции, отметьте, на каких грамматических правилах «ловят» абитуриентов — словом, составьте собственную программу подготовки.

Шаг второй: внутренний аудит

Если в девятом классе у вас на школьном экзамене по русскому языку была крепкая четверка, то это совершенно не значит, что ту же самую оценку получите в серьезном вузе. Каждый экзаменатор знает медалистов, которым вы поставили двойки при поступлении абсолютно заслуженно! Абитуриенты и их родители никак не привыкнут к мысли, что школа — это одно учебное заведение, а вуз — совсем другое. И школа совершенно не обязана готовить к поступлению в вузы, тем более что их требования сильно отличаются друг от друга. Представьте, в выпускном классе три человека поступают в МГЛУ (пишут диктант), четверо — в МГУ (сочинение) и семь-восемь — в МИФИ (тест).

3 стр., 1014 слов

«Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к ...

... и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий ребят, часто принята на вооружение в роли одного из средств увеличения уровня подготовки ребенка к школе, но нужно освоить ...

Как в такой ситуации должен поступить учитель? Он сделал главное — заложил базу грамотности в средних классах, а надстраивать ее нужно самим.

Готовы вы к экзамену или нет? Маленький тест по синтаксису можете пройти прямо сейчас. В двух приведенных предложениях должно быть 20 запятых, два двоеточия, два тире и одна точка с запятой.

Утомленный долгой дорогой отвел Григорий коня в конюшню и как во сне поплелся на сеновал спать хотелось безумно однако прошло наверное не менее получаса а сон как назло не шел и не шел потому что проклятые мысли не оставляли молодца и недавние события тревожа все проносились в голове. Измученный он постоянно менял позу и накрывался с головой и даже пытался считать овец ничего не помогало и все вокруг прошлогоднее сено старая одежда и дырявая крыша стало вызывать раздражение смешанное пожалуй с желанием поговорить с самим собой что мол брат не спится?

Надиктуйте текст на магнитофон, а потом попробуйте под свою же диктовку его написать — это поможет вам почувствовать себя в роли абитуриента.

Для подготовки к диктанту и изложению лучше выбирать учебник, где больше упражнений, а не теории.

Шаг третий: разведка боем

Понятно, что язык, даже родной, не освоишь за два-три месяца. Многие вузы проводят для подшефных школ контрольно-диагностические работы, приближенные по уровню и требованиям к экзаменационным. А если вы учитесь в другой школе, и понравившийся вуз не шефствует над вами? Серьезные институты (не однодневки!) пошли и здесь навстречу абитуриенту. Они проводят тренинги, обстановка на которых бывает суровее, чем на вступительных экзаменах . Ваша задача — всего лишь узнать телефон приемной комиссии, позвонить и сказать: «Я хочу проверить свои знания. Как это можно сделать в вашем вузе?» Обычно после тренинга проходит разбор работ. И это самое ценное: вы увидите не только пробелы в своих знаниях, но и поймете, как оцениваются работы, сможете прикинуть количество баллов, которые требуется набрать для того, чтобы пройти по конкурсу. Недостатки такого способа: все тренинги платные (от 400-600 руб. за один предмет) и нет индивидуального разбора ошибок.

Можно еще посоветовать взять разовую консультацию у хорошего репетитора — здесь-то с вами повозятся по полной программе! Вы узнаете о себе и своих знаниях много нового и интересного, а иногда вас ждут потрясающие открытия. Вспомните все темы, которые когда-то пропустили, и те, которые не поняли и оставили «на потом» — словом, получите за деньги родителей массу удовольствия. Недостатки такого способа: подобные «смотрины» недешевы (от 700 руб. до 1100 руб. за час), и к хорошим репетиторам трудно попасть.

Полезные советы

  1. Как вы обычно изучаете или повторяете предмет? Берете хороший учебник и главу за главой прочитываете, затем наступает очередь упражнений. На самом деле русский язык лучше начать повторять с синтаксиса. Попутно все равно будете писать слова, а умение видеть предложение в целом сразу выведет вас на новый уровень владения языком.
  2. Используйте разные способы подготовки к экзамену по русскому: развешивайте бумажки с трудными словами по квартире, переписывайте отрывки из классических художественных произведений.
  3. Научитесь правильно оформлять свои работы. Проверять вас будет человек, слегка помешанный на чистописании. Четкий почерк, полное написание слов, постановка точек над «ё», правильные переносы. Есть масса вещей, которые покажут проверяющему, что вы уважаете предмет, любите русский язык, трепетно к нему относитесь. И это обернется в вашу пользу.

