На лингвистическую тему: содержательный аспект

Сочинение

г. Новокузнецк, Российская Федерация

СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ (ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)

В структуре общего государственного экзамена по русскому языку в 9 классе сочинение на лингвистическую тему (задание 15.1) является важной составляющей наряду с сочинением, связанным с анализом содержания предложенного текста (задание 15.2), и с сочинением на морально-этическую тему (задание 15.3) [3].

Среди трех предложенных вариантов заданий первый является наиболее сложным как для обучающихся в плане осмысления и выполнения, так и для педагогов в плане подготовки, что и определяет актуальность данной работы.

При выполнении задания 15.1 в задачу учащихся входит объяснить смысл высказывания, связанного с каким-либо языковым явлением, и привести два аргумента из предложенного выше текста для подтверждения данного высказывания.

Наша цель – представить систему подготовки к созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Данная система может быть использована учителями-словесниками, а также самими обучающимися в качестве самостоятельной работы в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку наряду с основными учебно-методическими пособиями, посвященными сочинению на лингвистическую тему [1, 2].

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему ведется в формальном и содержательном аспектах. Формальный аспект подготовки связан с усвоением композиции сочинения, его языкового оформления. Содержательный аспект связан с объяснением смысла приведенного высказывания и подбором аргументов. Для того чтобы ученикам было проще ориентироваться в большом количестве различных высказываний на лингвистическую тему, мы предлагаем разделить эти высказывания на четыре основные группы, которые различаются по ключевым словам и понятиям. Представляем данную классификацию в таблице 1.

Таблица 1. Основные типы высказываний на лингвистическую тему.

№№

Ключевые слова высказывания

Основные понятия

Примерный шаблон тезиса

Аргументы

1

Лексика, словарь, словарный состав языка речь героев

Слова, выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, фразеологизмы, гиперболы, синонимы и др.)

С помощью языка (метафор, эпитетов, фразеологизмов и т.п.) можно ярко и точно передать чувства человека, его отношение к миру, особенности характера, красоту природы и т.п. (выбрать нужное)

Два аргумента из лексики

2

Грамматика

Форма слова, синтаксис, словосочетания, предложения, синтаксические конструкции

Чтобы верно и точно выразить мысль (передать смысл), построить высказывание, важно связать слова между собой, употребить нужную форму слова, нужную синтаксическую конструкцию.

Аргументы по видам предложений:

Односоставные, неполные, с обособленными и однородными членами, с вводными словами; виды сложных предложений.

Или

Аргументы по видам связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

Или

Аргументы по форме слова (падеж, число, лицо, время и т.п.).

3

Грамматика + лексика

Слова + формы слова и синтаксические конструкции

С помощью языка (метафор, эпитетов, фразеологизмов, речи героев и т.п.) можно ярко и точно передать чувства человека, его отношение к миру, особенности характера, красоту природы и т.п. (выбрать нужное).

В то же время, чтобы верно выразить мысль, построить высказывание, важно связать слова между собой, употребить нужную форму слова, нужную синтаксическую конструкцию.

Аргумент 1 : из лексики

Аргумент 2 : виды предложений, словосочетаний

4

Пунктуация

Знаки препинания, функции знаков препинания (структурная, смысловая, интонационная); разделительная и выделительнаяфункции запятой, двоеточия, тире и т.п.

Каждый знак препинания (запятая, тире, двоеточие, многоточие и др.) значим, выполняет ряд функций: смысловую, структурную, интонационную.

Два аргумента на различные функции одного знака препинания (если говорится о конкретном знаке)

Или (если говорится о пунктуации в целом)

Аргумент 1 : один знак препинания

Аргумент 2 : другой знак препинания

Однако сложность подготовки заключается в том, что существует большое количество высказываний, которые по своему содержанию не соотносятся ни с одной из указанных разновидностей. Поэтому на протяжении всего учебного года в 9 классе необходимо вести систематическую работу, связанную с анализом различных высказываний, представляющих то или иное лингвистическое явление. Примерный образец такой работы представлен в таблице 2.

Таблица 2. Высказывания, не относящиеся к основным содержательным типам: тезис и аргументы.

№№

Высказывание

Примерный тезис

Аргументы

1

Орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях (Л. В. Щерба)

Выделяются три принципа русской орфографии, обеспечивающие её устойчивость: фонематический, фонетический и исторический.

1) Приставки на З-С: выражение фонетического принципа орфографии.

2) Безударная проверяемая гласная в корне – выражение фонематического принципа орфографии.

2

В разнообразии приставок таится разнообразие смысла (К.И. Чуковский)

Каждая морфема (приставка, суффикс) имеет свой особый смысл, помогает выразить лексическое значение слова.

1) В слове «поднять» приставка выражает значение «движение вверх».

2) В слове «прибежать» приставка имеет значение «приближение».

3

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, предложение. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу (М.В. Панов)

Язык представляет собой систему: из звуков строятся морфемы, из морфем – слова, из слов образуются словосочетания и предложения. Каждая единица значима, участвует в выражении смысла.

1) В слове «испугалась» постфикс «сь» выражает значение «действие, направленное на самого себя».

2) Слова «рыжий» и «кот» образуют словосочетание с видом связи согласование.

Таким образом, система подготовки к написанию сочинения на лингвистическую тему в содержательном аспекте включает следующие этапы:

1) усвоение особенностей основных четырех смысловых типов высказывания, отработка умения соотносить конкретное высказывание с определенным типом; 2) работа над языковыми понятиями, не относящимися к содержанию основных типов высказываний: составление таблицы «нестандартных» высказываний.

На каждом этапе также параллельно ведется практическая работа по созданию сочинений по различным высказываниям (не реже одного раза в две недели, последние два месяца подготовки – каждую неделю).

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/argumentyi-k-sochineniyu-na-lingvisticheskuyu-temu/

1. Амелина, Е.В. Русский язык. Готовимся к ОГЭ / Е.В. Амелина. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 192 с.

2. Егораева, Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Практикум по русскому языку. Выполнение заданий части 3. Сочинение на лингвистическую тему / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 142 с.

3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 240 с.

© Ю.В. Косицина, А.Н. Косицин, 2015

Адрес публикации: