По известному заранее высказыванию лингвиста Степанова. ! В 2013 году в задании С2 в каждом

Сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова. ! В 2013 году в — страница №2/4

По известному заранее высказыванию лингвиста Степанова. ! В 2013 году в задании С2 в каждом 1

ЗАДАНИЕ С2.1

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова

«Словарь языка свидетельствует, о

чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите

Приводя примеры, указывайте

цитирование.

Вы можете писать работу

тему на лингвистическом материале.

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём

Сочинение пишите

СОЧИНЕНИЕ (образец №1)

Автор — Кузнецова Наталья.

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — утверждал лингвист Г. Степанов.

Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.

Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.

Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

СОЧИНЕНИЕ (образец №2)

Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» г. Братска «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», — писал известный лингвист Г. Степанов. Докажем это на примерах из произведения. М. Горького.

2 стр., 709 слов

II этап подготовки к 4-му Международному конкурсу сочинений на английском языке

... Уровень C. Прочее. 6. Во вторую строку впишите название сочинения на английском языке, жирным шрифтом, разместите по центру. 7. Начиная с третьей ... английским языком или связывать языковый уровень с объемом сочинения. Это может дать противоположный результат при проверке сочинения носителями языка. Зарегистрироваться, Оформите свой профиль на сайте Заполните поля, необходимые для участника конкурса: ...

В данном тексте писатель знакомит нас с героем по имени Хорошее Дело. Бабушкины сказки оказывают на него сильное впечатление, и автор, передавая волнение героя, использует предложения с однородными членами № 13, № 14, № 18.

Сопереживая герою, рассказывая о его чувствах, автор использует слова в переносном значении (метафоры): «опрокинулось его лицо», «вскипит в душе».

Эти грамматические и лексические средства помогают создать образ героя, искреннего, доброго, одинокого человека. ( 77-78 слов)

ЗАДАНИЕ С2.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста: «И меня потянуло к нему».

Приведите в сочинении

Приводя примеры, указывайте

Объём сочинения должен составлять

СОЧИНЕНИЕ

Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ

«СОШ № 3» г. Братска.

Я понимаю смысл предложения «И меня потянуло к нему» так:

автору Хорошее Дело стал очень интересен, потому что он был

искренний, чувствительный, впечатлительный человек.

Он очень волнуется, слушая рассказ бабушки, что

подтверждается в предложениях № 13. № 14, № 17 .

Сам рассказчик такой же чувствительный. После ухода

Хорошего Дела он пишет, что «стало грустно; какое-то уныние щемило

сердце», «было жалко его», «помнились его утонувшие глаза».

А ещё Хорошее Дело, как и рассказчик, был «страшно один»

(предложения № 24, № 27).

Автора «потянуло к нему», так как он почувствовал родственную

душу.

Источник здесь

____________________________________________________

С2.1 Образец № 8

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — утверждал лингвист Г. Степанов.

Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.

Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.

Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

Автор Кузнецова Наталья

С2.1 Образец № 7

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

Так в первой части предложения 30 «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило ее до неузнаваемости», нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность.

4 стр., 1573 слов

Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают

... (предложение 16). Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел. Пример 3 «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г. Степанов. Известный ...

Интересно предложение 30 и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт преображения собаки, то во втором – подводится его итог .

Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (112 слов)

Автор Настя

По мнению учителя Бенделевой Любови Михайловны (Тетеркиной)

С2.1 Образец № 6

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические — придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.

К примеру, использование контекстуальных синонимов («мужчина лет тридцати» и «приезжий» из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии. А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).

Бузина Е.В.

С2.1 Образец № 5

Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?

«Словарь языка» — это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.

В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9).

Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.

Беспалова Т.В.

Слово — одежда всех мыслей и фактов

Этими словами М. Горький указал на обязательную связь между формой и содержанием высказывания, словом и его значением. Такую «одежду» необходимо подбирать «по мерке» и «со вкусом».

В литературном языке за отдельными словами закрепляются вполне определенные значения. Говорить и писать точно — это значит сохранять те значения, которые в языке установились. Источник здесь

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/napishiterassujdenie-prinyav-v-kachestve-tezisa-slova-stepanova/

Тезис вполне уместно использовать в сочинении на экзамене.

Тезис к сочинению (С2.1)

академик Г.В. Степанов.

«А, и ты иногда страдаешь что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и даётся лишь избранным, дурак всегда доволен всем, что сказал». Сказано сильно, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень ёмко. О том, что мысль крепко-накрепко связана. со словами, что выразить её в слове дело нелёгкое, требующее усилий, мучительных поисков наилучшего выражения.

