Тема урока: «Комплексный анализ текста»., Цели и задачи:
-
подготовка к написанию сочинения – рассуждения;
-
развитие умений анализировать текст;
-
воспитание любви к русской культуре;
-
практическое использование навыков анализа текста в написании сочинения – рассуждения.
Оборудование:
-
портрет Н.В.Гоголя;
-
раздаточный материал: план-памятка «Комплексный анализ текста», текст для анализа «Читая Гоголя».
Ход урока.
-
Объявление целей и задач урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работу формированию навыков комплексного анализа текста. На первом уроке займемся комплексным анализом текста, а на втором вы должны будете написать сочинение – рассуждение по данному тексту. Это может быть рецензия, отзыв, эссе.
У вас на столах лежит текст С.Залыгина «Читая Гоголя». В тетрадях есть план комплексного анализа текста. В соответствии с этим планом мы и построим свою работу по анализу предложенного текста.
-
Работа над текстом.
Целью комплексного анализа текста, Создавая текст, автор стремится реализовать три цели:
-
поделиться с читателями своими мыслями;
-
сделать свою авторскую позицию эмоционально яркой и нравственно привлекательной;
-
учесть интересы адресата, сделать текст адресным.
В соответствии с этим он и выбирает ту сферу общения, в которой его мысль и авторская позиция будут успешно восприняты читателем.
Обучение сочинению «Анализ эпизода прозаического текста ...
... презентация. Подготовка к уроку Письменный сжатый пересказ главы (книга 3 глава 2 (5), план, название. Оформление доски Строение сочинения - рассуждения. Роль эпизода в тексте. Анализ эпизода из романа А.Н. ... Толстого "Пётр Первый". Ход урока I Мотивация познавательной ...
(О значимости Гоголя для русской и мировой литературы, о своей любви к Гоголю).
(Научно-популярная статья).
(Текст предназначен широкому кругу читателей, общеупотребительная лексика и терминология (литературное направление, реализм, романтизм, художественно-социологическое исследование).
(Тема – Гоголь. Тип речи – рассуждение. Тезис – Гоголь велик – является основной мыслью текста. Она предъявлена в первом предложении и является вступлением к тексту. Последнее предложение текста, которое можно рассматривать как заключение, содержит более широкую формулировку основной мысли).
Композиция
Вступление и заключение очень коротки, это делает текст энергичным, позволяет быстро включить читателя в содержание.
Основная композиционная линия украшена фигурой градации: 1-ый, 2-ой довод – нисходящая (мировая – русская), 2-ой, 3-ий доводы – восходящая (русская – всеобщая).
Работа над ИВС.
ТРОПЫ:
-
Эпитеты представлены скромно:
в зрелом, т.е. гоголевском произведении.
-
Метафоры есть, но их мало:
(3) таблица человеческих характеров,
(4) он рассматривает… свойство человека,
(2,12,14).
Метафоры подчеркивают мысль о напряженности творческих поисков Гоголя.
-
Развернутые метафоры:
(2) «…тот язык мира, на котором человек познает человечество».
лексического повтора
-
Сравнения:
3,6,7,22 предложения – Гоголь сопоставляется с великими именами мирового масштаба.
(8) «Бросим взгляд на его творчество в целом» — эта фраза готовит к вопросно-ответному ходу во 2 части текста.
ФИГУРЫ РЕЧИ:
фигура повтора
-
Синтаксический параллелизм (9 – 21) имитирует диалог. Назывные предложения в «репликах» делают этот диалог энергичным.
-
Анафора в сочетании с парцелляцией (6, 7) делает этот фрагмент значимым.
-
Уже отмечался лексический повтор (2).
Встречаем его еще в предложениях 1,3,9,12,14.
-
С помощью инверсии (12,14,15) автор добивается динамичности своего рассуждения и доверительной интонации.
Итак, авторский замысел таков:
-
внешне привычная мысль: «Гоголь велик» донесена четко, просто и в то же время авторитетно, лаконично, емко, энергично;
-
авторская позиция (восхищение Гоголем) приглушена, не навязывается, но ощущается в тексте;
3 стр., 1472 словНаучно-исследовательская работа : «Влияние музыки на человека»
... проведено множество интересных исследований влияния музыки на человека. 2.2 Влияние музыки на развитие детей. Сегодня ученые утверждают, ... профессор Эмото Масару проводил эксперименты по воздействию на воду различной музыки, положительных и негативных высказываний. (Слайд ... Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости. Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, ...
-
надеясь на эрудицию читателей, автор увлекает его игрой своей мысли и убеждает в значимости Гоголя в мировой литературе и в необходимости чтения его произведений.
-
Подготовка к сочинению.
Вступление, В заключении, Образцы вступлений:
Н.В.Гоголь оставил огромное литературное наследие, о котором много писалось и говорилось. Кажется, трудно добавить к сказанному что-то новое, но вот блестящая научно-популярная статья С.Залыгина раскрывает нам Гоголя с новой стороны.
Автор статьи С.Залыгин обращается к творчеству Н.В.Гоголя и заставляет нас задуматься о роли великого писателя в мировой литературе, о его влиянии на возникновение современных направлений: реализма, бытописания.
Кто из нас не испытывал в минуты душевной смуты потребности обратиться за советом к хорошей книге? Для меня такими книгами являются произведения Н.В.Гоголя. Зачитываясь его творениями, я не отдавала себе отчета, что Гоголь «был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений». Понять это мне помогла научно-популярная статья С.Залыгина.