Подготовка к сочинению-рассуждению.9 класс

Урок в 9 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению. 15.3

Цели:

обучающие

развивающие

воспитательные

1.Организационный момент. Приветствие.

  • Здравствуйте, ребята!

2. Объявление темы и постановка целей .

— По окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, включающий в себя создание текста сочинения-рассуждения. Этот компонент экзамена творческий, наиболее сложный, но и дорогой. За содержательную часть сочинения можно получить 9 баллов.

В 2014-2015 учебном году задание в части С сформулировано таким образом:

Как Вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-

«Что такое ЧЕСТЬ»

данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)

один пример-

аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего

жизненного опыта.

не менее 70 слов

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то

такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

  • Сформулируйте тему нашего урока.

(Дети называют тему).

«Сочинение-рассуждение».

3. Актуализация знаний .

  • Наш урок станет важной ступенькой в освоении умения – создавать текст-рассуждение. Согласитесь, что оно является универсальным: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке.
  • Начнём работу с проверки ваших знаний.
  • Какие типы текста вам известны? (повествование, описание, рассуждение)
  • В теме нашего урока обозначено сочинение-рассуждение. Давайте повторим особенности этого типа текста. Вспомните, как выглядит его композиция?

Схема сочинения-рассуждения выглядит так:

  • Тезис

    8 стр., 3599 слов

    Конспект русского языка в 6 классе «Обучение сочинению-рассуждению ...

    ... Лингвистическое сочинение? (основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал) Слайд 10. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ... текста-рассуждения. Применять клише (скрепы) для написания рассуждения. Ход урока Организационный момент. (Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся, отметка отсутствующих.) — Здравствуйте, ребята! Садитесь. Это урок ...

  • Аргументация

  • Вывод

4.Работа с критериями оценивания и анализ текста

1 Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.

  • Перед тем, как приступить к объяснению написания сочинения, рассмотрим критерии оценивания этого вида работы. Посмотрите на слайд. При условии выполнения всех требований – есть шанс получить заветные 9 баллов.

2. Изучение и обсуждение критериев оценивания.

  • Есть вопросы?

3. Прочитаем текст.

  • (1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове ЧЕСТЬ.

    (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… После чести… Честь моя требует крови…».

    (7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее — завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

    (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель…

    (16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!

    (18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.

  • (По Д. Шеварову)

Вопросы по тексту:

1.Какова тема текста?

2 .В статье Д.Г. Шеварова приводится часть словарной статьи Толкового словаря Даля. Познакомьтесь с полным толкованием слова в указанном словаре, а также определите значение слова честь по другим словарям (С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова).

Выпишите ключевые слова в определениях. Какой вывод можно сделать, сравнив словарные статьи?

ЧЕСТЬ

  • 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека;
  • его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести).

    Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

    2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (поел.).

    Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьем-н. официальном авторитете, репутации;

  • ирон.).3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч. 4. Почет, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому-н. Ч. и слава героям! *

3.Определите, в каком значении употребляется слово честь в предложенном тексте.

6 стр., 2528 слов

Словарь языка А. Пушкина

... руководитель проекта О.Г. Ревзина), “Словарь русской поэзии XX века “Самовитое слово” (руководитель проекта В.П. Григорьев). Словарь языка А.С. Пушкина "Словарь языка Пушкина" представляет собой результат работы ... поскольку они нуждаются в тесном соприкосновении с текстами произведений Пушкина. Общим требованием всякого словаря языка Пушкина является включение в него решительно всего лексического ...

4.Найдите в тексте фразеологизмы со словом честь. Объясните их значение, в случае затруднения воспользуйтесь словарём.

5.Что означает метафорическое выражение “невольник чести” (см. лексическое значение слова невольник в толковом словаре).

6.Рассмотрим языковые особенности текста. Каждое слово Д. Г. Шеварова пронизано искренним уважением к личности А.С.Пушкина. С помощью каких синтаксических и лексических средств передаётся эмоциональное, неравнодушное отношение автора к поэту?

7.Перечитайте предложения 7–13. Подумайте, на какой оппозиции держится честь?

Что заставило А.С. Пушкина пойти на дуэль?

8.Как вы понимаете выражение «невольник чести».

9. Как вы понимаете выражение «звон упругой стали более не слышится нам в слове честь?

10.Почему в 19 веке слова честь и дуэль почти всегда стоят рядом? А сейчас?

11.Приведите примеры из текста, которыми бы вы доказали данное вами определение слову честь.

12.Приведите примеры из художественной литературы, где поднимается тема чести.(Пушкин «Капитанская дочка»,Лермонтов «Песня…..»)

5.Актуализация знаний.

  • Скажите, пожалуйста ,что вы напишите в первой части сочинения?(толкование слова честь и комментарий к данному определению)
  • Какие аргументы приведёте(предл.9-12,14-17)
  • Какой переход сделаете ко второй части?

1. Приведем доказательства этого.

2. Это можно доказать таким образом.

3. Почему? Вот почему.

4. Это можно объяснить так

  • Какой вывод у вас получиться должен?
  • Какие языковые средства вы знаете ,связывающие аргументы и вывод?

1. Обобщим сказанное.

2. Итак. Таким образом.

3. Следовательно.

4. В итоге мы пришли к выводу.

  • Итак, подведем итоги. Мы рассмотрели с вами, как писать сочинение 15.3,рассмотрели критерии оценивания.

6.Домашее задание.

  • Напишите сочинение-рассуждение на тему; «Что такое честь?»

5