Книги, без которых вам не обойтись

Нет ничего удивительного в том, что абитуриенты допускают много ошибок на экзамене по русскому языку. В школьном расписании 10-11 классов русского вы не найдете. Многое забывается, вылетает из головы. Чтобы успешно подготовиться, нужно заниматься по учебникам и дидактическим материалам, одобренным и рекомендованным Министерством образования и науки.

13 стр., 6351 слов

Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений ...

... классификация вводных слов; изучение вставных конструкций; тектоориентированный подход в современной школе на уроках русского языка; анализ содержания обучения русского языка; - модель урока изучения. Теоретические методы : изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы, ...

  • 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для исполнения. Под редакцией П.А. Леконта. — М., Дрофа, 1999. Обратите особое внимание на разделы: фонетика, графика, морфемы.
  • Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы. — М., Просвещение, 1989. Хорошо проработаны морфология и синтаксис.
  • Греков В.С. Пособие по русскому языку для старших классов. — М., Просвещение, 2000. По этой книге лучше изучать и повторять орфографию, пунктуацию.
  • Козловская Н.В. Сивакова Ю.И. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к ЕГЭ. — СПб., Невский проспект, 2004
  • Сборники контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ. Они помогут ознакомиться с форматом экзамена и постановкой вопросов.

Кратко обо всем

Диктант

  • Длится 1-2 часа.
  • Объем текста — 180-260 слов, включая служебные.
  • Текст художественный или публицистический. Практически без индивидуально-авторских знаков препинания.
  • Читается три раза: первый — полностью, второй — по предложениям и третий — целиком повторно. В престижных вузах текст диктуют через наушники, в вузах попроще — вживую, стоя перед абитуриентами.

Изложение

  • Длится 3 часа.
  • Объем текста — 400-450 слов.
  • Текст читается два раза. Первый — в замедленном темпе, при этом можно записывать на черновике опорную информацию. Второй — в обычном темпе речи.
  • Если в тексте есть имена собственные, даты, трудные иноязычные слова, архаизмы, преподаватели их пишут на доске.
  • Чтобы получить хорошую оценку, нужно изложить не менее 80% информации.
  • Иногда проводится изложение с элементами сочинения. Требуется ответить на вопрос, изложить свою точку зрения на проблему или написать свой вариант возможного развития событий. В некоторых вузах вместо творческого задания дается грамматическое.

Совет экзаменатора

Галина Жаронкина, председатель предметной комиссии по русскому языку Московского технического университета связи и информатики:

— Зачастую абитуриенты недостаточно серьезно относятся к изложению, считая его самой простой проверкой знаний, а напрасно. Как показывает практика, многие поступающие неверно передают прослушанный текст. В изложении не надо ничего додумывать, стараться уместить не вошедшие в заданный отрывок моменты произведения. Задача состоит в том, чтобы максимально точно воспроизвести текст. Желательно сохранить при этом авторский слог.

14 стр., 6799 слов

Роман Т. Толстой «Кысь» как текст, относящийся к русскому ...

... роман Т. Толстой «Кысь» как текст, относящийся к русскому постмодернизму. Объект исследовании: русский постмодернизм. Цель исследования: выявить особенности русского постмодернизма на примере романа Т. Толстой «Кысь». Задачи исследования: ... э» сказали французы. Франсуа Лиотар выступил с концепцией постмодернистского знания. В двух словах ее суть - «война целому» (именно так заканчивается его статья ...

Типичные ошибки, которые учитываются при оценке работ, можно разделить на три группы.

К стилистическим, Орфографические

синтаксис

Тест

  • Количество заданий и длительность тестирования каждый вуз определяет самостоятельно.

Совет экзаменатора

Иван Пугачев, профессор, председатель предметной комиссии по русскому языку Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий кафедрой русского языка инженерного факультета РУДН:

  • С какими трудностями сталкиваются абитуриенты?

применить теорию на практике

плохо знают языковые нормы

лексического значения слов

психологические аспекты