5 стр., 2216 слов

Язык как выразитель духовной культуры человека

... слова. Образование, наука, искусство, театр, бытовая культура связанные с языковым воспитанием. Все сферы общественной жизни охватывает язык. Понятие материальной и духовной культуры формируются в национальном языке, причем человек ... времени возникновения науки о языке можно говорить и о составную часть правоведения - культуру речи. Ведь при создании словарей , грамматик, толкований текстов, всегда ...

С2.1 Образец № 4

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к высокой лексике: «В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу…» Буквально через несколько предложений И.Бунин уже использует экспрессивно окрашенное слово: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, которые позволяют ярче описать речевую ситуацию.

Автор

С2.1 Образец № 3

Я зык — это сложная многоуровневая система, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный состав языка) отображает представления человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.

Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом бабуля ( морфемы, как известно, относятся к лексическим явлениям языка — прим. ред.). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложение существительное бабуля ещё является обращением (названо грамматическое явление). Оно употреблено в форме именительного падежа и выделено запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные признаки обращения). Так знание грамматики помогает понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).

(Автор Борисов Сергей Александрович — интернет-портал ProШколу.ru)

С2.1 Образец № 2

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику («трус несчастный») и разговорные слова (» пикни», «устроим»), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

12 стр., 5703 слов

На лингвистическую тему ? , основным содержанием такого сочинения ...

... Грамматика – наука о языке, которая состоит из двух разделов – морфологии и синтаксиса. - Грамматика – это грамматический строй языка. - Какова роль грамматика в речи? Грамматика изучает свойства слов и их изменения. Грамматика ... необходимо писать сочинение на лингвистическую тему? Цель ... слов в предложении: наиболее важное слово чаще всего ставится в конце предложения - Задание: Распределите слова и ...

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, включающий в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово «пожалуйста» употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова «должны» (предложение № 19).

Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность., С2.1 Образец № 1

Итак, попробуем создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) по фрагменту повести В. Железникова «Чучело» (примеры лексических явлений из этого текста здесь , грамматических — здесь ).

Частью оно будет компилятивным, то есть мы позаимствуем некоторые высказывания из опубликованных работ. Строго говоря. это плагиат, однако если вы на экзамене вспомните и уместно воспроизведёте в своем сочинении речевые клише и обороты, заучить которые вам предлагал учитель или вы нашли их в многочисленных рекомендациях по подготовке к ГИА и запомнили, эксперты, думаю, во время проверки работы придираться к этому не станут и балл за это не снизят. Главное — необходимо, чтобы приводимые примеры-аргументы соответствовали тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – утверждает известный лингвист Г. Степанов. С этим высказыванием нельзя не согласиться. Словарь языка — это его лексический состав. Слова необходимы для того, чтобы назвать предмет, описать его. Люди бережно хранят их. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек. Слов, имеющих одинаковое или близкое значение, в русском языке много. Грамотность, чувство языка проявляется в том, как человек умеет выбрать из ряда слов самое нужное, передающее в точности и образно его мысли и чувства. Докажем это на примере из текста В. Железникова.

жертвенница

Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использования синтаксических конструкций, в которые должны будут «вложены» нужные слова. Приведём пример грамматического явления из рассматриваемого текста.

12 стр., 5968 слов

Сочинение осень на азербайджанском языке

... Жаңалықтар Материал қосу ZHARAR » RU » Сборник сочинений » Сочинение: Осень, Осень наступила, Золотая осень, Почему мне нравится осень Сочинение на тему Осень наступила Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее ...

обращение Елена

Таким образом, мы доказали истинность тезиса известного российского филолога, профессора, академика АН СССР Г.В. Степанова (1919-1986) о значении лексики и грамматики в языке.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013

Обновление от 10.11.2012

Напоминаю, что в 2013 году планируются изменения в части С2 экзаменационного теста.

До 2012 года выпускникам предлагалось 2 варианта сочинения: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С2.2), из которых девятиклассник должен был выбрать только один.

! В проекте демоверсии 2013 задание С2.2 отсутствует. Но не будем делать поспешных выводов, дождёмся утверждения проекта.

Если проект всё-таки утвердят, то все выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась. В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.

! В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут

Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

! Данная информация оглашению не подлежит.

Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.

в другой статье.

Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

 о богатстве, выразительности, точности русской речи;

  •  о средствах выражения мыслей;
  •  о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  •  о взаимосвязи лексики и грамматики;
  •  о роли синтаксиса в человеческом общении;
  •  о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

следующая страница >>